СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект урока по истории в 8 классе «От традиционного общества к обществу индустриальному»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока по истории в 8 классе «От традиционного общества к обществу индустриальному»

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по истории в 8 классе «От традиционного общества к обществу индустриальному»»

План – конспект урока по истории в 8 классе

Тема: «От традиционного общества к обществу индустриальному»

Тип урока: вводный урок

Вид урока: комбинированный урок

Цель урока:

- помочь учащимся сформировать знания о понятие индустриального общества, модернизации и индустриализации;

- показать разделение мира на три эшелона модернизации;

- выявить проявление модернизации в различных сферах жизни.

Ожидаемые результаты:

а) в области знаний

- раскрыть понятие индустриального общества, модернизации и индустриализации;

- рассмотреть развитие стран трех эшелонов модернизации;

- раскрыть проявление модернизации в различных сферах жизни.

б) в области умений и навыков:

- умение выявлять характерные черты индустриального общества;

- умение выделять характерные черты стран трех эшелонов модернизации;

- умение работать с презентацией.

в) в области качеств, отношений, ценностей:

- умение проявить уважительное отношение друг к другу;

- умение оценить значение модернизации и индустриализации для общества.

Оборудование: введение к учебнику, презентация «От традиционного общества к обществу индустриальному»

Литература, используемая учителем к уроку: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений «Всеобщая история Нового Времени 1800 – 1913гг.» (авторы А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. - 12-е изд. – М.: Просвещение, 2008г. – 270с.)

Литература, используемая учеником к уроку: учебник для 8 классов общеобразовательных учреждений «Всеобщая история Нового Времени 1800 – 1913гг.» (авторы А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. - 12-е изд. – М.: Просвещение, 2008г. – 270с.)

Новые понятия: индустриальное общество, индустриализация, модернизация, три эшелона модернизации.


План.

I. Организационный момент (3 мин.)

II. Изучение нового материала (25 мин.):

III. Подведение итогов. Рефлексия.(5 мин.)

IV. Домашнее задание (7 мин.)


Ход урока.

I. Организационный момент (3 мин.)

Добрый день, ребята. Сегодня, 7 марта 2013г., исполняется 137 лет, как Александр Белл запатентовал телефон (7 марта 1876г.). XIX век можно считать веком великих изобретений. Что же могут означать все эти изобретения? (ответ учащихся) Изобразить на доске «стрелу времени» 1500 - 1800 - 1900

Средние Века Раннее Новое время Новое время

Что Вы знаете о раннем Новом времени? (ответ учащихся)


II.Изучение нового материала (25 мин.)

В XIX веке в Западной Европе и США происходит перерастание традиционного общества в общество индустриальное. Термины записываются учащимися в тетрадь.

Давайте вспомним, что представляет собой традиционное общество. (ответ учащихся)

Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.

В XIX веке в Западной Европе и США рождается и получает свое дальнейшее развитие индустриальное общество. Как Вы думаете, что представляет собой индустриальное общество? (ответ учащихся)

Индустриальное общество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.

Перерастание традиционного общества в общество индустриальное происходит в процессе модернизации. Как Вы понимаете слово модернизация? (ответ учащихся)

Модернизация – это изменение менее развитого общества, в ходе которого на основе индустриализации оно приобретает новые качества, свойственные более развитому обществу.

Разрушение традиционного общества в странах Европы происходило неравномерно. В связи с этим можно выделить три эшелона модернизации.

Первый эшелон – страны старого капитализма, или центра (его развитие совпадает с началом Нового времени), где индустриальное общество развивалось эволюционно и это развитие носило естественный характер. Преемственность в развитии основных форм производства и предпринимательства, гибкое, постепенное изменение социальной структуры предопределили особую прочность и сбалансированность общественных институтов, возникших в результате модернизации. Страны – Англия и Франция.

Второй эшелон – страны молодого капитализма, или срединная зона, где укрепление капиталистического уклада в экономике, вытеснение традиционных социальных институтов и формирование индустриальной классовой структуры (модернизация) проводилось в основном за счет целенаправленных реформ, т. е. были тесно связаны здесь с сугубо политическими процессами. Страны – Германия, Италия, Австрийская империя, США, Россия.

Третий эшелон – страны, отдаленные от центра, где преобладают нормы традиционного общества и процессы модернизации распространились очень ограниченно. Страны – Латинская Америка, Испания, Португалия.


Но мы говорим с Вами о Европе и Америке. Почему не упоминаются страны Востока? Был ли в странах Востока процесс модернизации? (ответ учащихся)

Процесс модернизации в этих странах носил запаздывающий и ограниченный характер. Почему? (ответ учащихся) Раздел мира на сферы влияния индустриально развитыми странами рождал у народов Востока враждебность к колонизаторам и ко всему, что имело западное происхождение. Восточные общества стремились сохранить традиции, которыми дорожили, у них существовали свои ценности, основанные на ином, чем у европейцев, восприятии мира.

Лишь Япония на рубеже XIX – XXвв. сумела встать на путь индустриализации и стала развиваться согласно девизу «Восточная мораль – западная техника».


Вследствие процесса модернизации начинают проявляться черты индустриального общества:

1)Возникновение классов - предпринимателей (капиталистов) и наемных рабочих.

2)Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры.

3)Переход к машинному производству.

4)Перемещение населения в города - урбанизация.

5)Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.

6)Происходит бурный рост населения.

7)Эксплуатация природных ресурсов, зачастую, во вред экологии.

8)Основа экономики — конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.

9)Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

10)Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

Модернизация проявляется во всех сферах жизни общества.

В экономической сфере проявлением модернизации является индустриализация (как Вы понимаете это слово? ответ учащихся) – ручной труд постепенно вытесняется машинным. Происходит замена силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, используемые в производстве, распределении, транспорте и коммуникации. Сами машины начинают производиться также при помощи станков, усложняются технологические процессы, углубляется разделение труда, что ведет к дальнейшей его специализации. Появляются новые материалы, новые источники энергии, средства сообщения и связи, новая организация труда.

В политической сфере модернизация проявляется в демократизации государственной и общественной жизни. Происходит усиление и перестройка государственной власти, к которой больше не относятся как к проявлению воли Бога. В ряде стран устанавливается республиканское государственное устройство. Источником власти становится (кто? ответ учащихся) народ. Усиливается влияние политических партий. Укрепляются принципы правового государства и гражданского общества, расширяются права личности.

В культурной сфере модернизация выражается в быстром росте научных знаний (растущая вера в науку и технологии), формирование в умах людей новых представлений о развитии природы и общества, происходит процесс дальнейшего обмирщения сознания, придания светского характера школьному образованию, распространение грамотности.


III. Подведение итогов. Рефлексия (7 мин.)

Таким образом, на основе сказанного выше можно сделать вывод, что модернизация преобразовала общество в индустриальное (описание общества учащимися на основе услышанного на уроке) Господство машинного производства, глубокое общественное разделение труда, развитой рынок, окончательно превратившийся в регулятор товарного хозяйства, демократизация государственного и общественного устройства, усиление влияния человека в обществе.

Существуют ли минусы в такой перемене? В образовании индустриального общества? (ответ учащихся) Отрицательное влияние индустриализации на окружающую среду (потепление атмосферы), создание новых видов оружия (войны становятся опасным).


Что Вам понравилось на уроке?

Что Вы узнали нового?

Что было Вам интересно?


IV. Домашнее задание (5 мин.)

  1. Выучить термины, записанные на уроке.

  2. Сообщения по желанию на различные темы (по §1-2. «Индустриальная революция: достижения и проблемы»):

- С.7-10. Завершение промышленного переворота

- С.10-13. Переворот в средствах транспорта

- С.13-15. Экипажи без лошадей. Страна на колесах. Дороги. Мосты, туннели.

- С. 15-16. Первые полеты. Военная техника. Новые источники энергии

- С.16 – 18. Превратить день в ночь. Революция в средствах связи




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!