СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по математике «Деление с остатком» 3 класс 2023 г.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по математике «Деление с остатком» 3 класс 2023 г.»

Открытый урок математики. 3 класс. Урок 83. Дата проведения 09. 02. 2023г.

Тема: Деление с остатком.

Задачи урока: проанализировать и исправить ошибки, допущенные и контрольной работе; познакомить с приемом деления с остат­ком; закреплять изученные приемы внетабличного деления и умножения; развивать математическую речь; воспитывать умение адекватно оценивать свои достижения.

Планируемые результаты урока:

Личностные: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование интереса школьника к обучению.

Предметные: учащиеся научатся: исправлять ошибки, допущенные и контрольной работе; будут уметь: выполнять деление с остатком; получат возможность научиться: адекватно оценивать собственные знания и результаты.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний.

Оборудование: учебник; таблица умножения.


Ход урока

1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

 Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Я очень рада встрече с вами.

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь!

- Мы начинаем  урок математики. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.


Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, а для этого я предлагаю вам отправиться в “ИКС-педицию”.


– Чем в математике является Х – ? (Неизвестным числом, которое надо найти.)

- Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для вас еще много неизвестного.

Вам нужно будет выполнять роли:

Экспертов – должны хорошо считать,

Инспекторов – проверять, доказывать свою правоту.

В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение, а также, внимательность.

А сейчас мы с вами докажем, что мы достойны быть настоящими экспертами и инспекторами.

Работа по чистописанию

Учебники на край стола, тетради перед собой. Спину держим ровно. Молодцы! Открываем тетради, отступаем две клетки, записываем сегодняшнее число и классная работа (орфограммы)

Запишите под диктовку числа через запятую:

13,6,15,25,14,,20,35,3,19,6,23,17,16,18,12,8,3.

Подчеркните одной чертой числа, которые делятся на 5, двумя – на 2.

Обведите в кружок числа, которых нет в таблице. 


1. Устный счет

А для того чтобы отправиться в ИКС-педицию нужно хорошо подготовиться, поэтому сейчас мы проведём небольшую разминку.

Перед вами задания. Вам необходимо решить весёлые задачи.

  1. Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40)

  2. Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?54 : 9 = 6)

  3. Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)

  4. Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)

  5. Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (45 : 5 = 9)

  6. Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца.(33 • 2 = 66)


-А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Математическое лото».

1)Работа по индивидуальным карточкам.

- Ребята. У вас на столах есть карточки с числами. Я называю пример из таблицы умножения. Если у вас есть число, которое является ответом, вы его закрашиваете

27

36

48

56

72

18

35

49

40

64

25

28

42

24

81

20

54

36

30

63

Примеры: 8 х 6, 6 х 6, 7 х 5, 6 х 9, 4 х 5, 7x7 3x9 7x9 8x5

3 х 8, 4 х 7, 9 х 9, 8 х 8, 7 х 6, 7x8 5x5 6x3 7x9


2)Подведение итога разминки.

-А теперь давайте проверим нашу работу. У каждого в карточке должно остаться не закрашенным одно число, если это так, значит, вы все посчитали правильно.

-Поднимите руку у кого так? (Назовите это число)

-Молодцы. По вашим результатам видно, что вы хорошо знаете таблицу.

-А какое ещё, арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу умножения?

+ Да, это деление.

3)Повторение знаний компонентов

30:5=6

- Посмотрите на выражение и назовите, как называются числа при делении?

- 30-делимое, 5-делитель, 6-частное.

- Как найти неизвестное делимое?

- Надо делитель умножить на частное.

-А как найти неизвестный делитель?

- Надо делимое разделить на частное.

-Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторяли?

( Наверное, эти знания нам сегодня пригодятся на уроке)

2) Постановка цели и задач урока.

Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? (ДЕЛЕНИЕ)

Мы с делением знакомы, поэтому мы познакомиться с новым приёмом деления)


А с каким именно мы узнаем вычислив частные выражений:

10:5 9:3 17:2

Вы смогли полностью выполнить задание?

(Нет)

- Почему? В чём было затруднение? 17:2

( в примере 17:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)


-Но мы с вам эксперты. Поэтому мы с вами все же попытаемся разделить, опираясь на предметные действия.

Эксперимент 1: -Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Нине и предлагаю разделить поровну между двумя учениками.

- Попробуем.

- Разделили?

- Делаем вывод.

Сколько получит каждый?(по 8)

  • Все ли тетради разделили? (нет)

  • Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (потому что делили поровну)

  • Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток)

В некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно и в этом случае часть остаётся, поэтому такое деление называется деление с остатком.

Так какая тема урока? (Деление с остатком)

Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)


ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:

Научится выполнять действие деление с …………..


3) Первичное усвоение новых знаний.

Вернёмся к нашему выражению:

Давайте запишем это выражение.

-Итак, мы 17 : 2 =

- Что же надо делать, чтобы найти значение данного выражения?

Как вы думаете, что нам поможет?

(Алгоритм) слайд

(карточки с алгоритмом розданы детям)


+Составить алгоритм деления с остатком.

- Можем мы по таблице умножения это выполнить?

+Нет

1) Значит надо подобрать такое число, которое делится на 2 и меньше 17

+Это число 16

2) Разделю это число на делитель и найду частное.(16:2=8)

3) Вычесть это число из делимого и получить остаток 17-16=1

4) 1 2

-Следовательно, можно ли разделить 1 на 3

+Нет.

Какой мы сделаем вывод?

+Остаток всегда меньше делимого.

Слово остаток в математике принято писать сокращённо: ост.

Памятка

Как разделить число с остатком.

  1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

  3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.


Вернёмся к нашему выражению: слайд

-А как же могут называться числа при делении с остатком?

-Первое число мы делим?

+Значит - это тоже делимое.

-На второе - делим?

+Значит – это делитель.

_-Число, которое получается мы полностью разделили?

+Нет. Значит - это неполное частное. А то, сколько осталось - это остаток.


Отсюда вытекают следующие правила :

  1. При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют неполным частным, второе – остатком.

  1. 5 = 2 (ост. 4 )

  1. Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

  2. 13 : 4= 3 (ост. 1 )

Эксперимент 2:

Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.

Работа в парах: (полоски = 10 см).

Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10?

– Какое решение запишем? 10 : 3 = 3 (ост 1)

– Что в записи означает 10? (делимое), 3? (делитель), 3? (частное), 1? (остаток).

– Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ча-ча-ча! Ча-ча-ча! (Три хлопка по бедрам.)

Печка очень горяча. (Четыре прыжка.)

Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! (Три хлопка над головой.)

Печет печка калачи. (Четыре приседания.)

Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! (Три хлопка за спиной.)

Будет всем по калачу. (Четыре прыжка на месте.)

Чо-чо-чо! Чо-чо-чо! (Три хлопка перед собой.)

Осторожно, горячо. (Подуть на руки.)


4) Первичная проверка понимания.

1 (с. 26).

(Устное выполнение.)

( Самое большое число до 17 делится на 4 без остатка – это число16.

         16 : 4 = 4 Найдём остаток. Из 17 – 16 = 1.Значит 17 : 4 = 4 (ост.1)

15 : 2 = 7 (ост 1)

В 15 содержится 7 раз по 2 и еще остается 1.

15 разделить на 2 получится 7 и 1 в остатке.

15 : 4 = 3 (ост 3)

В 15 содержится 3 раза по 4 и еще остается 3.

15 разделить на 4 получится 3 и 3 в остатке.

15 : 3 = 5 (ост 0)

15 разделить на 5 получится 3 и в остатке 0.

2 (с. 26).

Выполни деление, сделав рисунки.

- По одному примеру у доски.

ООО|ООО|О             7 : 3 = 2 (ост. 1) 
ОООО|ОООО|ОО     10 : 4 = 2 (ост. 2)
ОООООО|ОООО      10 : 6 = 1 (ост. 4)
ОООО|ОООО|ООО    11 : 4 = 2 (ост. 3)
ООО|ООО|ООО|ООО    12 : 3 = 4

— Рассмотрите первый пример.

— Какое самое большое число до 7 делится на 3 без остатка? (6.)

— Сколько получится, если 6 разделить на 3? (2.)

— Сколько останется? (7.)

— Сделайте рисунок к примеру.

— Прочитайте пример называя компоненты деления.

5) Первичное закрепление.

3(с.26).

—  Решим задачу. Прочитайте задачу про себя. Кто прочитает в слух?

- Как удобнее оформить краткую запись? (С помощью таб­лицы.)


Кол-во тетрадей

Кол-во листов в 1 тетради

Всего листов

3 шт.

?

одинаковое

54 л.

? шт.

90 л.

? шт.

72 л.

Что известно из условия задачи? (что в трех одинаковых тетрадях 54 листа бумаги)

- Какой вопрос задачи? (Сколько таких тетрадей получится из 90 листов? из 72 листов?)

- Зная, что в 3 тетрадях 54 листа, что мы можем узнать? (количество листов в одной тетради)

- Каким действием? (делением)

- Запишем первое действие. (54 : 3 = 18(л.) - количество листов в 1 тетради)

- Зная, что количество листов в одной тетради 18 и оно одинаковое, что мы можем найти? (сколько тетрадей получится из 90 листов)

- Каким действием? (делением)

- Запишем второе действие. (90:18 = 5(т) - из 90 листов)

- Зная, что количество листов в одной тетради 18 и оно одинаковое, что еще можно найти? (сколько тетрадей получится из 72 листов)

- Каким действием? (делением)

- Запишем третье действие. (72:18 = 4(т) - из 72 листов)

- Запишем ответ. (Ответ: 5 тетрадей; 4 тетради.)


Вы доказали, что вы настоящие исследователи, а сейчас вы поработаете самостоятельно на карточках №2.

Самостоятельная работа

4.Работа по карточкам.


Выполните деление с остатком:

12 : 5 = 13 : 4 =

16 : 3 = 19 : 2 =

.

ОЦЕНИВАНИЕ

Домашнее задание: Учебник: № 4, 5 (с. 26).

6) Рефлексия.

Какое открытие помогла нам совершить “ИКС-педиция”? (открыли новый приём деления с остатком)

Необходимо ли вам это новое открытие?

Для чего? Достигли мы поставленной цели?

У вас на столах лежат смайлики.

Если вам все удалось на уроке – выберите смайлик с улыбкой, если у вас остались неразрешенные проблемы – выберите смайлик с задумчивым выражением, если вам ещё понадобится помощь – выберите смайлик с грустным видом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!