ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтению
Тема: В. Г. Сутеев «Кораблик».
Цель: ввести в круг чтения новую авторскую сказку, создать условия для формирования УУД.
Задачи:
Продолжить знакомство с творчеством В. Сутеева;
учить различать литературные жанры;
развивать устную речь, технику чтения, выразительность, умение читать по ролям;
развивать интереса к чтению;
воспитывать умение ценить дружбу, желание помочь одноклассникам.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- создать условия для формирования навыка правильного, осознанного чтения сказки В. Сутеева «Кораблик», активизации учащихся и вовлечения их в процесс анализа художественного текста; способствовать обогащению словаря учащихся
Метапредметные УУД:
Коммуникативные УУД:
- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные УУД:
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа;
- овладевать навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, выражать своё отношение к произведению;
- соотносить изученные понятия с реальной жизнью;
Регулятивные УУД:
- формировать умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- способствовать развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать;
- содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке.
Личностные УУД:
- формировать умение сравнивать героев сказки и их поступки, побуждать детей проявлять чувства взаимовыручки, трудолюбия и доброты.
- способствовать формированию интереса к урокам литературного чтения, воспитанию положительной мотивации к учению.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы учащихся: анализ текста, игра, работа в паре (чтение по ролям).
Методы: проблемно - поисковый; метод развития критического мышления.
Оборудование: компьютер и проектор, экран, презентация, учебник, рабочая тетрадь, портрет писателя В. Г. Сутеева, выставка книг, изучаемого автора, предметы для конструирования кораблика (белый лист, маркер).
Ход урока
I. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II. Актуализация опорных знаний
- Начнем урок с разминки.
1. Дыхательная гимнастика
«Шарик»
Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ш- Ш- Ш…
2. Упражнение на развитие внимательности и скорости чтения
На слайде презентации бегающей строкою записаны названия животных
-Читаем хором.
- Назовите, одним словом. (Животные)
На слайде презентации бегающей строкою записаны предложения их произведений В.Сутеевой.
-Читаем хором.
- Ребята, предложения из каких произведений вы читали?
(Палочка-выручалочка; Под грибом; Три котёнка)
- Кто автор этих произведений? (В.Сутеев)
- А что вы знаете об этом писателе? (Биография автора)
Владимир Григорьевич Сутеев – известный художник, писатель, мультипликатор. В детстве он очень рано научился читать, любил рисовать. Его первая книга называлась очень просто: «Сто картинок». Главная книжка называлась так же просто «Сказки и картинки». Владимир Григорьевич вспоминал, что вырос он «среди шуток и веселья» и ему хотелось, чтобы все дети на свете больше смеялись. Закрыв глаза, легко представить все события, которые происходят с героями.
III. Сообщение темы урока.
- Ребята, кто догадался, произведение, какого автора мы будем сегодня читать, и кто будет героями этого произведения? (В. Сутеев, героями будут животные)
- Отгадайте загадку.
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее. (Дружба)
-Ребята, вам бы хотелось иметь хороших друзей?
-Какими должны быть друзья?
- Скажите, о чем будет произведение, которое мы будем читать? (О дружбе)
На доске расположены буквы в разброс. (К Р Б О А Л К И)
- Составьте слово, которое начинается и заканчивается на глухую согласную, и вы отгадаете название произведения. (КОРАБЛИК)
На экране:
Тема: В. Г.Сутеев «Кораблик»
Задачи:
Вспомнить, что такое сказка и на какие группы она делится.
IV. Открытие нового знания.
- О чем нам говорит заголовок сказки?
(дети высказывают предположения)
На слайдах последовательно появляются фрагменты сказки с иллюстрациями. Используя прием чтения с остановкой начинаем знакомится с текстом сказки. При этом выслушивая версии учащихся о возможных вариантах развития сюжета.
1. Работа с учебником
- Открываем с.7 в учебнике. Найдите произведение, которое будем читать.
Чтение учителем, дети следят по тексту
- Пока я буду читать, определите, кто главные герои произведения.
Первичное восприятие:
– Понравилась произведение? Чем?
- Кто главные герои?
– Какие чувства, эмоции вызвало?
2 Моделирование обложки
-Назовите фамилию автора произведения. Где разместим её на обложке? (В.Сутеев. Разместим вверху обложки)
-Определите жанр произведения. Какой фигурой обозначим жанр? Что такое сказка? (Сказка. Обозначим кружком. Сказка – это жанр литературного творчества.)
- О ком сказка? Каким цветом закрасим обозначим тему сказки? (Сказка о животных. Обозначим коричневым цветом)
-Как называется сказка? Где разместим название? (Сказка называется «Кораблик». Разместим название сказки внизу обложки)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
3. Составление кластера.
На экране незаполненный КЛАСТЕР на тему: «Сказка».
- Ребята, раз у нашей сказки есть автор, то какая она? (Авторская)
- А какие ещё бывают сказки? (Народные)
- Определите вид нашей сказки. (О животных)
- С какими видами сказок вы ещё знакомы? (Бытовые, волшебные сказки-цепочки)
- Молодцы! На экране происходит заполнение кластера.
ФИЗМИНУТКА
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
Поскорей за парту плюх!
V. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Работа с учебником.
-Обратите внимание на незнакомые слова и выражения, которые могут встретиться.
Словарная работа.
Чуть было не захлебнулся;
Скорлупка – твёрдая оболочка (ореха, яйца)
- Прочитаем сказку.
Чтение цепочкой. Вторичное восприятие:
- Согласны ли вы, что всех героев сказки можно назвать друзьями?
- Почему вы так думаете?
- Можно ли назвать героев сказки находчивыми, сообразительными?
-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (С.8)
-С каким настроением плывут друзья на кораблике?
-А какое настроение у лягушонка? Чем он огорчен? -Почему же друзья не захотели его взять на кораблик?
-Можно ли сказать о лягушонке, что он сам себя наказал? -Понравилась ли вам эта сказка?
-Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
-Чему учит эта сказка?
Работа в парах. Выразительное чтение по ролям.
- Давайте найдем отрывок, Где Лягушонок предлагает искупаться. Прочитаем отрывок по ролям.
2.Игра – моделирование:
- Ребята, а вы мечтали, когда – нибудь, отправиться на кораблике в путешествие? Давайте мы попробуем соорудить свои кораблик из бумаги в технике оригами.
Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага. Это искусство складывания бумаги, в результате чего появляются прекрасные поделки.
- На готовом кораблике вы напишите слово, которое может выразить то, каким бы вы хотели видеть своего соседа по парте.
-Какие это могут быть слова? (Добрым, спокойным, отзывчивым,)
- Итак, кораблик готов. А теперь повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь и подарите кораблики.
VI. Рефлексия учебной
С каким новым произведением мы познакомились сегодня на уроке? - Чему учит сказка? Какими должны быть друзья?
Составление синквейна к слову ДРУГ и СКАЗКА
Друг.
Верный, настоящий.
Выручает, помогает, понимает.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба.
Сказка.
Мудрая, загадочная.
Колдует, интересует, учит.
В ней добро побеждает зло.
Волшебница
V. Подведение итогов урока
Подумайте, всё ли у вас сегодня получилось?
Мне было трудно.
Мне было все понятно.
Хочу знать больше