СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку»

План-конспект урока

Предмет: русский язык

Класс:

Тема урока: «Правописание мягкого знака в числительных».

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)

Цель: организация деятельности учащихся по изучению правописания мягкого знака в числительных

Задачи:

- дидактические: способствовать ознакомлению написания мягкого знака в числительных; формировать умение правильно ставить мягкий знак в числительных;

- развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке;

- воспитательные: формировать мотивацию к познанию и обучению; воспитывать культуру общения во время работы в группе, паре при изучении правописания мягкого знака в числительных; развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.

Планируемые результаты:

- предметные: знают правило написания мягкого знака в числительных; умеют определять, где писать мягкий знак в числительных; умеют находить в тексте числительные, в которых пишется мягкий знак.

- метапредметные:

Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;

Познавательные: осознают познавательную задачу, работают с учебником; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, выстраивают последовательность выбранных действий (самоорганизация); понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок (самоконтроль).

- личностные: осознают важность мотивации к познанию и обучению; осознают важность сопереживания, уважения и доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре; проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; объективно оценивают свои достижения на уроке.

Ресурсы: УМК «Начальная школа XXI в.» Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык 4 класс. Учебник в двух ч. Часть 2.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Структура урока

  1. Организационный этап

- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Разина Разиховна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- эмоциональный настрой к уроку;

- Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрым и ласковым взглядом. Давайте с таким же настроением проведем весь урок. Ребята, а при какой погоде мы испытываем радость, тепло? (при солнечной, теплой). Да, ребята, я согласна с вами. И сегодня в этом классе тепло и уютно от весеннего солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок. Желаю вам хорошего дня.

- проверка готовности к уроку

- Теперь проверим готовность к уроку.

Начинается урок,

Тихо сели, ноги вместе.

Тетрадки, ручки – все на месте,

Руки замерли у всех,

Будем думать, будем слушать,

И учиться лучше всех!

- Ребята, за партой сидим прямо, поясницей касаемся спинки стула, ноги на полу.

II. Проверка усвоения материала прошлого урока. (карточки для индивидуальной работы)

- Ребята, я предлагаю решить вам задание для проверки усвоения материала прошлого урока. Ваша задача – исправить ошибки в употреблении имен числительных в данных предложениях. Вычеркнуть и написать сверху правильный ответ. Всем понятно задание? Задание выполняем индивидуально, каждый сам. Можете перевернуть карточки №1 и приступить к работе.

1. Мы готовили подарки мамам и бабушкам к Восьмому марту. (к Восьмому марта).

2. В книге около двадцать страниц. (Двадцати)

3. В пасти у детенышей крокодила больше сто зубов. (Ста)

-Итак, давайте проверим. Прочитаем предложения. ___, прочитай пожалуйста. Хорошо, остальные согласны? Давайте проверим по эталону. Хорошо, молодцы, у кого есть ошибки и исправьте. Я вижу, что многие освоили материал прошлого урока, а некоторым нужно повторить тему.

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

- Начать наш урок я хотела бы с пословицы. Кто хочет её прочитать? (Сила птицы — в крыльях, сила человека — в дружбе). Ребята, что же оно значит? Да, ребята, я полностью с вами согласна. Главное у птиц − это крылья, с помощью их они могут улететь от опасности, а у человека главное − дружба, которая тоже может поддержать и помочь ему во всём. А мы будем помогать друг другу получать новые знания на сегодняшнем уроке? (Да) Молодцы, ребята! Эта пословица будет девизом нашего урока!

- чистописание

- Начнем с чистописания. Но сначала давайте подготовим наши пальчики для письма. Повторяйте за мной.

- Откройте тетради, запишите число (Седьмое марта), классная работа. Спишите пословицу. Пишите аккуратно, соблюдая все правила. Хорошо, молодцы.

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Давайте начнем наш урок, а он должен быть у нас очень интересным. Ребята, какую часть речи вы начали изучать на прошлых уроках?(имена числительные). Что же такое имена числительные? Имя числительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете. Числительные отвечают на вопросы сколько? какой? (который?). Какие они бывают по составу? (простые, сложные и составные)

-Хорошо, а теперь давайте прочитаем слова, которые есть на доске. Сем? ,сем?сот , сем?надцат?, сем?десят. Что общего в этих словах? (Все числительные, корень –сем-). Хорошо, ребята, а почему во всех словах в разных местах стоит знак «?»? (пишется мягкий знак). Хорошо, а как вы думаете, во всех ли этих словах ставится мягкий знак? Везде ли он нужен? Я вижу, что у вас возникло затруднение, и мы не знаем, везде ли пишется мягкий знак в числительных.

  1. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Итак, ребята, исходя из этого, какую же цель мы поставим? С чем мы познакомимся? Цель урока: познакомиться с правописанием мягкого знака в числительных. А какая же будет тема нашего урока? Тема: «Правописание мягкого знака в числительных».

IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала) (презентация, лист самооценивания, карточки, учебник)

  1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Для того чтобы достичь этой цели давайте составим план урока, посмотрите на доску, части предложений перепутаны, вам необходимо соотнести их.

1. Познакомимся с правилом правописания мягкого знака в числительных.

2. Научимся определять, где писать мягкий знак в числительных

3. Научимся находить в тексте числительные, в которых пишется мягкий знак.

- Ребята, у каждого из вас на столе есть листы самооценивания. В течение урока мы будем к нему обращаться и оценивать свою работу. А пока отложите их на край парты.

  1. Поиск решения («открытие» нового знания).

-Ребята, давайте вернемся к тем словам, в которых у нас возникло затруднение. Мы с вами не знаем, в каких местах нужно писать мягкий знак, а в каких нет. Нам поможет разобраться таблица , которая  есть в учебнике на с. 99-ой . Давайте рассмотрим её.

- На сколько частей разбита таблица? (2). Как называется первая (вторая ) часть таблицы? (Мягкий согласный на конце числительных, мягкий согласный в середине числительных)

-Давайте прочитаем числительные в первой (второй) части таблицы, вставляя пропущенные имена числительные.

-Как вы думаете, какие числительные по составу записаны в первой (второй) части? (простые и сложные). А почему их так называют? (простые состоят только из 1 слова, а сложные содержат более одного корня). Где пишется мягкий знак в простых числительных?(в конце) Для чего он служит?( в первой части таблицы ь – показатель мягкости). А во второй? (между двумя корнями)

-Давайте все вместе составим алгоритм правописания Ь в числительных. Значит, чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.

У простых числительных( 5-10)  , которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать (11-20,30) , мягкий знак пишется в конце слова.

 В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) (50-80 и 500-900)  – в середине слова.

-Теперь, давайте сравним наши ответы с правилом из учебника на стр.99. Кто хочет прочитать правило? __, прочитай, пожалуйста.

-Хорошо, спасибо. Значит, мы с вами правильно сформулировали правило. А также я хочу прикрепить на доску шпаргалку, с помощью которой мы сможете всегда определять, где писать мягкий знак у числительных.

-А сейчас, я хочу вам рассказать один секрет. Слушайте внимательно и запоминайте! Мягкий знак в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет!

-Значит, в каких случаях мы пишем мягкий знак в конце у числительных? (если оно простое, но есть исключение в слове четыре, если его склонять по падежам). А когда мы пишем мягкий знак в конце у числительных? (если оно сложное, т.е. между двумя корнями). Хорошо, вот мы с вами познакомились с правилом правописания мягкого знака в числительных. Возьмите свои листы самооценивания. Давайте все вместе прочитаем первый пункт плана. Мы выполнили его? Если вам все было понятно, то ставьте знак «+», а если у вас остались вопросы, то знак «?».

Первичное закрепление.

-Итак, давайте вернемся к тем словам, в которых у нас возникло затруднение Сем? ,сем?сот , сем?надцат?, сем?десят.. Действуя по правилу, давайте поставим мягкий знак в этих словах. Давайте по очереди вы будете выходить к доске и ставить мягкий знак в этих словах. Остальные помогаем и исправляем ошибки, если есть. (Семь, семьсот, семнадцать, семьдесят). Хорошо, молодцы, вы отлично справились с этим заданием. А теперь давайте рассмотрим упр. 1 на стр. 99. Давайте прочитаем задание, что нам нужно сделать?

Нужно записать предложения, вставляя, если необходимо, пропущенные буквы.

-Итак, это задание мы выполняем в парах. 1 пара, вы обсуждаете и пишите в тетради 1 и 2 предложения, 2 пара, вы 3 и 4 предложения.( и другие пары по той же тактике). Не забывайте про наш девиз урока, т.е. пословицу, с которой мы познакомились в начале урока. Это значит, что в парах мы работаем дружно, помогая друг другу. Если ваша пара закончила, то сядьте красиво.

-Итак, я вижу, что многие уже закончили. Давайте проверим. 1 пара, прочитайте первое предложение. В слове «семнадцатом» вы написали мягкий знак? (нет). Почему? (потому что в простых числительных в середине слова не пишется мягкий знак). Хорошо, остальные пары, у вас есть что-то добавить к их ответу? Хорошо. Теперь, следующая пара, прочитайте второе предложение. В каких словах вы написали мягкий знак? (пятьдесят, восьмом). Где и почему в этих словах пишется мягкий знак? (в слове пятьдесят мягкий знак ставится посередине, так как это сложное числительное, в слове восьмом пишется мягкий знак, для обозначения мягкости согласного).

-Хорошо, теперь прочитаем 3 предложение. В каких словах вы поставили мягкий знак?( в семнадцать)В каком месте вы поставили мягкий знак?(в конце) . Почему там ставится мягкий знак? (так как оно простое числительное). Значит, в середине слова девятнадцать, мы не пишем мягкий знак. Итак, последнее предложение. Прочитайте его. В каких словах вы поставили мягкий знак? (двадцать, седьмого). Почему в этих словах мы пишем мягкий знак? (в конце слова у простых числительных в слове двадцать, в слове седьмом для обозначения смягчения).

-Хорошо, молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Давайте вернемся к нашим листам самооценивания и прочитаем 2 пункт. Мы выполнили его? Если вам все было понятно, то ставьте знак «+», а если у вас остались вопросы, то знак «?».

-Я вижу, что вы немножко устали, давайте все вместе встанем и сделаем физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

- Садитесь на свои места. Мы отдохнули, а теперь продолжим работу. Будьте активными, чтобы в конце урока я могла поставить вам оценку.

Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

-Ребята, сейчас я прочитаю вам текст, а ваша задача, слушать внимательно и записывать числительные в 2 столбика. В первом столбике вы пишите числительные, у которых пишется мягкий знак по середине, а во втором столбике те числительные, у которых пишется мягкий знак в конце. А также подумайте, о чем говорится в данном тексте. Итак, приготовились, сели правильно, слушаем.

Северное сияние

Наступала ночь. Термометр показывал тридцать восемь градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы - на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...

Холод мешал нам уснуть, и мы стали рассматривать небо. Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из неё то и дело вылетали вверх тысячи красных и жёлтых лучей. Мы разбудили товарищей, и они стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь минут красный огонь залил всё небо. Через десять минут секунд пурпур сменился оранжевым светом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым.

-Итак, какие числительные вы написали в 1 столбике, прочитай ___, пожалуйста? (пятьдесят). А во 2? (тридцать ,восемь, девятнадцать, пятнадцать, семь, десять, двадцать).

-Хорошо, остальные согласны? Хорошо, молодцы. Ребята, а о чем говорится в этом тексте? Ребята, в данном тексте говорится о северном сиянии. Вы слышали о нем что-нибудь? Северное сияние — это невероятное явление природы, которое можно увидеть в полярных областях Земли, таких как Арктика и Антарктика. Оно возникает из-за взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли. Северное сияние проявляется как красивые светящиеся полосы или занавески разных цветов на небе. Эти цвета включают зеленый, красный, розовый, фиолетовый и синий.

-Хорошо, а теперь давайте выполним очень интересное задание в группах. Вам нужно разделиться на 5 групп. Ваша задача, обсуждая все вместе, записать в тетради числа 9, 11, 17, 18, 30, 58, 70, 80, 500, 800 словами и составить с ними словосочетания, а также обозначить корни в числительных. Итак, 1 группа пишут числа (9,11), 2 группа (17,18), 3 группа (30,58), 4 группа (70, 80), 5 группа (500,800). В группах работаем дружно, и не забываем про девиз нашего урока.

-Итак, какие словосочетания вы записали? Хорошо, молодцы. Какие корни вы выделили? Давайте проверим по эталону. У всех так? Хорошо, молодцы!

- А теперь возьмите ваши листы самооценивания. Прочитайте последний пункт плана. Мы выполнили его? Хорошо.

Если вам все было понятно, то ставьте знак «+», а если у вас остались вопросы, то знак «?».

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Чтобы понять, как хорошо вы усвоили данную тему, сейчас каждый выполнит задание. Ваша задача, вставить мягкий знак в числительных там, где это необходимо.. Кто закончил, сядьте красиво.

За лето прочитал пят…надцать книг. В школе пят..сот учеников. Напечатано восем..сот экземпляров книг. В продаже есть сем..надцать видов обоев. Объем бака – шест..десят литров. 

-Теперь, обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работу друг друга по эталону. Исправьте ошибки.

Семь, тридцать, шесть, пятьдесят, десять, восемь, шестьсот, четырьмя, восемнадцать, пятнадцать.

Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-5 ошибок – «3»

Более 5 ошибок – «2»

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Соотнесение результатов урока с поставленными целями (презентация).

- Какая была цель нашего урока? Цель урока: познакомиться с правописанием мягкого знака в числительных.

- Ребята, добились ли мы ее? (да). Через что мы добились цели? (через план действий).

-Так значит в каком случае мы пишем мягкий знак в середине у числительных? А в конце? Хорошо.

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- Что нового вы узнали?

- Что было самым интересным?

- Что было трудным и непонятным? (фронтальный опрос, ответы учащихся)

Выставление отметок.

- Мне бы хотелось отметить активных учеников и поставить вам оценки.

VI. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).

- Запишите домашнее задание: упр.4 на стр 101

- Вы все большие молодцы, активно участвовали на уроке. До встречи!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!