Литературное чтение. 3 класс. Урок 26. Дата проведения 17. 10. 2022 г.
Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». Тема сказки. События сказочного текста.
Задачи урока: : работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; развивать навык чтения поэтических произведений; воспитать любовь к родному языку, интерес к чтению.
Планируемые результаты урока:
Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению, чтению.
Предметные: обучающиеся научатся: выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: правильно читать поэтические произведения, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; будут уметь: понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя; сравнивать прозу и поэзию, читать стихотворения выразительно, наизусть.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: цветные иллюстрации, учебник.
Ход урока
1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
Ребята! Для того, чтобы всё у нас получилось на уроке, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу.
Психологический настрой
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Подарите улыбки друг другу и нашим гостям. Пусть сегодняшний урок вам подарит радость общения.
(присаживайтесь)
- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё на этом уроке получится. Знания, полученные на этом уроке пригодятся вам в жизни.
Речевая разминка
— Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
- Произнесите скороговорку про себя.
- А теперь хором, шепотом.
- Чуть- чуть громче и быстрее.
- Громко и быстро.
- А теперь, отдельный ученик попробует произнести эту скороговорку с огорчением.
- А теперь, с чувством радости.
- Молодцы, подготовили наш речевой аппарат к работе на уроке.
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро». «Зимний вечер» (стр.88)
Чем же похожи и чем отличаются стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро»?
Сходства-зима, непогода, рядом друг, есть дом в котором тепло, надёжно, уютно.
Различия-в стихотворении «Зимний вечер» настроение не меняется, в стихотворении «Зимнее утро» настроение меняется с грустного на весёлое.
2) Постановка цели и задач урока.
-Иногда вы можете услышать «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь» - Что такое сказка? (Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном – Что такое сказка? (это жанр устного народного творчества, где присутствуют выдуманные, или же фантастические персонажи и события).
Сказка–это богатейшая сокровищница народной мудрости.
- В чём сила сказок? ( Добро побеждает зло)
На какие две большие группы мы можем разделить сказки? ( Авторские и народные)
Какие виды сказок вы знаете? (сказки о животных, волшебные и бытовые)
Послушайте, пожалуйста, начало народной сказки
«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц
- Вам ничего это сказка не напоминает? ( Сказку «О царе Салтане…»)
– О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)
Да, Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти авторских сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане, которая появилась в далёком 1831 году.
— Откройте учебник на стр 92 и прочитайте полное название сказки, которую мы будем сегодня читать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
— Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
— Что еще можно узнать из заголовка? (Из заголовка можно узнать о героях сказки.)
Пользуясь опорными словами на доске, давайте определим цели на сегодняшний урок? (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы…. А еще мы вспомним биографию писателя)
Работа по теме урока
Игра «Интервью»
слайд
- Прежде чем мы познакомимся со сказкой, я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине.
1) В каком городе родился Пушкин?( А.С. Пушкин родился в Москве в 1799)
2) К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
3) На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
( На французском).
4) Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа? (Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
5) В каком возрасте начал писать А.С.Пушкин? (в возрасте 8 лет) На каком языке оно было?
Молодцы, ребята! Вы многое знаете об А.С.Пушкине.
Действительно, трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых», — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.
Когда - то няня поэта рассказала ему сказку, из которой вы услышали отрывок и в ней не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними сыпалось золото и серебро. Переработав сюжет, Пушкин создает поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, о его приключениях, об истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей семьей. Через 9 лет в далёком 1831 году появилась сказка созданная Пушкиным «О царе Салтане...», которую начал писать поэт в 1822 году.
Пушкинская сказка- Прямая наследница народной сказки С. Я. Маршак
3) Первичное усвоение новых знаний.
В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
- Как они называются? (Устаревшие).
-У вас на партах лежат листы со словарными словами. Давайте, прочитаем про цепочке значения слов, которые вам будут не понятны.
Полотно - гладкая льняная ткань особого переплетения. |
Светлица - в старину: светлая парадная комната в доме. |
Обвенчаться – вступить в брак (стать мужем/женой) по церковному обряду. |
Честной – почтенный, уважаемый |
Понесла – стала беременной. В организме женщины начал развиваться ребёнок. |
Срок родин – день, когда должен родиться ребёнок. |
Аршин – русская мера длины, равная 71 см. |
Гонец - тот, кто послан куда-либо со срочным поручением, известием. |
Извести – погубить. |
Грамота – деловой документ или письмо. |
Приплод – ребёнок. |
Бояре - знатные люди. |
Хмельной – пьяный, нетрезвый. |
Дичина – дикие птицы. |
Лихо – плохо. |
Маковка церкви – это купол (крыша) круглой или овальной формы. |
Град – город. |
Застава - место въезда в город. |
Палата – большое богатое здание или помещение. Венец – драгоценный головной убор, корона. |
Терем – дом в виде башни. |
- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.
Раз - подняться, потянуться
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Работа по учебнику.
– Дети, сейчас мы с вами начнем читать сказку. Внимательно послушайте её. Приготовьтесь следить по учебнику.
4) Первичная проверка понимания.
— Какие чувства остались у вас после чтения? (Эта сказка читается просто на одном дыхании. Она просто замечательная, и в ней такой потрясающий сюжет, со множеством чудес и волшебных превращений. Мне очень понравились молодые князь Гвидон, смелый и сильный, и царевна Лебедь, прекрасная и добрая. Они заслужили свое счастье.
– А теперь проверим, как внимательно вы слушали.
С какими героями мы познакомились в начале сказки? -3 сестрицы, царь.
-О чем мечтали сёстры? -Каждая из сестер мечтала стать царицей.
-Мечта какой из сестер полюбилась царю? Царю полюбилась мечта третьей сестрицы.
-Какой сын родился у царя? с аршин
-Как вы думаете, почему ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха переняли гонца?(Они завидывали царице, хотели занять её место)
Какой наказ прочитали бояре? Найдите и прочитайте.(царицу и приплод тайно бросить в бездну вод)
-Вспомните, какой наказ действительно дал царь? «Ждать царева возвращенья для законного решенья».
-Как понимаете фразу «рос не по дням, а по часам»? Где может такое происходить? -Очень быстро взрослел. Такое может происходить только в сказках.
К кому за помощью обратился юноша? -Он обратился за помощью к волне.
-Как вы думаете, почему волна ему помогла? -Юноша говорил добрые слова волне, просил о помощи.
-Кого спас юноша? А кого он убил? -Юноша спас девицу-лебедя, а убил злого чародея, обращенного в коршуна.
Как Лебедь отблагодарила юношу? Она возвела на острове большой город.
-С кем произошла первая встреча князя Гвидона? -С корабельщиками, торговцами.
-Зачем Лебедь обратила князя в комара? -Чтобы он мог полететь за кораблем и увидеть своего отца.
-О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики? -Что на пустынном острове появился чудный город.
-Почему комар рассердился? -Начали рассказывать царю о другом чуде: белочке.
5) Первичное закрепление.
Давайте, сделаем вывод! С каким произведением мы познакомились на сегодняшнем уроке.
-Кто автор этой сказки?
Хоть мы не дочитали до конца произведение, можем ли сказать, что это сказка? Почему? -Да, можем. В сказке рассказывается о том, чего не может быть на самом деле в жизни.
-Какие признаки сказки присутствуют? Приведите примеры. -В сказке есть волшебство, превращения, повторение.
-Какой это вид сказки. -Волшебная, авторская.
ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕНИКОВ друг друга.
Домашнее задание: стр.95-105- выразительно читать, по желанию нарисовать иллюстрация к понравившемуся отрывку.
6. Подведение итогов урока
- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только познакомились со сказкой А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.
- Чему же нас, современного читателя, может научить эта волшебная сказка о царе Салтане?
Начните со слов: Меня эта сказка научила… (доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других людей и следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром.)
Закончить урок хочется стихотворными строками:
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова — алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети,
В тридцать, сорок или шестьдесят.
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом.
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом!
Спасибо за урок!