ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ »
1. ФИО: Алибалаев Казиахмед Медетович
2. Место работы: МКОУ ” Татильская СОШ ” Табасаранский район РД
3. Должность: Учитель
4. Предмет: Русский язык
5. Класс: 7
6. Тема и номер урока в теме «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи» Урок №26
7. Базовый учебник: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе./ под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2014
Цель урока: Освоение умения систематизировать и обобщать изученный ранее материал о написании НЕ с различными частями речи
Методические приемы: проектная деятельность, групповая работа, тестовая технология
Планируемые результаты обучения:
Предметные: уметь распознавать части речи и применять правило написания частицы НЕ со словами различных частей речи; обучение навыкам проектной деятельности
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
• познавательные: обобщение и систематизация знаний о написании НЕ с различными частями речи и схематическое их отражение.
• регулятивные: организовывать место выступления, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
• коммуникативные: построение высказывания по опорной схеме, владение навыками коллективной и групповой деятельности; овладение монологической и диалогической речью; отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.
Личностные: Воспитание языковой личности, владеющей разными видами компетенций
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: макет опорной схемы и разрезной материал, карточки с заданиями, компьютер, проектор, учебники по русскому языку 5, 6, 7 классов
Сценарий урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Переход к теме урока
На собственном опыте мы не раз убеждались, что один из трудных случаев орфографии – слитное и раздельное написание НЕ со словом. Это и будет темой нашего урока
- В какой роли может выступать НЕ со словом?
( Не может быть частицей, может быть приставкой или частью корня)
- Как это связано с написанием НЕ?
(Если НЕ частица, то пишется со словом раздельно. Если НЕ приставка или часть корня, то пишется со словом слитно.
III. Постановка проблемы
- В чем заключается проблема написания НЕ со словами?
(Выбрать слитное или раздельное написание)
Сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему с помощью проектной работы по созданию опорной схемы написания НЕ со словами.
Макет этой схемы лежит у вас на столах. В процессе выполнения заданий мы будем заполнять этот макет опорами. (Приложения 1 и 2)
IV. Постановка цели и задач проекта
- Давайте подумаем, а зачем нам нужна опорная схема? Чем она нам поможет?
( Эта схема поможет нам выбрать правильное написание НЕ со словами, поможет избежать ошибок и т.д.)
Ребята, мы выполнили I этап нашей проектной работы и определили ее цель и задачи.
А теперь перейдем ко II этапу
Выполним ряд заданий, которые помогут нам создать опорную схему.
V. Работа с макетом опорной схемы
А) Тест
Ребята, вашему вниманию предлагаются тесты.
Тест №1
ЗАДАНИЕ: укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется слитно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания
Тест №2
ЗАДАНИЕ: укажите вариант, в котором НЕ со словом пишется раздельно, запишите этот вариант в тетрадь и поясните выбор написания
- С чего вы начинали, чтобы правильно выбрать написание НЕ?
(Надо определить часть речи)
Внесем это положение в макет Схемы
Б) Определение групп частей речи
В макете вы видите, что части речи, в которых при написании НЕ возникают трудности, разделены на три группы.
- Можете вы назвать эти группы?
Внесем в макет Схемы названных групп частей речи
В) Словарная работа
На доске: (Не)нависть
Ребята, на доске вы видите слово (не)нависть. Запишите его, раскрыв скобки.
- Что вы скажете о написании этого слова? (Ненависть – это существительное, которое с НЕ пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется)
ЗАДАНИЕ (выполняется у доски): подберите к этому слову однокоренные слова различных частей речи
Ненависть, ненавидеть, ненавистный, ненавидя, ненавистно, ненавидящий
- При каком условии любая часть речи всегда пишется с НЕ слитно?
(Если слово не употребляется без НЕ)
Г) Работа по группам
Сейчас мы поработаем с группами частей речи. У вас на столах карточки с текстом. (Приложение 3)
ЗАДАНИЕ: подготовьте чтение текста
(чтение текста)
ЗАДАНИЕ:
I группа выписывает из текста существительные, прилагательные и наречия на -о, -е и распределяет их на два столбика: слитно – раздельно;
II группа выписывает из текста причастия и распределяет их на два столбика: слитно – раздельно;
III группа выписывает из текста глаголы и деепричастия.
Для успешного выполнения работы воспользуйтесь правилами в учебниках, которые лежат у вас на столах.
ПРОВЕРКА
Начнем проверку с III группы
- Назовите выписанные слова и объясните их написание
- Что вы можете сказать о написании НЕ с глаголами и деепричастиями?
- Когда может встретиться слитное написание?
Внесем запись в макет Схемы
Теперь послушаем II группу
- Какие причастия вы написали с НЕ слитно? Почему?
- Какие причастия вы написали с НЕ раздельно? Почему?
Вставим нужные опоры в макет Схемы
Завершает проверку I группа. У вас в работе были три части речи.
- В каких случаях вы написали их с НЕ слитно?
- Какие случаи раздельного написания с НЕ вам встретились?
Внесем опоры в макет Схемы
VI. Реализация проекта
Ребята, наша работа по созданию проекта опорной схемы завершилась. Мы подошли к третьему этапу – реализации проекта
А теперь посмотрим, какая опорная схема у нас получилась.
А) Алгоритм применения Схемы
Проговорим алгоритм работы по нашей опорной схеме
- Что мы делаем в первую очередь?
(Определяем часть речи)
- Каким будет следующее действие?
(Находим нужную группу частей речи и определяем, какому условию соответствует написание НЕ)
Б) Применение Схемы
ЗАДАНИЕ: запишите предложения и объясните написание НЕ
(5 предложений на усмотрение учителя)
VII. Итог урока
Сегодня мы с вами не только повторили написание НЕ с различными частями речи, но и обобщили этот материал с помощью опорной схемы. Каждый из вас получает распечатанную опорную схему для дальнейшей работы. (Приложение 4)
На уроке отлично работали_________________________________________________________
Хорошо работали _________________________________________________________________
VIII. Домашнее задание
С помощью опорной схемы выполнить упр.224
Опорная схема
Написания НЕ с различными частями речи
‼
I II III