1 группа. Жертвенность (с.134-135) -Когда и для чего князь Дмитрий Донской собрал полки из русских городов? - Кто дал благословление на Куликовскую битву? -Кого отправил встать в ряды войска Сергий Радонежский? - Какие слова Христа знают православные монахи? 2 группа. Милосердие.(с.136) -Почему парижане в тревоге ждали русскую армию? -Стали ли русские мстить за сожженную Москву? -Какие важные слова сказал император Александр1? 3 группа. 3 группа . Справедливость и миротворчество. (с.137) -Кто такой Александр Невский? -Зачем князь ездил договариваться в Орду? -Удалось ли ему одержать победу в переговорах? 4 группа.Мужество и стратегия. (с.138) -Кто такой Фёдор Ушаков? Чем он знаменит? -Почему он причислен к лику святых? Выступление каждой группы со своим кадром. (Примерное выступление каждой группы) (см Приложение.) 1 группа. В 1380 году князь Дмитрий Донской собрал русские полки для отпора войску монгольского хана Мамая. Он взял благословление у преподобного Сергия Радонежского на куликовскую битву. А Сергий Радонежский послал двух монахов, бывших воинов вернуться в боевые ряды в трудную для своей Родины минуту. Они знали слова Христа: « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих». 2 группа. Когда , разбив войска Наполеона, русская армия подошла к Парижу, французы в трепете ждали мести за сожжённую Москву. Но русская армия мстить не стала. И на вопрос жены Наполеона : « Будет переименован знаменитый французский мост Аустерлиц?», император Александр 1 ответил: « Мне не надо переименовывать мост. Достаточно, что по нему прошлись мои солдаты». 3 группа. Князь Александр Невский – великий воин. Он одерживал победы над шведскими и немецкими рыцарями, стремившимися захватить наши земли. Но в 1262году он поехал в Орду, чтобы договориться с монгольскими правителями - не посылать русское войско в захватническую войну с Персией. В те времена русские княжества были завоёваны монгольской Ордой. Князь сумел договориться, и тысячи жизней русских воинов были спасены. 4 группа. Фёдор Ушаков - русский флотоводец, адмирал. Он охранял нашу страну на море, проведя десятки сражений, ни одного не проиграл. Он не потерял ни одного судна, не отдал в плен на одного солдата. У: Спасибо. Как вы думаете, наш фильм о защите Отечества получился интересным? Д: Думаем, да. ФИЗМИНУТКА ( Дети стоя выполняют несколько общеразвивающих упражнений). У: Ребята, мы сегодня говорили о разных войнах в истории нашей Родины, но не можем не вспомнить войну, которая оставила след в каждой нашей семье. О какой войне я говорю? Д: О Великой Отечественной Войне. (7слайд) У: Мы не раз возвращались к этим событиям. Но сегодня давайте вспомним одно из посещений музея Октябрьского района нашего города, когда шла речь о героях –сибиряках О ком из наших земляков вы услышали? Д: Мы подробно узнали о Борисе Богаткове. Это был поэт. Он жил в Новосибирске и погиб в бою. Ему был всего 21 год.( слайд 8) У: А теперь, мои дорогие, вам слово – мы заполняем ещё один кадр нашего фильма фотографиями наших прадедов- участников Великой отечественной Войны. Начну я –мой дед Марков Родион Григорьевич – танкист, дошёл до Польши. Был ранен. Дети встают, подходят к доске. Называют своего родственника и приклеивают фотографию. (Фоном звучит песня «От героев былых времён» муз Р. Хозак, стихи М. Агранович) У: Давайте прочитаем название кадров нашего фильма. Д: Жертвенность. Мужество. Милосердие. Справедливость. У:Так можно сказать, что на войне проявляются эти качества? Д: Да. Можно. У: А какую войну можно назвать справедливой? Д: Войну за свои семьи, за свою землю. У: А знаете справедливая война или нет, можно узнать по отношению к пленным или к людям, которые живут на оккупированной территории. -Посмотрите на слайд. (9 слайд.) У: Это картина художника Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Что изображено? Д: Убитый мальчик. Воющая собака. У: Можно ли к солдату, который это сделал, применить определения наших кадров фильма? Д: Нет, нельзя. У: А вот ещё одно произведения искусства. (Слайд 10) У: Кого вы видите? Д: Солдата и девочку. У: Это памятник русскому солдату, спасшему немецкую девочку. Обратите внимание на меч солдата. Скульптор Евгений Вучетич вложил в руку солдата меч князя Гавриила-соратника Александра Невского. Почему и какой эпизод из истории ВОВ изобразил скульптор? Найдите в доступных для вас источниках. И читаем статью в нашем учебнике на с.133-138 и в учебнике Православной Гимназии с.142-151. Это задание на следующий урок. |