СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Повторительно-обобщающий урок по главе "Древний Египет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по истории Древнего мира 5 класс "Повторительно-обобщающий урок по главе "Древний Египет"»

Дата:________

Тема урока: «Древний Египет»

Тип урока: Повторение и обобщение

Цель урока:

-Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет».

Задачи урока:

-Воспитание гуманного отношения друг к другу (работая в группе).

-Развитие коммуникативных умений учащихся, продолжить развитие умения анализировать исторические факты на элементарном уровне, формулировать несложные выводы.

- Обучение правильному поведению при работе в группе. Научить предоставлять результаты индивидуальной историко-позновательной деятельности в различных формах (таблицах, схемах, кроссвордах и т.д.)

Оборудование: репродукции (Древний Египет).

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, репродукции, подготовленные учителем кроссворды, карточки (разного уровня сложности), задания, документы.

Методы обучения:

Частично - поисковый (при работе с текстом документа); информационно-обобщающий.

практические: контрольные задания, составленные с целью проверки глубины усвоения полученных знаний.

- устный контроль

- письменный контроль

Нестандартная форма ведения урока. Урок-игра

Развиваю на уроке читательскую и информационную компетенцию

I. Актуализация знаний. (разминка)

1. В чем сходство религии египтян с верованием первобытных людей?

2. С какой целью сооружались пирамиды?

3. Зачем в гробницу Тутанхамона поместили его драгоценности?

4. Почему египетские художники изображали фараона значительно выше других людей?

5. Как выглядит сфинкс?

6. Как в праздники жрецы поступали со статуей бога?

7. Что было со статуей после завершения празднества?

Учитель называет ребятам правила при работе в группе. (1 минута на выбор учащимися лидера группы, после осуществления выбора учитель раздает лидерам группы оценочные листы и объясняет всем группам критерии оценивания). Называя минимальное количество балов на оценку «5», «4», «3» и говорит условия, за что могут быть сняты балы.

Игра «Снежный ком»

Задача: Необходимо назвать бога и какие силы он отражал.

Условия: Первый называет одного бога, второй называет то, что сказал первый и говорит еще одного неназванного. Третий повторяет то, что сказал 1,2 и называет еще одного неназванного. За полностью правильно выполненное задание, каждому члену группы – 1 бал.

Пример:

1. Амон-Ра – бог солнца

2. Амон-Ра – бог солнца, Апоп – бог тьмы

3. Амон-Ра – бог солнца, Апоп – бог тьмы, Геб – бог земли

4. Амон-Ра – бог солнца, Апоп – бог тьмы, Геб – бог земли, Нут – богиня неба.

5. …Тот – бог мудрости.

6. …Бастет – покровительниц женщин и их красоты.

7. …Сет – бог пустынь.

8. …Маат – богиня правды.

Работа с терминами

Задача: Я называю значение термина, а вы мне отвечаете, какой термин зашифрован.

За правильный ответ – 1 бал.

1. Всесильный владыка Египта (Фараон).

2. Мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов (амулет).

3. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека (Сфинкс).

4. Египетская гробница (Саркофаг).

5. Страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря (Египет).

6. Служители бога (Жрецы).

7. Сказание о богах (Миф).

8. Первое из чудес света (Пирамида).

9. Столица древнего Египта (Мемфис).

10. Высокий тростник в Египте, из которого делали материал для письма (Папирус).

11. Вера в сверхъестественное (Религия).

12. Сбор в пользу государства (Налоги).

13. Река протекающая в Египте (Нил).

14. Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? (Археология).

15. Наука о развитие человеческого общества (История).

Игра «Оборвыши»

-развивает логику, внимание, глубину и образность мышления, способствует повышению и проявлению эрудиции.

Правила игры.

Фразы записаны не до конца. Они оборваны в любом месте. Вам следует закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. (Проверим, как вы читаете учебник). За правильный ответ 1 бал.

1. Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них ……… (египетская пирамида).

2. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов и их охраняет …… (Большой сфинкс).

3. Самая высокая пирамида – пирамида фараона …… (Хеопса).

4. Египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Его высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами – оно превращалось в …. (мумию).

5. При храмах находились жрецы – они выполняли следующую работу (разговаривали с богом, натирали статую душистыми маслами, переодевали).

Игра «Знаете ли вы значение слов»

Каждая группа получает задание. Заполните в правом и левом столбиках пропущенные строки. – 1 бал на верно написанный термин.

1. Дельта 1……

2….. 2. Мастер, изготавливающий изображения из глины, камня, дерева, металла

3.Религия 3….

Игра «веришь – не веришь, или да – нетки»

Условия: Нужно набрать как можно больше очков за правильные ответы на вопрос ведущего. 1 правильный ответ – 1 бал. Отвечает 1 человек от группы – игра для лидеров группы.

( Игра способствует развитию внимания, логического мышления, скорости реакции).

Вопросы

1. Верите ли вы, что древние египтяне для богов сооружали специальные храмы. (Да)

2. Верите ли вы, что древние египтяне вытесывали из камня большие статуи богов и делали фигурки из бронзы или глины. Они полагали, будто бог вселяется в изображение и слышит всё, что говорят люди. (Да)

3. Верите ли вы, что древние египтяне, поклонялись животным – птицам, змеям, кошкам. И случае их смерти проводили обряд их захоронения. (да)

4. Верите ли вы, что жрецы, уходя из храма, поворачивались к богу спиной. (нет)

5. Верите ли вы, что когда умирала богиня Бастет – покровительница женщин и их красоты, её тело сжигали в своих печах, местные жители. (Нет)

Все остальные члены команды получают карточки со следующим заданием

Пример: В(е,и)льмож(ы,и) – царские с(о,а)ветн(е,и)ки, в(о,а)ен(о,а)чальники.

Физическая минутка

- КАРТОЧКИ – (разной сложности, для всех членов группы)

Игра «Что их объединяет»

Логическая цепочка

Этот вид игры, развивает логическое мышление.

Условия: Приводятся три – четыре слова необходимо назвать, то, что их объединяет. За правильный ответ 1 бал.

Пример: Нил – Тигр – Ефрат – Кондама – реки.

1. Дротики – стрелы – лук – оружие.

2. Амон Ра – Геб – Нут – боги.

3. Хеопс – Тутанхамон – Эхнатон – фараоны.

4. Финики – инжир – виноград – фрукты.

5. Пирамида – храм – помещения.

Игра «Говорящая картина»

Работа с репродукциями. Ребятам необходимо оживить картину, т.е. опираясь на знания которые были получены ранее, рассказать, что изображено на картине. (А группе задания, слушать внимательно, а затем задать вопрос, один вопрос от группы – за правильно сформулированный вопрос 1 бал, а за правильный ответ – 2 бала)

II. План работы.

1. Загадочные письмена

2. Египетские папирусы.

3. Учителя и ученики.

Учитель дает задание, прежде чем переходит к изучению темы. Ребята ваша задача слушать внимательно и запоминать все иероглифы, которые мы будем сейчас изучать, так как вам затем предстоит написать соседней группе письмо на Древне египетском. Стены египетских храмов и гробниц, саркофаги, а иногда и простые черепки битой посуды покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Но это не простые рисунки. Такие значки египтяне еще в древности называли

Иероглифами – «священным писанием»

В египетском письме более семьсот иероглифов

Первоначально все они были похожи на рисунки. Когда-то египтяне просто рисовали все, что хотели сказать.

Но такое письмо не передавало звуков, языка, и многие слова, например имена, просто нельзя изобразить рисунком.

Тогда египтяне придумали следующее. В египетском языке слово «рот» звучало как «эр» и они стали иероглифом обозначать не только слово «рот», но и согласный звук «р». Один значок мог обозначать несколько звуков. Гласные звуки иероглифами не передавались.

В долине Нила рос тростник – папирус. Стебли его разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски складывали на гладкий стол в ряд, одну возле другой. Сверху полоски клали в поперечном направлении. Всю двухслойную кладку прижимали (полоски) плоским камнем, и тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу – папирус.

Учителя и ученики.

Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот.

Часто школы находились при храмах, и учителями в них были жрецы. Детей учили не только писать, но считать. Ученики занимались и астрономией, определяли движение небесных светил.

Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.

Задание на основе изученного материала написать письмо другой группе иероглифами. Затем прочесть его и написать ответ.

Далее работа с документами. Проанализировать документ, выделить ту информацию, которая необходима для заполнения таблицы. (Таким образом, ребята учатся выделять главное и систематизировать выделенное), не нужно ограничивать творчество ребят, пусть ребята запишут информацию в различных символах (таблице, схеме)

Пример таблицы:

Направления культуры Достижения Значение для мировой культуры

1. архитектура

2. скульптура и живопись

3. Медицина

4. Письменность

III. Закрепление изученного

- Кроссворд для всей группы (каждый правильный ответ – 1 бал).

Предложить ребятам составить самостоятельно (толстые и тонкие вопросы), а затем поменяться с соседом тетрадями и ответить на них.


Примерные вопросы:

1. Почему в Египте было трудно научиться писать и читать?

2. Как выглядит древнеегипетская книга?

3. Чем была привлекательна для египтян должность писца?

Творческое домашнее задание: Составить кроссворд. Ребята, которые посещают «Школьный университет» и уже умеют составлять презентации можно предложить составить презентацию на тему: «Достижения Древних Египтян» или «Древнеегипетское письмо» либо иную тему выбранную учащимся по разделу «Древний Египет».

Подвести итоги урока и выставить оценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!