Урок № 45
Раздел 2. Духовная культура человека и общества
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Тема урока: Искусство
Рассмотрим следующие вопросы:
1. Искусство и его роль в жизни людей.
2. Виды искусств.
Цели:
Образовательная: формирование у обучающихся понятия «искусство» и «виды искусства», ответить на вопросы: что повлияло на появление искусства; какую роль играет искусство в жизни человека; какие существуют виды искусств и на какие группы они подразделяются.
Развивающая: способствовать развитию более глубоких знаний об искусстве и о его видах и какое влияние они оказывают на человечество.
Воспитательная: формировать у обучающихся стремление к искусству и познать хотя бы один из его видов, так как роль искусства в жизни человека очень велика и оно в свою очередь помогает эстетическому воспитанию человека.
Оборудование:
1. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. «Обществознание» 10 класс.
учебник.- М.: Просвещение, 2014. – 350 с.
Тип урока: урок получения и усвоения новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности обучающихся
1. Оглашение темы цели задачи урока
2. Актуализация опорных знаний:
III. Изучение нового материала
1. Искусство и его роль в жизни людей
Слово преподавателя
Конспект
Искусство – это одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно образными формами воспроизведения действительности.
В более широком значении слово «искусство» - относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле.
Многозначность термина «искусство» — выражение исторической эволюции эстетического сознания человечества. Формы художественного творчества, ремесла и всяческого уменья обозначались первоначально одним словом:
у древних греков, например, это было слово «техне», от которого произошло современное понятие «техника»;
в романских языках слова, обозначающие «искусство» и «ремесло», «художник» и «ремесленник», восходят к общему латинскому корню «аг»;
в русском языке аналогичное явление запечатлелось в сохранившихся поныне разных смыслах слова «искусство».
Беседа с обучающимися
По мере развития культуры стало постепенно осознаваться существенное отличие художественного творчества от других сфер практической деятельности и одновременно родство всех видов искусств с поэзией (литературой); более того, в 19 в. последняя расценивалась даже многими теоретиками как «высший» вид искусства.
Искусство в широком смысле слова, обозначая высокий уровень мастерства в любой области деятельности, нехудожественной и художественной, т. е. совершенное исполнение данной работы, приобретает тем самым непосредственно эстетический смысл, т. к. искусная деятельность, где бы и как бы она ни проявлялась, становится красивой, эстетически значимой. Это относится и к деятельности художника-поэта, живописца, музыканта, творения которого прекрасны в той мере, в какой запечатлевают высокое мастерство их создателя и вызывают у нас чувство эстетического восхищения. Однако главный отличительный признак художественного творчества состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, т. е. в выработке специфического духовного содержания и в специфическом социальном функционировании.
Роль искусства в жизни человека
Слово преподавателя
Какой бы сложной и непредсказуемой ни была наша жизнь, всегда существуют моменты и события, которые ее украшают и делают прекрасной. Мы всегда стараемся стремиться к лучшему, к чему-то хорошему. Жить, любить, заниматься чем-то полезным для себя и общества - это замечательно.
Беседа с обучающимися
Роль искусства в жизни человека, так же немаловажна, как и сама жизнь. Все, что нас окружает, - это своего рода искусство. Еще в древние времена наши предки пытались изобразить на стенах, кусочках кожи, камнях какие-то картины, события своей жизни, сражения, охоту. В те времена они и не подозревали, что их попытки принесут много новых знаний для человечества в будущем. Их скульптуры, предметы утвари, оружие, одежда имеют большое значение, благодаря этим находкам мы знаем историю развития наших предков. Тогда они и понятия не имели, о том, что все, что они делают - это искусство, и то, что роль искусства в жизни человека будет очень велика.
Формированию личности, культурному развитию, нравственности способствуют разные направления искусства (сущность, которых заключается в том, чтобы показать и научить реальному и прекрасному миру). С помощью произведений искусства, музыки, поэзии профессионалов и любителей мы можем познать эстетическое восприятие нашего мира. Поэтому роль искусства в жизни человека просто огромна!
Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который пытается передать своим творчеством восприятие и свое видение чего-то особенного, что нас окружает, занимает важное место в культурном развитии человечества. Даже маленький ребенок, сделав свой первый рисунок, аппликацию или поделку, уже в какой-то степени прикоснулся к миру искусства. В старшем возрасте, будучи подростком, формируются его вкусы в выборе стиля одежды, предпочтения в музыке, книгах и его восприятие жизни. Мировоззрение и эстетический вкус выстраиваются в логическую цепочку при непосредственном общении с произведениями искусства, но только личная оценка влияет на выбор и формирование вкуса. Поэтому необходимо чаще сталкиваться с миром искусства и настоящими шедеврами.
Роль искусства в жизни человека столь велика, что, однажды овладев привычкой посещать музеи и художественные галереи, читать интересные книги, поэзию, захочется прикоснуться к духовному и историческому миру, знакомиться с новыми и интересными людьми, познать художественные творения других народов, познакомиться с их историей и культурой. Все это приносит разнообразие и яркие краски в нашу жизнь, способствует стремлению жить лучше, интереснее.
Вокруг нас много духовного богатства и роль искусства в современном мире занимает не последнее место. Прикоснувшись к прекрасному, человек пытается внести в свою жизнь как можно больше красивых вещей, стремится к совершенству своего тела и речи, правильному поведению и общению с другими людьми. Изучая и общаясь с искусством, появляется желание самому придумывать что-то новое и оригинальное, хочется творить и изобретать. Искусство преобладает не только в картинах и скульптурах, оно существует везде: в кулинарии, дизайне квартир, мебели, посуде, каких-то мелочах и многом другом, во всем, что нас окружает. С самого детства при формировании вкуса и предпочтений становится понятным значение искусства в жизни человека. Оно никогда не стареет, оно всегда было, есть и будет интересным для изучения и познания человечеством. Только благодаря искусству мы можем поделиться с людьми своими чувствами, опытом и оставить свой след в истории. Главное - это желание творить, относиться с уважением ко всему и идти вперед к своей цели! Тогда будущее всегда будет полностью в ваших руках! И жизнь станет прекраснее и веселее.
2. Виды искусств
Конспект
Искусство, как творческое отражение действительности, возникло и развивается как система многообразных взаимосвязанных между собой видов, соответствующих многогранностью самого отображаемого реального мира.
Виды искусства - формы творческой деятельности, различающиеся по способам воплощения.
Основные из них, - слово (литература), звук (музыка), колористические и пластические материалы (изобразительное искусство).
Согласно другой системе классификации, виды искусств подразделяют на три группы:
1. Пластические – изобразительное, декоративно-прикладное, архитектура, фотография;
Архитектура (от греч. "architecton" - "строитель") - создание зданий для жизнедеятельности человека, отвечающих его утилитарным и духовным потребностям людей.
Изобразительное искусство – графика, живопись, скульптура.
Графика (греч. - "пишу, рисую") – рисунок, гравюра, литография.
Живопись может быть монументальной – фреска, мозаика или станковой – полотно, созданное на мольберте. Живопись отличается большим разнообразием жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой, иконопись, анимализм (изображение животных).
Скульптура – это пространственно - изобразительное искусство, различают два вида скульптуры:
объемная трехмерная;
рельеф (горельеф, барельеф, контррельеф).
Может быть:
монументальной (мемориалы, монументы, памятники),
станковой (украшение внутренних помещений),
декоративной (украшение быта).
С появлением фото- и видео аппаратуры появляются новые формы - мультимедийное искусство.
Фотография – воспроизведение на плоскости контура и формы передаваемого при помощи специальной аппаратуры предмета.
Декоративно-прикладное искусство – создание высокохудожественных предметов быта. Материалом может служить дерево, металл, глина, кость, камень. Художественные приемы весьма разнообразны: резьба, роспись, вышивка, чеканка и др.
2. Динамические виды искусств - музыка, литература.
Музыка (от греч. - искусство муз) - вид искусства, средством воплощения которого служат организованные музыкальные звуки.
Различают:
одноголосную (монодия);
многоголосную (полифония, гомофония);
музыку, театральную (опера, оперетта),
симфоническую,
камерную и др.
Литература – художественная, учебная, историческая, научная, справочная. Это вид искусства, материальным носителем образности которого является слово.
Основные жанры литературы –
лирика,
драма,
эпос,
эпопея,
новелла,
повесть,
рассказ,
поэма.
3. Синтетические или зрелищные - хореография, литература, театр, кино.
Хореография - позы и движения человеческого тела, осмысленные поэтически и организованные в пространстве.
Театр - драматическое действие, которое осуществляется творческим коллективом, в основу которого положена драматургия.
Различают следующие жанры театральных постановок:
драма,
трагедия,
комедия,
мюзикл, и т.п.
Кино - воспроизведение на экране движущихся изображений, запечатленных на экране, условно подразделяется на художественное и научно-документальное.
Определены такие жанры:
кино,
трагедия,
драма,
фантастика,
комедия и другие.
IV. Закрепление полученных знаний
Дайте определение термину «искусство» во всех его значениях.
Какова роль искусства в жизни человека?
Что относится к видам искусств?
Назовите основные виды искусств.
На какие группы подразделяют виды искусств?
Что относится к пластическим видам искусств?
Что относится к динамическим видам искусств?
Что относится к синтетическим или зрелищным видам искусств?
V. Подведение итогов урока
Домашнее задание
1. Выучите записи в тетради.
2. Подготовиться к письменному опросу.
3. Подготовить презентацию на тему: «Мой любимый вид искусства».