Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Альметьевск РТ
Урок по литературному чтению.
Тема : Л.Н Толстой «Акула». Смысл названия.
Составление плана.
Провела учитель
начальных классов
Хасанова Женнет Ахмедовна
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Тема урока: Л.Н Толстой «Акула» Смысл названия. Составление плана.
Цели: познакомить с рассказом Л.Н.Толстого «Акула», обучать выразительному чтению, составлению плана рассказа.
Планируемые результаты :
Предметные: прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения;
Метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные качества, работать с текстом;
Личностные: осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Толстого.
Оборудование: презентация к уроку, , компьютер, экран, мультимедиа, учебник «Литературноечтение. 3 класс 2 часть» (стр 56-58),
I. Организация начала урока
У: Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе.
II. Изучение нового материала.
1.Введение в тему. Постановка темы и цели урока.
1. – Ребята, посмотрите на экран и скажите, пожалуйста, с творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство? Слайд 1
(– С творчеством Льва Николаевича Толстого.)
– Какие произведения этого писателя вы читали?
– А сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным произведением Л.Н.Толстого. Назвать его вам поможет моя загадка:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые ,как нож,
Лучше ты её не трожь!
– Это… Акула!
Тема урока: Л.Н.Толстой “Акула”. Слайд 2.
2. Постановка задач урока:
– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Предположения детей:
– Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.
3. Подготовка к восприятию.
- Ребята, что вы знаете об акулах? (ответы детей) Слайд 3
(Рассказ ученика об акуле.)
- Послушайте внимательно текст об акуле.
Акула – страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула - рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
- Как называется такой текст? (научно-познавательный). Почему?
-На уроках окружающий мир , когда проходили тему «Материки» мы изучали материк Африка. Сегодня в нашем рассказе как-раз и пойдёт речь о нём. Несколько слов об Африке. (слайд4)
Африка, второй по величине материк после Евразии. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк. В Африке живут слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы.
4. Словарная работа
У: В этом произведении вам встретятся новые слова. (слайд 5)
Ребята прочитайте слова, как вы понимаете их значение?
Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, пустыня Сахара.(слайд6)
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
III. Знакомство с текстом.
1. -А какое литературное произведение с названием « Акула» по-своему содержанию нас ждет: научный или художественный текст?
Нужно прочитать .
Слайд7. -Я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки.Представьте ,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло ,горячий пустынный ветер дует в паруса.
Итак , вместе с героями рассказа мы отправляемся вперёд .
(Слушание рассказа по аудиприложению к учебнику Климановой Л.ф..)
2. Проверка первичного восприятия
У: Понравился ли вам рассказ?Что особенно запомнилось?
-В какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?
Дети отвечают на вопросы, поясняя, почему они выбрали именно этот момент.
(- когда заметили акулу с палубы;
- когда мальчики старались уплыть от акулы;
- когда артиллерист выстрелил).
3.Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)
4. Повторное чтение
У: Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.
Постарайтесь ответить на вопрос.
- Почему рассказ называется Акула?
5. Анализ произведения
Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста. Откроем учебник на стр.56
(Чтение первой части)
У: Где стоял корабль?
Д: Корабль стоял у берегов Африки.
У: Как Толстой описывает погоду в этот день?
Д: День был прекрасный…
У: С чем автор сравнивает погоду?
Как бы вы озаглавили эту первую часть?
Д: «Корабль у берегов Африки».
(Чтение второй части)
У: Где матросы устроили купальню?
Д: Матросы, в парусе устроили купальню.
У: Как бы мы озаглавили эту часть?
Д: «Купание в парусе».)(Слайд 8)
(Чтение третьей части)
У: Кто же был с матросами на корабле?
Д: Два мальчика.
У: Почему дети решили сплавать в открытое море?
Д: Им тесно было в парусе
У: Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)
У: Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
Д: Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
У: Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул?
Д: Это означит не сдаваться, постараться победить.
У: Что выражает лицо артиллериста?
Д: Радость. Он гордился сыном.
У: Как мы озаглавим эту часть? Слайд 9
Д: «Плавание наперегонки в открытом море»
(Чтение четвертой части)
У: С какого слова автор начинает эту часть? Почему?
Д: Автор начинает часть со слова «Вдруг…».
У: Что увидели матросы с палубы?
Д: Матросы увидели акулу.
У: Какими словами автор называет акулу? Почему?
Д: Морское чудовище, потому что акула - хищница.
У: Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
А как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику.
(Дети читают эпизод текста)
У: Как отреагировали дети на его слова?
Д: Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.
У: С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?
Д: С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.
У: Какие слова говорят о пережитых им чувствах?
Д: Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
У: Как матросы решили помочь мальчикам?
Д: Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.
У: Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
Д: Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.
У: Как мы будем читать?
Д: Быстро и с чувством волнения.
У: На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
Д: Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.
У: Как озаглавим эту часть?Слайд 10
Д: «Появление морского чудовища».
(Чтение пятой части).
У: Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
У: ВИЗГ - это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
У: Как озаглавим эту часть?
Д: «Пронзительный визг».Слайд11
(Чтение шестой части).
У: Как подействовал визг мальчика на отца?
Д: «Сорвался», «побежал».
У: Как он все делал?
Д: Он делал все быстро.
У: Какое решение принимает артиллерист?
У: Какой будет темп чтения? Какое чувство?
Д: Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)
У: Как действует команда? Почему все замерли от страха?
У: Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
Д: Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына.
У: На стр.57 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите.
Что художник на ней изобразил?
У: Как бы мы озаглавили эту часть?Слайд12
Д: «Выстрел».
(Чтение рассказа до конца.)
У: Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
Д: Со всех сторон раздался громкий, радостный крик. Он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
У: Какое он сейчас он испытывает чувство?
Д: Чувство счастья, успокоения.
У: Что его успокоило?
У: Как бы мы озаглавили эту часть?
Д: « Мальчики на корабле».Слайд13
У: Как вы думаете, почему свой рассказ Л.Н.Толстой назвал «Акула»?
Д.События происходят из-за появления акулы.
IV. Обобщение
У: Ребята, кто главный герой этого рассказа?
Д: Главный герой - это старый артиллерист.
У: Что можно сказать об этом человеке, какой он?
Д: Он сильный, храбрый, мужественный.
У: Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом?
Какой урок хотел нам преподнести?
Д: Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.
У: Ради чего написан рассказ?
Д: Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.
V. Рефлексия слайд14
Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
• Я узнал…
• Я научился…
• Мне понравилось…
• Новыми знаниями я смогу поделиться…
Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами!
VI. Домашнее задание
Прочитать рассказ «Акула» с.56-58
По выбору учащихся:
придумать продолжение рассказа
нарисовать иллюстрацию
пересказать по плану учебника
сочинить стихотворение об акуле
Урок окончен.