План-конспект урока: «Жизнь ратными подвигами полна»
Ход урока
1.Организационный момент.
Откройте тетради и запишите число,тему урока.
2.Актуализация знаний.
Вряд ли найдется на земле человек, который не слышал бы пение колоколов.
А вы раньше слышали колокольный звон? Где и при каких обстоятельствах?
Ответы учащихся.
Мы с вами все разные: и по возрасту, и по культуре, и по вероисповеданию, и даже по гражданству. Но сейчас мы находимся в Российской федерации. Для кого из вас это Родина, кто-то оказался здесь по воле случая. И тем не менее, все мы должны знать о традициях и культуре российского народа, о подвигах её сыновей и дочерей, её историю…
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники – благовесты , и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Звоном колоколов провожали и встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.
А героями наша земля была издавна богата. Обращаю ваше внимание на экран:
Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Как вы думаете, что объединяет всех этих людей и чем они прославились?
Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»?
Какова цель нашего урока?
Да, сегодня я постараюсь для каждого из вас открыть что-то новое, а вы узнать что-то новое для себя, о ратных подвигах и воинах-защитниках.
Обратимся к толковому словарю и словарю синонимов. Найдите значение слов «подвиг», «рать», «ратный» и подберите синонимы к этим словам:
(работают со словарями-записываем в тетрадь)
В разные исторические периоды Россия подвергалась нападениям врагов. В эти трудные времена Россия рождала множество героев, память о которых народ хранит веками.
- Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?
В тетрадь запишите :Герой- это….
Проблемный вопрос:
Мы вспомнили исторических личностей, чьи ратные подвиги прославили их на века.
- Мы с вами и говорили, что и в наше время место ратным подвигам ЕСТЬ!
Давайте снова вернемся на сотни лет назад, к истории России. Много героев взрастила святая русская земля. На примере жизни святого князя Дмитрия Донского я предлагаю вам расширить знания о ратном подвиге. Когда воины шли воевать с врагом за правое дело, их на Руси всегда благословляли перед походом или битвой.
- Обратимся к значению слова «благословляли». Как вы понимаете его значение? (ответы учащихся в тетрадь).
- А теперь найдите это слово в толковых словарях, зачитайте его значение. Теперь вы понимаете, какую роль играло СЛОВО!
- Вспомните, у кого Дмитрий Донской попросил благословение на битву с ордынскими войсками?
-Подтвердите своими суждениями следующие мысли: «В борьбе за свободу своей Отчизны Дмитрия Донского укрепляла вера в Бога».(в тетрадь)
6. Проверка усвоения материала.
- О каких нравственных качествах человека мы говорили сегодня на уроке?
- Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования?
- Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?
- Что поддерживало людей в трудное для их страны время?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Много сложено пословиц о героизме, ратных подвигах. Предлагаю завершить пословицы народов России
1) Мы войны не хотим, но к войне….
2) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется …..
3) Тучам солнце не закрыть, войне мир не….
4) Враг моего народа — мой …..
5) Смертью героя пал, а Родину не ……
6) Герой — за Родину …..
7) Кто за меч возьмется, тот от меча ……
8) Кто за правду горой, тот настоящий …..
7.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы учащихся.
Был ли полезен для вас урок?
Сумели ли мы доказать, что «жизнь ратными подвигами полна»?
Что бы вам хотелось узнать еще по этой теме?