СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по информатике "Метод триад и тетрад" (план-конспект)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой разработку занятия по информатике в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Урок по информатике "Метод триад и тетрад" (план-конспект)»

Автор: Малютина Н.М.

План – конспект урока по информатике

по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Метод триад и тетрад».


Цель урока: ознакомить учащихся с основными правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую при помощи метода триад и тетрад.


Задачи урока:


Образовательные:

  • повторить перевод чисел из одних СС в другие;

  • научить детей пользоваться таблицей триад и тетрад, показать, как можно получить ее самостоятельно.


Развивающие:

  • развивать личностно-смысловые отношения учащихся к изучаемому предмету;

  • развитие мышления, памяти;

  • формирование навыков логического мышления (вывод, анализ, обобщение, выделение главного).


Воспитательные:

  • формировать навык самостоятельной работы;

  • формировать интерес к предмету.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей урока.

  3. Проверка домашнего задания – 8 мин.

  4. Проведение самостоятельной работы 12 мин.

  5. Объяснение нового материала. – 12 мин.

  6. Закрепление изученного материала. – 10 мин

  7. Домашнее задание.


Этапы урока


1. Организационный момент.


2. Постановка целей урока.


Сегодня мы с вами познакомимся с правилами перевода чисел из одной системы счисления в другую при помощи метода триад и тетрад.


3. Проверка домашнего задания.

Итак, для начала откройте тетради, я проверю наличие домашней работы. А затем мы проверим те правила, которые вы изучили на прошлом уроке.


Правило 1: Перевод целого положительного числа из СС с основанием 10 в систему с основанием q осуществляется его последовательным делением на основание q а до тех пор, пока не получится частное, меньшее q. Последовательными цифрами числа в новой СС будут частное и остатки от деления, начиная с последнего.

Правило 2: Обратный перевод в десятичную СС выполняют, используя по­зиционную запись данного числа, т. е, представляют число в виде суммы произ­ведений его цифр на соответствующие степени основания.


Правило 3: Перевод правильной дроби из одной СС в другую осуще­ствляется ее последовательным умножением на основание новой системы; при умножаются только дробные части. Дробь в новой СС записывается в виде целых частей получающихся произведений, начиная с первого.


Правило 4: Для перевода неправильных десятичных дробей необходимо выполнить отдельно перевод целой части и дробной.

4. Самостоятельная работа


Ну что же, правила вы выучили хорошо. Теперь можно провести небольшую самостоятельную работу.



Задание для I варианта:

Перевести из 10 СС следующие числа:

1,25→А16.

657 → А7 .

0,355 →А4.

890 → А6.

0,675 →А8.

765,75 А4.

Задание для II варианта:

Перевести из 10 СС следующие числа:

425→А6.

0,55 → А8 .

0,425 →А12 .

890 → А6.

12,35 →А7.

765→ А3 .


5. Метод триад и тетрад


Так как основания восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления являются степенями числа 2 (8=23, 16=24), то перевод чисел из этих систем в дво­ичную и наоборот исключительно прост; он основан на методах триад и тетрад. Пользуются таблицами соответствия между этими системами:



Триады

Тетрады

0

000

0000

1

001

0001

2

010

0010

3

011

0011

4

100

0100

5

101

0101

6

110

0110

7

111

0111

8


1000

9


1001

А


1010

В


1011

С


1100

D


1101

Е


1110

F


1111

Примеры:

1) 40118 =?2

40118=100 000 001 001 2

4 0 1 1

2) В7,А16 = ?2

В7,А16= 1011 0111,10102

В 7 А

3) 10110,12 = ?8

10110,12 = 010 110, 1002 = 26,48

2 6 4

4) 10110,12 = ?16

10110,12=0001 0110, 10002 = 16,816

1 6 8


6. Закрепление изученного материала.

Выполняем задания.

1. Перевести целые числа из десятичной системы счисления в троичную:

1)523; 65; 7000; 2307; 325;

2. Перевести целые числа из десятичной системы счисления в восьмеричную:

1)856; 664; 5012; 6435; 78;

3. Перевести десятичные дроби в двоичную систему счисления. В двоичной записи числа сохранить шесть знаков.

1)0,654; 0,321; 0,6135; 0,9876;

4. Перевести десятичные дроби в шестнадцатеричную систему счисления. В но-
вой записи дроби сохранить шесть знаков.

1)0,745; 0,101; 0,8453; 0,3451;

5. Перевести смешанные десятичные числа в троичную и пятеричную системы
счисления оставив пять знаков в дробной части нового числа:

1)40,5; 34,25; 124,44;

6. Перевести смешанные десятичные числа в двоичную и восьмеричную системы счисления, оставив пять знаков в дробной части нового числа:

1)21,5; 432,54; 678,333;



7. Домашнее задание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя