План-конспект урока
по предмету «Прикладное творчество»:
«Обрядовая кукла-оберег «Колокольчик»
Класс: 3
Преподаватель: Сатиева Р.Р.
План-конспект урока по предмету
«Прикладное творчество» на тему:
«Обрядовая кукла-оберег «Колокольчик»
Класс: 3
Цель: изготовить куклу –колокольчик.
Задачи:
Обучающие: расширить знания учащихся о народном творчестве, познакомить с историей и техникой выполнения куклы-мотанки.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, воображение; формировать умение правильно подбирать цвета.
Воспитывающие: воспитывать познавательный интерес, аккуратность, усердие.
Оборудование:
для учащихся: хлопчатобумажная ткань (белая); разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец); красная хлопчатобумажная нить; ножницы; карандаш; линейка.
для учителя: наглядные пособия, лоскуты ткани, ножницы, нитки.
Структура урока:
1. Орг.момент.
2. Основная часть:
- Сообщение новой темы и постановка цели.
- Актуализация знаний и введение новых знаний.
3. Итог урока: опрос, обсуждение
Ход урока
1. Организационный момент:
Здравствуйте ребята. Все готовы к сегодняшнему уроку?
2. Основная часть:
Наши предки поклонялись светлым божествам и страшились темных. Для этого они изготавливали особые обереги, помогающие избегать несчастья и привлекать удачу. Самыми простыми в изготовлении, а потому доступными каждому, были тканевые куклы. Их делали для самих себя или для всей семьи, заряжая с помощью заговоров. Одной из кукол, с помощью которых славяне защищались от зла и всяческих напастей была кукла Колокольчик. Эта веселая мотанка приносила в дом счастье и радость.
Как вы уже поняли, сегодня мы будем делать куклу «Колокольчик». Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.
Чтобы приступить к работе над куклой нам необходимо вырезать из цветной ткани 3 круга разного диаметра. Для этого я раздам шаблоны на обводку. После того, как вы обвели и вырезали круги в центр большого лоскута кладём кусочки ткани, формируем голову и обвязываем нитью на шее. Аккуратно расправляем складочки. Поверх на голову надеваем второй круглый лоскут, также перевязываем на шее, расправляем складочки, а затем и третий круглый лоскут, самый маленький. Получается основа – куколка в трёх юбочках.
Теперь берем квадратный лоскут и гнем по диагонали дважды. Надеваем квадрат на голову куклы, уголки расправляем в стороны – это будут руки. Перевязываем на шее.
Формируем ладошки, подгибая уголки внутрь и перевязывая нитью. Уголки "рубахи" спереди и сзади также подгибаем внутрь к телу куколки.
Подворачиваем длинный край лоскута-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок и ведём концы под ручками назад, где завязываем. Получается куколка в платочке, край рубашки может быть виден.
3. Итог урока:
- Какие обереги изготавливали наши предки?
- Почему куклы назывались «мотанками»?
- Почему куклам не принято было рисовать лица?