СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по химии на тему «Основания – гидроксиды основных оксидов»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока   по химии

на тему «Основания – гидроксиды основных оксидов»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по химии на тему «Основания – гидроксиды основных оксидов»»

План-конспект урока по химии

на тему «Основания – гидроксиды основных оксидов»

Тип занятия: урок изучения нового материала

Технологии занятия: технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве (группе), здоровьесберегающие технологии

Цели урока:

1.Развитие умений характеризовать состав оснований по формулам и отличать их от других сложных веществ;

2.Формирование навыков аккуратной работы с химическими веществами согласно правилам ТБ.

Задачи урока:

-систематизировать смысл названий и состав сложных веществ;

-сформировать знания учащихся о составе оснований, валентности гидроксогруппы;

-развивать умения учащихся сравнивать вещества выделять общие черты в составе и свойствах оснований.

-развивать умение работать коллективно (в группах), оценивать свои возможности и знания товарищей.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные. Знание строения и свойств оснований, их классификации. Умение составлять название оснований. Умение исследовать свойства изучаемых веществ, выявлять их физические свойства. Формирование умения пользоваться таблицей растворимости.

Метапредметные. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное, делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем, сотрудничать с одноклассниками, работая в группе.

Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование коммуникационной компетентности, умение работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.

Основные термины, понятия: щелочи, нерастворимые основания, гидроксогруппа.

Оборудование:

На столе учителя: образцы оснований (Ca(OH)2, Cu(OH)2), растворы щелочей NaOH, KOH, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, раствор Ca(OH)2.

На столах учащихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин

План занятия:

Этапы урока

Время (мин)

  1. Оргмомент

2

  1. Этап целеполагания

2

  1. Открытие нового знания

4,5

  1. Первичная проверка усвоения нового материала

2,5

  1. Открытие нового знания

4,5

  1. Первичная проверка усвоения нового материала

2,5

  1. Вторичная проверка усвоения нового материала

2,5

  1. Открытие нового знания

4,5

  1. Проверка правил техники Безопасности (формирование умений безопасного обращения с веществами)

2

  1. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт

5,5

  1. Первичная проверка усвоения нового материала

2

  1. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт

5,5

  1. Подведение итогов. Рефлексия

3

  1. Домашнее задание

2


Формы контроля и оценки результатов занятия: фронтальный, групповой, комбинированный

Список использованной литературы:

Химия:8класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Е.Кузнецова.-4-е изд.,перераб.М.:Вентана- Граф,2015.256с.:ил.

Химия: 8 класс: задачник/ Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин-2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2017. -128с.: ил.

Химия: 8 класс: методическое пособие/ М.А. Ахметов, Н.Н. Гара. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с.















Ход урока


Эпиграфом к уроку я хотела бы привести слова: «Все предметы бессмертной природы лишены смысла, пока их не познали смертные и не возлюбили земной любовью.» С. Цвейг (слайд 1)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Создание проблемной ситуации

(Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели)

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

(Слайд 2) Из следующего списка выпишите в два столбика: оксиды.

СuО, KOH, LiOH, Fe2О3, Nа2O, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, ZnO, СО2, SO2, Cu(OH)2.

Учитель вносит изменения на слайде в две колонки (слайд 3).

- Как вы думаете, какие вещества оказались не выписанными?

- Запишите их в третий столбик. (слайд 4)

Учитель вносит на слайде формулы оснований в третий столбик.

- Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные?

- Что их объединяет? Что стоит на первом месте в формулах?

- Что стоит на втором месте?

- Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а вещества –основаниями. (гидроксиды основных оксидов – обращаем внимание не наличие атома металла)

- Какой класс веществ мы будем изучать сегодня?






- Ученики записывают их в тетрадях, фронтально вслух проверяют, дают названия веществам.




- Новый класс веществ.




- Эти вещества являются сложными по составу.

- Атом металла.

- Группа ОН.




- Основания

2. Этап целеполагания на уроке (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

-Назовите тему сегодняшнего урока?

- Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений?

Учитель вместе с учащимися составляет план (слайд 5).

- Основания. (слайд 3)

Учащиеся записывают тему урока и план в тетради.

План

1. Определение.

2. Классификация оснований.

3. Этап «Открытие нового знания»




- Сколько гидроксигрупп содержится в каждой из этих формул?

- А атомов металла?

- Следовательно, чему равен заряд гидроксогруппы?

- Чем будет определяться количество гидроксогрупп?

- Сформулируйте определение оснований.

- выведите общую формулу оснований по составленному определению. (слайд 6)

- Разное количество.

- Всегда один.

- Единица.

- Степенью окисления металла.

- Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп (слайд 5()йд 3кокисленияму равна ем изучать сегодня?___________________________________________________________________________________). Учащиеся записывают определение и общую формулу в тетради. M(OH)n

4. Первичная проверка усвоения нового материала

(слайд 7) 1) Какое из двух веществ можно отнести к гидроксидам: а) NaOH или NaNО3 б) Ca(OH)2 или CaO? Ответ мотивируйте.

(слайд 8) 3) Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы оснований:

SO3, LiOH, H2O, H2CO3, Fe(OН)2, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, Fe(OН)3, H2SO4.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

5. Этап «Открытие нового знания»


Работа в группах. (слайд 9)

Давайте дадим названия новым веществам: LiOH, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3

Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 31 стр. 138.

(слайд 10)

Учащиеся составляют алгоритм:

гидроксид + название металла в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности) Ученики называют устно: LiOH – гидроксид лития,

Fe(ОН)2 - гидроксид железа(II), Fe(ОН)3 - гидроксид железа(III).

6. Первичная проверка усвоения нового материала.

(слайд 11) Составьте формулы по названиям: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид натрия, гидроксид меди(II), гидроксид алюминия, гидроксид хрома(III).

- Некоторые основания имеют тривиальные названия, найдите их названия в тексте параграфа с. 138 и запишите в тетрадь:

KOH – едкое кали; NaOH – едкий натр; BaOH – едкий барит; Ca(OH)2 – гашеная известь, в растворе – известковая вода.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.






- ученики записывают названия

7. Вторичная проверка усвоения нового материала.

Установите соответствие формул и названий веществ

ученики выполняют задание, зачитывают.

8. Этап «Открытие нового знания»

- Постарайтесь разбить их на три колонки. Что получилось? Проверим на слайде 12.

- По какому признаку вы их разделили?

- Ребята, а что мы с вами только что сделали?

- Таким образом, мы перешли ко второму пункту плана. И провели первую классификацию – по составу. На слайде 10.

Классификация по составу:
n = 1 однокислотные основания;
n = 2 двухкислотные основания;
n = 3 трехкислотные основания.

- Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент.

Ученики выполняют задание, зачитывают.


- По количеству гидроксигрупп.


- Провели классификацию.

9. Проверка правил техники

Безопасности (формирование умений

безопасного обращения с веществами)

– В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду. Недаром их называют едкими.

Учащиеся называют правила работы с щелочами, стеклянной посудой

10. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей)

- На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете?

- Следовательно, на какие еще группы делятся основания?

- Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости.

Учащиеся проводят опыт



- (после проведения опыта.) Белое вещество растворилось, а синее – нет.

- Растворимые и нерастворимые в воде (слайд 11)

Классификация по растворимости



Растворимые Нерастворимые

(щелочи)

11. Первичная проверка усвоения нового материала.

Запишите в тетрадях примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости. (слайд 13)

Ученики выполняют работу в тетрадях, затем фронтально проверяют.

12. Этап «Открытие нового знания» Лабораторный опыт (освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей)

- Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов.

Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды.

Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. Прилейте раствор фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась окраска раствора?

- Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде.

Учитель проводит эксперимент.

- Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания. Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II).

Сделайте вывод.

- По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид кальция.

- Давайте проверим, будет ли этот гидроксид изменять окраску индикаторов?

Учитель приливает к Ca(OH)2 воду и фенолфталеин. Цвет индикатора изменяется на малиновый.

- Из курса природоведения вспомните, как можно обнаружить углекислый газ?

- Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными.













- Раствор стал малиновым.



- учащиеся комментируют, записывают в тетрадь.





- Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют.

- Гидроксид кальция относится к малорастворимым основаниям.





- делают вывод. Ca(OH)2 – щелочь.



- Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа.

- Ученики проводят лабораторный опыт 9, рис 61 на стр. 117.

13. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

– Что нового вы узнали сегодня о гидроксидах?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …

Учащиеся отвечают на вопросы.

14. Домашние задание.

- прочитать текст § 31 (Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова.- 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 256с.: ил.
- ответить на вопрос № 1 – 3, №4-пожеланию.

- задачник, п. 5.3.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!