СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА по дисциплине "Обществознание" по теме "СОВРЕМЕННЫЕ ВОЙНЫ И ИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ УРОКА способствовать полному пониманию причин и последствий войны, террористических актов; развивать чувство толерантности по отношению к другим людям и нациям, способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся; восприятию и первичному усвоению учебного материала; развитию навыков анализа ситуаций запоминание основных фактов, понятий, терминов; развить умения работы с  терминами; учебно-организационные  и учебно-интеллектуальные умения и навыки, работы с дополнительными источниками информации.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА по дисциплине "Обществознание" по теме "СОВРЕМЕННЫЕ ВОЙНЫ И ИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"»

Урок № 18


Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Тема 1.2. Общество как сложная система

Тема урока: Современные войны и их опасность для человечества


Рассмотрим следующие вопросы:

1. Современные войны, их опасность для человечества.

2. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.


Цели:

Образовательная: рассмотреть такие понятия как «война», «терроризм», «террор», «диверсия»; негативные и позитивные последствия войн; сформировать целостное представление о терроризме как общественно опасном, угрожающем явлении современного мира; сформировать у обучающихся понятия «военная опасность» и «военная угроза» и их влияние на человечество.

Развивающая: способствовать полному пониманию причин и последствий войны, террористических актов; развивать чувство толерантности по отношению к другим людям и нациям, способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся; восприятию и первичному усвоению учебного материала; развитию навыков анализа ситуаций запоминание основных фактов, понятий, терминов; развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, работы с дополнительными источниками информации.

Воспитательная: создать условия для развития мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей обучающихся, воспитать у обучающихся понятие того, что война никого не оставляет равнодушным, она потрясает до основания психику человека, жизнь людей и целых народов, устои общества, а проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками, порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами.

Оборудование:

1. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. «Обществознание» 10 класс.

учебник.- М.: Просвещение, 2014. – 350 с.

Бегенеева Т. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Тип урока: комбинированный урок


Ход урока


I. Организационный момент


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся

1. Оглашение темы цели задачи урока

2. Актуализация опорных знаний:

III. Изучение нового материала


Мы должны быть достаточно сильны, чтобы выиграть войну, и достаточно мудры, чтобы ее избежать.

Линдон Джонсон

1. Современные войны, их опасность для человечества


Слово преподавателя

Как правило, война имеет средством навязывание оппоненту своей воли. Один субъект политики пытается силой изменить поведение другого, заставить его отказаться от своей свободы, идеологии, от прав на собственность, отдать ресурсы: территорию, акваторию и другое.

«Война есть продолжение политики иными, насильственными средствами».

Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. В этом смысле война — это организованное вооружённое насилие, целью которого является достижение политических целей. Тотальная война — это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне являются вооружённые силы (армия, авиация и флот).

Конспект

Война — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны — собственное выживание или уничтожение противника.

Основная причина возникновения войн — стремление политических сил использовать вооружённую борьбу для достижения различных внешне- и внутриполитических целей.

По своему масштабу войны делятся на мировые и локальные (конфликты).

Важное значение имеет также деление войн на «внешние» (external warfare) и «внутренние» (internal warfare).

Виды войн:

Воздушная война

Морская война

Локальная война

Ядерная война

Колониальная война

Малая война

Информационная война

Холодная война

Сетецентрическая война

Слово преподавателя

До XIX века войны имели сравнительно узкую экономическую базу и велись, как правило, немногочисленными профессиональными армиями. Со второй половины XIX века и особенно с XX века войны требуют громадного напряжения экономики воюющих сторон и втягивают в длительную борьбу многомиллионные массы народа. В военном конфликте участвует много стран, тем самым превращая войну в мировую войну. В Первой мировой войне участвовало свыше 70 миллионов человек, во Второй мировой войне — около 110 миллионов.


Беседа с обучающимися

Роль войны в человеческом обществе оценивается неоднозначно.

Конспект

К негативным последствиям войн, помимо гибели людей, можно отнести тот комплекс, который обозначается как гуманитарная катастрофа: голод, эпидемии.

Беседа с обучающимис

Современные глобальные войны связаны с огромными людскими и материальными потерями, с небывалыми прежде разрушениями и бедствиями. Например, потери в войнах европейских стран (убитые и умершие от ран и болезней) составили: в XVII веке — 3,3 миллиона человек, в XVIII веке — 5,4, в XIX и начале XX веков (до Первой мировой войны) — 5,7, в Первой мировой войне — свыше 9, во Второй мировой войне (включая погибших в нацистских концлагерях) — свыше 50 миллионов человек.

Конспект

К позитивным последствиям войн относят:

  • обмен информацией (благодаря Таласской битве арабы узнали у китайцев секрет изготовления бумаги), всплеск научно-технических открытий, а также снятие противоречий (война как диалектический момент отрицания у Гегеля).

  • война возвращает в человеческий социум биологический отбор, когда потомство оставляет наиболее приспособленных к выживанию, поскольку в обычных условиях человеческого сообщества действие законов биологии при выборе партнёра сильно ослабляется.

  • на время военных действий снимаются все запреты, которые налагаются на человека в обществе в обычное время. Как следствие, войну можно рассматривать как способ и метод снятия психологического напряжения в рамках целого социума.

  • страх перед навязыванием чужой воли, страх перед лицом опасности является исключительным стимулом к техническому прогрессу. Неслучайно многие новинки изобретаются и появляются сначала для военных нужд и лишь потом находят своё применение в мирной жизни.

  • оздоровление международных отношений на высшем уровне и обращение мирового сообщества к таким ценностям как человеческая жизнь, мир и прочее в поствоенный период.

Беседа с обучающимися

Каждая эпоха в военной истории человечества имеет свою технологическую и политическую специфику. Войны ХХ века были вооруженными конфликтами глобальных масштабов. В этих конфликтах участвовали практически все крупные индустриальные державы.

ХХ столетие открылось войной между «столпами» тогдашнего мирового порядка, а завершилось серией этнических конфликтов, вспыхнувших в результате распада СССР и Югославии. Начало «военно-политического» XXI века ознаменовалось террористической атакой на США 11 сентября 2001 года. Новое столетие началось под знаком глобализации всех сфер жизни, в том числе и сферы безопасности. Зона стабильного мира, которая включает Северную Америку, страны Европейского союза и НАТО, Японию, Австралию, большую часть Латинской Америки, Россию, Китай, Индию, Украину, Казахстан, Белоруссию, ЮАР и некоторые другие страны, расширилась. Но на нее все сильнее воздействует зона дефицита безопасности (Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, большая часть Африки и Юго-Восточная Азия, Кавказ и Балканы); эта зона теперь еще менее стабильна. Войны XXI столетия (во всяком случае, его первой четверти) — это межцивилизационные войны. Речь идет о столкновении западной цивилизации с ее непримиримыми врагами, отвергающими все ее ценности и достижения. США в Ираке и Афганистане, Россия на Северном Кавказе (а в будущем, не исключено, — и в Центральной Азии), Израиль в своем противостоянии с палестинскими экстремистами ведут войны с противником, который не опирается на государство, не располагает определенной территорией и населением и который думает и действует иначе, чем современные государства. Наступила эпоха асимметричных войн. Гражданская война внутри мусульманских обществ является специфической частью этих войн.

В первой четверти XXI столетия главной причиной войн и конфликтов в мире по-прежнему остаются противоречия, порождаемые модернизацией стран Ближнего и Среднего Востока. Деятельность Усамы бен Ладена, Аль-Каиды, та либов, Исламского движения Туркестана и пр. — это прежде всего реакция на растущую вовлеченность Ближнего и Среднего Востока в глобальные процессы. Сознавая общую отсталость арабо-мусульманского мира, его экономическую неконкурентоспособность и в то же время — зависимость Запада от ближневосточной нефти, реакционеры стремятся дискредитировать правящие режимы стран региона, объявив их пособниками Запада, свергнуть их под исламистскими лозунгами и, захватив власть, установить новый порядок (халифат). Наряду с угрозой, исходящей от исламистов-экстремистов, опасность представляют попытки некоторых режимов данного региона получить доступ к ядерному оружию. Эти две политические тенденции и определяют основное содержание проблемы военной безопасности в сегодняшнем мире и в обозримом будущем (ближайшие 15–20 лет).

Опасность войн для человечества

Война представляет сложное социально-политическое явление, оказывающее мощное влияние не только на судьбы людей, отдельных народов, но и на судьбы всего мира. В результате войн различного масштаба и интенсивности гибнут массы людей, уничтожаются огромные материальные ценности, одни государства разрушаются, другие поднимаются, которые потом распадаются, под ударами на первый взгляд не очень могущественных сил.

Война ни кого не оставляет равнодушным, она потрясает до основания психику человека, жизнь людей и целых народов, устои общества, а всем участвующим в ней несет новые условия существования. Но все поражения, равно как и все победы, являются следствием деятельности людей вооруженных не только оружием, но и знаниями о войне, готовых и умеющих защитить свою страну.

Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации

Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией (Приднестровье, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия). Существующая система международной безопасности, не обеспечивает равной безопасности всех государств. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются.

Конспект

Военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы.

Основные внешние опасности:

  • стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

  • попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

  • развертывание воинских контингентов иностранных государств на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств. В своем стремлении на Восток НАТО действует целенаправленно и методично. В скором времени базы Альянса появятся в Польше. Подписано соглашение об особых отношениях с формально независимыми скандинавскими странами - Швецией и Финляндией. А значит, на территории этих государств потенциально тоже могут быть размещены базы блока. Усиливается группировка войск НАТО в странах Прибалтики;

  • создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

  • территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

  • распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

  • нарушение международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

  • наличие очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;

  • распространение международного терроризма;

  • возникновение очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

Основные внутренние военные опасности:

  • попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

  • подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

  • дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства, сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы.


Основные военные угрозы:

  • резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

  • воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

  • создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

  • демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

  • активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления на работу в условиях военного времени.

Современная война может быть:

  • по военно-политическим целям - справедливой (не противоречащей Уставу ООН, имеющая цель отстоять суверенитет, независимость, территориальную целостность своего государства, свободу и единство своего народа, право распоряжаться своими источниками сырья, установление равноправных международных отношений, сохранение национальных культурных ценностей и т.д.);

  • несправедливой (противоречащей Уставу ООН, имеющая целью захват чужой территории, чужих источников сырья, порабощение другого народа, подчинение другого государства и т.д.);

  • по применяемым средствам - с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения;

  • с применением только обычных средств поражения;

  • по масштабам - локальной, региональной, крупномасштабной.

  • локальная война - война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие);

  • региональная война - война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели;

  • крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников;

Современное государство может считаться сильным, если оно имеет современные вооруженные силы, развитую национальную экономику, устойчивую финансовую систему, граждан, имеющих достаточно высокий уровень материального благосостояния и желающих строить свою жизнь, не прельщаясь зарубежными образцами, а также верных союзников и друзей за рубежом.


2. Терроризм

как важнейшая угроза современной цивилизации

Слово преподавателя

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости.

Конспект

Терроризм - это любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, а так же один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Суть терроризма – насилие с целью устрашения.

Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации.

Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения.

Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Слово преподавателя

Проявление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.

Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием террора.

Террор – способ управления обществом посредством превентивного устрашения.

К этому способу политического действия могут прибегать как государство, так и организации (или силы) ставящие перед собой политические цели. Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости от характера субъекта террористического действия, обозначалась общим понятием террор. В 1970–1980-х сложилось терминологическое различение террора и терроризма. Сегодня «террор» трактуется как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом либо к диссидентам и оппозиции. «Терроризм» – практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями.

Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников власти. Важно подчеркнуть, террор– политика превентивного насилия и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких случаях, как иностранное завоевание, или социальная революция, или утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями – то есть всякий раз, когда политическая реальность изменяется радикально, и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной части общества – в арсенале политических стратегий новой власти лежит политика террора.

Обязательное условие терроризма – резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.

Это отличает террористический акт от таких близких явлений, как диверсия или политическое убийство. Диверсия – силовая акция подрывного характера осуществляемая спецслужбами государства. Диверсия ценна непосредственным уроном противнику, общественный резонанс операции не интересует диверсанта и даже опасен. В идеале диверсия имитирует техногенную катастрофу, несчастный случай или силовую акцию, совершенную другой силой. Такие диверсии, как политические убийства, совершенные спецслужбами, реальные исполнители предпочитают сваливать на ложных виновных.

Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.

Терроризм представляет собой наиболее опасный (по критерию вложенные ресурсы полученный результат) способ политической дестабилизации общества. Такие способы дестабилизации как военная интервенция, восстание, развязывание гражданской войны, массовые беспорядки, всеобщая забастовка и др. требуют значительных ресурсов и предполагают широкую массовую поддержку тех сил, которые заинтересованы в дестабилизации. Для разворачивания кампании террористических актов достаточно поддержки дела террористов сравнительно узким слоем общества, небольшой группой согласных на все крайних радикалов и скромных организационно-технических ресурсов. Терроризм подрывает власть и разрушает политическую систему государства. Юристы относят террористические действия к категории «преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства».

Согласно общему мнению правоведов, терроризм в любых своих формах является наиболее общественно опасным из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством (в санкциях статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступление террористического характера, должно быть самое суровое наказание, из всех видов наказаний предусмотренных уголовным законом).


Беседа с обучающимися

«Терроризм не есть нечто беспричинное или нечто коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это — явление социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей».

Конспект

Борьба с терроризмом

Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную»

«Консервативная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов — выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.).

«Прогрессивная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.

Слово преподавателя

Международный терроризм является одной из наиболее опасных угроз современной цивилизации. Пути искоренения этого явления еще определяются международным сообществом, хотя уже сейчас делается многое. Масштабы распространения терроризма приняли такой характер, что ни одна страна мира не имеет полной гарантии от совершения на ее территории террористических актов. В связи с этим наряду с самыми эффективными внутренними мерами, направленными на предотвращение террористической деятельности, необходимо рассматривать эту проблему как имеющую глобальный характер и соответственно строить стратегию борьбы с ней. Без самого тесного международного сотрудничества, направленного на комплексное солидарное противодействие всех субъектов международной жизни новым угрозам и вызовам, будущее человечества вряд ли сможет соответствовать нашим ожиданиям.


IV. Закрепление полученных знаний


1. Что называют войной?

2. Какие бывают войны?

3. Назовите позитивные последствия войны.

4. Назовите негативные последствия войны.

5. Что называют военной опасностью?

6. Назовите внешние опасности войны.

7. Назовите внутренние опасности войны.

8. Что называют военной угрозой, и назовите основные из них.

9. Какой может быть современная война?

10. Что такое терроризм и в чем его суть?

11. Что является объектом и субъектом терроризма?

12. Что называют террором?

13. Что такое диверсия?

14. Назовите методы борьбы с терроризмом.


V. Подведение итогов урока


Домашнее задание

1. Выучите записи в тетради.

2. Подготовить презентацию на тему «Наиболее известные террористические акты нашего времени»

3. В УК РФ найти статьи, относящиеся к терроризму и выписать их в тетрадь.

4. Подготовиться к контрольной работе





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!