СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку "Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи" (7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект урока по русскому языку по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку "Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи" (7 класс)»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ »

1. ФИО: Алибалаев Казиахмед Медетович

2. Место работы: МКОУ ” Татильская СОШ ” Табасаранский район РД

3. Должность: Учитель

4. Предмет: Русский язык

5. Класс: 7

6. Тема и номер урока в теме «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи» Урок №26

7. Базовый учебник: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе./ под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014

Цель урока: Освоение умения систематизировать и обобщать изученный ранее материал о написании НЕ с различными частями речи

Методические приемы: проектная деятельность, групповая работа, тестовая технология

Планируемые результаты обучения:

Предметные: уметь распознавать части речи и применять правило написания частицы НЕ со словами различных частей речи; обучение навыкам проектной деятельности

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

• познавательные: обобщение и систематизация знаний о написании НЕ с различными частями речи и схематическое их отражение.

• регулятивные: организовывать место выступления, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

• коммуникативные: построение высказывания по опорной схеме, владение навыками коллективной и групповой деятельности; овладение монологической и диалогической речью; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.

Личностные: Воспитание языковой личности, владеющей разными видами компетенций

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: макет опорной схемы и разрезной материал, карточки с заданиями, компьютер, проектор, учебники по русскому языку 5, 6, 7 классов

Сценарий урока:

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Переход к теме урока

На собственном опыте мы не раз убеждались, что один из трудных случаев орфографии – слитное и раздельное написание НЕ со словом. Это и будет темой нашего урока

- В какой роли может выступать НЕ со словом?

( Не может быть частицей, может быть приставкой или частью корня)

- Как это связано с написанием НЕ?

(Если НЕ частица, то пишется со словом раздельно. Если НЕ приставка или часть корня, то пишется со словом слитно.

III. Постановка проблемы

- В чем заключается проблема написания НЕ со словами?

(Выбрать слитное или раздельное написание)

Сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему с помощью проектной работы по созданию опорной схемы написания НЕ со словами.

Макет этой схемы лежит у вас на столах. В процессе выполнения заданий мы будем заполнять этот макет опорами. (Приложения 1 и 2)

IV. Постановка цели и задач проекта

- Давайте подумаем, а зачем нам нужна опорная схема? Чем она нам поможет?

( Эта схема поможет нам выбрать правильное написание НЕ со словами, поможет избежать ошибок и т.д.)

Ребята, мы выполнили I этап нашей проектной работы и определили ее цель и задачи.

А теперь перейдем ко II этапу

Выполним ряд заданий, которые помогут нам создать опорную схему.

V. Работа с макетом опорной схемы

А) Тест

Ребята, вашему вниманию предлагаются тесты.

Тест №1

ЗАДАНИЕ: укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется слитно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания

Тест №2

ЗАДАНИЕ: укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется раздельно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания

- С чего вы начинали, чтобы правильно выбрать написание НЕ?

(Надо определить часть речи)

Внесем это положение в макет Схемы

Б) Определение групп частей речи

В макете вы видите, что части речи, в которых при написании НЕ возникают трудности, разделены на три группы.

- Можете вы назвать эти группы?

Внесем в макет Схемы названных групп частей речи

В) Словарная работа

На доске: (Не)нависть

Ребята, на доске вы видите слово (не)нависть. Запишите его, раскрыв скобки.

- Что вы скажете о написании этого слова? (Ненависть – это существительное, которое с НЕ пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется)

ЗАДАНИЕ (выполняется у доски): подберите к этому слову однокоренные слова различных частей речи

Ненависть, ненавидеть, ненавистный, ненавидя, ненавистно, ненавидящий

- При каком условии любая часть речи всегда пишется с НЕ слитно?

(Если слово не употребляется без НЕ)

Г) Работа по группам

Сейчас мы поработаем с группами частей речи. У вас на столах карточки с текстом. (Приложение 3)

ЗАДАНИЕ: подготовьте чтение текста

(чтение текста)

ЗАДАНИЕ:

I группа выписывает из текста существительные, прилагательные и наречия на -о, -е и распределяет их на два столбика: слитно – раздельно;

II группа выписывает из текста причастия и распределяет их на два столбика: слитно – раздельно;

III группа выписывает из текста глаголы и деепричастия.

Для успешного выполнения работы воспользуйтесь правилами в учебниках, которые лежат у вас на столах.

ПРОВЕРКА

Начнем проверку с III группы

- Назовите выписанные слова и объясните их написание

- Что вы можете сказать о написании НЕ с глаголами и деепричастиями?

- Когда может встретиться слитное написание?

Внесем запись в макет Схемы

Теперь послушаем II группу

- Какие причастия вы написали с НЕ слитно? Почему?

- Какие причастия вы написали с НЕ раздельно? Почему?

Вставим нужные опоры в макет Схемы

Завершает проверку I группа. У вас в работе были три части речи.

- В каких случаях вы написали их с НЕ слитно?

- Какие случаи раздельного написания с НЕ вам встретились?

Внесем опоры в макет Схемы

VI. Реализация проекта

Ребята, наша работа по созданию проекта опорной схемы завершилась. Мы подошли к третьему этапу – реализации проекта

А теперь посмотрим, какая опорная схема у нас получилась.

А) Алгоритм применения Схемы

Проговорим алгоритм работы по нашей опорной схеме

- Что мы делаем в первую очередь?

(Определяем часть речи)

- Каким будет следующее действие?

(Находим нужную группу частей речи и определяем, какому условию соответствует написание НЕ)

Б) Применение Схемы

ЗАДАНИЕ: запишите предложения и объясните написание НЕ

(5 предложений на усмотрение учителя)

VII. Итог урока

Сегодня мы с вами не только повторили написание НЕ с различными частями речи, но и обобщили этот материал с помощью опорной схемы. Каждый из вас получает распечатанную опорную схему для дальнейшей работы. (Приложение 4)

На уроке отлично работали_________________________________________________________

Хорошо работали _________________________________________________________________

VIII. Домашнее задание

С помощью опорной схемы выполнить упр.224

Опорная схема

Написания НЕ с различными частями речи









I II III






























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!