ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по математике в 6 классе по теме «Решение задач»
Цели урока:
1.Приобщить учащихся к культуре и традициям русского народа;
2. Совершенствовать умение решать задачи и уравнения; 3.Развить вычислительные навыки;
4.Через занимательные упражнения повысить интерес детей к математике.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: понимают суть арифметических действий с обыкновенными и десятичными дробями; решают задачи и уравнения изученных видов.
Метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки;
познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; логически рассуждают, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и четко выражают свои мысли, при необходимости задают вопросы уточняющего характера; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Тип урока: урок коррекции и обобщения знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, монитор, экран, учебник, тетрадь, ручка, дневник, распечатанные листы с заданиями к уроку на 4 парты, 4 жёлтых блина из цветной бумаги для номера победителя задания: «Кто больше блинов съест?» и оценок за самостоятельную работу, 4 анкеты для проведения рефлексии.
Форма урока: компьютерная презентация.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы: - создание на уроке занимательности, удивления;
- создание ситуации успеха;
- оперативный контроль над выполнением требований.
План урока:
Организационный момент (1 мин).
Актуализация знаний. Устная работа (5 мин)
Повторение опорных знаний (6 мин).
Закрепление материала. Работа в парах (6 мин).
Практическая работа 6 мин.
Самостоятельная работа (6 мин).
Решение задач и примеров (10 мин).
Подведение итогов урока. Рефлексия (3 мин).
Постановка домашнего задания (2 мин).
Ход урока.
Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
«Будет интересно!»
Девизом нашего урока будут такие слова: «Думать - коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! И всё будет у нас – замечательно!»
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: «Смешанные числа».
Постановка темы и цели урока. Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях.
2. Актуализация знаний. Устная работа.
- Сегодня у нас урок необычный - урок праздник. А что за праздник мы сегодня справляем, вы узнаете, когда выполните тест
Поменялись тетрадями. Если все задания выполнены верно, то получиться название праздника масленица.
«5» - получено всё слово
«4»- 7-8 правильных ответов
«3» - 5-6 правильных ответов
Менее 5 верных ответов – с работой не справился
У вас будет возможность получить ещё оценки на уроке - за решение задач и уравнений.
МАСЛЕНИЦА.
- А что вы знаете о Масленице?
Масленица – самый весёлый шумный народный праздник в честь проводов зимы и встречи весны. На Масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, катания на тройках, сытные застолья.
ЗАДАЧА 1.
СКОЛЬКО ДНЕЙ ДЛИТСЯ МАСЛЕНИЦА?
Фрекен Бок испекла | 30 блинов. | Карлсон | утащил |
30% всех блинов. | Сколько | блинов | утащил |
Карлсон?
Ответ:
9 блинов - 7 дней
90 блинов – 5 дней
60% блинов – 10 дней
- А что является главным угощением на Масленицу?
Блин – это символ солнца, круглый горячий он сулит радость и веселье, вот-вот растает снег и наступят тёплые весенние деньки.
- Сколько длится Масленица? (Длится она неделю.)
Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названии дней масленицы.
Каждый день Масленицы имеет свое название и назначение.
3. Повторение опорных знаний.
Понедельник — встреча.
Понедельник - В этот день
Масляну встретить нам не лень.
День так и зовётся «встреча»
Целый день с утра по вечер.
ЗАДАЧА 2.
ЧЕМ ЗНАМЕНИТ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ?
Гуляли 60 детей. из них катались на лыжах, а остальные – на коньках. Сколько человек катались
на коньках?
Ответ:
40 – катались с гор
20 – на коньках
30 – проводили кулачные бои
В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело в старую женскую одежду, насаживают это чучело на шест и с пением возят на санях по деревне. Ставят Масленицу на снежную гору и катаются с неё на санях. Начинают печь блины. (Слайд 4)
Кто знает как назывался второй день масленицы?
Какие математические действия мы ещё умеем выполнять с десятичными дробями?
4. Закрепление материала. Работа в парах.
Кто знает, как называется вторник на масленой неделе?
Сейчас запишем и решим примеры, которые помогут нам это узнать.
( работа в парах)
Приложение 1
7,4 + 3,2 | Г | 10,6 |
18,6 + 4,2 | З | 22,8 |
5,9 + 0,3 | Ы | 6,2 |
4,2 + 2,06 | А | 6,26 |
7,5 – 0,7 | Ш | 6,8 |
9,5 – 4,3 | Р | 5,2 |
3 – 0,4 | Е | 2,6 |
50,2 – 20,2 | И | 30 |
Заполни таблицу и узнай название второго дня масляной недели.
22,8 | 6,26 | 30 | 10,6 | 5,2 | 6,2 | 6,8 | 30 |
З | А | И | Г | Р | Ы | Ш | И |
Вторник назывался «ЗАИГРЫШИ».
5.Работа по карточке.
Вторник — заигрыши.
Заиграем мы во вторник.
Заиграем пред постом.
Покажись ты нам, Маслёна,
Щаньгой, блинцем, пирогом.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Х – 2,9 = 3,93 Х= 3,93 + 2,9 Х=6,83 Ответ: 6,83 | У + 3,54 = 8,2 У = 8,2 – 3,54 У = 4,66 Ответ: 4,66 | 6,7 – Х = 2,8 Х = 6,7 – 2,8 Х = 3,9 Ответ: 3,9 |
Наименьший корень из уравнений показывает, что делали в среду.
Зятья ходили к теще | 3,9 |
Теща приходила к зятю | 4,66 |
В гости к свекрови | 6,83 |
6.Самостоятельная работа.
Среда - «лакомка».
Среда лакомкой слывёт:
Наготовит, напечёт!
Масленицу ублажает,
Всех гостей за стол сажает.
С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали: «Блин не клин, брюха не расколет». В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
- Кто же такие зятья? (Зять - муж дочери)
Матерям нескольких замужних дочерей приходилось потрудиться у печи (тем более, что в гости частенько звали не только зятьев, но и других родственников, чтоб не скучно было).
1) - Давайте узнаем, кто из 8 участников конкурса «Кто больше блинов съест?» одержит победу. Для этого надо найти значения выражений и выбрать среди ответов наибольший результат. Вы работаете парой. Посовещавшись, показываете мне блин с номером победителя.
Ответ: №6.
7. Физкультминутка «Стали мы учениками».
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Ушки моет, спинку трёт.
Он выходит на площадку,
Быстро делает зарядку.
1,2 – выше голова,
3,4 – руки шире,
5,6 – тихо сесть,
7,8 – лень отбросим,
9,10 – тишина в классе каждому нужна!
8. Решение задач и уравнений.
Четверг — «Широкая масленица».
Разгуляй – четверг пришёл,
С утречка на стол.
Масленица накрыл – блиноеда
Всех накормит до обеда.
(Слайд 20)
-Чем знаменит четверг? Решим более сложное уравнение и узнаем это.
(х + 3,5) – 4,8 = 2,4
х + 3,5 = 2,4 + 4,8
х + 3,5 = 7,2
х = 7,2 – 3,5
х = 3,7
Ответ: 3,7
Проверь ответ и узнаешь название четверга.
3,2 | Масляный разгул |
3,7 | Широкий разгул |
10,7 | Кулачный бой |
Четверг - «ШИРОКИЙ РАЗГУЛ».
Четверг - самый весёлый день. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, лазание по столбу. Одним словом — разгар гуляний. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. К этому дню люди долго готовятся, чтобы праздник был весёлым и памятным.
Задача 2. В один из зимних дней Коля
часа катался на лыжах, а на коньках на
часа меньше. Сколько всего времени он катался на лыжах и коньках? Ответ выразите в минутах. Решение.
I способ. 1) (ч.)-катался на коньках. 2) (ч.) 3) | II способ. 1) 2) 3) 77+(77-32)= 122мин. |
Ответ: 122 минуты.
После четверга наступала пятница день, который носит название «ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ». Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
9. Практическая работа.
Пятница — тёщины вечерки.
Хотя тёщины блинки вкусны да сладки,
Но тёщ угощают на Маслену зятьки.
Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
1) Решение задачи практической направленности
Для того чтобы испечь блины для тёщи, зять купил в магазине:
* бутылку молока массой 0,7 кг,
* 1,5 кг муки,
* 0,75 кг сахара.
Все покупки он сложил в пакет, рассчитанный на 3 кг. Выдержит ли пакет?
Решение:
1) 0,7+1,5+0,75=2,95(кг) – вес всех продуктов,
2) 2,95кг ˂ 3кг, т.е. выдержит пакет.
Ответ: да.
А на следующий день, в субботу, молодая невестка принимала у себя родных мужа, и дарила золовкам (сестрам мужа) подарки.
Задача 6.
Как называлась суббота?
Муж и жена брали деньги из одного сундука и ничего не осталось. Муж взял всех денег, а жена остальные 690 рублей. Сколько денег было в сундуке?
Ответ:
207 руб. – заловкин день
2300 руб. – заловкины посиделки
2930 руб. – заловкины подарки
Суббота — «ЗОЛОВКИНЫ ПОСЕДЕЛКИ».
Суббота — золовкины посиделки.
Широкая масленица
Невестам помогает,
Золовок собирает,
Блиночками угощает,
Подарками одаривает.
Золовка - это сестра мужа.
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Последний день масленичной недели назывался "прощёным воскресеньем" или проводами.
Воскресенье – проводины,
А ещё прощенье всех!
Мы прощения попросим,
Поцелуем напослед.
Последний день Масленицы – «ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ » или проводы.
В этот день люди очищались духовно, просили обоюдно друг у друга прощение за обиды. А потом вновь наступало веселье - проводы масленицы.
Ну, а чем ещё знаменит этот день, вы узнаете, когда решите задачу.
Задача 3. Приехали на выходные к бабушке Маше внуки, и напекла бабушка блинов. Толя съел
часть блинов, Ваня
части блинов. Сколько блинов досталось Саше, если для внуков бабушка испекла 28 блинов?
Найти несколько способов решения задачи.
I способ.
28׃7·1= 4(б.)- съел Толя,
28׃7·4= 16(б.)- съел Ваня,
16+4= 20(б.)- съели вместе Толя и Ваня,
28-20=8(б)
Ответ: 8 блинов съел Саша.
II способ.
1)
(ч)- съели вместе Толя и Ваня,
2) 28׃7·5= 20(б.)- съели вместе Толя и Ваня,
3) 28-20=8(б)
Ответ: 8 блинов съел Саша.
III способ.
1)
(ч)- съели вместе Толя и Ваня,
2)
(ч.)- съел Саша.
3) 28׃7·2= 8(б.)
Ответ: 8 блинов съел Саша.
Найдя ответ в таблице, вы узнаете, чем ещё знаменит этот день.
12 | Строили горки |
6 | Катались с горок |
8 | Сжигали чучело |
В этот день сжигают соломенное чучело — символ зимы. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомые слова: «Бог простит». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лёд растопить, холод уничтожить. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права.
- Итак, наше знакомство с русским народным праздником «Масленицей» подошло к концу. Давайте подведём итоги.
- Понравился ли вам русский народный праздник «Масленица» в математической обработке?
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
- Повторить, систематизировать, закрепить и применить свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
- Как вы считаете, справились мы с этой целью?
- Справились.
- Давайте посмотрим, как каждый поработал на уроке?
Выставление оценок.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
11. Постановка домашнего задания.
- Тот, кто любит учиться и заниматься творчеством, никогда не останавливается на достигнутом результате! Они двигаются всегда вперёд! И ставят новые цели. Для вас новая задача: придумайте задание с зашифрованными словами на сложение и вычитание десятичных дробей, но чтобы оно было интересным и познавательным. Оформите на альбомном листе задание. Это будет ваш очередной проект по математике. Если возникнут затруднения, обсудите их вместе.
- Прощай, Масленица!
- Всем спасибо за урок!
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Задачи урока | Назва- ние использу-емых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин) | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | Организацион- ный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Слайды 1 - 3 | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; подготовка учащихся к деятельности на уроке; выделение целей и задач урока. | Учащиеся слушают учителя и смотрят по мере необходимости на экран, отвечают на поставленные вопросы учителя, в тетрадях делают записи. | 1 | -общеучебные: 1.смысловое чтение, -универсальные логические действия: 1.подведение под понятие. | 1.целеполагание, 2.составление плана и после-довательности деятельности. | 1.планирование сотрудничества учителя и учеников, 2.умение слушать | 1.самоопределение, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом, 3.готовность к жизненному и личностному самоопределению |
2,3 | Актуализация знаний. Устная работа. Повторение опорных знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий, развитие логического мышления; обеспечение восприятия, осмысления, обобщение изученного материала, применяя новые информационные технологии | Слайды 4 - 12 | Учитель с помощью устных заданий со слайдов организует фронтальную работу с классом. Учитель читает задания со слайдов и объясняет, как их выполнять. | Учащиеся слушают учителя. Продумывают ответ, поднимают руки. Озвучивает ответ с полным объяснением один из учеников, другие слушают ответ этого ученика. По мере необходимости корректируют ответ выступающего. | 11 | -общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач. -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.построение логической цепи рассуждений | 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.контроль, 4.коррекция, 5.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий | 1.постановка вопросов в коллективе, 2.умение слушать и вступать в диалог, 3.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.владение монологической формой речи | 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению, 2. знания моральных норм умения выделить нравственный аспект поведения |
4. | Закрепление материала. Работа в парах по карточке | Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии и организуя работу в парах учащихся. | Слайды 13 - 15 | Учитель нацеливает учащихся на групповую форму работы. Объясняет выполнение заданий с карточки на слайде 15. | Учащиеся организуют работу в паре. Выполняют задания в тетрадях. Отгадав номер, дети поднимают руку, называют его. Видят на экране последовательно появляющиеся ответы. | 6 | -общеучебные: 1.поиск и выде-ление необходи-мой информации, 2.умение струк-турировать зна-ния, строить вы-сказывания в устной и пись-менной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, 4.смысловое чтение, -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.установление причинно-следственных связей | 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий | 1.умение слушать и вступать в диалог, 2.планирование сотрудничества, 3.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.умение участвовать в коллективном обсуждении | 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению |
5. | Физзарядка | Здоровьесбережение | Слайды 16 - 18 | Учитель в стихотвор-ной форме сообщает ученикам команды действий физзарядки. | Учащиеся выполняют движения, слушая команды учителя. | 1 | | | | 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению |
6. | Самостоятельная работа | Проверить навык сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей при нахождении значений выражений. | Слайды 19-23 | Учитель организует проведение самостоятельной работы. | Учащиеся слушают объяснения учителя по выполнению заданий самостоятельной работы. Выполняют задания в тетради самостоятельно в течение отведённого времени. | 6 | -общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в письменной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, 4.смысловое чтение, -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.установление причинно-следственных связей | 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий | 1.умение слушать | 1.самоопределение, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом |
7. | Решение задач | Обобщение изученного материала, развитие познавательного интереса к математике, применяя новые информационные технологии | Слайды 24 - 30 | Учитель сообщает учащимся, что они будут решать задачу практической направленности и находить значения выражений со слайдов, отгадывая зашифрованное слово. Для тех, кто видит плохо, тексты задач напечатаны на отдельном листочке. Учитель читает текст задачи со слайда, вызывает одного ученика к доске для её решения, а остальных просит решать в тетради самостоятельно. Тех учащихся, кто затрудняется в решении, учитель просит решать вместе с отвечающим учеником у доски. Оценивает учащихся, которые решали задачи у доски и самостоятельно. | Учащиеся решают задачи в тетрадях. Поочерёдно 4 учащихся работают у доски с полным объяснением решения. | 10 | -общеучебные: 1.поиск и выделение необходимой информации, 2.умение структурировать знания, строить высказывания в устной и письменной форме, 3.выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, -универсальные логические действия: 1.синтез, 2.анализ, 3.установление причинно-следственных связей | 1.составление плана и последовательности деятельности, 2.целеполагание, 3.коррекция, 4.волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии, преодоление препятствий, 5.оценка | 1.умение слушать, 2.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.владение монологической формой речи | 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению, 2.установление связи между целью учебной деятельности и мотивом |
8. | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Оценить результат своей деятельности и всего класса. | Слайды 31 - 33 | Учитель задаёт учащимся вопросы; оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся; организует рефлексию. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, обдумывают своё отношение к уроку, выбирают соответствующий ответ в анкете. | 3 | -общеучебные: 1.умение структурировать знания, строить высказывания в устной форме, 3.рефлексия, 4.умение адекватно сжато передавать формулировать мысли, -универсальные логические действия: 1.анализ | 1.целеполагание, 2. оценка | 1.умение слушать, 2.умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, 4.владение монологической формой речи, 5.умение участвовать в коллективном обсуждении | 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению 2.нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных и нравственно-этических ценностей |
9. | Постановка домашнего задания. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д/з. | Слайд 34 | Учитель просит учащихся открыть дневники и записать д/з; даёт рекомендации по его выполнению. | Учащиеся записы-вают домашнее задание в дневники; слушают комментарии учителя. Учащиеся сдают анкеты и тетради на стол учителя для проверки самостоятельной работы при выходе из кабинета. | 2 | | 1.целеполагание | 1.умение слушать | 1.готовность к жизненному и личностному самоопределению |