Автор: Малютина Н.М.
План – конспект урока по информатике
по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Метод триад и тетрад».
Цель урока: ознакомить учащихся с основными правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую при помощи метода триад и тетрад.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить перевод чисел из одних СС в другие;
научить детей пользоваться таблицей триад и тетрад, показать, как можно получить ее самостоятельно.
Развивающие:
развивать личностно-смысловые отношения учащихся к изучаемому предмету;
развитие мышления, памяти;
формирование навыков логического мышления (вывод, анализ, обобщение, выделение главного).
Воспитательные:
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей урока.
Проверка домашнего задания – 8 мин.
Проведение самостоятельной работы 12 мин.
Объяснение нового материала. – 12 мин.
Закрепление изученного материала. – 10 мин
Домашнее задание.
Этапы урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую при помощи метода триад и тетрад.
3. Проверка домашнего задания.
Итак, для начала откройте тетради, я проверю наличие домашней работы. А затем мы проверим те правила, которые вы изучили на прошлом уроке.
Правило 1: Перевод целого положительного числа из СС с основанием 10 в систему с основанием q осуществляется его последовательным делением на основание q а до тех пор, пока не получится частное, меньшее q. Последовательными цифрами числа в новой СС будут частное и остатки от деления, начиная с последнего.
Правило 2: Обратный перевод в десятичную СС выполняют, используя позиционную запись данного числа, т. е, представляют число в виде суммы произведений его цифр на соответствующие степени основания.
Правило 3: Перевод правильной дроби из одной СС в другую осуществляется ее последовательным умножением на основание новой системы; при умножаются только дробные части. Дробь в новой СС записывается в виде целых частей получающихся произведений, начиная с первого.
Правило 4: Для перевода неправильных десятичных дробей необходимо выполнить отдельно перевод целой части и дробной.
4. Самостоятельная работа
Ну что же, правила вы выучили хорошо. Теперь можно провести небольшую самостоятельную работу.
Задание для I варианта:
Перевести из 10 СС следующие числа:
1,25→А16.
657 → А7 .
0,355 →А4.
890 → А6.
0,675 →А8.
765,75 → А4.
Задание для II варианта:
Перевести из 10 СС следующие числа:
425→А6.
0,55 → А8 .
0,425 →А12 .
890 → А6.
12,35 →А7.
765→ А3 .
5. Метод триад и тетрад
Так как основания восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления являются степенями числа 2 (8=23, 16=24), то перевод чисел из этих систем в двоичную и наоборот исключительно прост; он основан на методах триад и тетрад. Пользуются таблицами соответствия между этими системами:
| Триады | Тетрады |
0 | 000 | 0000 |
1 | 001 | 0001 |
2 | 010 | 0010 |
3 | 011 | 0011 |
4 | 100 | 0100 |
5 | 101 | 0101 |
6 | 110 | 0110 |
7 | 111 | 0111 |
8 | | 1000 |
9 | | 1001 |
А | | 1010 |
В | | 1011 |
С | | 1100 |
D | | 1101 |
Е | | 1110 |
F | | 1111 |
Примеры:
1) 40118 =?2
40118=100 000 001 001 2
4 0 1 1
2) В7,А16 = ?2
В7,А16= 1011 0111,10102
В 7 А
3) 10110,12 = ?8
10110,12 = 010 110, 1002 = 26,48
2 6 4
4) 10110,12 = ?16
10110,12=0001 0110, 10002 = 16,816
1 6 8
6. Закрепление изученного материала.
Выполняем задания.
1. Перевести целые числа из десятичной системы счисления в троичную:
1)523; 65; 7000; 2307; 325;
2. Перевести целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:
1)856; 664; 5012; 6435; 78;
3. Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить шесть знаков.
1)0,654; 0,321; 0,6135; 0,9876;
4. Перевести десятичные дроби в шестнадцатеричную систему счисления. В но-
вой записи дроби сохранить шесть знаков.
1)0,745; 0,101; 0,8453; 0,3451;
5. Перевести смешанные десятичные числа в троичную и пятеричную системы
счисления оставив пять знаков в дробной части нового числа:
1)40,5; 34,25; 124,44;
6. Перевести смешанные десятичные числа в двоичную и восьмеричную системы счисления, оставив пять знаков в дробной части нового числа:
1)21,5; 432,54; 678,333;
7. Домашнее задание.