СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по истории Средних веков 6 класс "Крестьяне и сеньоры.."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по истории Средних веков в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по истории Средних веков 6 класс "Крестьяне и сеньоры.."»

Тема: § 11. Крестьяне и сеньоры. Дата: ______

Цель урока:

  1. Рассказать о средневековых сословиях, охарактеризовать основные виды крестьянских повинностей.

  2. Раскрыть значение общины в жизни крестьянина. Дать представление о натуральном хозяйстве Средневековья.

  3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, историческими источниками, давать развернутый ответ на вопрос.

Оборудование:

карта «Франкское государство в 5 – начале 6 веков», иллюстрации, атласы.

Оформление доски: Тема урока, новые слова (сословие, подати и поборы, барщина, оброк, десятина, община, натуральное хозяйство, трехполье.)


Ход урока.


Актуализация знаний учащихся по пройденным материалам


Проверка домашнего задания.

  1. В чем причины длительных морских походов норманнов?

  2. Как вы считаете, почему скандинавы, переселившиеся на север Франции, восприняли местный язык, нравы, обычаи, а не наоборот.?

  3. Какие причины привели к установлению феодальной раздробленности в Западной Европе?

  4. Сравните власть короля и власть крупных феодалов во Франции в период феодальной раздробленности.


Изложение нового материала.


1. Сословия Средневековья

а) Слово учителя

В Средневековье общество делилось на три большие группы людей — сословия. Каждой группе было отведено свое место. Высшим сословием считались «молящиеся». К ним относились священники и монахи. К сословию сражающихся» принадлежали рыцари. Остальные люди принадлежали к третьему сословию трудящихся К ним относились и крестьяне, и ремесленники, и купцы. По представлениям средневековых мыслителей все три сословия необходимы друг другу и не могут друг без друга существовать, как не могут существовать отдельно различные части организма.

Запись в тетради: Сословия — большие группы людей со своими правами и обязанностями, на которые делилось средневековое общество.

Учитель записывает на доске таблицу «Сословия» Ученики должны перенести таблицу в тетради:

Средневековое название

Состав

«Молящиеся»

Священники и монахи

«Сражающиеся»

Рыцари

«Трудящиеся»

Крестьяне, ремесленники, купцы и торговцы.


2. Право на землю и свободу

а) Слово учителя

Конечно, представление о гармоничном устройстве общества, в котором каждая группа дополняет другую, во многом было утопией. Третье сословие на деле считалось низшим, презренным, в отличие от первых двух благородных сословий. Сословие «трудящихся имело мало привилегий, но много обязанностей. В частности, это выражалось в праве на землю и в личной свободе. Как правило, в средневековой Европе крестьяне не были свободными людьми. Они не могли в полной мере распоряжаться ни собой, ни землей, на которой они жили и работали, ни имуществом. Большая часть крестьян принадлежала тому или иному господину. Им мог быть один из представителей 1 или 2 сословия. Давайте разберем, как крестьяне попадали в зависимость к господам.

б) Самостоятельная работа с рабочей тетрадью

Ответить на вопросы:

— Каковы причины перехода крестьянина в зависимое состояние?

— Что он получает и обязуется взамен исполнять?

— Чем грозит ему несоблюдение договора?

в) Слово учителя

Крестьяне попадали в зависимость разными путями — иногда по одиночке, иногда целыми деревнями: 1) В только что прочитанном вами документе крестьянин сам поступает в подданство к феодалу ради пропитания, не имея собственной земли; 2) Многие свободные крестьяне обращались в подданство в обмен на безопасность, которую гарантировал им их новый хозяин. Это было совсем не лишним, если вспомнить, в какие смутные и небезопасные времена им приходи лось жить; 3) В некоторых странах действовал принцип «нет земли без сеньора». Это означало, что всякая земля принадлежит какому- то господину. Таким образом, где бы ни жили крестьяне, они жили на чьей-то земле и, следовательно, должны были платить за право пользоваться ею; 4) Также крестьянин мог попасть в зависимость из- за какой-либо провинности перед господином или вступив в брак с несвободным человеком; 5) Нередки были и случаи, когда крестьяне захватывались силой и обращались в подданных феодала. Существовали и другие способы. Но что означала эта зависимость от господина? Конечно, в Средневековье многие крестьяне потеряли личную свободу, но большинство все же ее сохраняло. Собственностью господина была земля, но не сами крестьяне. В случае необходимости они могли сменить хозяина. Прикреплять крестьян к земле (крепостное право) стали позже, да и то не повсюду.

г) Работа с классом

— Если сравнить положение средневековых крестьян с положением античных рабов — чье легче? (Средневековых крестьян. Власть господина над ними была ограничена обычным правом или письменным договором. Господин не мог без суда убить крестьянина или разлучить его с семьей, а зачастую не имел права продавать его без земельного надела. Все это было позволено в отношении рабов, которые считались полной собственностью своих господ.)

З. Крестьянские повинности

а) Слово учителя

Вынужденные жить на земле того или иного господина, крестьяне должны были за это выполнять ряд повинностей. В самом общем виде они сводились к двум видам: различного рода податям и необходимости обрабатывать землю своего господина.

Запись на доске в в тетрадях: «Обязанности крестьянина». Барщина — обязанность крестьян обрабатывать землю своего господина. Оброк — часть собственного урожая, а также того, что добыто охотой, собирательством в лесу, ремеслами, которую крестьянин обязан был отдавать господину. Подати и поборы — регулярные и совершаемые по случаю (праздник, свадьба и т. п.) приношения крестьян своему господину. десятина — десятая часть всех своих доходов, которую крестьянин должен был отдавать церкви.

б) Слово учителя

Кроме того, зачастую на плечах крестьян лежали разного рода повинности и отработки — необходимость поставлять и сопровождать подводы для перевозки грузов, необходимость следить за хорошим состоянием мостов и проч. Некоторые виды крестьянских обязанностей могли заменять друг друга. Так, крестьянин мог работать на барщине, при этом не платя оброк. Платя оброк, на барщине он мог работать меньше — все зависело от условий подчинения крёстьян своему господину. Однако совсем разорять крестьян поборами господину было также не выгодно, ведь от них зависели его собственные доходы. В случае слишком тяжких поборов случалось, что крестьяне поднимали даже мятежи против своих господ.

4. Общины

а) Слово учителя

Ранее мы уже говорили о причинах, по которым многие крестьяне попадали в зависимость. В те смутные времена людям требовалась защита от разбойников или в случае голода. Защищаться всегда легче вместе. Поэтому крестьяне из одной, а иногда и из нескольких сосед них деревень объединялись в общину. Работать на земле, зачастую на скудных почвах, также было легче вместе. Наличие общины было выгодно и господам. Им легче было общаться с выбранными общиной представителями, чем со всей деревней сразу. Крестьяне могли сами распределять внутри общины повинности, как им было удобно, господин же всегда знал с кого ему спросить за недоимку. С другой стороны, сплоченной общине легче было отстаивать свои права перед лицом владельца феода.

Запись в тетради: Община — объединение крестьян одной или нескольких деревень для защиты и совместного ведения хозяйства.

б) Самостоятельная работа с учебником

Ученики читают раздел о жизни крестьян в общине «Вместе легче» (стр. 109—110) и заполняют таблицу «Крестьянская община»:

Причины создания

Хозяйственные функции

Социальные функции





Учитель объясняет, что должно быть написано в каждой из трех граф.

в) Работа с классом

— Почему изгнание из общины было тяжким наказанием для крестьянина? (Община давала человеку защиту от разбойников. Община регулировала хозяйственную жизнь и не давала людям умереть с голоду в случае неурожаев. Община отстаивала интересы и свободы своих членов перед лицом господина. Вне общины человек мог стать бродягой, нищим или наемным рабочим, чей социальный статус был очень низким).

5. Натуральное хозяйство

— Подумайте, кто составлял большинство населения в средневековой Европе? (Правильный ответ: крестьяне. Они составляли подавляющее большинство населения).

а) Слово учителя

действительно, торговля и ремесло в Средние века были развиты слабо. Рынков и ярмарок было немного, а количество товаров, которые на них продавались, было ограничено. По этой причине в имениях и отдельных крестьянских общинах люди стремились производить и запасать все необходимое сами. Это касалось и продуктов питания, и ремесленных изделий — орудий труда (серпов, мотыг и проч.), подков для лошадей, посуды, даже оружия. Такое хозяйство преобладало в Европе на протяжении большей части Средневековья, вплоть до Х111—ХIУ вв.

Запись в тетради: Хозяйство, в котором на месте производится все самое необходимое, так что нет нужды покупать или продавать что-либо на рынке, называется натуральным.

б) Работа с классом

— Подумайте, какие последствия имела такая система ведения хозяйства для экономики и культуры общества? (В экономической сфере натуральное хозяйство не только было следствием неразвитости торговли, но и само, в свою очередь тормозило ее развитие, поскольку не было необходимости покупать что-либо на рынке. В следствие такой замкнутости, общины и даже поместья жили замкнутой, обособлен ной жизнью. Это влияло на кругозор людей, на их представления о мире. В социальном отношении это сплачивало людей тесными узами).

б. Развитие техники

а) Слово учителя

В ранее Средневековье пустых земель в Европе было еще много, поэтому сельскохозяйственная техника совершенствовалась медленно — крестьянские общины могли оставить исчерпавшую свое плодородие землю и перейти на новый участок. С течением времени пустой земли оставалось все меньше, и людям приходилось совершенствовать орудия труда и навыки обращения с землей. Конечно, этот процесс во многом тормозился натуральным хозяйством, однако развитие все же шло. В Средневековье появилось множество изобретений, которые были неизвестны даже в античном мире с его развитой техникой и культурой.

в) Работа с классом

Учитель на доске, а ученики в тетрадях составляют таблицу «Технические нововведения в сельском хозяйстве»:

Новшество

Польза

Трехполье

Более эффективная обработка земли, меньшее истощение почвы, более высокие стабильные урожаи.

Изобретение хомута

Возможность использовать лошадь как тягловое животное.

Новые виды плуга

Более глубокая и эффективная обработка почвы

Тачка

Возможность быстрой перевозки больших грузов на небольшое расстояние, что значительное повышает производительность труда.

Водяные мельницы

Одно из самых важных изобретений. Интенсификация переработки злаков в муку.

Поковка лошадей

Увеличение рабочего срока для лошади, возможность использования ее зимой.


Закрепление материала


— Что такое сословия? Какие сословия средневековой Европы вы знаете?

— Кто владел землей в Средние века?

— В чем выражалась несвобода крестьянина? Какими правами он обладал?

— Какие повинности исполнял крестьянин?

— Почему появилась община? Каковы ее основные функции?


Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал


Крестьяне вели натуральное хозяйство. Цель их хозяйствования — прокормить самих себя и исполнить повинности по отношению к феодалу. Ради ее достижения они объединялись в общины, что значительно облегчало им жизнь.


Домашнее задание:


Прочитать § 11 и ответить на вопросы 1—3 к тексту.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!