СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН - КОНСПЕКТ урока по дисциплине "Обществознание" по теме "ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является формирование понятий  «окружающая среда», «географическая среда»,  «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН - КОНСПЕКТ урока по дисциплине "Обществознание" по теме "ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА"»

Урок № 13


Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Тема 1.2. Общество как сложная система

Тема урока: Общество и природа


Рассмотрим следующие вопросы:

1. Общество и природа.

2. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной.

3. Противоречивость воздействия людей на природную среду.


Цели:

Образовательная: продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.

Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся; восприятию и первичному усвоению учебного материала; развитию навыков анализа ситуаций запоминание основных фактов, понятий, терминов; развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.

Воспитательная: создать условия для развития интеллектуальных, познавательных и творческих способностей обучающихся формирования толерантности, бережного отношения к природе экологического самосознания; привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления.

Оборудование:

1. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. «Обществознание» 10 класс.

учебник.- М.: Просвещение, 2014. – 350 с.

Бегенеева Т. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Ход урока


I. Организационный момент


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся

1. Оглашение темы цели задачи урока

2. Актуализация опорных знаний:


III. Изучение нового материала

У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в конечном счете, природу может спасти только его любовь.

Жан Дорст


1. Общество и природа

Слово преподавателя

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Сегодня осознается неразрывная связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Человек и общество происходят из природы и не могут развиваться вне природы, в отрыве от нее. Но в то же время человек является высшей ступенью развития живой природы, ему присуще и качественно новое, особое явление – социальные свойства, вырастающие из взаимодействия людей друг с другом.

Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их.

Беседа с обучающимися

Природа и общество – это две формы проявления единой реальности, которым в человеческом знании соответствуют две основные области естествознание и обществознание.

Говоря об обособлении общества от природы обычно имеют в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Невозможно анализировать общество, не принимая во внимание его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Но в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок естественной среды обитания и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойства, все более отдаляющие ее от девственного состояния. Если лишить естественную среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.

  • Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.

  • Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.

Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.

В широком смысле слова под природой понимается все существующее, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.

Общество, в свою очередь, — это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты, а так же оно выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.

Общественная жизнь — это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований.


Общественная жизнь включает в себя:

  • материальную сферу — преобразование материалов природы, которое осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности;

  • духовную сферу — осознание этого процесса преобразования.

Слово преподавателя

Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие.

Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество.

Конспект

Основные формы взаимодействия общества и природы:

- природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;

- охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;

- обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.


2. Значение техногенных революций:

аграрной, индустриальной, информационной


Слово преподавателя (с краткими записями)

Техногенная революция (или производственная) — это понятие, которое употребляется для обозначения трех наиболее важных хозяйственно-экономических переворотов в истории человечества: аграрной революции (или неолитической); 2) индустриальной (или промышленной); 3) научно-информационной (или научно-технической).

Аграрная революция

Согласно археологическим исследованиям аграрная революция началась независимо в 7-8 регионах, один из ранних центров возник около 10 тыс. лет до н.э. на Ближнем Востоке. Именно в этот период отдельные племена начинают переходить от охоты и собирательства к новой в то время форме производства – земледелию и скотоводству. Человек начинает активно изменять окружающую природу, приспосабливая ее под свои нужды. С ростом производительности труда растет количество пищи, добываемой одним человеком, что способствует росту численности населения. Возле обрабатываемых полей образуются крупные поселения. Приручены первые домашние животные – тягловая сила одних использовалась для обработки полей, других животных начали разводить для добычи мяса, молока и кожи. Появляются и совершенствуются орудия труда, созданием и ремонтом которых занимаются ремесленники, а впоследствии ремесленные мастерские, в которых мелкое производство было основано на индивидуальном мастерстве работника.

Таким образом, переход к оседлому образу жизни заложил основу для дальнейшего роста и развития поселений, земледелие со скотоводством позволили значительно увеличить запасы пищи, тем самым создав почву для роста населения. Разделение труда усилило социальные отношения в племенах. Появляется понятие собственности, усиливается товарообмен, происходит централизация власти. Ремесленное производство долгое время остается основным способом производства орудий труда, со временем преобразовываясь в цеховое производство и мануфактуры.

Благодаря аграрной революции совершился переход к систематическому увеличению выхода полезной биомассы с единицы, эксплуатируемой человеком территории и на этой базе произошел переход к сложному общественному разделению труда. Эта революция связана также с использованием новых источников энергии (силы животных) и материалов. В результате промышленной революции основное производство сосредоточилось в промышленности и стало осуществляться при помощи машин и механизмов. «Смысл» этой революции не только в замене ручного труда машинным, а биологической энергии — водной и паровой, но и в том, что она открывает в широком плане процесс трудосбережения (не только в физическом труде, но также и в учете, контроле, управлении, обмене, кредите, передаче информации).

Промышленная революция

Промышленную революцию можно разделить на два этапа – на первом этапе осуществился переход от ручного труда к машинному, на втором этапе произошло освоение новых видов топлива, развитие химической промышленности и металлургии.

В середине XVIII века в Европе преобладало мануфактурное производство. Мануфактуры представляли собой эволюцию ремесленных мастерских и цехов, в которых использовался ручной труд наемных рабочих, однако уже практиковалось производственное разделение труда – каждый рабочий непрерывно выполнял одну и ту же операцию, создавая производственную цепочку. В ходе первой промышленной революции мануфактурное производство сменяется фабричным, где основную работу выполняют не люди, а машины. Такой переход стал возможен после изобретения Джеймсом Уаттом эффективного парового двигателя. По сравнению с предыдущими разработками, паровой двигатель Джеймса Уатта имел в 5 раз большую мощность в сочетании с более стабильной работой, позволял преобразовывать поступательное движение поршня во вращательное, что было удобно для использования во многих видах производства, например текстильной промышленности и на мельницах. В дальнейшем сфера применения паровых двигателей расширялась – они нашли свое применение в транспорте. Создание пароходов и паровозов позволило увеличить товарооборот, повысить скорость сырьевых и пассажирских перевозок, что дало возможность сделать производство еще более эффективным.

Первая промышленная революция имела большое значение в истории человечества. Удешевление промышленных товаров в период производственной революции приводит к разорению мелких мастерских, и многие бывшие ремесленники становятся наемными рабочими на фабриках. Значительный рост промышленного производства, ставший возможным благодаря внедрению в производство машин, привел к притоку рабочей силы в города. Для обслуживания все более усложняющегося промышленного производства требовалось много специалистов, что привело к увеличению количества технических учебных заведений. Большая часть достижений того времени – удачные технические решения изобретателей и инженеров, полученные скорее в результате применения метода проб и ошибок, чем теоретического обоснования эффективности применения тех или иных технологий на производстве.

Вторая промышленная революция связана с началом использования новых источников энергии, развитием химической промышленности и металлургии. Благодаря изобретению недорогого промышленного производства высококачественной стали развивается тяжелое машиностроение. На смену углю приходит газ и нефть. Появляются эффективные двигатели внутреннего сгорания, которые со временем начинают вытеснять паровые двигатели. Изучается явление электричества, исследуются способы выработки электричества и его передачи на большие расстояния. Изобретается телеграф и телефон, радио и телевидение.

Важные изменения произошли также и в организации производства. Вместе с разделением труда на предприятиях начинает развиваться научная система управления производством – менеджмент. Широкое распространение получает идея стандартизации, которая изначально предполагала утверждение стандартов производства деталей механизмов для возможности их взаимозаменяемости и повторного использования. В 1875 году была принята Международная метрическая конвенция и учреждено Международное бюро мер и весов.

Если первая промышленная революция стала возможна благодаря изобретательской деятельности инженеров-практиков, то в ходе второй промышленной революции промышленные технологии становятся более наукоемкими. Благодаря деятельности ученых в области химии и физики был совершен ряд открытий, которые впоследствии нашли применение в промышленности и широком потреблении. Государство и частные предприниматели начинают активно финансировать научные разработки, таким образом, формируя стимул для более активного развития науки и технологий. Особенно важными с точки зрения дальнейшего технического прогресса стали научные разработки в военной промышленности, которые впоследствии нашли свое применение и мирных целях.

Однако у промышленной революции можно наблюдать негативные последствия. Деятельность человека оказывает разрушительное влияние на окружающую среду – прокладывая дороги, человек изменят ландшафт местности, выхлопные газы загрязняют атмосферу, отходы химической промышленности отравляют водоемы. Неумеренное производство товаров приводит к истощению невозобновимых ресурсов. Как и производство товаров, разрушение биосферы происходит в промышленных масштабах.

Информационная революция

Информационная революция середины XX века является наиболее значащим событием последнего столетия. Создание первого транзистора, процессора, компьютера, сети ARPANET, которая впоследствии переросла в глобальную сеть Интернет – эти события изменили жизнь миллиардов людей. В этот переломный период времени началось активной внедрение вычислительной техники и информационных технологий в жизнь человека.

Созданию компьютеров предшествовал этап исследования и совершенствования полупроводниковых транзисторных технологий. Однако первые транзисторные процессоры занимали несколько стоек в помещении, отличались высоким тепловыделением и низким быстродействием. Только благодаря революционному прорыву в технологиях создания интегральных схем и микропроцессоров, в которых на одном полупроводниковом кристалле располагаются все блоки процессора, появилась возможность построения недорогих, компактных и эффективных вычислительных машин. Миниатюризация и удешевление вычислительных машин способствовали их широкому распространению и использованию.

Именно с момента создания компьютеров начинается период истории человечества, когда наибольшую ценность как ресурс начинает представлять информация. Одним из свойств информации является то, что ее ценность со временем уменьшается. Таким образом, отсутствие методов эффективного хранения и передачи информации на ранних этапах развития человечества нивелировало ценность информации либо делало ее очень дорогостоящей, хотя она и не рассматривалась как ресурс. С развитием компьютеров и телекоммуникационных сетей появилась возможность передавать, обрабатывать и хранить огромные массивы данных со скоростями, близкими к скорости света. Рост ценности информации как ресурса привел к появлению целой отрасли предоставления услуг – IT-индустрии, где основным продуктом является информация, средства для ее представления, передачи, обработки и хранения.

Отдельное место среди всей информации занимает научная и техническая информация, поскольку именно эти формы информации являются основой научно-технического прогресса. Такая информация обладает наибольшей ценностью. Информационная революция позволила еще больше ускорить темпы развития науки и техники, поскольку появилась возможность проводить исследования, которые ранее совершить было невозможно, из-за того огромного количества данных, которые необходимо было обработать. В качестве примера можно привести коллайдеры, которые после каждого эксперимента производят петабайты данных [4]. Обработку такого количества информации еще 20 лет назад трудно было представить.

Появление быстрого и доступного транспорта, сетей связи и Интернета способствует ускорению процесса культурной, политической и экономической глобализации. Это выражается в упрощении хозяйственных взаимоотношений между государствами, обеспечивает экономию ресурсов, ускоряет мировой прогресс. Но процесс глобализации имеет как своих приверженцев, так и критиков. По их мнению, глобализация может использоваться более развитыми странами для достижения собственных экономических и политических целей, навязывания собственных правил ведения международной деятельности менее развитым государствам.

В результате научно-информационной революции появились мощная информационная техника и технология, стали использоваться новые материалы и виды энергии, распространилась автоматизация. Но основные результаты этой революции ещё впереди.

Каждая производственная революция имеет свой собственный цикл, который состоит из двух этапов мощных качественных изменений, между которыми лежит период распространения результатов первого этапа на значительное число новых обществ.

Схема двух этапов производственных революций выглядит так:

Аграрная революция: первый этап — переход к примитивному ручному (мотыжному) земледелию и скотоводству; второй — переход к ирригационному или плужному неполивному земледелию.

Промышленная революция: первый этап начинается в XV—XVI вв. мощным развитием мореплавания и торговли, техники и механизации на основе водяного двигателя, усложнением разделения труда в мануфактуре и других формах. Второй этап — промышленный переворот XVIII — первой трети XIX вв., связанный с внедрением различных машин и паровой энергии.

Научно-информационная революция: первый этап начался в 40-50-е годы ХХ века прорывами в автоматизации, энергетике, в области синтетических материалов, но особенно выразился в создании электронных средств управления, связи и информации. Однако вполне реально говорить о неизбежности второго её этапа.

3. Противоречивость воздействия людей

на природную среду



Слово преподавателя

Окружающая среда - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и т. д.), включая объекты живой и неживой природы.

Словосочетание окружающая среда, как правило, применяется к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем и их взаимодействию с человеком. В таком значении термин используется в международных соглашениях.

Человек – биосоциальное существо. Он является неотъемлемой частью природы. Человеку, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции.


Беседа с обучающимися

Противоречия

Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных сил постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, постоянно углубляются противоречия, дисгармония между человеком и природой.

Отрицательным как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия его из-за высокого уровня развития производительных сил зачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологические проблемы.

Термин “экология”, впервые употребленный немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г., обозначает науку о взаимоотношениях живых организмов с окружающей. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений с их средой обитания

Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), мы фактически имеем в виду социальную экологию — науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.


С началом космических полетов проблемы экологии переместились и в открытое космическое пространство. Не утилизированные отходы от космической деятельности человека накапливаются в космосе, что также становится все более острой проблемой. Даже на Луне американские астронавты обнаружили многочисленные обломки и остатки от искусственных спутников Земли, посланных туда в свое время человечеством. Можно уже сегодня говорить о проблеме космической экологии. Не решен вопрос о влиянии космических полетов на появление озоновых дыр в атмосфере Земли.

Таким образом нужно решать экологические проблемы. Человек должен не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.). Еще одним важным направлением решения экологической проблемы является формирование в обществе экологического сознания, понимания природы как другого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.

С большим трудом, совершая мучительные ошибки, человечество постепенно все больше начинает осознавать необходимость перехода от потребительского отношения к природе к гармонии с ней. Обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.


IV. Закрепление полученных знаний

1. В чем заключается обособление природы от общества?

2. В чем состоит суть обособленности общества от природы?

3. Назовите основные формы взаимодействия общества и природы.

4. Каково значение аграрной революции?

5. Каково значение промышленной революции?

6. Каково значение информационной революции?

7. Что называют окружающей средой?

8. В чем заключаются противоречия между человеком и природой?

9. Что означает термин «экология»?

10. Назовите пути решения экологических проблем.


V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

1. Выучите записи в тетради.

3. Подготовиться к устному опросу.

4. Подготовить доклад по теме «Проблемы экологии».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!