Урок 27
СОЛИ АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ
Цели: познакомить с нитратами и особенностями их разложения при нагревании, с качественной реакцией на нитрат - ион; продолжать учить записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде; продолжить развитие навыков самообразования: учить работе с книгой.
Ход урока
Проверка домашнего задания. § 19, с. 54-56, упр. 4, 5, 7, с. 59.
У доски:
1-й ученик-решение упр. 4, с. 59.
Предполагаемый ответ: Г, А, Д, Б.
2-й ученик - решение упр. 5, с. 59.
Предполагаемый ответ: соляную кислоту можно отличить по образованию белого творожистого осадка хлорида серебра в реакции с нитратом серебра:
НСl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3
Серную кислоту - по образованию белого осадка сульфата бария с растворимыми солями бария:
H2SO4 + ВаСl2 = BaSO4↓ + 2НСl
Для качественного определения нитрат-ионов NO3- в пробирку помещают немного исследуемого вещества, добавляют медных стружек, приливают концентрированную серную кислоту и нагревают:
NaNО3 + H2SO4 → NaHSO4 + HNO3
4HNO3 + Сu → Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2Н2O
По выделению газообразного оксида азота (IV) NO2 бурого цвета будем судить о наличии нитрат-ионов NO3-.
3-й ученик - решение упр. 7, с. 59.
Предполагаемый ответ:
Ag0 + 2HN+5O3(конц) = Ag+1NО3 + N+4О2 + H2О
Ag0 - 1e = Ag+1 1 восстановитель
N+5+1е = N+4 1 окислитель
3Ag0 + 4HN+5О3(разб) = 3Ag+1NО3 + N+2О + 2H2О
Ag0 - 1e = Ag+1 3 восстановитель
N+5+3е = N+2 1 окислитель
Классу можно предложить небольшое тестовое задание:
1. При взаимодействии азотной кислоты с металлами не образуется:
соль; 3) водород;
вода; 4) оксид азота.
2. Бурый газ, дающий при растворении в воде кислотную среду, это:
NО; 3) NО2;
NH3; 4) N2О5.
Азотная кислота может взаимодействовать с каждым веществом из группы:
CaO, СО2, NaOH, Zn;
MgO, Fe(OH)3, Cu, Na2CО3;
H2SO4, Na2CО3, NaOH, Fe;
NaNО3, CaCО3, Ca, CaO.
II. Изучение нового материала.
Работа с учебником (с. 56-58).
Задание 1-й группе. Получите нитрат калия всеми возможными способами, указанными на с. 57 в статье «Получение». Составьте уравнения всех реакций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде.
Задание 2-й группе. Рассмотрите и опишите физические свойства нитратов, находящихся у вас на столах. (Предполагаемый ответ: все нитраты - твёрдые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде.)
Задание 3-й группе. Заполните схему символами металлов (учебник, с. 57):
MeNО3 → MeNО2 + О2↑
MeNО3 → MeO + NО2↑ + О2↑
MeNО3 → Me + NО2↑ + О2↑
Составьте уравнения реакций, конкретизирующие схему, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса.
Ш. Закрепление материала.
Беседа по вопросам:
Как называются соли азотной кислоты? (Нитраты.)
Назовите продукты, которые получаются при разложении нитрата натрия, нитрата меди (II), нитрата цинка.
Где применяют азотную кислоту?
Домашнее задание: § 20, упр. 8, 9, с. 59; задача 3, с. 60.