СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературному чтению «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Тема сказки, события сказочного текста» 3 класс. 2022 г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературному чтению «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Тема сказки, события сказочного текста» 3 класс. 2022 г.»

Литературное чтение. 3 класс. Урок 26. Дата проведения 17. 10. 2022 г.

Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». Тема сказки. События сказочного текста.

Задачи урока: : работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией на­строение; учить детей делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать их словарный запас; развивать навык чтения поэтических произведений; воспитать любовь к родному языку, интерес к чтению.

Планируемые результаты урока:

Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению, чтению.

Предметные: обучающиеся научатся: выра­зительно читать произведение, передавая интонацией настроение; воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; получат возможность научиться: правильно читать поэтические произведения, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; будут уметь: понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя; сравнивать прозу и поэзию, читать стихотворения выразительно, наизусть.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: цветные иллюстрации, учебник.

Ход урока

1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Ребята! Для того, чтобы всё у нас получилось на уроке, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу.
Психологический настрой
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Подарите улыбки друг другу и нашим гостям. Пусть сегодняшний урок вам подарит радость общения.

(присаживайтесь)

- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё на этом уроке получится. Знания, полученные на этом уроке пригодятся вам в жизни.

Речевая разминка

— Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

- Произнесите скороговорку про себя.

- А теперь хором, шепотом.  

- Чуть- чуть громче и быстрее.

- Громко и быстро.

- А теперь, отдельный ученик попробует произнести эту скороговорку с огорчением.

- А теперь, с чувством радости.

- Молодцы, подготовили наш речевой аппарат к работе на уроке.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро». «Зимний вечер» (стр.88)

Чем же похожи и чем отличаются стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро»?

Сходства-зима, непогода, рядом друг, есть дом в котором тепло, надёжно, уютно.

Различия-в стихотворении «Зимний вечер» настроение не меняется, в стихотворении «Зимнее утро» настроение меняется с грустного на весёлое.

2) Постановка цели и задач урока.

-Иногда вы можете услышать «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь» - Что такое сказка? (Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном – Что такое сказка? (это жанр устного народного творчества, где присутствуют выдуманные, или же фантастические персонажи и события).

Сказка–это богатейшая сокровищница народной мудрости.

- В чём сила сказок? ( Добро побеждает зло)

На какие две большие группы мы можем разделить сказки? ( Авторские и народные)

Какие виды сказок вы знаете? (сказки о животных, волшебные и бытовые)

Послушайте, пожалуйста, начало народной сказки

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц

- Вам ничего это сказка не напоминает? ( Сказку «О царе Салтане…»)

О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти авторских сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане, которая появилась в далёком 1831 году.

— Откройте учебник на стр 92 и прочитайте полное название сказки, которую мы будем сегодня читать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам на­звал произведение сказкой.)

— Что еще можно узнать из заголовка? (Из заголовка можно узнать о героях сказки.)

Пользуясь опорными словами на доске, давайте определим цели на сегодняшний урок? (познакомимся со сказкой, научимся выразительно читать, анализировать, отвечать на вопросы…. А еще мы вспомним биографию писателя)

Работа по теме урока

Игра «Интервью»

слайд

- Прежде чем мы познакомимся со сказкой, я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине.

1) В каком городе родился Пушкин?( А.С. Пушкин родился в Москве в 1799)

2) К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

3) На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

( На французском).

4) Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа? (Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

5) В каком возрасте начал писать А.С.Пушкин? (в возрасте 8 лет) На каком языке оно было?

Молодцы, ребята! Вы многое знаете об А.С.Пушкине.

Действительно, трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не лю­бил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил про­стым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Ро­дионовна. «Подруга дней моих суровых», — называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услы­шал замечательные русские сказки.

Когда - то няня поэта рассказала ему сказку, из которой вы услышали отрывок и в ней не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними сыпалось золото и серебро. Переработав сюжет, Пушкин создает поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, о его приключениях, об истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей семьей. Через 9 лет в далёком 1831 году появилась сказка созданная Пушкиным «О царе Салтане...», которую начал писать поэт в 1822 году.

Пушкинская сказка- Прямая наследница народной сказки С. Я. Маршак

3) Первичное усвоение новых знаний.

В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

- Как они называются? (Устаревшие).

-У вас на партах лежат листы со словарными словами. Давайте, прочитаем про цепочке значения слов, которые вам будут не понятны.

Полотно - гладкая льняная ткань особого переплетения.

Светлица - в старину: светлая парадная комната в доме.

Обвенчаться – вступить в брак (стать мужем/женой) по церковному обряду.

Честной – почтенный, уважаемый

Понесла – стала беременной. В организме женщины начал развиваться ребёнок.

Срок родин – день, когда должен родиться ребёнок.

Аршин – русская мера длины, равная 71 см.

Гонец - тот, кто послан куда-либо со срочным поручением, известием.

Извести – погубить.

Грамота – деловой документ или письмо.

Приплод – ребёнок.

Бояре - знатные люди.

Хмельной – пьяный, нетрезвый.

Дичина – дикие птицы.

Лихо – плохо.

Маковка церкви – это купол (крыша) круглой или овальной формы.

Град – город.

Застава - место въезда в город.

Палата – большое богатое здание или помещение.

Венец – драгоценный головной убор, корона.

Терем – дом в виде башни.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

Раз - подняться, потянуться

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Работа по учебнику.

– Дети, сейчас мы с вами начнем читать сказку. Внимательно послушайте её. Приготовьтесь следить по учебнику.

4) Первичная проверка понимания.

— Какие чувства остались у вас после чтения? (Эта сказка читается просто на одном дыхании. Она просто замечательная, и в ней такой потрясающий сюжет, со множеством чудес и волшебных превращений. Мне очень понравились молодые князь Гвидон, смелый и сильный, и царевна Лебедь, прекрасная и добрая. Они заслужили свое счастье.

А теперь проверим, как внимательно вы слушали.

С какими героями мы познакомились в начале сказки? -3 сестрицы, царь.

-О чем мечтали сёстры? -Каждая из сестер мечтала стать царицей.

-Мечта какой из сестер полюбилась царю? Царю полюбилась мечта третьей сестрицы.

-Какой сын родился у царя? с аршин

-Как вы думаете, почему ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха переняли гонца?(Они завидывали царице, хотели занять её место)

Какой наказ прочитали бояре? Найдите и прочитайте.(царицу и приплод тайно бросить в бездну вод)

-Вспомните, какой наказ действительно дал царь? «Ждать царева возвращенья для законного решенья».

-Как понимаете фразу «рос не по дням, а по часам»? Где может такое происходить? -Очень быстро взрослел. Такое может происходить только в сказках.

К кому за помощью обратился юноша? -Он обратился за помощью к волне.

-Как вы думаете, почему волна ему помогла? -Юноша говорил добрые слова волне, просил о помощи.

-Кого спас юноша? А кого он убил? -Юноша спас девицу-лебедя, а убил злого чародея, обращенного в коршуна.

Как Лебедь отблагодарила юношу? Она возвела на острове большой город.

-С кем произошла первая встреча князя Гвидона? -С корабельщиками, торговцами.

-Зачем Лебедь обратила князя в комара? -Чтобы он мог полететь за кораблем и увидеть своего отца.

-О каком чуде рассказали царю Салтану корабельщики? -Что на пустынном острове появился чудный город.

-Почему комар рассердился? -Начали рассказывать царю о другом чуде: белочке.

5) Первичное закрепление.

Давайте, сделаем вывод! С каким произведением мы познакомились на сегодняшнем уроке.

-Кто автор этой сказки?

Хоть мы не дочитали до конца произведение, можем ли сказать, что это сказка? Почему? -Да, можем. В сказке рассказывается о том, чего не может быть на самом деле в жизни.

-Какие признаки сказки присутствуют? Приведите примеры. -В сказке есть волшебство, превращения, повторение.

-Какой это вид сказки. -Волшебная, авторская.

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕНИКОВ друг друга.

Домашнее задание: стр.95-105- выразительно читать, по желанию нарисовать иллюстрация к понравившемуся отрывку.

6. Подведение итогов урока

- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только познакомились со сказкой А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

- Чему же нас, современного читателя, может научить эта волшебная сказка о царе Салтане?

Начните со слов: Меня эта сказка научила… (доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других людей и следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром.)

Закончить урок хочется стихотворными строками:

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова — алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза!

Даже если мы уже не дети,

В тридцать, сорок или шестьдесят.

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять!

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом.

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом!

Спасибо за урок!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!