СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План -конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОПК)" Защита Отечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстовый документ плана-конспекта урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) "Защита Отечества" к презентации опубликованной ранее.

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока по ОРКСЭ (модуль ОПК)" Защита Отечества"»

Шестакова Наталья Геннадьевна

Предмет: ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры» А. Кураев.

Класс: 4.

Тема урока №28 «Защита Отечества». 1час

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование христианского взгляда на войну, на которую христианский воин – защитник идет во имя защиты добра, милосердия и справедливости.

Задачи:

1)познавательные:

- рассмотреть на основе анализа поступков исторических личностей понятия долг, справедливость, милосердие и сформировать своё отношение к этим понятиям.

–  познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу.

2) развивающие:

- развивать умения и навыки работы с различными информационными источниками, коммуникативные навыки.

- усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.

3) воспитывающие:

-воспитание патриотического чувства к своему Отечеству, уважения к историческим личностям, которые способствовали его становлению; -создание условий для воспитания у учащихся уважения к мнению других, осознание того что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Родину и семью.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, становление гуманистических и демократических ценностей.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать свои версии, выстраивать решение выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умение работать в нестандартной ситуации, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать знание, понимание и принятие таких ценностей, как Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России.

Используемая технология: технология деятельностного подхода, смыслового чтения, критического мышления

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, дифференцированная работа.





Ресурсы:

Для учителя и учащихся: А.В. Кураев, учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.,учебник Основы православной культуры, Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, Новосибирск, 2012., презентация, выполненная на интерактивной доске. Для учащихся: конверты с заданиями, иллюстрациями, клей, ножницы, листы А3.

Ожидаемые результаты.

В результате занятия учащиеся смогут:

-познакомиться с защитниками Отечества, узнать об их вкладе в историю России.

-высказать своё мнение о той или иной ситуации, событии.

-запланировать для себя ряд действий, которые помогут каждому из школьников выполнить задание в группе;

-рассказать о родственнике, защищавшем Родину во время ВОВ.














План – конспект

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Комментарии

Деятельность учеников

1этап Организационный момент

Цель – настроить обучающихся на продуктивную совместную работу, обеспечить доброжелательную обстановку на уроке.


У: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Давайте настроимся на работу с помощью хорошо знакомого нам упражнения.









Настраивает учащихся на работу, включая в совместную деятельность.

Эмоционально-тактильный прием «Ладошка»

Дети касаются пальцев друг друга, произнося слова: желаю-мизинец, успеха-безымянный, большого - средний, во всем- указательный,

и везде-большой, удачи – касание ладошками.


2 этап

Проверка домашнего задания.

Цель: отработка знаний, полученных на предыдущем уроке, подготовка к восприятию нового материала.




У: О чём мы говорили на прошлом уроке?

Д: О семье.

У: Я просила вас подобрать одно определение к слову семья и записать его на «лепестке» ромашки.

На доске слово « семья» написано в серединке «ромашки», дети выходят и прикрепляют свои «лепестки»- определения. Получается семья- дружная, большая, весёлая, активная, любящая, понимающая, поддерживающая и т.д.

У: Почему для этого кластера, я выбрала именно форму ромашки?

Д: Ромашка – один из символов России.

У: А символом какого праздника она является?

Д: Праздника Петра и Февронии – покровителей семьи и брака. ( 2 слайд Петр и Феврония, ромашка, 8 июля)

У: Кто же может помочь сделать наши семьи такими, чтобы к ним подходили определения, расположенные на лепестках ромашки?

Д: Все, кто живёт в семье.

У: Как вы думаете, а семью надо охранять?

Д: Да.

У: От чего?

Д: От ссор, от раздоров, от равнодушия.

У: Вы все совершенно правы. А от чего еще надо охранять наши семьи. Для ответа на этот вопрос, посмотрим на следующий слайд

Проводит эвристическую беседу.







Приём «Кластер» - это объединение в систему однородных единиц. Это заставляет детей анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать.

Анализируют своё домашнее задание, вносят коррективы, участвуют в обсуждении, высказывают своё мнение



3 этап

Объявление темы урока

Цель: подвести учащихся к самостоятельному формированию темы урока.





( слайд3: Пословицы о семье и о защите Отечества)

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Родина – мать, умей за неё постоять.

За край свой-насмерть стой.

Семья в куче- не страшна и туча.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Нет обороны – заклюют и вороны.

Береги землю родимую, как мать любимую.

У: Посоветуйтесь с товарищем по парте и распределите их на две группы.

У: Как можно озаглавить первую группу?

Д: Семья.

У: А вторую?

Д: Защита Родины.

У: А почему я поставила эти два столбика рядом?

Д: Родина-это наши семьи.

У: Так о чём мы сегодня будем говорить?

Д: О защите семей и Родины.

У: Вы совершенно правы. Тема нашего урока- защита Отечества.

(4 слайд. Защита Отечества.)



Учит сравнивать,
выделять главное,
учит строить высказывание .














Использует подводящий диалог для определения темы урока.













Групповая форма работы.



Анализируют информацию, работают над понятиями.








Работа в парах. Учащиеся советуются друг с другом, затем

один из учеников выходит и распределяет пословицы в два столбика на слайде.


4 этап

Сообщение целей и задач

Цель:

учить формулировать цель и задачи.

У: Прочитайте первое предложение из учебника на с.133

Что это за военные грозы?

Д: Это война.

У: А если мы говорим о войне, значит будем говорить и о людях, которые являются участниками войны. Кто эти люди?

Д: Бойцы, воины, защитники.

У:Значит мы будем говорить и о защитниках Отечества.

(4 слайд. Вторая фраза. Защитники Отечества.)

У: А война – это добро или зло?

Д: Это зло.

У: Давайте посмотрим на следующий слайд

(5 слайд Слова перемешаны: зло, милосердие, страх, боль, жертвенность, справедливость, смерть, мужество)

-Распределите слова в две группы.

- Какие из них мы можем соотнести со словом ВОЙНА?

Д: зло, смерть, боль, страх.

У: А есть ли место на войне жертвенности, милосердию, справедливости?

Д: Думаем, да.

У: Давайте попробуем сформулировать основные вопросы нашего урока, глядя на следующий слайд?

(6 слайд. Есть ли им место на войне (милосердию, жертвенности ...? Бывает ли война…справедливой?)

Д: А в каких ситуациях могут проявиться эти качества? Есть ли им место на войне? Бывает ли война справедливой?






Через подводящий диалог учить детей ставить цель и задачи.

Реализация деятельностного подхода.







Учатся строить высказывания, на основе подводящего диалога.



















Самостоятельное определение темы урока детьми.

Дети формулируют вопросы, глядя на опорные слова

5 этап

Планирование

Цель:

учить целеполаганию

У: Что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

Д: Учебник.

У: А ещё сегодня на уроке мы будем монтировать кадры фильма «Защита Отечества».

(На доске 4 листа А3 с заголовками: Жертвенность. Милосердие.

Справедливость и миротворчество. Мужество и стратегия.)


-Разобьёмся на 4 группы. Каждая группа получит конверт с заданием. Надо прочитать свою часть текста из параграфа, ответить на вопросы, наклеить картинки на свой кадр фильма и представить свой кадр. На выполнение даётся 10 минут.

Учит планировать свою деятельность.

Реализация деятельностного подхода.













Разбиваются на группы, выбирают одного выступающего.

6 этап.

Практическая деятельность учащихся.

Цель:

развитие мотивации к познанию и творчеству.

1 группа. Жертвенность (с.134-135)

-Когда и для чего князь Дмитрий Донской собрал полки из русских городов?

- Кто дал благословление на Куликовскую битву?

-Кого отправил встать в ряды войска Сергий Радонежский?

- Какие слова Христа знают православные монахи?

2 группа. Милосердие.(с.136)

-Почему парижане в тревоге ждали русскую армию?

-Стали ли русские мстить за сожженную Москву?

-Какие важные слова сказал император Александр1?

3 группа.

3 группа . Справедливость и миротворчество. (с.137)

-Кто такой Александр Невский?

-Зачем князь ездил договариваться в Орду?

-Удалось ли ему одержать победу в переговорах?

4 группа.Мужество и стратегия. (с.138)

-Кто такой Фёдор Ушаков? Чем он знаменит?

-Почему он причислен к лику святых?

Выступление каждой группы со своим кадром.

(Примерное выступление каждой группы) (см Приложение.)

1 группа.

В 1380 году князь Дмитрий Донской собрал русские полки для отпора войску монгольского хана Мамая. Он взял благословление у преподобного Сергия Радонежского на куликовскую битву. А Сергий Радонежский послал двух монахов, бывших воинов вернуться в боевые ряды в трудную для своей Родины минуту. Они знали слова Христа: « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».


2 группа.

Когда , разбив войска Наполеона, русская армия подошла к Парижу, французы в трепете ждали мести за сожжённую Москву. Но русская армия мстить не стала. И на вопрос жены Наполеона : « Будет переименован знаменитый французский мост Аустерлиц?», император Александр 1 ответил: « Мне не надо переименовывать мост. Достаточно, что по нему прошлись мои солдаты».

3 группа.

Князь Александр Невский – великий воин. Он одерживал победы над шведскими и немецкими рыцарями, стремившимися захватить наши земли. Но в 1262году он поехал в Орду, чтобы договориться с монгольскими правителями - не посылать русское войско в захватническую войну с Персией. В те времена русские княжества были завоёваны монгольской Ордой. Князь сумел договориться, и тысячи жизней русских воинов были спасены.

4 группа.

Фёдор Ушаков - русский флотоводец, адмирал. Он охранял нашу страну на море, проведя десятки сражений, ни одного не проиграл. Он не потерял ни одного судна, не отдал в плен на одного солдата.

У: Спасибо. Как вы думаете, наш фильм о защите Отечества получился интересным?

Д: Думаем, да.

ФИЗМИНУТКА ( Дети стоя выполняют несколько общеразвивающих упражнений).

У: Ребята, мы сегодня говорили о разных войнах в истории нашей Родины, но не можем не вспомнить войну, которая оставила след в каждой нашей семье. О какой войне я говорю?

Д: О Великой Отечественной Войне.

(7слайд)

У: Мы не раз возвращались к этим событиям. Но сегодня давайте вспомним одно из посещений музея Октябрьского района нашего города, когда шла речь о героях –сибиряках О ком из наших земляков вы услышали?

Д: Мы подробно узнали о Борисе Богаткове. Это был поэт. Он жил в Новосибирске и погиб в бою. Ему был всего 21 год.( слайд 8)

У: А теперь, мои дорогие, вам слово – мы заполняем ещё один кадр нашего фильма фотографиями наших прадедов- участников Великой отечественной Войны. Начну я –мой дед Марков Родион Григорьевич – танкист, дошёл до Польши. Был ранен.

Дети встают, подходят к доске. Называют своего родственника и приклеивают фотографию.

(Фоном звучит песня «От героев былых времён» муз Р. Хозак, стихи М. Агранович)

У: Давайте прочитаем название кадров нашего фильма.

Д: Жертвенность. Мужество. Милосердие. Справедливость.

У:Так можно сказать, что на войне проявляются эти качества?

Д: Да. Можно.

У: А какую войну можно назвать справедливой?

Д: Войну за свои семьи, за свою землю.

У: А знаете справедливая война или нет, можно узнать по отношению к пленным или к людям, которые живут на оккупированной территории.

-Посмотрите на слайд.

(9 слайд.)

У: Это картина художника Аркадия Пластова «Фашист пролетел».

Что изображено?

Д: Убитый мальчик. Воющая собака.

У: Можно ли к солдату, который это сделал, применить определения наших кадров фильма?

Д: Нет, нельзя.

У: А вот ещё одно произведения искусства.

(Слайд 10)

У: Кого вы видите?

Д: Солдата и девочку.

У: Это памятник русскому солдату, спасшему немецкую девочку. Обратите внимание на меч солдата. Скульптор Евгений Вучетич вложил в руку солдата меч князя Гавриила-соратника Александра Невского. Почему и какой эпизод из истории ВОВ изобразил скульптор? Найдите в доступных для вас источниках. И читаем статью в нашем учебнике на с.133-138 и в учебнике Православной Гимназии с.142-151. Это задание на следующий урок.

Направляет, корректирует и контролирует выполнение задания.






























По ходу выступления корректирует, если есть необходимость.























































Обращение к личному опыту ребят.

Реализация деятельностного подхода.






Смысловое чтение.




Используется частично-поисковый метод, групповая форма работы. Создание условий для самостоятельной деятельности.





















































































Реализация деятельностного подхода.












Этическая беседа.

Работают в группах, учатся коммуникативным навыкам общения.































Учатся представлять работу своей группы.

































































Используя личный опыт и переживания, строят свои высказывания.






7 этап

Рефлексия.

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке


У: Вам понравился урок? Давайте оценим свою работу. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

(слайд 11)

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я понял, что…

  5. я научился…

  6. у меня получилось …

  7. меня удивило…

  8. мне захотелось.…

  9. Дети оценивают работу.

У: А закончить урок я хочу словами Д.С. Лихачёва, хорошо знакомыми вам по учебнику Православной Гимназии.

(12 слайд)

"Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое"

Академик Д.С. Лихачев.

Учитель помогает рефлексии пройденного материала.

Приём «Рефлексивный экран»


Учащиеся анализируют проделанную работу,

учатся осознанию информации, собирают в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!