План-конспект урока по предмету
«МДК.01.01. Основы планирования и организации логистического процесса в организациях (подразделениях)»
в группе 24ОЛ-21Т
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Красногорский колледж» Тучковский филиал
на тему: «Основные понятия и сущность производственной логистики»
Разработал: Василевская Юлия Юрьевна
ФИО
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Преподавание логистики в образовательной организации»
Проверил: Мухамедзянова Ирина Анатольевна
ФИО руководителя практики
Тучково, 2022
Тема урока: «Основные понятия и сущность производственной логистики».
Дата проведения: 06.03. 2022
Тип урока: традиционный (комбинированный).
Технология урока: Информационно – коммуникационная
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с понятием «производственная логистика», что является целью, задачей и объектом производственной логистики, функции производственной логистики, что такое материальные потоки в производственной системе.
развивающая: продолжить формирование умений учащихся работать на уроке индивидуально и коллективно (в группах), анализировать информацию, работать с учебником и другими источниками, содействовать развитию гибкости мышления;
воспитательная: помогать студентам в освоении нового материала
Задачи. Сформировать у студентов осознание необходимости и нужности их специальности. Совершенствовать умения обучающихся в освоении материала, обобщать материалы из различных источников, анализировать статистические данные.
Планируемые образовательные результаты.
личностные результаты — готовность и способность студентов к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
метапредметные результаты — освоенные студентами универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный студентами материал в ходе изучения темы: «Основные понятия и сущность производственной логистики» по получению нового знания, его преобразованию и применению на практике.
Основные термины, понятия: «производственная логистика»
Оборудование:
1.Учебники: «Логистика» А.М. Турков, И.О. Рыжова - М.: ИЦ «Академия», 2020; «Практикум по логистике» А.М. Гаджинский - М.: Дашков и К°, 2019.
2. Интернет- ресурсы: Клуб логистов [Электронный ресурс]http://www.logist.ru/, свободный
3. Мультимедийный проектор.
План урока:
Организационный момент- 5 мин.
Объяснение нового материала – 30 мин.
Закрепление нового материала (подведение итогов) – 8 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Производственная логистика - это функциональная область логистики, осуществляющая управление внутренними материальными и другими экономическими потоками (сервисными, информационными, финансовыми, кадровыми), возникающими в процессе создания товаров (услуг).
Объектом изучения производственной логистики являются внутрипроизводственные логистические системы: промышленные предприятия; оптовые предприятия, имеющие складские сооружения; грузовые станции и др.
Целью производственной логистики является:
- обеспечение своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства, в соответствии с планами производства и реализации или заказами потребителей.
- снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования материальных потоков в технологических процессах производства готовой продукции.
2. Основная часть.
Для обеспечения основной цели производственной логистики необходимо в комплексе решать задачи планирования, организации и оперативного управления движением материального потока не только в основном производстве, но и во вспомогательном и обслуживающем производствах. К вспомогательному процессу относят процедуры закупки, производства и подачи на рабочие места технологической оснастки, запасных частей производственного и обслуживающего оборудования, подачу электроэнергии, газа, воды, пара, смазывающих материалов и т.д. Обслуживающие процессы связаны в основном с транспортными и складскими операциями.
Взаимосвязанными являются также вопросы организации рабочей силы (основных производственных и вспомогательных рабочих) и управления ее движением, поскольку основная дилемма оптимизации затрат на производство заключается в определении компромисса между обеспечением непрерывности загрузки работников и рабочих мест и обеспечением непрерывности движения предметов труда в производстве.
Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и другие.
Главная задача производственной логистики - это обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест.
Логистическая концепция организации производства включает следующие основные положения:
• отказ от избыточных запасов;
• отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
• отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
• устранение простоев оборудования;
• обязательное устранение брака;
• устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
• превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровне. На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источником материальных потоков. На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой комплекс взаимосвязанных подсистем, образующих определенную целостность, единство. Это подсистемы: организация закупки, работы складов, транспортно-складская, управление движением материалов в производстве, организация сбыта продукции и др. Они обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри ее и выход из системы.
Материальный поток в производственной системе – есть движение материальных ресурсов в пространстве и во времени между стадиями производственного процесса. Упорядочением такого движения, его рациональной организацией занимается производственная логистика.
К производственно-логистическим системам относятся:
1) промышленные предприятия;
2) оптовые предприятия;
3) грузовые станции и морские порты.
В рамках производственной логистики участников логистического процесса связывают внутрипроизводственные отношения.
Принятие управленческих решений осуществляется на основе данных о ходе выполнения производственных заказов, информации и ресурсах и потребительском спросе (рис.1).
Рис.1. Основные данные, используемые в процессе управления материальными потоками
С помощью поступающей с рынка сбыта и рынка снабжения информации формируется комплексный план производства, материального обеспечения и сбыта готовой продукции, в соответствии с которым организуется деятельность по выполнению заказов. По результатам проверки вырабатываются управленческие решения, направляемые на устранение отклонений от графика выполнения производственных заказов. Таким образом в системе управления материальными потоками осуществляется циркуляция информации и формируется замкнутый контур управления с обратной связью.
Схематично управление материальными потоками представлено на рис. 2.
Рис. 2. Система управления материальными потоками
Управление материальными потоками на предприятии предполагает выполнение следующих функций:
- координация действий участников логистического процесса;
- организация материальных потоков в производстве;
- планирование материальных потоков;
- контроль над ходом процесса товародвижения в рамках внутрипроизводственной логистической системы;
- регулирование хода выполняемых работ.
Координация действий заключается в формулировании и доведении целей управления материальными потоками до отдельных подразделений, в согласовании отмеченных целей с глобальными целями предприятия и обеспечении на этой основе совместной слаженной работы всех звеньев логистической цепи.
Организация предполагает формирование материальных потоков и установление пространственных и временных связей между участниками товародвижения, а также создание системы управления материальными потоками на предприятии.
Планирование включает выполнение таких подфункций, как научно-техническое и экономическое прогнозирование, разработка программы действий и детализация планов.
Прогнозирование предшествует собственно разработке планов и составлению программы действий. Оно выполняет задачу по оценке будущих тенденций состояния внутрипроизводственной логистической системы.
В зависимости от целей прогнозы в управлении материальными потоками могут быть подразделены на следующие группы:
прогнозы технического развития, целью которых является прогнозирование в области путей создания новых видов продукции и изменений в технологии производства, появления новых материалов;
прогнозы спроса на продукцию с целью замены изготавливаемой продукции новой или уменьшения объема ее выпуска, определения тенденций в углублении диверсификации производства;
прогнозы материальных ресурсов, имеющие целью определение потребности в материалах с учетом возможных изменений товарной политики предприятия;
прогнозы изменения цен на материалы составляются с тем, чтобы создать запасы тех видов материалов, цены, на которые вероятно возрастут.
Увязка целей производственной логистики с результатами деятельности отдельных подразделений предприятия происходит в рамках программы управления материальными потоками путем планирования соответствующих работ во времени (определение календарного графика выполнения работ) и распределения ресурсов между функциональными подразделениями, участвующими в выполнении логистических задач.
Контроль как функция управления материальными потоками осуществляется по каналам, определяемым организационной структурой предприятия, и состоит в непрерывном наблюдении за ходом процесса товародвижения по установленным параметрам. Для этого осуществляются сбор и обработка информации о состоянии материальных потоков, выявляются и анализируются отклонения от плановых заданий по выполнению производственных заказов, делаются выводы о степени соответствия проведенных работ поставленным задачам. Устранение выявленных отклонений обеспечивается путем регулирования.
Регулирование включает в себя следующие операции: анализ нарушений графика работ по выполнению производственных заказов и вызвавших их причин, разработку программы устранения отклонений и мер, обеспечивающих ее реализацию. Отмеченные операции осуществляются одновременно и в единстве составляют механизм регулирования материальных потоков.
3. Закрепление нового материала (подведение итогов).
Задание 1. Дайте определение понятию «Производственная логистика».
Предполагаемый ответ: это функциональная область логистики, осуществляющая управление внутренними материальными и другими экономическими потоками (сервисными, информационными, финансовыми, кадровыми), возникающими в процессе создания товаров (услуг).
Задание 2. Дайте определение материальному потоку.
Предполагаемый ответ: Материальный поток в производственной системе – есть движение материальных ресурсов в пространстве и во времени между стадиями производственного процесса.
Задание 3. С чего начинаются материальные потоки в производственной системе
Предполагаемый ответ: С поставщиков
4. Домашнее задание:
1. Учебный материал § 8.1, 8.2 стр. 77-80 «Понятие и концепция производственной логистики. Варианты управления материальными потоками в рамках внутрипроизводственных систем».
2. Сделать сравнительный анализ традиционной и логистической концепции производства.
3. Реферат на выбранную тему «Толкающие и тянущие системы управления в производственной логистике», «Основные системы управления в производственной логистике».
Список использованной литературы:
1. «Логистика» А.М. Турков, И.О. Рыжова - М.: ИЦ «Академия», 2020;
2. «Практикум по логистике» А.М. Гаджинский - М.: Дашков и К°, 2015.
3. Интернет- ресурс: Клуб логистов http://www.logist.ru/
Самоанализ урока
Дата 6 марта 2022 года группа 24ОЛ-21Т
отделение «Операционная деятельность в логистике»
Дисциплина Логистика
Ф.И.О. преподавателя Федотова И.Н.
Ф.И.О. и должность посетившего занятие Мухамедзянова И.А., заместитель заведующей филиала по УПР
Цель посещения занятия наблюдение за методикой преподавания
Тема занятия (урока): «Условия и порядок заключения брака»
Число студентов в группе 25 , из них отсутствовало 2, опоздало 0
Вид занятия (урок, п/з, лекция и т.д.) | Традиционный (комбинированный) урок |
Тип урока (изучение нового материала, повторения и закрепления и др.) | Повторение пройденной темы, изучение нового материала |
Место занятия (урока) в системе уроков | Плановый урок № 19 |
Цели занятия (урока): - образовательная - развивающая - воспитательная | образовательная: познакомить учащихся с понятием «производственная логистика», что является целью, задачей и объектом производственной логистики, функции производственной логистики, что такое материальные потоки в производственной системе. развивающая: продолжить формирование умений учащихся работать на уроке индивидуально и коллективно (в группах), анализировать информацию, работать с учебником и другими источниками, содействовать развитию гибкости мышления; воспитательная: помогать студентам в освоении нового материала |
Формируемые компетенции | Сформировать у студентов личную правовую культуру. Совершенствовать умения обучающихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию. |
Своевременность начала занятия (урока) | Урок начался без опозданий, своевременно. |
Содержание и методика повторения учебного материала | 1. Что представляет собой система норм семейного права? 2. Задачи и принципы семейного права? 3. Семейное законодательство? 4. Какие отношения, регулируются семейным законодательством 5. Осуществление и защита семейных прав? |
Мотивация изучения нового материала | Работа на логическую стройность излагаемого материала, на ориентацию требований жизни в современном обществе. |
Соответствие содержания занятия (урока) базовому объему знаний по дисциплине | Активность студентов на уроке показывает, что студенты проявляют интерес к излагаемой теме |
Методы, технологии обучения, обоснованность их применения на занятии (уроке) | Использовались различные формы работы: индивидуальная, групповая, а также методы: пояснения, беседа, приведение примеров из жизни. Все эти методы отвечали содержанию учебного материала, целям и задачам урока. Все методы используемые мною соответствуют возрастным особенностям студентов. Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические и санитарно-гигиенические требования к уроку. |
Характер изложения материала (репродуктивный, проблемный и т.д.) | Характер изучаемого материала - репродуктивный |
Характер вопросов и заданий студентам | Изучение нового материала шло систематически, разбираемые вопросы шли последовательно друг за другом. В результате ответов студентов можно сделать вывод, что новый материал ими был усвоен отлично, они помимо знаний, знают так же практическое применение полученных знаний. |
Формы взаимодействия со студентами на занятии (уроке) | Для стимулирования познавательной деятельности учащихся я использовала: проблемные вопросы, примеры из жизни. |
Дисциплина на занятии (уроке) | Активность, дисциплинированность, интерес к излагаемой теме |
Активность на занятии (уроке) | Объяснение мною темы, групповая, индивидуальная (работают все студенты) |
Как организуется самостоятельная работа, ее роль | Молчаливым и малоактивным студентам предлагалось ответить на задания письменно. |
Использование наглядности, ТСО | Учебник «Логистика», Интернет- ресурс: Клуб логистов http://www.logist.ru/ |
Методика контроля и учета знаний студентов в течение занятия (урока) | Работа студентов оценивалась по итогам работы за весь урок |
Управление познавательной деятельностью студентов | Материал носит специфический характер, но вызывает интерес |
Рациональное использование времени на занятии (уроке) | 1. Организационный момент- 2 мин. 2. Объяснение нового материала – 30 мин. 3. Закрепление нового материала – 8 мин. 4. Домашнее задание – 2 мин. |
Объем и характер домашнего задания, наличие инструктажа | Домашнее задание рассчитано на 20-25 минут самостоятельной работы, не содержало проблемных вопросов |
Реализация принципов обучения (научности, систематичности и последовательности, наглядности и др.) | Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности студентов, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом. |
Атмосфера на занятии (уроке), стиль общения со студентами | Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности студентов ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества. Достаточно высокая работоспособность студентов в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту студентов. |
Рекомендации педагогу по дальнейшей работе | Привлекать и поощрять выступления молчаливых и малоактивных студентов. |