СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по химии в 9 классе «СОЛИ АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по химии в 9 классе «СОЛИ АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ»»

Урок 27

СОЛИ АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ

Цели: познакомить с нитратами и особенностями их раз­ложения при нагревании, с качественной реакцией на нитрат - ион; продолжать учить записывать уравнения химических реак­ций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде; продолжить развитие навыков самообразования: учить ра­боте с книгой.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. § 19, с. 54-56, упр. 4, 5, 7, с. 59.

У доски:

1-й ученик-решение упр. 4, с. 59.

Предполагаемый ответ: Г, А, Д, Б.

2-й ученик - решение упр. 5, с. 59.

Предполагаемый ответ: соляную кислоту можно отличить по образованию белого творожистого осадка хлорида серебра в реакции с нитратом серебра:

НСl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3

Серную кислоту - по образованию белого осадка сульфата бария с растворимыми солями бария:

H2SO4 + ВаСl2 = BaSO4↓ + 2НСl

Для качественного определения нитрат-ионов NO3- в про­бирку помещают немного исследуемого вещества, добавляют медных стружек, приливают концентрированную серную кислоту и нагревают:

NaNО3 + H2SO4 → NaHSO4 + HNO3

4HNO3 + Сu → Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2Н2O

По выделению газообразного оксида азота (IV) NO2 бурого цвета будем судить о наличии нитрат-ионов NO3-.

3-й ученик - решение упр. 7, с. 59.

Предполагаемый ответ:

Ag0 + 2HN+5O3(конц) = Ag+13 + N+4О2 + H2О

Ag0 - 1e = Ag+1 1 восстановитель

N+5+ = N+4 1 окислитель

3Ag0 + 4HN+5О3(разб) = 3Ag+13 + N+2О + 2H2О

Ag0 - 1e = Ag+1 3 восстановитель

N+5+ = N+2 1 окислитель

Классу можно предложить небольшое тестовое за­дание:

1. При взаимодействии азотной кислоты с металлами не об­разуется:

  1. соль; 3) водород;

  2. вода; 4) оксид азота.

2. Бурый газ, дающий при растворении в воде кислотную среду, это:

  1. NО; 3) NО2;

  2. NH3; 4) N2О5.

  1. Азотная кислота может взаимодействовать с каждым ве­ществом из группы:

  1. CaO, СО2, NaOH, Zn;

  2. MgO, Fe(OH)3, Cu, Na2CО3;

  3. H2SO4, Na23, NaOH, Fe;

  4. NaNО3, CaCО3, Ca, CaO.

II. Изучение нового материала.

  1. Работа с учебником (с. 56-58).

Задание 1-й группе. Получите нитрат калия всеми воз­можными способами, указанными на с. 57 в статье «Получе­ние». Составьте уравнения всех реакций в молекулярном, ион­ном, окислительно-восстановительном виде.

Задание 2-й группе. Рассмотрите и опишите физиче­ские свойства нитратов, находящихся у вас на столах. (Пред­полагаемый ответ: все нитраты - твёрдые кристалли­ческие вещества, хорошо растворимые в воде.)

Задание 3-й группе. Заполните схему символами ме­таллов (учебник, с. 57):

MeNО3 → MeNО2 + О2

MeNО3 → MeO + NО2↑ + О2

MeNО3 → Me + NО2↑ + О2

Составьте уравнения реакций, конкретизирующие схему, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса.

Ш. Закрепление материала.

Беседа по вопросам:

  1. Как называются соли азотной кислоты? (Нитраты.)

  2. Назовите продукты, которые получаются при разложении нитрата натрия, нитрата меди (II), нитрата цинка.

  3. Где применяют азотную кислоту?

Домашнее задание: § 20, упр. 8, 9, с. 59; задача 3, с. 60.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!