Учитель | Исаева М.Г. , учитель химии МБОУ «СОШ с.Хватовка» |
Класс | 11 класс, химико – биологический профиль |
Тема урока | «Гидролиз» |
Тип урока | систематизация и обобщение знаний и умений |
Учебник | «Химия» О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. Профильный уровень |
Формы организации учебной деятельности | Коллективная работа, индивидуальная, самостоятельная, работа в парах, работа в группах |
Методы обучения | Словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, тесты, карточки с заданием, реактивы: AlCl3, Na2S, NaHCO3, HCl, метилоранж, вода; пробирки. |
Цели: Образовательная: Развивающая: Воспитательная: | Обобщить представление обучающихся о гидролизе, совершенствовать умения в работе с тестовыми заданиями разных типов, обучить применению изученного материала в упражнениях формата ЕГЭ. Развивать навыки написания ионных уравнений гидролиза, определения среды растворов. Научить самостоятельно оценивать наблюдаемые явления, развивать познавательный интерес, повышать мотивацию к изучению предмета; воспитывать самостоятельность, активность |
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный этап (2 мин) | Приветствие. Проверка готовности класса к уроку | Дежурный сообщает о количестве присутствующих. |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин) | Сообщает тему урока.(слайд №1) - А теперь нам нужно определить, что мы должны выяснить на этом уроке, т.е. поставить перед собой цель. - Я вам помогу: нам нужно ответить на вопросы (на слайде №2): Что? Почему? Как? Направляет на постановку целей. Слайд №3 (экран временно выключает) | Формулируют с помощью учителя цели: 1) Что такое гидролиз? 2)Почему протекает гидролиз? 3)Как протекает гидролиз? |
3.Актуализация знаний. (3 мин) | - Тема сегодняшнего урока логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия. И, конечно, входит в тестовые задания ЕГЭ. Чтобы понять сущность гидролиза, нам необходимо вспомнить свойства одного важнейшего вещества на Земле, без которого невозможна жизнь. Что это за вещество? -Какие функции может выполнять вода в химических процессах? -Подвергается ли вода электролитической диссоциации? | Отвечают: Вода. Растворителя и реагента. Да. Вода слабый электролит и распадается в малой степени на ионы Н+ и ОН- |
4.Общение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне. (10 мин) | - ЧТО же такое гидролиз? - ПОЧЕМУ возможен гидролиз? - какие варианты гидролиза солей вы знаете? - Как определить среду раствора соли? - давайте рассмотрим КАК протекает гидролиз. Проверим домашнее задание. (стр.182 №3) К доске приглашаются обучающиеся для проверки домашнего задания, пишут уравнения гидролиза. Процессы гидролиза надо учитывать и при решении задач. Откройте учебник стр. 183 задача №9. К доске приглашается ученик. | -это процесс обменного взаимодействия веществ с водой. - в результате обменного процесса образуются слабые электролиты. 1) соль образована слабым основанием и сильной кислотой- гидролиз по катиону, 2) соль образована сильным основанием и слабой кислотой – гидролиз по аниону, 3) соль образована слабым основание и слабой кислотой – гидролиз по катиону и аниону. - по наличию ионов водорода или гидроксид- ионов Пишут уравнения гидролиза с пояснениями: по какому типу идет гидролиз и какова реакция среды. Решают задачу. |
5. Физкультминутка (3 мин) | упражнения на расслабление. Сидя закрыть глаза, сжать веки, открыть глаза, посмотреть вдаль. Закрыть глаза и представить , что вы на отдыхе. Встаньте. Расправьте плечи. Если я назову металл – поднять руки вверх, если неметалл – развести на уровне плеч. | Выполняют упражнения |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации (5 мин) | - А теперь я предлагаю вам разбиться на 2 группы и выполнить задания, предложенные на карточках. Но прежде, чем мы приступим к выполнению этого задания, давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с химическими реактивами Карточка №1 «Почему при взаимодействии хлорида алюминия и сульфида натрия ощущается неприятный запах? Докажите ответ теоретически и практически.» Карточка№2 «Всем известен такой народный рецепт: при повышенной кислотности желудка, изжоге, надо выпить раствор пищевой соды. Правильно ли так поступать? Ответ подтвердите теоретически практически..» | Разбиваются на 2 группы. (по3 человека) Перечисляют правила по технике безопасности. Получают карточки с заданием Пишут ионное равнение без участия воды: 2AlCl3 + 3Na2S = Al2S3 + 6NaCl Газообразного вещества не образуется. Пишут уравнение гидролиза, т.е. вода участвует как реагент: 2Al3+ + 6Cl- + 6Na+ + 3S2- + 6H+ + 6OH-= 2Al(OH)3 + 3H2S + 6NaCl Готовят растворы хлорида алюминия и сульфида натрия, сливают их. Ощущается неприятный запах сероводорода. Пищевая сода вступает во взаимодействие с водой, т.е. подвергается гидролизу. Пишут уравнение гидролиза: Na+ HCO3- + H+ +OH- = Na+ + OH- +H2O +CO2 Среда раствора соды щелочная, а как известно кислотность желудка определяется избытком желудочного сока, составляющей которого является соляная кислота., которая гасится образовавшейся слабой щелочью: HCl + NaOH = NaCl + H2O Готовят раствор соды. Берут пробирку с соляной кислотой и добавляют индикатор (метилоранж) – цвет в пробирке красный. Затем добавляют раствор соды – цвет меняется на оранжевый. Да., этот рецепт правильный. |
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (10 мин) | На ваших партах лежат листочки с тестовыми заданиями. Напишите свои фамилию и имя и приступайте к работе. По завершении работы с тестами предлагает поменяться тестами с соседом по парте и проверить работу. (правильные ответы на слайде №4) Поднимите руки у кого 7 правильных ответов. Это оценка «5». Поднимите руки у кого 5 или 6 правильных ответов. Это оценка «4». У кого 4 правильных ответа? Это оценка «3» Разберем ваши ошибки. - Итак, мы с вами разобрались в вопросах гидролиза. А какую роль он играет в нашей жизни? Ответы на этот вопрос мы сейчас услышим. Девочки с нашего класса получили задание подготовить сообщение по этому вопросу. К компьютеру приглашаются обучающиеся для показа презентаций. №1 «гидролиз в природе» №2 «Гидролиз в жизни человека» - и в завершении я хочу прочитать вам стихотворение: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана. и все это -только вода. "Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода. И топит, как будто играя, большие морские суда" "В кружево будто одеты Деревья, кусты провода. И кажется сказкою это, А, в сущности -только вода". я хочу напомнить, что, созерцая красоту нежной, молодой зелени, пёстрые краски лета, золотые и багряные оттенки осени, мы во многом обязаны солям различных металлов, природные растворы которых скромно дарят нам такие неповторимые впечатления и ощущение. | Пишут тесты Проверяют тесты друг друга Выставляют оценки Разбирают ошибочные ответы Химическая связь – это силы электростатического притяжения, удерживающие между собой частицы вещества. |
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин) | №4, №5 стр. 182; №6. №8 стр.183 Написать уравнения гидролиза и ответить на вопросы по его протеканию. | Записывают в дневник |
9.Рефлексия (7 мин) | Организует беседу с классом по вопросам: 1.Достигли ли мы поставленные в начале урока цели ? 2.Что было главным на уроке? 3.Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? 4. Что нового вы узнали? 5.Что было интересным? 6. Чему вы научились? 7. Что больше всего понравилось на уроке? 8. А что не понравилось? Комментарий (итог урока) | Отвечают на вопросы |