СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по истории Средних веков 6 класс "Византийское тысячелетие."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по истории Средних веков

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по истории Средних веков 6 класс "Византийское тысячелетие."»


Дата:_____

Тема: §6. Византийское тысячелетие.
Цели:

1.Дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев.

2.Выявить особенности феодализма в Византии.

3. Продолжить развитие умения раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.

Основные термины и понятия: ромеи, симфония, димы, Сенат, василевс, автократия.

Оборудование:

карта «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI XI вв.»; карта № 3 атласа «Византийская империя в VI-XI вв.»; схема «Византия в VI-XI вв.». Видеопроектор, ноутбук, презентация: «Византийская империя в VI-XI вв.»;

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проверяется уровень знания учащимися темы № 1 «Западная и Центральная Европа в V-XI вв.».

Вопросы и задания:

  • Что было общего в занятиях и общественном устройстве германцев и славян в I—II вв. н. э.?

  • Как возникли государства франков и славян? Общее и особенное. Причины норманнских походов.

  • Роль христианства в укреплении королевской власти и в развитии культуры.

  • Причины и последствия феодальной раздробленности.


II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Особенности развития Византии.

  2. Власть императора.

  3. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

  4. Борьба с внешними врагами.

1. Особенности развития Византии.

Рекомендуется поставить перед учащимися проблемный
вопрос:

Определите, что было общего в развитии феодализма в Византии и Западной Европе, в чем различия?

Рекомендуется также провести беседу по следующим вопросам:

Когда и кто перенес столицу Римской империи в Константинополь?

Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную?

Рассказ учителя.

В 330 году римский император Константин Великий - первый император-христианин - основал город Константинополь на месте древнегреческой колонии Византии. Византийцы считали себя ромеями, то есть римлянами, державу - ромейской, императора - василевса - продолжателем традиций римских императоров.

В 395 году произошел раздел единой Римской империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

Учащимся предлагается показать на карте страны и области, которые вошли в состав Восточной Римской империи.

Учитель, подводя итоги беседы, обязательно напоминает
учащимся:
Византийская империя оставалась единственным из
древних государств Европы и Ближнего востока, которое уцелело
во времена Великого переселения народов (V-VI вв.)

III. Работа с картой.

Карта «Византийская империя в IX веке и славяне в VI-XI вв.» создает представление о выгодном географическом положении Восточной Римской империи: Византия находилась на пересечении морских и сухопутных торговых путей, которые связывали Европу и страны Востока.

Вопрос:

Почему Византия устояла под натиском варваров и просуществовала еще более тысячи лет?

1.В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной Римской империи. Между городом и деревней сохранился торговый обмен. В городах существовали торговля и ремесла. Император имел возможность содержать армию и флот. Византия могла отбивать натиск внешних врагов.

2. Власть императора.

Далее учитель подробно рассматривает императорскую власть в
Византии. Данный вопрос очень важен в понимании деятельности Юстиниана I. Император обладал почти неограниченной властью:

  • мог казнить подданных;

  • конфисковать их имущество;

  • смещать и назначать на должность.

Император издавал законы, был высшим судьей, руководил армией, определял внешнюю политику государства. Но император не был собственником всех земель империи, хотя его владения были огромны.

Учитель обязательно объясняет учащимся сущность имперской идеи.

Империя для византийцев - самое совершенное государственное устройство, олицетворение гармонии и порядка. Идея имперской власти была унаследована от Рима, где государство - высшая ценность, император - господин. Римский император обязан был подчиняться закону. К этому же стремились и в Византии.

Христианство придало священный характер имперской власти. Христианская церковь утверждала, что власть дана императору Богом. Следовательно, основой византийской государственности являлось христианство. Светская и духовная власть должны быть слиты воедино и действовать в одном направлении, то есть образовывать симфонию. Император был не только мирским правителем, но и главой церкви.

Учащиеся подводятся к заключению:

Качества, которыми должен был обладать император Византии:

  • талантом государственного деятеля;

  • быть христианином;

  • милосердным;

  • благочестивым;

  • неприхотливым;

  • проявлять усердие в вере.

Император считался смертным человеком, следовательно, его не обожествляли до конца и ему постоянно надо было думать о своей ответственности перед подданными. В то же время для общества, простых людей император - подобие Отца Небесного. Подражание Отцу Небесному было важной обязанностью императора. Дворцовый ритуал был этому подчинен. Император никогда не стоял на полу, всегда был на особом возвышении. Трон императора был двухместным. Кроме прав, у византийского императора были и обязанности - забота о подданных. Считалось, что это залог прочности и гармоничности государства.

Император должен править «ради истины», «как раб и слуга Божий».

Но если он будет совершать грехи, то станет ненавистен народу и может быть лишен своего поста. Непрочность положения императорской власти усиливалась и тем, что в Византии долгое время царская власть не передавалась по наследству. Судьба многих византийских императоров была трагичной (ослеплен, утоплен, отравлен, заточен в монастырь), а срок царствования - коротким. Неугодных императоров смещали, но сама императорская власть оставалась неприкосновенной. Самый важный пост мог занять и человек низкого происхождения. Власть императора считалась божественной, поэтому происхождение человека и его прежние занятия не имели никакого значения.

Имперская власть и общество

От Римской империи Византия унаследовала элементы республиканского строя. Первоначально в Византии был Сенат, государственный совет и организации свободных граждан - димы. Сенат подготавливал проекты законов, обсуждал вопросы внешней и внутренней политики. В V—VI вв. большие права получили димы: они участвовали в торжествах; участвовали в провозглашении императора. Формально император выбирался Сенатом, армией и народом, но на самом деле императора выдвигали Сенат и воинская аристократия.

В VI—VII вв. снизилась роль Сената. В конце VII века утрачивают свои позиции димы. В X веке император Лев VI уничтожил остатки городского самоуправления. Изменен обряд вступления императора на престол: если раньше нового императора провозглашал народ на ипподроме, то теперь его величали на царство как Божьего избранника в храме Святой Софии. Император нарекается василевсом (царем),а также автократом (самодержцем).

Имперская власть отнимает у общества следующие права:

  • право голоса;

  • право участия в политической жизни общества.

Последствия установления имперской власти

Сильная централизация, самодержавие помогали Византии
сохранить свою целостность. И византийская имперская власть проявляла не только силу и могущество, но и слабость. Возможности императоров не были безграничны: император был скован в реформаторской деятельности; император являлся только хранителем традиций и обычаев;

власть ориентировалась на прошлое и была изолирована от общества.

Те процессы, которые происходили в Византии, шли независимо от государственной власти, выходили из-под ее контроля. Власть использовала свою силу лишь для того, чтобы препятствовать появлению нового.

Общество Византии имело свои особенности:

1. феодалы, оказавшиеся в сильной зависимости от власти, не
оформились в сословие;

2. положение аристократии было также неустойчивым. Многое зависело от личности императора. Долгое время правящая элита была открытым слоем, и проникнуть в нее было возможно не только благодаря происхождению, но и личным заслугам или расположению императора. Но правящая верхушка находилась в постоянном напряжении. Ссылка, конфискация имущества, тюрьма угрожали
аристократии так же, как и всякому другому жителю империи.

Следовательно, при императорском дворе были интриги и заговоры.

Церковь и государство

Отношения между ними были очень сложными. Церковь имела огромное влияние и воздействие на общество, императоры были заинтересованы в поддержке церкви. Духовенство до XII века было отстранено от участия в административной деятельности, так как в Византии было запрещено сочетать духовную и светскую службу. Экономическое положение зависело от пожалований (пожертвований) частных лиц и императора. Постепенно у церкви скапливались богатства, она становилась экономически независимой. Высказывались попытки участия церкви в политической жизни Византии. Константинопольские патриархи претендовали на руководящую роль в государстве, но императоры, обладая большей властью, могли смещать и назначать патриархов. Византийской церкви не удалось стать самостоятельной. Отношения государственной власти и церкви были далеки от идеи «симфонии».

3. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

Вопрос о власти императора рекомендуется рассмотреть на примере
правления Юстиниана I (527-565 гг.). Юстиниан I родился около 482 года в семье бедного крестьянина. В Константинополь Юстиниан был приглашен своим дядей Юстином, который в то время был очень влиятельным придворным. Юстиниан получил хорошее образование, дядя нашел ему должность при дворе. В 518 году Сенат, жители Константинополя и гвардия провозгласили старого Юстина императором, а тот в свою очередь назначил своим соправителем Юстиниана (то есть своего племянника). В 527 году - после смерти дяди - 45-летний Юстиниан стал самодержцем империи ромеев. Годы его правления - 527-565 гг. Юстиниан получил власть в очень трудное время:

  • от бывших владений осталась только восточная часть: на
    территории Западной Римской империи образовались варварские королевства;

  • в христианской церкви начались разногласия относительно
    личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: «Был ли Христос богочеловеком?»;

  • местная знать чинила произвол, крестьяне не обрабатывали
    землю, разбегались;

  • в городах часто происходили бунты;

  • в империи наметился финансовый кризис.
    Необходимо было спасать империю. Юстиниан отчетливо

понимал, что спасти империю можно, только предприняв решительные меры. Эту миссию силы мог выполнить только Юстиниан, так как, будучи православным христианином, богословом и политиком, он был чужд роскоши и всевозможных удовольствий.

Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия».

Внутренняя политика

Начало правления Юстиниана отмечается:

  • широкой благотворительностью;

  • раздачей средств бедным;

  • снижением налогов;

  • помощью пострадавшим от землетрясения городам.
    Укреплялись позиции христианской церкви.

В Афинах была закрыта платоновская Академия. Начались гонения иудеев, самаритян. Самое главное и важное событие начального этапа правления Юстиниана - реформа права. В 528 году Юстиниан учреждает комиссию из самых опытных государственных деятелей и юристов. Комиссия подготовила собрание императорских указов:

  • кодекс Юстиниана;

  • свод сочинений римских юристов;

  • руководство по изучению права.

Была создана единая система имперского гражданства. Было провозглашено равенство всех перед законом. Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Рабство не отменялось, но раб теперь имел много возможностей освободиться:

  • если стал солдатом;

  • если ушел в монастырь;

  • если стал епископом.

Теперь раба нельзя было убивать. По новым законам Юстиниана, женщины в семье теперь уравнивались в правах с мужчинами. Был запрещен развод.

Но оставались еще пережитки старого времени. Не была отменена смертная казнь. Особенно жестоко карались простые люди:

  • их жгли на кострах;

  • распинали на кресте;

  • избивали розгами до смерти и т. д.
    Знатных людей казнили через обезглавливание

  • .Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора.

  • По словам историка Прокопия, Юстиниан мог «тихим и ровным голосом приказать перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей».

  • Самым тяжелым испытанием для империи Юстиниана была эпидемия чумы (541-543 гг.), которая унесла половину населения. В последний период правления Юстиниана его стали привлекать и занимать вопросы богословия. Юстиниан хорошо понимал, что в христианской вере ромеев - их подлинная сила. Была сформулирована идея «симфонии царства и священства» - союза церкви и государства как гарантии мира империи. Последние годы правления Юстиниана прошли спокойно. Постепенно восстанавливалось финансовое положение страны.

  • Вместе с учащимися учитель подводит итог внутренней политике Юстиниана I и делает выводы:

  • Юстиниан проводил реформы в духе евангельских заповедей:

  • восстанавливал города;

  • помогал бедным;

  • облегчал положение рабов,

  • и одновременно население империи подвергалось тяжелому
    налоговому гнету.

  • Юстиниан пытался восстановить авторитет закона, но так и
    не смог покончить со злоупотреблениями чиновников;

  • Юстиниан пытался примирить разногласия в христианской
    церкви.

  • Укрепление позиций церкви, духовная поддержка православия сыграли огромную роль для становления средневекового общества. Кодекс Юстиниана I стал основой европейского права грядущих столетий.

  • Внешняя политика

  • Юстиниан в течение долгого времени воевал против варварских королевств, которые возникли на развалинах Западной Римской империи. Варварские королевства переживали глубокий кризис. Что же происходило? Основное население было православным, а варвары (вандалы и готы) были арианами. Учение ариан было объявлено ересью. Внутри варварских королевств шел процесс социального расслоения, росла рознь между знатью и простым народом. Постепенно это привело к ослаблению боеспособности армий. Интересами государств никто не занимался, так как королевская знать варваров была опутана интригами и заговорами. Следовательно, коренное население воспринимало византийцев как освободителей. Королевство вандалов в Северной Африке пало. Вслед за присоединением Африки началась война за обладание Италией - королевством остготов. Войско под командованием полководца Велизария захватило Сицилию и Южную Италию. Осада Рима продолжалась 14 месяцев, в конце концов Велизарий овладел Римом. Другое войско Юстиниана заняло столицу остготов Равенну. Королевство остготов пало. Юстиниан предпринимает попытку восстановить в прежних границах Римскую империю. Это вызвало сопротивление местных жителей, так как они были против восстановления прежних порядков. Началось широкое сопротивление притеснению чиновников и грабежам, мародерству солдат. Византийские войска терпят поражение. Юстиниан посылает новую армию для наведения порядка. Только через 15 лет удалось подчинить Северную Африку, 20 лет понадобилось для овладения Италией. Юстиниану удалось захватить юго-восточную часть Пиренейского полуострова. Попытки Юстиниана восстановить мир и стабильность на территории Византийской империи обернулись жестокостью и кровопролитием. Империя Юстиниана находилась в окружении языческих и варварских государств, оставаясь последним прибежищем цивилизации. Успехи Византии были непрочными. Долгие годы Византия вынуждена была вести войну с Ираном. По мирному договору Византия уступила Ирану часть территорий и вынуждена была платить ежегодную дань. После смерти Юстиниана часть завоеванных Византией территорий была утеряна. Варварские государства заняли свои прежние владения.

  • Учитель может поставить проблемный вопрос:

  • Почему попытка Юстиниана восстановить Римскую империю была обречена на неудачу?

  • В ходе беседы учащиеся приходят к следующему выводу:

  • Невозможно остановить или повернуть по своему желанию историческое развитие страны.

  • Нельзя вернуть старые порядки, тем более без поддержки местного населения.

  • III. Работа с картой.

  • Определить, какие народы вторглись в пределы Византийской империи. (Славяне, арабы).

  • Определить, какие области были завоеваны арабами, славянами; какие заселены славянами.

  • Вывод: Византийская империя с большим трудом отбивала нападения славян, арабов. В результате войн Византийская империя потеряла Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку.

  • Задание по карте:

  • Показать территорию Византийской империи:

  • при Юстиниане;

  • после его смерти.

  • Вывод: Империя сократилась почти в три раза.

  • III. Закрепление изученного материала.

  • Закрепление проводится в процессе решения проблемного вопроса, поставленного в начале урока:

  • Определите, что было общего в развитии феодализма в Византии и Западной Европе, в чем различия?


  • (Рекомендуется оформить в виде таблицы.)

  • IV. Итог урока.

  • Домашнее задание: § 6, знать ответы на вопросы в конце параграфа. * Подготовить сообщение: «Деятельность Юстиниана».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!