СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «На воде и в лесу». УМК А.А. Плешакова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоеме; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения на воде, в лесу.

Планируемые результаты: учащиеся запомнят правила поведения во время купания; научатся избегать опасности на воде и в лесу; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: игрушечный телефон, листочки для работы в группах, картинки с изображением животных (лось, заяц, медведь, змея), кроссворд (на доске или на карточках), картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, ядовитых растений; у учащихся — цветные фишки, цветные карандаши, альбомный лист, атлас-определитель «От земли до неба».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «На воде и в лесу». УМК А.А. Плешакова»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. На воде и в лесу. Школа России

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «На воде и в лесу». УМК А.А. Плешакова

Цели: объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоеме; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения на воде, в лесу.

Планируемые результаты: учащиеся запомнят правила поведения во время купания; научатся избегать опасности на воде и в лесу; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: игрушечный телефон, листочки для работы в группах, картинки с изображением животных (лось, заяц, медведь, змея), кроссворд (на доске или на карточках), картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, ядовитых растений; у учащихся — цветные фишки, цветные карандаши, альбомный лист, атлас-определитель «От земли до неба».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Какие правила нужно соблюдать, чтобы предотвратить пожар?

— Какие условные знаки вы нарисовали дома к памятке «Чтобы не было пожара»?

— Как нужно себя вести, если пожар все-таки возник? (После того как учащиеся вспомнят правила поведения во время пожара, они показывают, как вызвать пожарных, используя игрушечный телефон. Можно использовать КИМы (тест 36, с. 52).)

III. Самоопределение к деятельности

Итак, на предыдущем уроке мы говорили о том, какие правила безопасности нужно соблюдать дома, чтобы нам было уютно и удобно жить в своей квартире. Но опасности нас могут подстерегать не только дома.

— А где еще? (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 26 учебника. (На воде и в лесу.)

— Что вы уже можете рассказать по данной теме?

— А что хотели бы узнать?

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, какие задачи нам предлагает выполнить Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Какие правила безопасности надо соблюдать у воды, чтобы не было беды? Вспомните правила поведения во время купания.

(Ученики обсуждают вопрос в группах. Каждая группа записывает на листочке ответ, составляет памятку. Затем заслушиваются выступления групп, учащиеся читают памятку на с. 27.)

— О чем еще мы не сказали?

— Какие правила можно сформулировать по рисункам на с. 27?

(Учащиеся формулируют правила.)

— Почему нельзя купаться в грозу?

— Почему нельзя подплывать близко к судам, яхтам, катерам?

— Где и почему нельзя нырять в воду вниз головой?

— Можно ли купаться при высоких волнах?

— Что надо помнить перед входом в воду?

— Объясните смысл пословиц.

• Не ищи море, и в луже утонешь.

• Случай идет навстречу тому, кто ищет его.

• На Бога надейся, а сам не плошай.

• Погляди, прежде чем прыгнуть.

• На воду без весел не спускайся.

• Плохая шутка до добра не доведет.

• С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.

• Что в воду упало, то пропало.

— Послушайте стихотворение.

Ваня шел купаться с другом

И с большим красивым кругом.

Ваня плавал на кругу —

Друг стоял на берегу.

Думал друг: «А если вдруг

Лопнет круг... Утонет друг.

Подниму-ка лучше лай».

— Далеко не заплывай!

— Не волнуйся, Дружок,

Выхожу на бережок!

М. Бартенев

(Обсуждение стихотворения.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 (с. 18-19).

(Самостоятельное выполнение.)

V. Физкультминутка

Игра «Угадай животное»

(Несколько учеников получают картинки с изображением животного: лося, зайца, медведя, змеи. Они жестами и мимикой показывают свое животное, а остальные ученики по походке, повадкам угадывают его.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Кроссворд «Грибы»

1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их... (опята).

 

2. А это красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор.)

 

3. Серенькие шапки,

Рябенькие ножки,

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовики.)

 

4. Средь молодых сосенок

Растет грибок... (масленок).

 

5. Растут в лесу сестрички,

Рыжие... (лисички).

 

6. Любят в разных шапках быть —

То в желтой, то в зеленоватой.

То в красной или сероватой.

Собирай, не мешкай,

Это... (сыроежки).

 

7. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой

Под коричневою шапкой

С нежной бархатной подкладкой. (Боровик.)

 

8. Ты не трогай этот гриб.

Учти — он очень ядовит!

Смотри не бери его с полянки.

Его называют... (поганка).

— Какое слово получилось в выделенном столбце? (Подосиновик.)

— Почему гриб назвали подосиновиком? (Ответы детей.)

Растет подосиновик не только под осинами, но и под березами и в еловом, и в сосновом лесу. А подосиновиком он называется, наверное, потому, что в сухое лето, когда в березняке или в хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в сырых осинниках всегда найдешь этот красноголовый гриб.

— Среди грибов, которые упоминались в кроссворде, назовите съедобные.

— Какие еще съедобные грибы вы знаете?

— Теперь назовите несъедобные грибы из тех, что встретились в кроссворде.

— Какие еще несъедобные грибы вы знаете?

2. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте задание на с. 28. Обсудите его в парах. Выполните задание, используя цветные фишки.

— Проверьте себя. Найдите ответы на с. 140.

— Как вы думаете, можно ли уничтожать ядовитые грибы? (Ответы детей.)

— Ядовитые грибы тоже нужны, поэтому их нужно беречь. Кто может объяснить, почему?

3. Творческое задание

— Нарисуйте условный знак, который указывал бы на то, что мухомор надо охранять. Объясните, что обозначает этот знак.

4. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте задание на с. 29.

— Выполните задание, пользуясь атласом-определителем.

— Проверьте себя. Найдите ответы на с. 140.

— Прочитайте текст на с. 29.

(После прочтения учащиеся вместе с учителем формулируют правила о том, как нужно вести себя, чтобы не ужалило ядовитое насекомое.)

1. Не приближайся к пчелиным ульям, особенно в жаркие дни. Вблизи них не делай резких движений.

2. Не разоряй осиные гнезда.

3. Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой пошире окно и подожди, пока насекомое улетит.

4. Осы частенько забираются в мед, варенье, ползают по фруктам. Нужно быть осторожным, когда ешь или пьешь, чтобы оса не ужалила в язык или губу.

— Что же делать, если вас все-таки укусило насекомое? (Ответы детей.)

При укусе насекомого надо в первую очередь удалить жало (Так же как и занозу). Ранку надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, на место укуса следует положить что-нибудь холодное, например, носовой платок, смоченный в холодной воде. Если укус насекомого пришелся в губу или веко, надо немедленно обратиться к врачу.

5. Выполнение задания в рабочей тетради

№4 (с. 17).

(Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 29, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили на уроке?

— Какие выводы вы для себя сделали?

(Учитель подводит общий итог.)

Находясь в лесу, не срывайте и не берите в рот незнакомые растения: травы, ягоды и грибы. Если во время привала вы собираетесь подкрепиться, вымойте руки чистой водой с мылом, вытрите их чистым носовым платком.

— Все ли учебные задачи урока мы выполнили? (Ответы детей.)

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 1-3 (с. 15-16), 3 (с. 20).

2. Запомнить правила поведения во время купания.

Дополнительный материал

Ядовитые растения

Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд дафнин. При попадании на кожу он вызывает сильное Раздражение. Особенно опасно, если сок попадет в глаза. Может быть, поэтому люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного и опасного, назвали это растение именно так.

Поздней осенью, там, где красовались сиреневые или розовато-фиолетовые цветы, на кустах появляются ярко-красные ягоды (см. учебник, с. 32). Они также очень ядовиты и называются волчьими ягодами. Не зная этого, люди пробуют их. В результате — сильное отравление.

Вот почему даже в хорошо известных и знакомых лесах надо быть очень осторожным и не пробовать незнакомые ягоды на вкус.

Вороний глаз. Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких длинных листочка, а между ними — круглую черную ягоду. Она напоминает чей-то глаз. Правда, такого сплошь черного глаза вообще не бывает. И у вороны он тоже не такой. Но именно за черноту назвали его вороньим. Ягода эта красивая. Но не берите ее в рот — она ядовита. Будьте осторожны!

Дурман. Растет на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Он содержит едкое ядовитое вещество, делающее его несъедобным. Колючки этого растения действуют механически, нанося раны.

Белена. Встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьется учащенно, появляются сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Это растение не едят животные.

Ландыш. Гуляя по лесу, мы видим темно-зеленые листья ландыша. А вот прекрасных белоснежных цветков-колокольчиков на тонкой цветочной стрелке не видно нигде. Ландыш первый раз цветет в возрасте семи лет, и за всю его долгую жизнь цветки на этом растении появляются всего два-три раза. Их опыляют пчелы и шмели. Плод — круглая оранжево-красная ягода. Все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян являются лекарственными средствами, которые укрепляют и улучшают работу сердца.

Ядовитые грибы

Не все грибы наши друзья. Есть и злейшие враги — ядовитые грибы. И если человек съест их, у него наступает тяжелое отравление, иногда и смерть. Поэтому надо запомнить: во-первых, если вы не знаете, какой гриб перед вами, не берите его! Во-вторых, ядовитые грибы надо знать «в лицо».

Бледная поганка. Один из главных признаков бледной поганки — чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у бледной поганки белый или зеленоватый, желтый или оливковый.

Мухомор. Это очень красивый гриб. Он высоко над землей поднимает свою красную шляпку на белой ножке. В старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха или другое насекомое прикоснется к этой воде, она погибает. Наверное, поэтому и назвали этот гриб мухомором (мухомор). Исследования ученых подтвердили, что в мухоморе содержится яд, опасный для насекомых. Но, к сожалению, не только для насекомых.

Мухомор, как и бледная поганка, появляется из земли в чехле (см. рисунок в учебнике, с. 32), поэтому и у мухоморов одна из отличительных черт — остатки пленки на нижней части ножки. Хотя спутать этот гриб с каким-нибудь другим, наверное, просто невозможно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!