СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по физике в 8 классе "Электризация тел. Два рода зарядов".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект  урока по физике в 8 классе "Электризация тел. Два рода зарядов".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по физике в 8 классе "Электризация тел. Два рода зарядов".»

План-конспект урока по физике в 8 классе.

Электризация тел. Два рода зарядов.

Цели урока:

Образовательные:

  • изучение явления электризации тел, на опытных фактах установление двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;

  • усвоение законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;

  • формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.

Воспитательные и личностные:

  • способствование формированию научного мировоззрения;

  • пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;

  • развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Развивающие, направленные на развитие универсальных учебных действий:

  • способствование развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;

  • способствование развитию логического мышления;

  • развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Задачи:

  • изучить и объяснить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;

  • добиться четкого усвоения законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков;

  • способствовать формированию научного мировоззрения;

  • способствовать пробуждению познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;

Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочки, янтарь, кусок меха, бумага, султанчик, гильза из фольги, кусок водопроводной трубы, проектор, экран, компьютер.


Ход урока

I.Орг. момент. (3 мин)

Здравствуйте ребята. Надеюсь, что наш урок пройдет замечательно и у нас все получится. Итак, начнем!


В повседневной жизни человек наблюдает огромное количество явлений и, возможно, гораздо большее количество явлений остаются незамеченными.

Существование этих явлений “толкает” человека на их поиски, открытия и объяснения этих явлений. Есть еще и такие явления, известные еще древним грекам, которые каждый раз вызывают интерес у детей и взрослых. Это электрические явления.


Давайте посмотрим на всем вам известный отрывок из журнала «Ералаш». (Просмотр фрагмента Ералаш №158 «Короткое замыкание»)

Скажите, что происходит с главными героями? А что является тому причиной?

О каком физическом явление в данном отрывке идет речь?

И так, какова тема нашего занятия?

Тема сегодняшнего урока «Электризация тел. Два рода зарядов».

Сформулируем цели и определим задачи которые сегодня на уроке будем решать.

(формулировка целей и задач)

Каждый из вас, к концу урока должен уметь объяснить, что такое электризация, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.


II. Основ. часть


1. Изучение нового материала (30 мин)

История изучения электричества уходит далеко в прошлое и связана с именем древнегреческого ученого жившего в V веке до нашей эры Фалесом Милетским. Существует такая легенда: к ученому Фалесу обратился один человек с просьбой объяснить необычное явление, которое наблюдала его дочь во время прядения пряжи веретеном, сделанным из янтаря. Девочка заметила, что янтарное веретено после соприкосновения с шерстью начинало притягивать к себе пушинки, соломинки, нитки и другие мелкие частички.


Греческий философ Фалес Милетский открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.п. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “Электричество”.

У меня тоже есть янтарь посмотрим, на то открытие которое сделал Фалес Милетский. (Демонстрация электризации янтаря)

Вывод: «янтарь» по-гречески «электрон», если его потереть о шерсть, то в результате трения, на янтаре накапливается электрический заряд.

А как вы думаете, а только ли янтарь обладает способностью притягивать к себе мелкие песчинки?

Ребята! Сегодня, нам представилась уникальная возможность поучаствовать в открытии этих явлений.

Попробуем все сведения об электризации получить из опыта. Каждая группа получит задание. После выполнения заданий мы обсудим полученные результаты. Внимательно прочитайте свои задания, постарайтесь не отвлекаться, все результаты записывайте в тетрадь. На выполнение опытов отводится 5-7 минут. (Ученики получают карточки с заданиями и оборудование для их выполнения. Столы, за которыми сидят ученики, рекомендую поставить, если это возможно, "амфитеатром", т.к. во время обсуждения своих заданий ученики смогут демонстрировать опыт всему классу, не выходя к демонстрационному столу, что сэкономит время урока).

Задание 1.

Поочерёдно натирая ручку, карандаш и линейку о кусок шерсти поднесите их сначала к перышку, а затем к конфетти. Что вы наблюдаете? Какой вывод можно сделать о способности тел притягивать к себе другие мелкие тела. Есть ли другие тела, обладающие этим свойством, как янтарь?


Оборудование: ручка, карандаш, линейка, перышко и конфетти.


Ручка

Карандаш

Линейка

Перышко




Конфетти






Задание 2.

Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из эбонита и сухой мех. Что вы наблюдаете? Потрите палочку о мех и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с эбонитовой палочкой и с мехом? Сделайте вывод об электризации меха и эбонита . Каким способом можно наэлектризовать мех и эбонитовую палочку.

Оборудование: гильза из фольги, подвешенная на шелковой нити на штативе, эбонитовая палочка, кусочек меха

Задание 3.

Гильзу из фольги подвесьте на шелковой нити к штативу и поднесите к ней поочерёдно палочку из стекла и лист бумаги. Что вы наблюдаете? Потрите стеклянную палочку о бумагу и вновь поднесите их к гильзе. Что вы наблюдаете теперь? Как взаимодействует гильза с бумагой и стеклянной палочкой? Сделайте вывод об электризации бумаги и стеклянной палочкой. Каким способом можно их наэлектризовать?

Оборудование: гильза из фольги, подвешенная на шелковой нити на штативе, палочка из стекла и кусочек шёлк

Задание 4.Укрепите на острие кусок водопроводной трубы (посредине трубы просверлено несквозное отверстие для острия) и поднесите к трубе наэлектризованную о мех эбонитовую палочку. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о действии наэлектризованных тел на тяжёлые тела.

Оборудование: штатив с остриём, кусок водопроводной трубы, просверленный посредине, эбонитовая палочка, кусок меха.

Учитель:  Заканчиваем работу, переходим к обсуждению результатов.

Фалес считал, что электризоваться может только янтарь. А что наблюдали ребята, выполнявшие 1-ое задание. (Ученики показывают опыт всему классу).

Посмотрим на 2-ое выполненное задание. (Ученики показывают опыт всему классу).

Учитель: Тело, которое после натирания приобретает свойство притягивать к себе другие тела, называют наэлектризованным, заряженным или имеющим эклектический заряд.

Электрический заряд наэлектризованной эбонитовой палочки, потёртой о мех, назвали отрицательным.

Посмотрим на 3-е выполненное задание. Можно ли наэлектризовать другие тела трением? (Ученики показывают опыт всему классу).

Ученик: Да, можно. Например, после натирания о шёлк стеклянной палочки и палочка и шёлк притягивают лёгкую гильзу из фольги.

Учитель: Электрический заряд наэлектризованной стеклянной палочки, потёртой о шёлк, назвали положительным.

Представление о положительном и отрицательном зарядах, было введено в 1747 году Франклином. Заряд, который образуется на стеклянной палочке, потертой о шелк, Франклин назвал положительным, а заряд образующийся на эбонитовой палочке, потертой о мех - отрицательным. А эбонит это каучук с большой примесью серы. Условились обозначать положительный заряд “+”, а отрицательный “-”.

Мы с вами рассмотрели примеры электризации тел путем трения и прикосновения. А есть ли еще способы электризации тел. Посмотрим на 4 – е задание. (Ученики показывают опыт всему классу).

Учитель: этот способ электризации тел называется наведением. Итак, существует три способа электризации тел:

    1. Трение.

    2. Прикосновение.

    3. Наведение.


А теперь посмотрите на опыт который сделаю я. К султанчику подносим потертую о бумагу стеклянную палочку. Что наблюдаем?

Теперь к наэлектризованному султанчику подносим потертую о мех эбонитовую палочку. Что наблюдаем?


И таким образом, если взаимодействуют два тела, которые имеют одноименные заряды, то они притягиваются, а если взаимодействую тела, имеют разноименные заряды, то эти тела отталкиваются.

Ученик 1(сообщение): Вы наверное слышали, что существует на свете электрический угорь и электрический скат. Охотясь, они поражают свои жертвы электрическим разрядом. Ну, а электрический кот? Где водится это загадочное животное? Оказывается, "электротехнические способности" есть у каждого самого обычного кота. Но не каждый кот годится для опытов. Кот нужен смирный, добродушный и чистый. Кот- неряха не подойдет: его шерсть плохо электризуется. В сухой морозный день дайте коту погреться у печки или батареи отопления, чтобы его шубка стала вполне сухой. Вымойте руки, вытрите их досуха и возьмите кота левой рукой под грудку, а правой рукой быстро гладьте кота "по шерсти": от головы к хвосту. Скоро вы почувствуете в руках легкое покалывание и услышите тихий треск. Если делать этот опыт в темноте, то, когда глаза привыкнут, вы увидите, как шерсть кота вспыхивает маленькими искорками. Кота этот опыт не особенно беспокоит. Но все же его терпение может покинуть в самый ответственный момент. И тогда вместо искр в вашу руку вонзятся острые когти!

Знаменитый американский изобретатель Эдисон, тот самый, что изобрел фонограф, сделал много важных изобретений и в области электротехники. Он изобрел лампочку накаливания, патрон к ней, выключатель и создал первую систему электрического освещения. Так вот, еще мальчишкой Томми Эдисон делал опыты с электричеством, добытым из котика. Можно сказать, что это симпатичное животное мурлыкало у колыбели электротехники.

Ученик 2(сообщение): Во время сильной метели огромные массы снега стремительно несутся по воздуху. При этом происходит электризация снежинок за счет трения о поверхность земли, о воздух, а также за счет столкновения частиц друг с другом. В воздухе можно видеть искры.

Ученик 3(сообщение): В типографиях при печати книг и газет бумага в печатных машинах от трения очень электризуется, а от этого закручивается и рвется, поэтому воздух в производственных помещениях увлажняют, делая его проводником электричества. Благодаря этому заряды на бумаге не скапливаются, а "стекают" с нее, предохраняя от порчи.

Явление электризации лежит в основе одного из методов получения дактилоскопических отпечатков. При соприкосновении пальцев с купюрой на ней остаются положительно заряженные частицы золотой пыли, наносимой на купюру, создавая видимые отпечатки.


III. Закрепление изученного (10 мин) – индивидуальная работа

Учитель: В качестве закрепления предлагаю вам ответить на вопросы теста.

Тест.

Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

1. Тело, которое наэлектризовано:

А. Нагревается.

Б. Охлаждается:

В. Приходит в движение.

Г. Притягивает к себе другие тела.

2. Электрические заряды бывают:

А. Положительными.

Б. Отрицательными.

В.Положительными и отрицательными.

Г. Разными.

3. Как взаимодействуют наэлектризованные тела?

А. Тела с зарядами одного знака притягиваются.

Б. Тела с зарядами разного знака отталкиваются.

В. Если у тел заряды одного знака, они отталкиваются, если разного-притягиваются.

4. В каком случае правильно изображено взаимодействие заряженных тел?

А. № 1.

Б. № 2.

В.№ 3.

Г.Нет правильного изображения.

5. Какие бумажные цилиндрики, показанные на рисунке, не заряжены, а каким сообщены одноименные заряды?

А. № 3; № 1.

Б. № 3; № 2.

В. № 1; № 3.

Г. № 1; № 2.

6. В каких случаях эти наэлектризованные шарики должны отталкиваться?

А. № 1 и № 3.

Б. № 2 и № 4.

В. № 1 и № 4.

Г. № 2и № 3.

7. Два тела, обладая положительным зарядом, отталкиваются. Как они будут взаимодействовать, если одно из них приобретет отрицательный заряд? Если отрицательно наэлектризованными станут оба тела?

А. Притянутся в обоих случаях.

Б. В том и другом случае оттолкнутся.

В. Притянутся; оттолкнутся.

Г. Оттолкнутся; притянутся.

8. К наэлектризованным шарам, знаки зарядов которых неизвестны, подносят палочки с зарядом известного знака. На каком рисунке показан шар, имеющий отрицательный заряд?

А. № 1.

Б. № 2.

В. № 3.



















Проверка ответов.

1.Г 5. Б

2. В 6. А

3. В 7. В

4. В 8. Б

Критерии оценки:

«5» - выполнены все задания правильно;

«4» - выполнены все задания с 1-2 ошибками

«3» - выполнил правильно только половину задания;

«2» - почти ничего не смог выполнить правильно.

IV. Итог урока. (2 мин)

Что узнали?

Чему научились?

Что понравилось?

Что было сложным?

Запись домашнего задания п.25, 26 вопросы к параграфам

B заключении нашего урока, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас имеются на выбор три вида смайлика с разным настроением. Выберите для себя тот, который вам подходит сейчас.

Спасибо вам ребята за урок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!