СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по физике в 9 классе на тему «Термоядерная реакция»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по физике в 9 классе на тему «Термоядерная реакция»»












План-конспект урока

по физике

в 9 классе

МОБУ

« ШКОЛА УСПЕХА»


на тему «Термоядерная реакция»












Разработал: Мухамедьяров Ильгиз Анасович

Учитель Физики МОБУ «ШКОЛА УСПЕХА»












2022г.

Тема урока: «Термоядерная реакция»

Дата проведения 06.04.2022

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с термоядерными реакциями.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
  1. Рассмотреть условия, при которых осуществляются термоядерные

реакции.

  1. Рассмотреть проблемы управляемого термоядерного синтеза.

  2. Познакомить учащихся с созданием и устройством водородной бомбы.

  3. Сделать выводы о благе (вреде) ядерных реакций синтеза лёгких ядер.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  1. В целях развития мышления учащихся учить их анализировать, сравнивать, разрешать проблемы, поставленные учителем на уроке, развивать воображение, фантазию.

  2. В целях развития познавательного интереса, радости познания, эмоций учащихся планируются проблемные вопросы, интересные исторические справки, затрагиваются вопросы экологического воспитания, воздействующие на чувства, эмоциональную сферу личности учащегося.

  3. Развить усидчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности в учении, аккуратность.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. На материале данного урока показать познаваемость мира и его закономерностей, связь с реальной жизнью.

  2. В целях профориентации ознакомить учащихся с успехами нашей страны в осуществлении управляемой термоядерной реакции.


Ход урока:


1. Организационный этап (приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку).


2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.


- Учитель. Демонстрация 1 слайда.

Сегодня на уроке мы познакомимся с термоядерными реакциями. В начале данного урока я хочу провести опрос. Термоядерные реакции приносят человечеству благо или вред?

Благо - …. чел.

Вред - …. чел.

В конце урока я задам Вам тот же вопрос, чтобы выяснить изменится ли Ваше мнение.

Я хочу начать с высказывания Н.С.Хрущева о термоядерном оружии.


Демонстрация 2 слайда.


В 1961 году Н. С. Хрущёв громогласно заявил, что в СССР есть бомба в 100 мегатон

« Но,- заметил он, - взрывать такую бомбу мы не будем, потому что если взорвем ее даже в самых отдаленных местах, то и тогда можем окна у себя повыбить».


Демонстрация 3 слайда.


В конце урока каждый должен сделать для себя вывод: эти реакции приносят вред человеку или благо?


3. Этап усвоения новых знаний.


- Учитель. Демонстрация 3 слайда.


Давайте рассмотрим синтез двух ядер. Какие силы между ними действуют? (Кулоновская сила)

При каких условиях можно приблизить ядра на расстояния, на которых будут действовать ядерные силы? (ядрам необходимо сообщить большую кинетическую энергию, а это возможно выполнить при высоких температурах).

Так что же называют термоядерными реакциями? (Это реакции синтеза легких ядер при высоких температурах в сотни миллионов градусов.)


- Учитель.

Рассмотрим примеры термоядерных реакций:

1. Происходит слияние дейтерия с тритием, при этом образуется частица. Определите продукт данной реакции.

У доски ученик записывает данную реакцию.

Продуктом данной реакции является нейтрон.


2. Происходит синтез протона с изотопом Li-7 , при этом образуется - частица. Определите, какое ядро еще образуется в результате данной реакции.

У доски ученик записывает данную реакцию.

Продуктом данной реакции является - частица.

Демонстрация 4 слайда.

- Учитель.

При цепных ядерных реакциях 1 грамм U-235 заменяет 3 тонны угля, при этом выделяется 75 МДж энергии. При синтезе 1 грамма дейтерий-тритиевой смеси выделяется 300 МДж энергии. Сколько тонн угля при этом можно заменить? (12 тонн. Термоядерные реакции - это мощный источник энергии)


(Проверка правильности написания реакций осуществляется с помощью демонстрации.)

Демонстрация 5 слайда.


-Учитель


Давайте рассмотрим две термоядерные реакции, записанные нами ранее.


Какое сырье необходимо для их осуществления? (дейтерий, тритий, литий).

Этого сырья на нашей планете много? (Да, дейтерий и тритий входят в состав обычной воды, а запасов лития на Земле много.)


- Учитель.

Какие продукты образуются в результате термоядерных реакций? Они оказывают вредное воздействие на организм человека? (Гелий – это инертный газ, он безвредный, им даже наполняют детские шарики. )


-Учитель.

Сделайте вывод о термоядерном синтезе: он энергетически выгоден? Безопасен с экологической точки зрения? (Термоядерный синтез – неисчерпаемый и экологически чистый источник энергии.)

Демонстрация 6 слайда.


- Учитель.

Давайте проведем аналогию с цепными ядерными реакциями: сырья в природе мало, возникают проблемы с отходами, экологией, но на нашей планете много атомных электростанций. А Вы когда-нибудь слышали о термоядерных (водородных) электростанциях? (Нет, их на Земле пока нет. )

Демонстрация 7 слайда.


Существуют проблемы УТС. В нашей стране существует проект «Токомак», но какие проблемы существуют перед учеными? (Невозможно удержать вещество при температурах в сотни миллионов градусов в подвешенном состоянии даже с помощью магнитного поля).


- Учитель.

В настоящее время удалось осуществить лишь неуправляемую реакцию синтеза взрывного типа в водородной (термоядерной ) бомбе.


- Учитель.

Где можно в мирных целях использовать термоядерные взрывы?

(Для крупномасштабных горных работ, добычи полезных ископаемых. Термоядерное происхождение имеет та энергия, которая излучается Солнцем и другими звездами.)

Демонстрация 8 слайд.


4. Закрепление материала.


1. Что представляют собой термоядерные реакции?

2. Почему ядерные реакции синтеза происходят при очень высокой температуре?

3. Какую роль играют термоядерные реакции в жизни человека?

4. Термоядерные реакции - это благо или вред?

Благо - …. чел.

Вред - …. чел.

Демонстрация 9 слайда.

5. Заключение.


Подведение итогов урока, информация о домашнем задании.

Домашнее задание: § 67; подготовить рефераты на следующие темы: «Термоядерные реакции на Солнце», «Создание водородной бомбы в СССР», «Использование термоядерных реакций в мирных целях», «Проблемы создания термоядерных электростанций».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!