СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по истории «Религия древних египтян»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по обществознанию

Тема урока: Человек и его деятельность

Цели урока:

Образовательные:

•Сформировать знания о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях.

•Изучить структуру деятельности

•Рассмотреть виды деятельности.

Развивающие:

•Работать над развитием устной речи;

•Развивать навыки работы с  текстом учебника и дополнительным материалом, умение выделять главное, делать выводы.

Воспитательные:

•Формирование интереса к обществознанию;

•Сформировать у детей уважение к труду.

•Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

План-конспект урока по обществознанию

Тема урока: Человек и его деятельность

Цели урока:

Образовательные:

•Сформировать знания о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях.

•Изучить структуру деятельности

•Рассмотреть виды деятельности.

Развивающие:

•Работать над развитием устной речи;

•Развивать навыки работы с  текстом учебника и дополнительным материалом, умение выделять главное, делать выводы.

Воспитательные:

•Формирование интереса к обществознанию;

•Сформировать у детей уважение к труду.

•Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по истории «Религия древних египтян»»

План-конспект урока по обществознанию

Тема урока: Человек и его деятельность

Цели урока:

Образовательные:

•Сформировать знания о деятельности как о типе поведения, свойственном только человеку, и его отличительных особенностях.

•Изучить структуру деятельности

•Рассмотреть виды деятельности.

Развивающие:

•Работать над развитием устной речи;

•Развивать навыки работы с текстом учебника и дополнительным материалом, умение выделять главное, делать выводы.

Воспитательные:

•Формирование интереса к обществознанию;

•Сформировать у детей уважение к труду.

•Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Формируемые УУД

Предметные:

1.Формируется представление о деятельности человека.

2.Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат, мотив).

3.Понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека;

4.Устанавливать причинно-следственные связи;

5.Формирование умения работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы;

6.Уметь высказывать собственное мнение и суждения.

Метапредметные:

1.Познавательные:

•Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;

•Анализировать вопросы, формулировать ответы.

•Осуществлять поиск дополнительной информации;

•Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;

•Давать определения понятиям.

2.Коммуникативные;

•Участвуют в коллективном обсуждении проблем;

•Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;

•Формулируют точку зрения.

3.Регулятивные:

•Принимают и сохраняют учебную задачу;

•Учатся составлять план последовательности действий

Личностные:

1.Сравнивать разные точки зрения;

2.Оценивать собственную учебную деятельность;

3.Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование:

•Учебник: Боголюбов Л.Н. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2016г

•Презентация: «Человек и его деятельность»

•Компьютер

•Проектор

Образовательные ресурсы: раздаточный материал (практические, групповые и индивидуальные задания), онлайн тестирование с сайта Интернет уроки: http://interneturok.ru и http://onlinetestpad.com/ru-ru/user/2837/page/357, модули OMS для закрепления материала в тестовой форме Федерального центра информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru.

Ход урока:

Этапы
урок

Обучающие
и развивающие компоненты,зада-ния и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы
организации взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

I.Организа-ционный;

мотивация

к учебной деятельности


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1.Приветствие учащихся.

2.Отметка отсутствующих.

3.Проверка готовности к уроку.

Однажды, английский философ Френсис Бекон сказал «Ничто так не содействует успеху нашей деятельности‚ как крепкое здоровье; наоборот‚ слабое здоровье слишком мешает ей»

- Как вы понимаете ее смысл?

Записывают в тетрадь число.












(Только здоровый человек может трудиться, как физически, так и умственно)

Фронтальная

работа

Личностные:

Проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой


Фронталь-ное обсужде-ние

II. Акту-ализация знаний

















Беседа по высказываниям






































Выполнение практических заданий

Организует формулировку темы и постановку цели и задач урока учащимися.

А прежде чем определить тему нашего урока, послушаем некоторые высказывания и попытаемся определить из них ключевое слово:

«Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость»

Луций Апулей

«В любом роде деятельности, если она ничем не ограничена, мы в конце концов терпим крах.»

Иоганн Вольфганг фон Гете

«Назначение человека- в разумной деятельности.» Аристотель

«Когда мы перестаём делать – мы перестаем жить» Шоу Б.

«Главный элемент реальности – труд, и самый верный признак реальности- деятельность» Чернышевский Н.Г.

Предлагает определить ключевое слово из высказываний.

Теперь определите тему нашего урока.

А теперь посмотрим на проблемные вопросы, на которые дадим ответ в конце урока:

1.Насколько справедливы слова: Смотри дерево в плодах, а человека в делах. 2.Всегда ли деятельность – благо?

А сейчас послушаем маленькую Притчу:

«В русских народных сказках часто присутствует главный персонаж Емеля, который лежит на печи, то песни поет, то «баклуши бьет».

- А что бы было, если Емеля так и ничего и не делал?»

- О чем эта притча?

Таким образом, сегодня на уроке, мы определим: «Что такое деятельность человека? Какое значение в жизни человека имеет его деятельность?»



















Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цель и задачи урока и самостоятельно их формулируют




Учащиеся выбирают ключевое слово – деятельность

Записывают в тетрадь тему урока: «Человек и его деятельность»


Ответы ребят:

Тогда и сказки то бы и не было.

И не о чем было бы говорить.

(Отвечают на вопрос, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.)








Обозначение проблемы урока «Что такое деятельность человека? Какое значение в жизни человека имеет его деятельность?»

Фронтальная работа

















































Познавательные:

осуществляют поиск нужной информации. Обозначают проблему урока. Регулятивные: самостоятельно формулируют проблему урока после предварительного обсуждения

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Устные ответы




























Устные ответы
















Устные ответы

III. Изучение нового материала















Работа с понятиями

Все что нас окружает и есть результаты труда человека.  Но чаще принято говорить результаты деятельности человека.

Посмотрите по сторонам. Нас окружают различные предметы, вещи.

- Кто создал все эти вещи?

Совершенно верно. Человек создает все, чего нет в природе. В течение всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой - либо деятельностью. А все, что сделано человеком, является результатом его деятельности.

Прочитайте название пункта (стр. 26) «Птицу узнают по полету, а человека по работе»

- Как понимаете смысл этой пословицы?

Посмотрите на слайды (активность животных)

- Чем отличается деятельность человека от активности животного?

Именно трудовая деятельность отличает человека от животного!

Давайте поближе познакомимся с этим новым понятием.

Подберите к слову “деятельность” синонимы. Затем мы попробуем дать определение слову “Деятельность

Записав все предложенные слова, предлагает ученикам ответить на вопрос “Что же такое деятельность?”

Давайте проверим по словарю, правильно ли мы понимаем значение этого слова.


Ученики открывают словарь (учебник стр. 108) читают и записывают в тетрадь определение слова деятельность.






Люди все разные. Одни, как сказочный персонаж, Иванушка, лежат и не любят трудиться, другие, наоборот, не мыслят своей жизни без работы. Алексей Мересьев стал для всех образцом мужества и стойкости. Давайте посмотрим видео: Алексей Мересьев «Повесть о настоящем человеке»

Прототипом литературного героя стал реальный человек Алексей Маресьев.

- Почему Алексея Мересьева назвали настоящим человеком?

- Можно ли сказать, что своими делами он изменил себя и свою судьбу.

Итак, деятельность – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Благодаря деятельности человек изменяет и преобразовывает окружающий его мира и самого себя.

Человек. Люди

















Высказывают свои варианты.

(Человека можно узнать хорошо в том, как он работает, относится к делу)









деятельность




Ученики называют синонимы (труд, действия, дела…)

Предлагают свои варианты ответов – деятельность это труд, деятельность это умение что-то делать, это осознанный труд, занятие, присущее только людям.

Деятельность – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.


Смотрят видео.

Отвечают на вопросы к документу.

(Все, что произошло А. Мересьевым - госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно - врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо - это подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества).

Фронтальная работа



























Индивидуаль-ная работа























Фронтальная работа


Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

Устные ответы, запись в тетрадь

























Записи в тетради























Устные ответы


















Работа со схемой «Структура деятельности»

Прочитайте название пункта (стр. 27) «Пчела мала, да и та работает»

-Как вы понимаете смысл пословицы?


-Занимаются ли животные трудовой деятельностью?



-Что лежит в основе их поступков?

-Чем их поведение отличается от трудовой деятельности че­ловека?

Мы с вами выяснили, что человек создает своим трудом все, чего нет в природе, и если у

него что-то не получается, то он будет думать, мыслить, пробовать несколько раз, пока это у него получится.

А сейчас мы поработаем в группах и попытаемся заполнить нашу схему о структуре деятельности.

Что бы заполнить первый кубик схемы, прочитаете, ребята, рассказ (Приложение 1) и ответьте на поставленные там вопросы:

- Что заставило играть в карты Гришу и Аню?

- Что заставило играть в лото Соню и Алешу?

- Итак, чтобы начать любую деятельность человеку понадобится что?

Да, т.е. 1. Мотив.

2. Давайте вспомним отрывок из сказки Л.Кэролла «Алиса в стране чудес». Эпизод встречи Алисы и Чеширского кота.

Алиса спрашивает Чеширского кота:

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

- Мне всё равно… - сказала Алиса.

- Тогда всё равно, куда и иди, - заметил Кот.

- Была у Алисы цель?

- Куда Алиса придет?

Итак, как вы думаете, какой же здесь присутствует элемент структуры деятельности?

Практически всегда деятельность человека имеет некую ….

3. На следующем этапе выбираются то, чем именно будет, осуществляется сама деятельность, т.е. средства деятельности.






4. Четвертый этап собственно сам процесс деятельности




5. Ну и завершающий этап - результат деятельности.

Дадим определение каждому элементу деятельности.


Результат деятельности  может быть разным: Каким?

Учитель обобщает высказывания:

Результат учебы - знания

Результат труда - товар

Результат научной деятельности - идеи, изобретения

Давайте мы приведем с вами примеры средств достижения цели, характерные в процессе учебы. Итак, ваша цель 5 по какому-то школьному предмету. - Какие средства вы будете использовать?

Вывод: Вот мы с вами и познакомились с сущностью деятельности человека. Давайте сформулируем ее отличительные черты.

Отвечают на вопросы.

(Каждый человек должен трудиться, не зависимо, какой он: маленький или большой, богатый или бедный).

(Да, например, у муравьев и пчел есть "деление на обязанности" - матка, солдаты, те, кто носит еду)

(Инстинкты)


(Неосознанно, без цели)









Работа в группах.

Отвечают на вопросы и заполняют схему.









У всех, у них был разный повод.


Проверяют результаты,

делают выводы:

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.












Цель – это определенный результат, на достижение которого направлено действие человека.


Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.

Описывают процесс деятельности

Процесс труда –собственно сам процесс, посредством которого человеческим трудом создаются продукты для удовлетворения человеческих потребностей.

Результат – это конечный итог.           



Ребята самостоятельно приводят примеры по готовой схеме











Учащиеся сами формулируют вывод.

(Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)

Фронтальная работа




















Групповая работа

























































Фронтальная работа


Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.


Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради


Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

Устные ответы




















Записи в тетради
























































Устные ответы






Виды деятельности























Творческое задание

Человеческая деятельность разнообразна.

Все, что мы видим вокруг нас – плод деятельности человека. Не будет деятельности, не будет у человека ничего. И именно об этом рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Автор помещает на необитаемый остров двух чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они обнаруживают, что «человеческая пища в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет… Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить…»

- О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?

А сейчас, я предлагаю вам просмотреть видео о видах деятельности человека, после чего вы самостоятельно заполните предложенную вам таблицу.

- Какие бывают виды деятельности?

Проверка выполненного задания.

Дадим характеристику каждому виду деятельности.

Игра - особый вид деятельности, целью которого является не производство какого-либо материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Труд - это деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.


- Ребята, выскажите свое мнение, что же такое труд, трудолюбие и какие качества присущи трудолюбивому человеку?



- А давайте теперь вспомним пословицы о труде:























Отвечают на вопросы. (труд)


Самостоятельная, индивидуальная работа с дополнительным материалом.

Заполняют таблицу.

Смотрят презентацию, проверяют выполненное задание.















Высказывают свои варианты.

Трудолюбие – положительное качество человека, отличающегося любовью к труду, усердием в работе.

Больше дела – меньше слов.

Всякая работа мастера хвалит.

Глазам страшно, а руки сделают.

Баловством хлеба не добудешь.

Без труда нет плода.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Фронтальная работа






















Индивидуаль-ная работа.

Выполняют задания






















Фронтальная работа



Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач.


Устные ответы, запись в тетрадь


IV.Закреп-ление изученного материала.



Закрепление полученных знаний
на уроке

Изучив материалы рубрик «Путешествие в прошлое» на с. 29 и «Картинная галерея» на с. 30 учебника, от­ветьте на проблемные вопросы:

- Насколько справедливы слова: Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

- Всегда ли деятельность — это благо?

Отвечая на данный вопрос, вспомните уже известный вам пример «деятельности» Герострата.

-Выполнение тестов (модуль)

-Индивидуальные тесты.













Отвечают на вопросы.



Выполняют задания, тесты

Фронтальная работа.













Индивидуаль-ная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его при решении поставленных задач.

Регулятивные:

планируют свое действие в соответ­ствии с поставлен­ной задачей и условиями ее реализации, вносят необходи­мые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные:

анализируют полученные результаты.

Устные ответы.













Результаты тестов.

V. Итоги урока. Рефлексия





Оценивают результаты своей деятельности на уроке.

В завершение изучения темы: “Человек и его деятельность”, попытаемся, ответим на вопрос, поставленный в начале урока: «Что такое деятельность человека, какое значение в жизни человека имеет его деятельность?»






-Предлагает заполнить листок с экспресс-опросом.





-Оценивает деятельность отдельных учащихся

-Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке

Деятельность - особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. В процессе деятельности человек изменяет, преобразует окружающий мир. В процессе деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.

Заполняют листок рефлексии

Когда у меня есть свободное время, я ….

Чтобы чувствовать себя полезным человеком, я готов ….

Если у меня что-то не получается, я …

Для того чтобы достичь успеха в учебе, мне нужно ….

Фронтальная работа











Индивидуаль-ная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека, оценивают сою деятельность и полученный результат

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценива-ние учащихся за работу на уроке

VI. Домашнее задание


запись д/з

Ознакомиться с текстом §3, с. 26-31.

Стр.31. «В классе и дома». Выполнить задания 1-3.

Открывают дневники, записывают Д/З

Фронтальная работа

Регулятивные: прогнозируют результаты выполнения домашнего задания



Приложение 1



Папы, мамы и тети Нади нет дома... В ожидании возвращения Гри­ша, Аня, Соня и кухаркин сын Алеша сидят в столовой за обеденным столом и играют в карты. Играют дети на деньги. Ставка — копейка...

Играют с азартом. Самый большой азарт написан лице у Гриши... Играет он исключительно из-за денег. Не будь копеек на блюдечке, он давно бы уже спал... Страх, что он может не выиграть, зависть и финан­совые соображения наполняют его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться...

Сестра его Аня, девочка лет восьми... тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл... Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия.

Другая сестра — Соня... играет в лото ради процесса игры... Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши.

Алеша... У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том спасибо. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого...

Пятый партнер Андрей... к выигрышу и к чужим успехам относит­ся безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее не­сложную философию: сколько на этом свете разных цифр и как это они не перепутываются!

Приложение 2



Тест «Человек и его деятельность»


1. На достижение чего направлена деятельность?

А) действия Б) игры В) инстинкта Г) цели


2. Что является итогом деятельности человека?

А) действие Б) результат В) потребность Г) цель


3. Общей чертой, характеризующей человека и животных, является:

А) сознание Б) инстинкт В) мышление Г) речь


4. Вид деятельности, строящийся на соблюдении правил и

отличающийся занимательностью:

А) учёба Б) общение В) игра Г) труд


5. Какой этап деятельности даёт ей оценку?

А) действие Б) результат В) инстинкт Г) цель


6. Что отличает деятельность человека от поведения животных?

А) забота о потомстве Б) подчинение инстинктам

В) осознанность действий Г) достижение результата


7. Верно ли, что:
а) и человек, и животные строят для себя жилища;
б) действиями животных руководит инстинкт?

А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны


8. Верны ли суждения о деятельности:
а) деятельность человека основана только на инстинктах;
б) труд является деятельностью, не имеющей результата?

А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны


9. Верны ли суждения о деятельности:
а) цель определяет действия человека;
б) человек занимается разнообразной деятельностью?

А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны


10. Верны ли суждения о личности:
а) личность проявляется и формируется в действиях;
б) учение способствует развитию личности?

А) верно только а) Б) верно только б)

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверн



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!