Научить формулировать, записывать в буквенной форме и применять теорему Пифагора.
Развивать умения решать проблемы в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения. Развивать интерес к предмету, к истории математики.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы, УУД |
1.Организационный момент (1 мин.) | Активация обучающихся | Приветствие, проверка отсутствующих, рабочих мест и внешнего вида учащихся, организация внимания | Включаются в деловой ритм урока: планируют, контролируют, выполняют действия по заданному плану | Личностные: мобилизация внимания |
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (2 мин.) | Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Предлагает учащимся провести проверку домашнего задания в парах. Ответы на доске. Это первый пройденный этап в листах самооценки. | Сверяют ответы из д\з попарно, а затем в группе. | Личностные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Коммуникативные: умение договариваться о правилах поведения и общения, следовать им. |
3. Актуализация знаний (10 мин.) | Повторение формулировок теорем на нахождения площадей треугольника, параллелограмма, трапеции и т.д.. Фиксация в речи. | Организует повторение. 1.На партах приготовлены конверты, в которых из зелёной бумаги вырезаны все виды треугольников, три вида трапеции,квадрат, параллелограмм и прямоугольник (по одному на парту). После проговаривания в парах названия своих фигур предложить сделать соотношение между данной фигурой и формулами площадей, выписанных на доске. 1) S=ab 2)S=ah 3) S=1\2ab 4) S=1\2ah 5) S=a2 6) S= 1\2 (a+b)h Остальные учащиеся оценивают правильность ответов. Это второй этап самооценки. 2. В конвертах, из белой бумаги, нарезаны по 4 прямоугольных треугольника и квадрат со стороной равной гипотенузе треугольников. Сложите из этих фигур квадрат и найдите площадь этого квадрата. (S= (a+b)2). | Словесно формулируют теоремы на нахождения площадей треугольника, параллелограмма, трапеции и т.д. | Регулятивные: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; Умение высказывать свое предположение Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме; Формулировать собственное мнение, аргументировать его; Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Умение ориентироваться в своей системе знаний; Умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая критерии |
Создание проблемной ситуации, затруднения (выполнения пробного действия) (3-4 мин.) | Знаковая фиксация. | На доске задания: S = ? 1) а=3см 2) a =5; hb =4 ha = 6 ha =7. 3 . h=4;a=10;b =3; cбок= 5 4. c =10; b =6 1.Сколько элементов достаточно знать для вычисления площади данных фигур? 2. Есть ли в заданиях лишнее условие, если да, то в каком? 3. Вычислите площади данных фигур. Ответы: 1) 9; 2) 35; 3) 26 4) проблема!!!! (24) | Работают в парах, в группах. Отвечает на вопросы один из группы. Находят площади фигур. Сверяют ответы и обнаруживают задание, которое решить невозможно, т.к. не хватает данных. | Регулятивные: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; Умение высказывать свое предположение Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме; Формулировать собственное мнение, аргументировать его; Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний; Умение осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая критерии |
Формулировка проблемы, постановка учебной задачи (цели урока) (2 мин.) | Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднений | Проговорим причину затруднения. | Высказывают свою точку зрения | Регулятивные: Умение принимать решение в проблемной ситуации Умение формулировать цель деятельности Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме; Формулировать собственное мнение, аргументировать его; |
4. Как можно решить эту проблему? ( посмотреть в учебнике, в энциклопедии, в интернете, спросить у учителя, у друга) | Перечисляют пути выхода из создавшейся ситуации. |
5. Имеем ли мы на данный момент информацию, в которой катет и гипотенуза были бы как-то связаны м\у собой? | Постановка цели урока. |
4. Первичное усвоение новых знаний (15 мин.) Открытие новых знаний и способов действий | Обеспечить осмысление новых знаний. Организация фиксации новой информации в речи. Соотнесение нового знания с информацией в учебнике | Знакомит с формулировкой теоремы Пифагора и буквенной записью на доске. Предлагает сформулировать тему урока и записать формулировку теоремы. (читают формулировку 3 раза и рассказывают в парах и группах). Это третий пройденный этап в листах самооценки. Доказательство начинаем с построения Квадрата со стороной (а+в) и находим площадь этого квадрата двумя способами. (см. учебник) | Записывают в тетради число, классная работа, тему урока и формулировку теоремы.. Совместно с учителем проводят доказательство теоремы. Построения выполняются аккуратно карандашом и по линейке. Работают в тетрадях индивидуально, сравнивают, обсуждают и делают вывод в парах. | Регулятивные: Умение планировать пути достижения целей; Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других, оформлять речь в устной форме; Умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать Познавательные: Умение преобразовывать модели для решения задач, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Умение находить в тексте требуемую информацию. |
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях | Организовать усвоение нового способа действия при решении данного класса задач с проговариванием во внешней речи | . Вернёмся к нашей задаче. Как можно найти площадь нашего прямоугольного треугольника? Что найдёте первоначально? Пример1.а =5 см в =4 см с = ? Пример2. .а =? в =3 см с = 5 см Это четвёртый пройденный этап в листах самооценки. | Договариваются о том, как будут выполнять задания. Находят катет, а затем и площадь проблемного треугольника. (а2= 102 – 62; а=8; S= 8*6\ 2= 24) Решают пример №1,2 | Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы Коммуникативные: Умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать Познавательные: Умение анализировать объекты с целью выделения признаков, подведение под понятие |
Самостоятельное выполнение заданий под контролем учителя | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типового задания на применение теоремы Пифагора. | № 484 (а) Предварительно оценить задание, проговорить в каком порядке выполнять задание. Ответ: в=√132-122=5 | Выполняют задания в тетрадях | |
5. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция (5 мин.) | Организация взаимопроверки | Проверка выполнения № 559. Это пятый пройденный этап в листах самооценки. | Проверяют друг у друга в парах, оценивают выполнение задания | Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. (2 мин.) | Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | п. 54 (стр.129, выучить формулировку теоремы Пифагора и доказательство) № 484(г, в), 485. Ответить на вопросы: Почему теорему назвали именем Пифагора, хотя это утверждение было известно ещё до него? Какой треугольник называют египетским? | Записывают домашнее задание в дневник, уточняют | |
7. Рефлексия деятельности (4 мин) Рефлексия учеников своих действий и самооценка | Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности | Что нового вы сегодня на уроке узнали, удалось ли нам достигнуть цели урока. Оценки за урок: Кто получил плюсы за все пять этапов – 5. За четыре этапа – 4. И т.д. Поднимите руку у кого 5! Спасибо! У кого 4! Спасибо! Спасибо за урок!! | | Регулятивные: Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Познавательные: Умение осуществлять анализ информации Коммуникативные: Умение формулировать свои затруднения Умение с полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Умение осознавать успешность своей деятельности |