СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по химии в 11 классе по теме "Гидролиз"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока химии в  11 классе (профильный уровень) по теме "Гидролиз"

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по химии в 11 классе по теме "Гидролиз"»

План - конспект урока химии


Учитель

Исаева М.Г. , учитель химии МБОУ «СОШ с.Хватовка»


Класс

11 класс, химико – биологический профиль


Тема урока

«Гидролиз»

Тип урока

систематизация и обобщение знаний и умений


Учебник

«Химия» О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. Профильный уровень


Формы организации учебной деятельности

Коллективная работа, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах, работа в группах

Методы обучения

Словесный, наглядный, практический


Оборудование

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, тесты, карточки с заданием, реактивы: AlCl3, Na2S, NaHCO3, HCl, метилоранж, вода; пробирки.


Цели:


Образовательная:


Развивающая:


Воспитательная:

Обобщить представление обучающихся о гидролизе, совершенствовать умения в работе с тестовыми заданиями разных типов, обучить применению изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ.

Развивать навыки написания ионных уравнений гидролиза, определения среды растворов.

Научить самостоятельно оценивать наблюдаемые явления, развивать познавательный интерес, повышать мотивацию к изучению предмета; воспитывать самостоятельность, активность



Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап (2 мин)

Приветствие.

Проверка готовности класса к уроку

Дежурный сообщает о количестве присутствующих.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин)

Сообщает тему урока.(слайд №1)


- А теперь нам нужно определить, что мы должны выяснить на этом уроке, т.е. поставить перед собой цель.

- Я вам помогу: нам нужно ответить на вопросы (на слайде №2): Что? Почему?

Как?

Направляет на постановку целей.

Слайд №3


(экран временно выключает)


















Формулируют с помощью учителя цели:

1) Что такое гидролиз?

2)Почему протекает гидролиз?

3)Как протекает гидролиз?




3.Актуализация знаний. (3 мин)

- Тема сегодняшнего урока логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия. И, конечно, входит в тестовые задания ЕГЭ.

Чтобы понять сущность гидролиза, нам необходимо вспомнить свойства одного важнейшего вещества на Земле, без которого невозможна жизнь. Что это за вещество?

-Какие функции может выполнять вода в химических процессах?

-Подвергается ли вода электролитической диссоциации?


















Отвечают:


Вода.



Растворителя и реагента.


Да. Вода слабый электролит и распадается в малой степени на ионы Н+ и ОН-

4.Общение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне.

(10 мин)

- ЧТО же такое гидролиз?

- ПОЧЕМУ возможен гидролиз?

- какие варианты гидролиза солей вы знаете?


- Как определить среду раствора соли?

- давайте рассмотрим КАК протекает гидролиз. Проверим домашнее задание. (стр.182 №3)

К доске приглашаются обучающиеся для проверки домашнего задания, пишут уравнения гидролиза.

Процессы гидролиза надо учитывать и при решении задач. Откройте учебник стр. 183 задача №9. К доске приглашается ученик.

-это процесс обменного взаимодействия веществ с водой.

- в результате обменного процесса образуются слабые электролиты.

1) соль образована слабым основанием и сильной кислотой- гидролиз по катиону,

2) соль образована сильным основанием и слабой кислотой – гидролиз по аниону,

3) соль образована слабым основание и слабой кислотой – гидролиз по катиону и аниону.

- по наличию ионов водорода или гидроксид- ионов




Пишут уравнения гидролиза с пояснениями: по какому типу идет гидролиз и какова реакция среды.


Решают задачу.

5. Физкультминутка

(3 мин)


  1. упражнения на расслабление. Сидя закрыть глаза, сжать веки, открыть глаза, посмотреть вдаль. Закрыть глаза и представить , что вы на отдыхе.

  2. Встаньте. Расправьте плечи. Если я назову металл – поднять руки вверх, если неметалл – развести на уровне плеч.





Выполняют упражнения

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

(5 мин)

- А теперь я предлагаю вам разбиться на 2 группы и выполнить задания, предложенные на карточках. Но прежде, чем мы приступим к выполнению этого задания, давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с химическими реактивами


Карточка №1 «Почему при взаимодействии хлорида алюминия и сульфида натрия ощущается неприятный запах? Докажите ответ теоретически и практически.»







Карточка№2 «Всем известен такой народный рецепт: при повышенной кислотности желудка, изжоге, надо выпить раствор пищевой соды. Правильно ли так поступать? Ответ подтвердите теоретически практически..»


Разбиваются на 2 группы. (по3 человека)



Перечисляют правила по технике безопасности.


Получают карточки с заданием



Пишут ионное равнение без участия воды:

2AlCl3 + 3Na2S = Al2S3 + 6NaCl

Газообразного вещества не образуется.

Пишут уравнение гидролиза, т.е. вода участвует как реагент:

2Al3+ + 6Cl- + 6Na+ + 3S2- + 6H+ + 6OH-=

2Al(OH)3 + 3H2S + 6NaCl

Готовят растворы хлорида алюминия и сульфида натрия, сливают их. Ощущается неприятный запах сероводорода.


Пищевая сода вступает во взаимодействие с водой, т.е. подвергается гидролизу. Пишут уравнение гидролиза:

Na+ HCO3- + H+ +OH- = Na+ + OH- +H2O +CO2

Среда раствора соды щелочная, а как известно кислотность желудка определяется избытком желудочного сока, составляющей которого является соляная кислота., которая гасится образовавшейся слабой щелочью:

HCl + NaOH = NaCl + H2O

Готовят раствор соды. Берут пробирку с соляной кислотой и добавляют индикатор (метилоранж) – цвет в пробирке красный. Затем добавляют раствор соды – цвет меняется на оранжевый. Да., этот рецепт правильный.

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

(10 мин)


На ваших партах лежат листочки с тестовыми заданиями. Напишите свои фамилию и имя и приступайте к работе.

По завершении работы с тестами предлагает поменяться тестами с соседом по парте и проверить работу. (правильные ответы на слайде №4)



Поднимите руки у кого 7 правильных ответов. Это оценка «5».

Поднимите руки у кого 5 или 6 правильных ответов. Это оценка «4».

У кого 4 правильных ответа? Это оценка «3»

Разберем ваши ошибки.

- Итак, мы с вами разобрались в вопросах гидролиза. А какую роль он играет в нашей жизни? Ответы на этот вопрос мы сейчас услышим. Девочки с нашего класса получили задание подготовить сообщение по этому вопросу.

К компьютеру приглашаются обучающиеся для показа презентаций.

№1 «гидролиз в природе»

№2 «Гидролиз в жизни человека»


- и в завершении я хочу прочитать вам стихотворение:

Безбрежная ширь океана 
И тихая заводь пруда, 
Струя водопада и брызги фонтана. 
и все это -только вода. 
"Высокие гребни вздымая, 
Бушует морская вода. 
И топит, как будто играя, 
большие морские суда" 
"В кружево будто одеты 
Деревья, кусты провода. 
И кажется сказкою это, 
А, в сущности -только вода".

я хочу напомнить, что, созерцая красоту нежной, молодой зелени, пёстрые краски лета, золотые и багряные оттенки осени, мы во многом обязаны солям различных металлов, природные растворы которых скромно дарят нам такие неповторимые впечатления и ощущение.






Пишут тесты




Проверяют тесты друг друга













Выставляют оценки






Разбирают ошибочные ответы

Химическая связь – это силы электростатического притяжения, удерживающие между собой частицы вещества.

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

(3 мин)

№4, №5 стр. 182; №6. №8 стр.183

Написать уравнения гидролиза и ответить на вопросы по его протеканию.

Записывают в дневник

9.Рефлексия

(7 мин)

Организует беседу с классом по вопросам:

1.Достигли ли мы поставленные в начале урока цели ?

2.Что было главным на уроке?

3.Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

4. Что нового вы узнали?

5.Что было интересным?

6. Чему вы научились?

7. Что больше всего понравилось на уроке?

8. А что не понравилось?

Комментарий (итог урока)

Отвечают на вопросы









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!