СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по математике в 3«Г»классе на тему: «Свойства операции объединения множеств»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

сформировать представление о переместительном и сочетательном свойствах операции объединения множеств, способность к их фиксации в речи и графически; к умножению чисел, оканчивающихся нулями;

Задачи: 

1) закрепить и систематизировать знания свойств арифметических действий сложения и умножения, операции пересечения и объединения множеств.

2) продолжать развивать у детей мыслительные операции (анализ, обобщение, аналогия, сравнение, классификация);

3) тренировать навыки табличного и внетабличного умножения.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по математике в 3«Г»классе на тему: «Свойства операции объединения множеств»»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАПОУ "Набережночелнинский педагогический колледж"





План-конспект пробного урока

По математике в 3«Г»классе

МАОУ«СОШ»№35

Тема: «Свойства операции объединения множеств»

cтудентки группы П-143 по специальности44.02.02

"Преподавание в начальных классах"

Камаловой Лилии Фарисовны



Допуск к уроку

Подпись учителя__________ Мыльникова Е.С.

Подпись руководителя__________ Тюрина Е.А.

Дата проведения урока: 26.09.17

Оценки:

За конспект_______

За урок_______

За наглядность_______

За анализ_______



Итоговая оценка_______



Набережные Челны, 2017 г.

ТЕМА: Свойства операции объединения множеств

Дата: 26.09.17 г.

Класс: 3 Г

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель:

сформировать представление о переместительном и сочетательном свойствах операции объединения множеств, способность к их фиксации в речи и графически; к умножению чисел, оканчивающихся нулями;

Задачи: 

1) закрепить и систематизировать знания свойств арифметических действий сложения и умножения, операции пересечения и объединения множеств.

2) продолжать развивать у детей мыслительные операции (анализ, обобщение, аналогия, сравнение, классификация);

3) тренировать навыки табличного и внетабличного умножения.

Оборудование: наглядный материал (карточки с заданием), презентация, учебник по математике 1 часть для 3 класса Л.Г. Петерсон «Перспектива»

Этапы:

1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4-5 мин)

3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин)

4. Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин)

5. Реализация построенного проекта (5-8 мин)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 мин)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин)

8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)



Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Меня зовут Лилия Фарисовна, урок проведем мы вместе. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Прочитайте то, что написано.

Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

(Леонардо да Винчи)

-Что вы можете сказать об этих словах?



-Правильные слова, ребята. Я абсолютно с вами согласна. Я вам желаю получить лучшие знания, а для этого мы будем с вами стараться. Вы готовы получать новые знания?

Приветствуют учителя






Ученье – большой труд, как и каждый труд, оно требует больших сил, стараний, терпения. Если человек способен выдержать все трудности, он обязательно приобретёт лишь самые лучшие знания.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

-Скажите, пожалуйста, чтобы узнать что-то новое, что вам нужно сделать?

-Верно!

Учитель открывает на доске картинку:









Что необычного вы видите на картине?


  • Перечислите все знакомые вам математические символы, которые вы видите. (Знаки: +, , ∪, ∩, , диаграммы множеств, числа 0.)






  • Какие еще математические знаки вы знаете?


- Скажите мне, пожалуйста, что же такое множество?



  • Какие операции над числами и множествами вы знаете?





  • С какой операцией над множествами вы познакомились недавно?

Учитель выставляет на доску карточки с математическими выражениями:







  • Пусть элементы множества А — выражения, содержащие знак «+», элементы множества
    В — выражения, содержащие знак « ∙ ». Расположите данные карточки на диаграмме множеств А и В.










  • Какие элементы находятся в пересечении множеств А и В?


- Про какие выражения, мы можем сказать, что они принадлежат множеству А? Множеству B? А какие выражения не принадлежат мн. А? Множ. B? Какое выражение принадлежит обеим множ-вам? Молодцы!


  • Почему карточки с записью разности чисел 200 и 176 и частного чисел 390 и 30 не разместили на диаграмме?


  • Найдите значения выражений, принадлежащих объединению множеств А и В.


  • Какие свойства применяли для удобства вычислений?



Учитель помещает на доску карточки с записью переместительного и сочетательного свойств сложения и умножения:






  • Вычислите значения оставшихся выражений.

  • Обладают ли операции вычитания и деления переместительным и сочетательным свойствами?

  • Какая еще из известных вам операций обладает переместительным и сочетательным свойствами?


Вспомнить те знания, которые пригодятся на уроке








На ней разные математические символы, знаки…

Дети называют увиденные математические символы, а учитель по ходу выставляет карточки в две группы:

+






Знаки: =, ≠, , …


Это несколько отдельных элементов, рассматриваемых, как единое целое.

Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения чисел, пересечения множеств.


С операцией объединения множеств.












Учащиеся работают фронтально. Один из них после согласования заполняет диаграмму карточками с выражениями:









Математические выражения, в записи которых используются знаки «+» и «∙».

Дети называют выражения




Данные выражения не обладают общими свойствами, которыми заданы множества А и В.

Учащиеся выполняют вычисления устно, один из них записывает результаты на доске.

Переместительное, сочетательное и распределительное свойства сложения и умножения чисел.









200 – 176 = 24; 390 : 30 = 13.


Нет



Операция пересечения множеств


3. Выявление места и причины затруднения

-Учитель помещает справа от записей свойств сложения и умножения чисел карточки с записью свойств операции пересечения множеств и еще две пустые карточки, на обратной стороне которых записаны свойства операции объединения множеств с «окошком» вместо знака « = »:










- Что мы с вами сейчас повторили?



- Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу? Зачем?

Учитель переворачивает карточки последней строки:



- Что нового вы увидели в этом задании?







- Опираясь на свои знания и на повторенные эталоны, выберите из набора знаков, лежащих в конвертах, тот знак, который, по-вашему мнению, должен стоять на месте пропусков.

- На работу я вам даю 1 минуту.





- Давайте проверим результаты. Кто не смог выбрать никакой знак? В чем у вас затруднение?


  • Кто выполнил задание, покажите, какой знак вы выбрали.







  • Есть ли у нас эталон, пользуясь которым, мы можем указать верный вариант?

  • Если все учащиеся выберут знак « = » то диалог можно построить так:

  • Обоснуйте свой выбор знака?





  • Что надо сделать дальше?



















Операции пересечения и объединения множеств, переместительное и сочетательное свойства сложения, умножения, пересечения.

Задание на пробное действие. Чтобы мы поняли, что мы знаем, а что нет.



Нужно узнать выполняются ли переместительное и сочетательное свойства на операции объединения множеств.


Учащиеся делают самостоятельный выбор. Учитель в это время убирает с доски все лишние записи и карточки, оставляя только карточки с незаконченными записями свойств объединения множеств.


Мы не знаем, какой знак должен стоять на месте пропусков.


Учащиеся поднимают карточку с выбранным знаком. Скорее всего, дети ограничатся выбором одного из двух знаков: « = » или « ≠ », однако могут быть и другие мнения.


Нет такого эталона. Мы не знаем, чей ответ верен.


Мы не можем обосновать, так как у нас нет эталона, на основании которого можно утверждать, что операция объединения множеств обладает этими свойствами.


Остановиться и подумать.

4. Построение проекта выхода из затруднения

  • Что теперь вы должны сделать?

  • Сформулируйте цель своей деятельности.




  • Как будет называться тема нашего урока?

Учитель открывает или записывает тему на доске:

Свойства операции объединения множеств




- Что вам поможет достичь цели?


- Давайте вспомним, как мы доказывали выполнение переместительного и сочетательного свойства на операции пересечения множеств?


Поставить цель.

Выяснить, обладает ли операция объединения множеств переместительным и сочетательным свойствами.


Свойства операции объединения множеств.






Эталон операции объединения множеств, работа с множествами.


Мы задали множества числовыми элементами, выполнили с ними необходимые операции, сделали вывод.

5. Реализация построенного проекта

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите, что общего в равенствах каждого столбца, каждой строки? Какие свойства они выражают?

-Подумайте, все ли операции над числами и множествами обладают этими свойствами?



-Верно. Ребята, посмотрите, пожалуйста на следующее задание. Прочитайте. (Зад. № 2 стр. 39 выводится на слайд).

– Как найти объединение множеств А и В?








– Важно ли в каком порядке записываются элементы во множестве?


Учитель помещает на дополнительную доску опорный конспект «Операция объединения множеств»:

Операция объединения множеств


A B


A = {a; b; c}

B = {b; c; d}

A B = {b; c; a; d}

В А

d

b

а

c







-На доске пропишем элементы объединения множеств А и B. (Аналогично В и А)

-Теперь отметьте элементы этих множеств на диаграмме Эйлера-Венна.


- Какой вывод можем сделать?





- Каким свойством обладает операция объединения множеств? Как читается переместительное свойство? Замечательно!


Они выражают переместительное и сочетательное свойства


Нет, операции вычитания и деления переместительным и сочетательным свойствами не обладают

Читают со слайда

Надо найти общие элементы и дополнить их оставшимися элементами множеств; или: надо взять элементы одного множества и добавить к ним недостающие элементы другого множества.


Нет, во множестве элементы могут записываться в любом порядке.













Один ученик пишет у доски, остальные – в тетрадях


Эти объединения равны, каждое множество содержит одинаковые элементы.

Переместительным свойством. От перестановки множеств результат не меняется.


Физминутка

Включаю видео

Повторяют движения

Продолжение реализации проекта

- Посмотрите на следующее задание. Ваша задача – раскрасить синим карандашом объединение двух множеств, записанных в скобках, а жёлтым карандашом – третье множество.

- Теперь обведите красным карандашом объединение «синего» и «желтого» множеств.

- Какой вывод мы можем сделать, исходя из данного задания?


- Как читается это свойство?






-Зависит ли результат объединения от порядка множеств и от порядка действий?

-Мы с вами открыли новое знание. Давайте вспомним задание, на котором у нас возникло затруднение. Покажите, какой же знак мы должны поставить на месте пропусков. На доске появляются следующие карточки:





- Сравните полученный эталон с правилом в учебнике. Откройте страницу 39, прочитайте правило в рамке.

Операция объединения множеств обладает переместительным и сочетательным свойствами.

Переместительное свойство: АВ= ВА

Сочетательное свойство: В)С=АС)

Значит, результат объединения не зависит от порядка множеств и от порядка действий.

- Скажите, все ли затруднения вы сняли?

Раскрашивают






Обводят


Операция объединения множеств обладает сочетательным свойством.

Чтобы результат 2х множеств умножить на 3 множество, можно 1 множество умножить на произведение 2 и 3 множеств.


-Нет



«=»







.



Открывают учебник, читают правило.













(Да).

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

-Теперь откройте страницу 40 и найдите задачу под номером 7. Мы ее будем решать. Прочитайте условие задачи.

-Кто хочет решить у доски?



-Какой вопрос ещё мы можем задать?









Ответ: C∪ B – 26 человек


-Сейчас рассмотрим задание под номером 5.









  • Посмотрите внимательно на оба равенства в рамке: к чему сводится умножение чисел, одно из которых является круглым?


  • Как умножить число на 10?


  • Значит, как удобно записать в столбик умножение круглых чисел?

  • Что интересного в записи примеров на умножение круглых чисел в столбик вы заметили?


  • Как вы думаете, почему?



  • Потренируемся умножать круглые числа, записывая примеры в столбик.



Читают



(12+18)-4=26 человек приняли участие в этих 2х экскурсиях

-Сколько человек побывало на экскурсии только в Суздале? Во Владимире? (Дети могут назвать любое количество человек, например: только в Суздале побывало 10 чел., во Владимире – 16 чел. Либо 14 и 12, и т.д.)



Дети устно проговаривают, что должно быть записано в таблице.

-Произведение под буквой а) вычислено при помощи сочетательного свойства, под буквой б) – переместительного.


К умножению двузначного числа на однозначное и к умножению на 10.



Достаточно приписать к числу справа нуль.

Предложения детей.


Нуль записывается справа от остальных цифр множителей.


Можно умножать, не обращая внимания на нуль, а потом приписать справа 0.

Трое учащихся по очереди выполняют задание на доске с комментированием, остальные дети работают на печатной основе. Последние два задания выполняются и комментируются в парах.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-Мы с вами изучили новую тему, закрепили. Какой этап будет следующим? Правильно!

Возьмите карточку, которая лежит у вас на партах. Выполняем задание самостоятельно. Потом проверяем по эталону.

(380*3, 33*20, 150*5, 25*80, 64*40, 674*30)

Самостоятельная работа

8. Включение в систему знаний и повторение

№ 9 (под буквами «г» и «д»)

-Какая тема была нашего урока?

-Вспомним цель урока (На слайде появляется цель) Добились ли мы её?

Решают задачи


Ответы детей

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Что вам было трудно на уроке, ребята?

-Что было легко?

-Оцените свою деятельность на уроке.

(« Лестница успеха»)

Отвечают







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!