СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА по дисциплине "Обществознание" по теме "ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока формирование у обучающихся понятия «факторы производства», «труд», «земля», «капитал», «предпринимательство», «разделение труда», «специализация», «обмен»  рассмотреть главные вопросы темы: какие факторы производства необходимы для того, чтобы начать процесс производства и как от них зависит объем выпускаемой продукции; рассмотреть особенности и виды разделения труда; какие преимущества дает производителю специализация и обмен.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА по дисциплине "Обществознание" по теме "ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА"»

Урок № 57


Раздел 3.Экономика

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Тема урока: Факторы производства


Рассмотрим следующие вопросы:

1. Факторы производства.

2. Распределение труда, специализация и обмен.


Цели:

Образовательная: формирование у обучающихся понятия «факторы производства», «труд», «земля», «капитал», «предпринимательство», «разделение труда», «специализация», «обмен» рассмотреть главные вопросы темы: какие факторы производства необходимы для того, чтобы начать процесс производства и как от них зависит объем выпускаемой продукции; рассмотреть особенности и виды разделения труда; какие преимущества дает производителю специализация и обмен.

Развивающая: способствовать развитию знаний об основных факторах производства и об их роли в экономике, а так же понять для чего нам необходимо разделение труда, специализация и обмен.

Воспитательная: формировать у обучающихся стремление к изучению главных экономических понятий, и терминов, которые в дальнейшем могут пригодится им в жизни.

Оборудование:

1. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. «Обществознание» 11 класс:

учебник.- М.: Просвещение, 2014. – 350 с.

2. Хасбулатов Р.И., «Экономика. Базовый и углубленный уровни» 10 класс: учебник – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 156 с.

Тип урока: восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала


Ход урока


I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности обучающихся

1. Оглашение темы цели задачи урока

2. Актуализация опорных знаний:

III. Изучение нового материала









1. Факторы производства

Слово преподавателя

Для того, чтобы начать процесс производства того или иного блага, необходимо иметь представление о том, кто будет производить, а также из чего будут производить. Поэтому можно говорить минимум о двух факторах производства - человеке и природе.

Уильям Петти был одним из первых, кто выразил мысль, что любой продукт человеческой деятельности является результатом соединения способностей человека к труду с возможностями Природы-матушки, или Земли. Это было первое осмысление необходимости существования человека в гармонии с Природой (Землёй).

Однако такое определение оказалось недостаточным для более полного понимания процесса производства экономических благ. Было подмечено, что если в процессе производства используются ещё и те предметы, с помощью которых изготавливать то или иное благо проще, то качество повышается, а потребительские свойства улучшаются. В своё время этот компонент А. Смит назвал капиталом и определил его как «стоимость, дающую прирост, благодаря использованию наёмного труда». Однако по мере развития производства обнаружилось, что с помощью трёх известных на тот момент факторов производства: труда, земли, капитала, - невозможно получить всеобъемлющее представление о механизме производства благ. Творчески мыслящие личности обратили внимание на то, что дела идут хорошо у тех, кто обладает определёнными способностями, которые впоследствии назвали предпринимательскими способностями. Неоценимый вклад в обоснование данного фактора производства внесли такие прекрасные учёные, как Альфред Маршалл (1842-1924) и Й.А. Шумпетер (1883-1950). Если обобщить великое множество определений факторов производства, то можно получить следующее:

Конспект

Факторы производства - это используемые в производстве экономические ресурсы, спрос на которые является производным (он существует лишь постольку, поскольку они участвуют в процессе производства) и от которых в определяющей степени зависит объем выпускаемой продукции.

В современной экономической науке и хозяйственной практике выделяют четыре фактора производства:

  • труд - под трудом подразумевают деятельность человека, направленную на достижение какого-либо полезного результата.

  • земля - говоря о земле, имеют в виду не только её как таковую, но и воду, воздух и другие природные ресурсы на поверхности и в недрах, которые предоставлены в пользование человеку на безвозмездной или возмездной основе.

  • капитал - представляет собой весь накопленный запас средств, необходимых для производства благ.

  • предпринимательство - особый фактор, при помощи которого собираются другие факторы производства в эффективную комбинацию.

ТРУД

Труд - есть целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование вещества природы для удовлетворения своих потребностей.

Под трудом как фактором производства, по одной версии, подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности.

По другой - труд — это трудовая деятельность человека, рассматриваемая с социально-экономических позиций вне зависимости от ее конкретных результатов, как расходование рабочей силы или способностей к труду.

В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.

Труд как фактор производства имеет количественные и качественные характеристики:

Количественные характеристики - отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, т.е. напряженностью труда в единицу времени.

Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.

Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается простым, а квалифицированный сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.

Процесс труда включает в себя три основных компонента:

  • целесообразную деятельность человека;

  • предмет, на который направлен труд;

  • средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.


Говоря о труде, необходимо остановится на таких понятиях, как:

Интенсивность труда характеризует напряженность труда, определяемой степенью расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Интенсивность труда увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования, уменьшении потерь рабочего времени.

Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. Для увеличения производительности труда решающую роль играет прогресс науки и техники. Так, например, внедрение в начале XX в. конвейеров привело к резкому скачку производительности труда.

Научно-техническая революция привела к изменениям в характере труда. Труд стал более квалифицированным, а физический труд в процессе производства стал цениться меньше.

Заработная плата - ещё одно понятие, с помощью которого можно охарактеризовать труд как фактор производства.



Различают:

  • номинальную заработную плату;

  • реальную заработную плату.

Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда, за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата.

Реальная заработная плата - это та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги. Помните (вне зависимости от того, будет ли кто-то работать на Вас или Вы на кого-то): заработная плата должна в первую очередь стимулировать работника к высокопроизводительному труду! Поэтому её размер должен соответствовать квалификации и уровню трудолюбия конкретного человека.

ЗЕМЛЯ

Земля как фактор производства в современной экономической теории - один из четырех основных факторов производства, который, для того чтобы стать производительным, обычно должен соединяться с трудом и капиталом.

Под землей как фактором производства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые) ресурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услуг потребительского и производственного назначения: производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, социальной и промышленной инфраструктуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и др.

К этому фактору относятся следующие элементы природы:

1) сельскохозяйственные земли;

2) леса;

3) воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды;

4) химические элементы земной коры, именуемые полезными ископаемыми;

5) атмосфера, атмосферные и природно-климатические явления и процессы;

6) космические явления и процессы;

7) пространство Земли как место размещения вещественных элементов экономики, а также околоземное пространство.

От понятия «фактор» следует отличать понятие «ресурс».

Ресурс - это потенциальный фактор производства.

Следовательно, фактор производства — это ресурс, вовлеченный в процесс производства, т.е. до того, как природные объекты оказались вовлеченными в производство, они выступали в качестве природных ресурсов: земельных, лесных, минеральных, энергетических и т.д.

Одной из важнейших характеристик земли является ее ограниченность.

В связи с этим для земли как фактора производства характерен закон убывающей отдачи, т.е. рано или поздно дополнительное приложение труда к земле будет приносить все меньшую отдачу. Этот закон имеет место для земли, используемой в сельском хозяйстве. Однако закон убывающей отдачи лишь отчасти распространим на добычу природных ресурсов. Например, при добыче нефти применение дополнительных единиц труда приведет к тому, что скважина будет быстро исчерпана, и из нее просто нечего будет взять.


КАПИТАЛ

Капитал (от Mam. Capitalis - главный) - в широком смысле, по мнению других экономистов, — это аккумулированная (совокупная) сумма товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. Существует мнение, что капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономической системой для производства других товаров.

Другой взгляд на капитал связан с его денежной формой. «Капитал, когда он воплощен в еще не инвестированных финансах, есть сумма денег». Самое короткое определение капитала дал Карл Маркс (1818-1883): «это самовозрастающая стоимость».

Внешне капитал выступает в конкретных формах:

  • в средствах производства (постоянный капитал),

  • в деньгах (денежный капитал),

  • в людях (переменный капитал),

  • в товарах (товарный капитал).

Во всех этих определениях есть общая идея, а именно: капитал характеризуется способностью приносить доход. Итак, можно высказать следующее определение: капитал в интерпретации современной экономической теории - это один из четырех основных факторов производства, создаваемый самой экономической системой, представленный всеми средствами и ресурсными возможностями производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги.

Экономисты различают три вида капитала:

1) физический, или основной;

2) оборотный;

3) человеческий.

Физический капитал - это материализованный в зданиях, станках и оборудовании капитал, функционирующий в процессе производства несколько лет.

Другой вид капитала, включающий сырье, материалы, энергетические ресурсы, расходуется за один производственный цикл. Он носит название оборотного капитала. Деньги, затраченные на оборотный капитал, полностью возвращаются к предпринимателю после реализации продукции. Затраты на основной капитал не могут быть возмещены так быстро.

Человеческий капитал возникает как следствие образования, профессиональной подготовки и поддержания физического здоровья.

История свидетельствует, что благодаря развитию орудий труда шло замещение труда капиталом и повышалась общая производительность труда, когда ручной труд, основанный на использовании несложных орудий труда, стал заменяться механизированным, основанным на использовании машин как основных орудий труда. С середины XX в. машины стали дополняться и даже вытесняться автоматами, способными замещать и часть умственного труда.


ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Под предпринимательской способностью обычно понимают - особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства.

Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса и возможности понести убытки.

Риск - главная отличительная черта предпринимателя, а целью осуществления предпринимательской деятельности является максимизация дохода с помощью выявления наиболее эффективной комбинации факторов производства. Никто не гарантирует предпринимателю, что конечным результатом его деятельности будет убыток или он получит доход.

В состав данного ресурса принято включать:

  • во-первых, предпринимателей, к которым относятся владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих;

  • во-вторых, всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно: действующие институты рыночной экономики, т.е. банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы;

  • в-третьих, предпринимательскую этику и культуру, а также предпринимательский дух общества.

В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики.

Всё выше сказанное даёт основание для определения предпринимательства как фактора производства. С точки зрения экономиста - это все природные ресурсы, которые используются в производстве. Такие ресурсы включают нефть, воду, лес, газ, месторождения руды и т.д. Эти ресурсы редки и во многих случаях их запасы с каждым днем уменьшаются.



2. Распределение труда, специализация и обмен

Слово преподавателя

Свой знаменитый труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) Адам Смит начинает со слов: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда».

Далее в примере с производством булавок Смит показывает, что один работник производит не более 20 булавок в день, если изготавливает их сам от начала до конца, тогда как десять работников булавочной мануфактуры, разделив между собой отдельные операции по изготовлению булавок, производят их свыше 48 000 в день, т.е. более 4800 булавок в расчете на работника.

Конспект

Разделение труда

Разделение производства продукции между различными работниками, предприятиями и их подразделениями, отраслями, регионами страны, а также между странами называется разделением труда.

Разделение труда — исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Различают:

- общее(общественное) разделение труда по отраслям общественного производства на крупные отрасли (сельское хозяйство, строительство, промышленность и др.);

- частное разделение труда внутри отраслей, разделение этих отраслей произ-
водства на виды и подвиды (например, промышленности на отдельные подотрасли)

- единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам, неотделимое от профессии, специализации работников. Является причиной повышения общей  производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:

  • Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций

  • Сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями

Соответственно различают:

  • профессиональное;

  • межфирменное и внутризаводское;

  • межотраслевое;

  • межрегиональное;

  • международное разделение труда.

Слово преподавателя

Различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление не готового до конца продукта, а его элементов.

В ходе разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов.


Конспект

Специализация

Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией.

Специализация дает производителю немало преимуществ:

Во-первых, специализируясь на производстве того или иного продукта, производитель имеет возможность наиболее эффективно использовать доступные ему или имеющиеся у него экономические ресурсы. Так, специализация России в мировой торговле на экспорте сырья, топлива и энергии, материалов и полуфабрикатов во многом объясняется тем, что позволяет использовать имеющиеся нашей стране огромные минеральные ресурсы.

Во-вторых, специализация на производстве ограниченного набора продуктов дает возможность производителю эффективно использовать свое умение их производить (как в примере с булавками).

Ценность специализации труда объясняется следующими причинами:

Во-первых, специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, где его способности проявляются наиболее полно, а труд принесет больше пользы.

Во-вторых, специализация повышает умелость отдельного работника, концентрируя его усилия на изготовление какого-либо одного изделия или на одной операции.

В-третьих, она создает экономию времени, позволяя избегать потерь при переключении с одного вида работ на другой.

В-четвертых, специализация, разбивая сложные операции на простые элементы, дает толчок к изобретению и применению машин.

В итоге специализация приводит к повышению производительности всех ресурсов, которые люди используют для производства необходимых экономических благ (и прежде всего производительности труда).

Производительность — это объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.

Слово преподавателя

Благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности люди смогли выпускать больше благ и часть их обменивать на блага, произведенные другими.

Обмен

Обмен в экономике — движение товара от одного владельца к другому.

Может быть насильственным и ненасильственным. Формой ненасильственного обмена является торговля.

Обмен предполагает наличие меры эквивалентности товаров, что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме и назначению вещей. Это требует наличия единой основы, которой является стоимость товаров. Обмен может происходить как с участием денег, так и без них (бартер).

Если каждый участник хозяйственной жизни специализируется на производстве ограниченного круга продукции, то все остальные блага, нужные ему как производителю и потребителю, он доложен получать со стороны. Для этого он обменивает имеющиеся в его распоряжении блага (производственные ресурсы и потребительские блага) на те блага, которые ему нужны. В хозяйственной жизни обмен благами обычно принимает форму торговли между людьми, фирмами, регионами, странами.


IV. Закрепление полученных знаний

  1. Что такое факторы производства?

  2. Назовите четыре основных фактора производства.

  3. Что такое Труд?

  4. Назовите функции труда.

  5. Назовите характеристики труда.

  6. В чем отличия интенсивности труда от производительности труда?

  7. Что такое заработная плата и ее виды?

  8. Что называют номинальной заработной платой?

  9. Что называют реальной заработной платой?

  10. Что такое Земля как фактор производства, и какие элементы природы к нему относятся?

  11. Что такое Капитал, и в каких формах он выступает?

  12. Назовите три вида капитала?

  13. Что такое Предпринимательство?

  14. Что включают в состав предпринимательства?

  15. Что называют распределением труда?

  16. Назовите виды разделения труда.

  17. Что такое специализация?

  18. Перечислите преимущества специализации.

  19. В чем ценность специализации?

  20. Что такое производительность?

  21. Что такое обмен?


V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

1. Выучите записи в тетради.

2. Подготовиться к письменному опросу.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!