ООО «ИНФОУРОК»
План-конспект урока
по МХК
в 10 классе
Филиала «Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
КГКОУ Вечерняя школа №2
на тему «Художественная культура Киевской Руси»
Разработал: Казанцева Надежда Владимировна
слушатель курсов профессиональной переподготовки
«Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: Гаан Татьяна Александровна
Новоалтайск , 2020
Класс: 10
Тема урока: «Художественная культура Киевской Руси»
Дата проведения 13.01.20г.
Тип занятия:
Урок-исследование, который способствует пробуждению интереса, развивает тягу к познанию нового, вовлекает учащихся в творческий процесс.
Форма обучения: урок-лекция.
Технология урока: информационно-коммуникационные технологии, элементов здоровьесберегающих технологий.
Цели урока: раскрыть особенности становления художественной культуры Киевской Руси на древнерусских памятниках - соборе Святой Софии в Киеве и соборе Святой Софии в Великом Новгороде.
Задачи:
1. обозначить важнейшие черты древнерусского искусства,
2. показать теснейшую связь с языческой культурой, традициями византийской культуры, ярко вошедшей в средневековую Русь, уловить основные черты древнерусского зодчества, познакомиться с искусством иконописи 11-12 вв.,
3.формировать умение учащихся ярко и образно воспринимать и оценивать произведения искусства, отбирать интересный материал из разных источников.
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, плакат с эпиграфом.
Структура занятия:
Организация класса.
Актуализация опорных знаний по теме «Искусство Византии».
Содержание занятия по теме «Художественная культура Киевской Руси».
Подведение итогов и выводы.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
I. Организация класса.
Вступительное слово учителя. В понятие «культура» входит все, что создано умом, талантом и руками народа на протяжении тысячелетий. Памятники истории культуры - это материальные свидетельства многовекового опыта развития человечества. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов. Запись в тетради:
Культура восточных славян - традиции язычества.
Культура Киевской Руси - синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии.
Культура периода раздробленности - на базе культуры Киевской Руси создаются местные школы.
Учитель. Беседа с учащимися по вопросам:
Как зарождалась русская культура? Будут ли воздействовать языческие духовные традиции на развитие культуры после принятия христианства?
Что оказало влияние на ее развитие?
Как повлияло христианство на развитие культуры? - эти вопросы будут в центре нашего внимания.
Ответы. Русская культура складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя при этом языческие традиции. Русь была открыта для влияний. Именно Византия сначала была предметом освоения, затем нормой и образцом для подражания, затем творчески перерабатывали. Таким образом, ее культура была синтетической, то есть вбирала в себя различные культурные направления, оставаясь при этом самобытной, сохраняла национальные черты.
II. Актуализация опорных знаний по теме «Византия»
Учитель. Огромное влияние на развитие русской культуры оказала Византия. Русь принимает христианство в его православном варианте. Когда это произошло? Как это было?
Ответы. В 988 году. Рассказ о посольстве Владимира во все страны. Лишь в Византии послы «почувствовали себя на небесах».
Учитель. Как происходило принятие христианства на Руси? Спокойно ли принимали его язычники-славяне? Когда и где можно было наблюдать следующую сцену: «Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь,.. некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили... и сошлось там людей без числа». Сохранилось еще одно высказывание: «Путята крестил огнем, а Добрыня мечом».
Ответы. В Новгороде, который славился своим вольнолюбием и приверженностью традициям.
Учитель. Итак, принятие христианства стало решительным поворотом, разрывом с предыдущей языческой традицией. Вместе с новой религией на Русь приходит новая художественная система. Византийская система, построенная на прочном фундаменте светской и церковной власти, пришлась весьма кстати ко двору князя Владимира. Для утверждения могущества нарождающегося государства Киевской Руси незаменимым оказалось искусство, причем один из его видов. Какой же это вид искусства?
Ответы. Архитектура.
Учитель. Почему именно этот вид искусства?
Ответы. Деревянные постройки не сохранились, а каменные здания стоят уже около тысячи лет.
Учитель. В Х веке начинается каменное строительство на Руси. Русь называют страной городов. Великое будущее Киеву предсказал еще Андрей Первозванный. Согласно легенде, он побывал в городе на Руси и предсказал: «Великий город здесь будет, и Господь воздвигнет много церквей и просвятит крещением Русскую землю». Сбылось ли его пророчество?
Ответы. Да, именно это и произошло. Киевская Русь стала могучей державой.
Учитель. Итак, роскошь и торжественность архитектуры Византии послужили образцом при возведении каменных соборов в Киеве. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма (нарисовать схему). В плане такой храм представляет собой квадрат, внутри находится 4 столба или опоры, которые держат купол. Таким образом, в нем виден главный символ христианства - крест и купол как символ неба. Подобный тип храма также называется храм на 4-х столбах или опорах. Какие элементы храма вам известны?
Работа с таблицей I. Задание: можно выполнить одно из нескольких видов:
записать в тетрадь названия элементов;
показать их на иллюстрациях;
Купол | завершение храма |
Барабан | цилиндр, на котором держится купол |
Алтарь | священное место в храме |
Учитель. Известно, что храм нужно украсить. Какова же художественная система росписи византийского храма? Задача: установить связь конструктивных и художественных элементов росписи.
Работа с таблицей II. Художественная система росписи храма.
Можно выполнить одно из нескольких видов заданий в зависимости от времени, отведенного на уроке. Предлагаю три варианта выполнения задания:
к доске вызвать учащихся и предложить соединить стрелками элементы храма и изображения, которые, по их мнению, следует поместить здесь. Затем работа с классом по выяснению верности размещения. В тетради записать «Византийская система».
Купол | Христос |
Барабан | Апостолы |
Парус | Евангелисты |
Опора | Святые |
Стены | Иконы с земной жизнью Христа |
Абсида, внутри - алтарь | Богоматерь |
Вывод: Художественное оформление храма отражает конструктивную роль архитектуры.
III. Изучение нового материала «Художественная культура Киевской Руси».
Задание. Из этого ряда архитектурных памятников отобрать известные учащимся и ответить на вопросы:
Как они называются?
Где были созданы?
К какому историческому периоду относятся?
По каким признакам определили?
Изобразительный ряд: Парфенон, Колизей, София Константинопольская, София Киевская, София Новгородская.
Учащиеся выполняют задание. Они должны определить памятники античности (Парфенон и Колизей) как языческие, остальные как христианские.
Учитель. Вот о христианских памятниках архитектуры пойдет сегодня речь. Перед нами древняя и вечно юная, в лучах восходящего солнца земля русская. Несется колокольный перезвон. Мы на древней киевской земле. «Матерью городов русских» называли в то время Киев. Первая каменная церковь на Руси называлась Десятинная. Как вы думаете, почему одна из первых церквей в Киеве называлась Десятинной: 10 камней в основании, 10 дверей, 10 окон, 10-я часть доходов на содержание?
Ответы. Князь из своих доходов давал десятую часть на содержание церкви.
Проблемный вопрос. Могло ли искусство остаться прежним? Какие идеи оно должно утверждать?
Ответы учащихся. Прославление могущества, силы и мощи, величия власти.
Учитель. Давайте послушаем, как это происходило. Кто продолжил дело Владимира по украшению земли Русской?
Экскурсовод II. Историческая справка.
Учащийся выступает с подготовленным опережающим заданием о деятельности Ярослава Мудрого. Выступление сопровождается показом изобразительного ряда с видами архитектуры. В 1037 году князь сооружает главный храм своего государства - собор Святой Софии Киевской. В «Повести временных лет» автор пишет: «Отец ведь его землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей. А мы пожинаем, учение принимая книжное».
Учитель. Запишите в тетради название нового храма. Посмотрим, справился ли князь с поставленной задачей. Каким образом об этом должен был рассказать новый собор? (Показ репродукций, сравнить с Софией Константинопольской).
Ответы учащихся.
Учитель. Ярослав Мудрый возвел главный храм в честь Премудрости Божьей - святой Софии, который имеет свои особенности. Он увеличивается в размерах, разрастается в длину и ширину путем добавления опорных столбов. Площадь - 1300 кв. метров, высота купола - 30 метров. Композиция, ритмичность объемов, собирание к центру. Образуется ступенчатая пирамидальная композиция, увенчанная 13 главами. Откуда возникает это число?
Ответы. Высказывают разные мнения, кто-нибудь обязательно вспоминает чертову дюжину.
Русское художественное ремесло: Какие способы изготовления ювелирных изделий были известны древнерусским мастерам?
Обратимся к таблице.
Скань | ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволоки |
Зернь | мелкие золотые или серебряные шарики (от 0,4 мм), которые напаиваются на орнамент из скани |
Перегородчатая эмаль | особая техника эмали, где эмаль заполняет промежутки между металлическими перегородками, напаянными ребром на поверхности металла. |
Учитель. А что же было на остальной части Руси?
Экскурсовод III. Историческая справка.
В конце XI-начале XII вв. по всей Руси стали строить крестово-купольные храмы. Они строились русскими мастерами из местного материала и с учетом местных традиций. В 1052 году в Новгороде строят Софию Новгородскую, позже - Николо-Дворищенский собор, Георгиевский собор Юрьева монастыря, в Чернигове возводят Спасо-Преображенский (30-е гг. XI в., по образу Десятинной церкви) и Борисоглебский соборы. Аналогичные соборы возводились в Вышгороде, Перяславле, Смоленске.
Вопросы для закрепления материала.
Что мы узнали об архитектуре Софии Киевской?
при каком князе построена: Владимир, Ярослав, Всеволод, Андрей Боголюбский;
что означает количество глав: чертова дюжина, Христос с учениками, возраст князя, количество строителей;
о чем рассказывают изображения? (о быте князей)
тип изображения Богоматери в соборе: Элеуса, Оранта, Одигитрия, Знамение;
ее название киевлянами: Нерушимая стена, Неопалимая купина, Вседержительница.
Учитель. Какие чувства вызывает?
Ответы. Красота.
IV. Итоги и выводы по теме урока
Русь является наследницей византийских традиций.
Архитектура служит символом прославления власти князя и отражает красоту при гармонии с миром природы.
При одной строительной системе - крестово-купольной - храмы получают разное образное воплощение и содержание.
Главный принцип - красота.
Она входит в нашу жизнь, становится частью ее и связана с современностью.
Древнерусская культура является частью духовной культуры человечества.
Итак, в искусстве X-XII вв. русский народ увековечил свою молодость, любовь к родной земле. Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как эпоха, которая породила это искусство. И оно входит в духовную культуру современного человека как определенная ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его созидательной силы на заре национальной истории.
V. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание. Составить кроссворд с новыми терминами.
Список используемой литературы:
1.Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М.: Просвещение, 1974. - 335 с.
2.Нестандартные уроки истории. 10 класс. - Волгоград.: ИТД "Корифей", 2006. - 128 с.
Интернет ресурсы: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=42977