План-конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 4Б
Тема урока: «Правописание мягкого знака в числительных».
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала)
Цель: организация деятельности учащихся по изучению правописания мягкого знака в числительных
Задачи:
- дидактические: способствовать ознакомлению написания мягкого знака в числительных; формировать умение правильно ставить мягкий знак в числительных;
- развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке;
- воспитательные: формировать мотивацию к познанию и обучению; воспитывать культуру общения во время работы в группе, паре при изучении правописания мягкого знака в числительных; развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.
Планируемые результаты:
- предметные: знают правило написания мягкого знака в числительных; умеют определять, где писать мягкий знак в числительных; умеют находить в тексте числительные, в которых пишется мягкий знак.
- метапредметные:
Коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;
Познавательные: осознают познавательную задачу, работают с учебником; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, выстраивают последовательность выбранных действий (самоорганизация); понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок (самоконтроль).
- личностные: осознают важность мотивации к познанию и обучению; осознают важность сопереживания, уважения и доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре; проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; объективно оценивают свои достижения на уроке.
Ресурсы: УМК «Начальная школа XXI в.» Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык 4 класс. Учебник в двух ч. Часть 2.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Структура урока
Организационный этап
- приветствие, знакомство;
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Разина Разиховна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
- эмоциональный настрой к уроку;
- Сегодня я вошла в класс, и мне очень приятно, что вы встречаете меня добрым и ласковым взглядом. Давайте с таким же настроением проведем весь урок. Ребята, а при какой погоде мы испытываем радость, тепло? (при солнечной, теплой). Да, ребята, я согласна с вами. И сегодня в этом классе тепло и уютно от весеннего солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок. Желаю вам хорошего дня.
- проверка готовности к уроку
- Теперь проверим готовность к уроку.
Начинается урок,
Тихо сели, ноги вместе.
Тетрадки, ручки – все на месте,
Руки замерли у всех,
Будем думать, будем слушать,
И учиться лучше всех!
- Ребята, за партой сидим прямо, поясницей касаемся спинки стула, ноги на полу.
II. Проверка усвоения материала прошлого урока. (карточки для индивидуальной работы)
- Ребята, я предлагаю решить вам задание для проверки усвоения материала прошлого урока. Ваша задача – исправить ошибки в употреблении имен числительных в данных предложениях. Вычеркнуть и написать сверху правильный ответ. Всем понятно задание? Задание выполняем индивидуально, каждый сам. Можете перевернуть карточки №1 и приступить к работе.
1. Мы готовили подарки мамам и бабушкам к Восьмому марту. (к Восьмому марта).
2. В книге около двадцать страниц. (Двадцати)
3. В пасти у детенышей крокодила больше сто зубов. (Ста)
-Итак, давайте проверим. Прочитаем предложения. ___, прочитай пожалуйста. Хорошо, остальные согласны? Давайте проверим по эталону. Хорошо, молодцы, у кого есть ошибки и исправьте. Я вижу, что многие освоили материал прошлого урока, а некоторым нужно повторить тему.
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.
- Начать наш урок я хотела бы с пословицы. Кто хочет её прочитать? (Сила птицы — в крыльях, сила человека — в дружбе). Ребята, что же оно значит? Да, ребята, я полностью с вами согласна. Главное у птиц − это крылья, с помощью их они могут улететь от опасности, а у человека главное − дружба, которая тоже может поддержать и помочь ему во всём. А мы будем помогать друг другу получать новые знания на сегодняшнем уроке? (Да) Молодцы, ребята! Эта пословица будет девизом нашего урока!
- чистописание
- Начнем с чистописания. Но сначала давайте подготовим наши пальчики для письма. Повторяйте за мной.
- Откройте тетради, запишите число (Седьмое марта), классная работа. Спишите пословицу. Пишите аккуратно, соблюдая все правила. Хорошо, молодцы.
Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)
- Давайте начнем наш урок, а он должен быть у нас очень интересным. Ребята, какую часть речи вы начали изучать на прошлых уроках?(имена числительные). Что же такое имена числительные? Имя числительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете. Числительные отвечают на вопросы сколько? какой? (который?). Какие они бывают по составу? (простые, сложные и составные)
-Хорошо, а теперь давайте прочитаем слова, которые есть на доске. Сем? ,сем?сот , сем?надцат?, сем?десят. Что общего в этих словах? (Все числительные, корень –сем-). Хорошо, ребята, а почему во всех словах в разных местах стоит знак «?»? (пишется мягкий знак). Хорошо, а как вы думаете, во всех ли этих словах ставится мягкий знак? Везде ли он нужен? Я вижу, что у вас возникло затруднение, и мы не знаем, везде ли пишется мягкий знак в числительных.
Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).
- Итак, ребята, исходя из этого, какую же цель мы поставим? С чем мы познакомимся? Цель урока: познакомиться с правописанием мягкого знака в числительных. А какая же будет тема нашего урока? Тема: «Правописание мягкого знака в числительных».
IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала) (презентация, лист самооценивания, карточки, учебник)
Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).
- Для того чтобы достичь этой цели давайте составим план урока, посмотрите на доску, части предложений перепутаны, вам необходимо соотнести их.
1. Познакомимся с правилом правописания мягкого знака в числительных.
2. Научимся определять, где писать мягкий знак в числительных
3. Научимся находить в тексте числительные, в которых пишется мягкий знак.
- Ребята, у каждого из вас на столе есть листы самооценивания. В течение урока мы будем к нему обращаться и оценивать свою работу. А пока отложите их на край парты.
Поиск решения («открытие» нового знания).
-Ребята, давайте вернемся к тем словам, в которых у нас возникло затруднение. Мы с вами не знаем, в каких местах нужно писать мягкий знак, а в каких нет. Нам поможет разобраться таблица , которая есть в учебнике на с. 99-ой . Давайте рассмотрим её.
- На сколько частей разбита таблица? (2). Как называется первая (вторая ) часть таблицы? (Мягкий согласный на конце числительных, мягкий согласный в середине числительных)
-Давайте прочитаем числительные в первой (второй) части таблицы, вставляя пропущенные имена числительные.
-Как вы думаете, какие числительные по составу записаны в первой (второй) части? (простые и сложные). А почему их так называют? (простые состоят только из 1 слова, а сложные содержат более одного корня). Где пишется мягкий знак в простых числительных?(в конце) Для чего он служит?( в первой части таблицы ь – показатель мягкости). А во второй? (между двумя корнями)
-Давайте все вместе составим алгоритм правописания Ь в числительных. Значит, чтобы определить место ь в числительном - смотрим на состав слова.
У простых числительных( 5-10) , которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать (11-20,30) , мягкий знак пишется в конце слова.
В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) (50-80 и 500-900) – в середине слова.
-Теперь, давайте сравним наши ответы с правилом из учебника на стр.99. Кто хочет прочитать правило? __, прочитай, пожалуйста.
-Хорошо, спасибо. Значит, мы с вами правильно сформулировали правило. А также я хочу прикрепить на доску шпаргалку, с помощью которой мы сможете всегда определять, где писать мягкий знак у числительных.
-А сейчас, я хочу вам рассказать один секрет. Слушайте внимательно и запоминайте! Мягкий знак в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет!
-Значит, в каких случаях мы пишем мягкий знак в конце у числительных? (если оно простое, но есть исключение в слове четыре, если его склонять по падежам). А когда мы пишем мягкий знак в конце у числительных? (если оно сложное, т.е. между двумя корнями). Хорошо, вот мы с вами познакомились с правилом правописания мягкого знака в числительных. Возьмите свои листы самооценивания. Давайте все вместе прочитаем первый пункт плана. Мы выполнили его? Если вам все было понятно, то ставьте знак «+», а если у вас остались вопросы, то знак «?».
Первичное закрепление.
-Итак, давайте вернемся к тем словам, в которых у нас возникло затруднение Сем? ,сем?сот , сем?надцат?, сем?десят.. Действуя по правилу, давайте поставим мягкий знак в этих словах. Давайте по очереди вы будете выходить к доске и ставить мягкий знак в этих словах. Остальные помогаем и исправляем ошибки, если есть. (Семь, семьсот, семнадцать, семьдесят). Хорошо, молодцы, вы отлично справились с этим заданием. А теперь давайте рассмотрим упр. 1 на стр. 99. Давайте прочитаем задание, что нам нужно сделать?
Нужно записать предложения, вставляя, если необходимо, пропущенные буквы.
-Итак, это задание мы выполняем в парах. 1 пара, вы обсуждаете и пишите в тетради 1 и 2 предложения, 2 пара, вы 3 и 4 предложения.( и другие пары по той же тактике). Не забывайте про наш девиз урока, т.е. пословицу, с которой мы познакомились в начале урока. Это значит, что в парах мы работаем дружно, помогая друг другу. Если ваша пара закончила, то сядьте красиво.
-Итак, я вижу, что многие уже закончили. Давайте проверим. 1 пара, прочитайте первое предложение. В слове «семнадцатом» вы написали мягкий знак? (нет). Почему? (потому что в простых числительных в середине слова не пишется мягкий знак). Хорошо, остальные пары, у вас есть что-то добавить к их ответу? Хорошо. Теперь, следующая пара, прочитайте второе предложение. В каких словах вы написали мягкий знак? (пятьдесят, восьмом). Где и почему в этих словах пишется мягкий знак? (в слове пятьдесят мягкий знак ставится посередине, так как это сложное числительное, в слове восьмом пишется мягкий знак, для обозначения мягкости согласного).
-Хорошо, теперь прочитаем 3 предложение. В каких словах вы поставили мягкий знак?( в семнадцать)В каком месте вы поставили мягкий знак?(в конце) . Почему там ставится мягкий знак? (так как оно простое числительное). Значит, в середине слова девятнадцать, мы не пишем мягкий знак. Итак, последнее предложение. Прочитайте его. В каких словах вы поставили мягкий знак? (двадцать, седьмого). Почему в этих словах мы пишем мягкий знак? (в конце слова у простых числительных в слове двадцать, в слове седьмом для обозначения смягчения).
-Хорошо, молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием. Давайте вернемся к нашим листам самооценивания и прочитаем 2 пункт. Мы выполнили его? Если вам все было понятно, то ставьте знак «+», а если у вас остались вопросы, то знак «?».
-Я вижу, что вы немножко устали, давайте все вместе встанем и сделаем физкультминутку.
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
- Садитесь на свои места. Мы отдохнули, а теперь продолжим работу. Будьте активными, чтобы в конце урока я могла поставить вам оценку.
Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)
-Ребята, сейчас я прочитаю вам текст, а ваша задача, слушать внимательно и записывать числительные в 2 столбика. В первом столбике вы пишите числительные, у которых пишется мягкий знак по середине, а во втором столбике те числительные, у которых пишется мягкий знак в конце. А также подумайте, о чем говорится в данном тексте. Итак, приготовились, сели правильно, слушаем.
Северное сияние
Наступала ночь. Термометр показывал тридцать восемь градусов мороза. От сильного мороза наши бороды стали похожи на перепутанные проволоки, а ресницы - на ледяную бахрому. Чтобы не отморозить ноги, мы бежали возле собачьих упряжек уже минут пятьдесят. В девятнадцать часов пятнадцать минут мы остановились на ночлег...
Холод мешал нам уснуть, и мы стали рассматривать небо. Вдруг, словно огромная радуга, вспыхнула дуга самых блестящих цветов на свете. Из неё то и дело вылетали вверх тысячи красных и жёлтых лучей. Мы разбудили товарищей, и они стали любоваться необыкновенным зрелищем. Через семь минут красный огонь залил всё небо. Через десять минут секунд пурпур сменился оранжевым светом, а еще через двадцать секунд небо стало бледно-зеленым.
-Итак, какие числительные вы написали в 1 столбике, прочитай ___, пожалуйста? (пятьдесят). А во 2? (тридцать ,восемь, девятнадцать, пятнадцать, семь, десять, двадцать).
-Хорошо, остальные согласны? Хорошо, молодцы. Ребята, а о чем говорится в этом тексте? Ребята, в данном тексте говорится о северном сиянии. Вы слышали о нем что-нибудь? Северное сияние — это невероятное явление природы, которое можно увидеть в полярных областях Земли, таких как Арктика и Антарктика. Оно возникает из-за взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли. Северное сияние проявляется как красивые светящиеся полосы или занавески разных цветов на небе. Эти цвета включают зеленый, красный, розовый, фиолетовый и синий.
-Хорошо, а теперь давайте выполним очень интересное задание в группах. Вам нужно разделиться на 5 групп. Ваша задача, обсуждая все вместе, записать в тетради числа 9, 11, 17, 18, 30, 58, 70, 80, 500, 800 словами и составить с ними словосочетания, а также обозначить корни в числительных. Итак, 1 группа пишут числа (9,11), 2 группа (17,18), 3 группа (30,58), 4 группа (70, 80), 5 группа (500,800). В группах работаем дружно, и не забываем про девиз нашего урока.
-Итак, какие словосочетания вы записали? Хорошо, молодцы. Какие корни вы выделили? Давайте проверим по эталону. У всех так? Хорошо, молодцы!
- А теперь возьмите ваши листы самооценивания. Прочитайте последний пункт плана. Мы выполнили его? Хорошо.
Если вам все было понятно, то ставьте знак «+», а если у вас остались вопросы, то знак «?».
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Чтобы понять, как хорошо вы усвоили данную тему, сейчас каждый выполнит задание. Ваша задача, вставить мягкий знак в числительных там, где это необходимо.. Кто закончил, сядьте красиво.
За лето прочитал пят…надцать книг. В школе пят..сот учеников. Напечатано восем..сот экземпляров книг. В продаже есть сем..надцать видов обоев. Объем бака – шест..десят литров.
-Теперь, обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте работу друг друга по эталону. Исправьте ошибки.
Семь, тридцать, шесть, пятьдесят, десять, восемь, шестьсот, четырьмя, восемнадцать, пятнадцать.
Нет ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-5 ошибок – «3»
Более 5 ошибок – «2»
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Соотнесение результатов урока с поставленными целями (презентация).
- Какая была цель нашего урока? Цель урока: познакомиться с правописанием мягкого знака в числительных.
- Ребята, добились ли мы ее? (да). Через что мы добились цели? (через план действий).
-Так значит в каком случае мы пишем мягкий знак в середине у числительных? А в конце? Хорошо.
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).
- Что нового вы узнали?
- Что было самым интересным?
- Что было трудным и непонятным? (фронтальный опрос, ответы учащихся)
Выставление отметок.
- Мне бы хотелось отметить активных учеников и поставить вам оценки.
VI. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).
- Запишите домашнее задание: упр.4 на стр 101
- Вы все большие молодцы, активно участвовали на уроке. До встречи!