СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект урока по русскому языку УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс. Тема урока: «Как используются синонимы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                        Провела: Мозговая Т.А.

План – конспект урока по русскому языку

УМК «Начальная школа ХХI века»

2 класс, учебник «Русский язык» С.В. Иванов

Тема урока: «Как используются синонимы»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: способствовать формированию  деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использованием синонимов в речи.

Задачи: предметные- содействовать развитию умения наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: интерес к познанию русского языка; ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.

Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий(УУД):

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

б) познавательных – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; выделять информацию из сообщений разных видов ( в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

в) коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывания; договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, в паре); адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование урока: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.];[под ред.С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2017, проектор, ноутбук.

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

1.Прозвенел звонок сейчас

За работу, в добрый час!

Вы готовы ребята? Значит, начинаем! - Сделаем пальчиковую гимнастику. Положите руки перед собой, поработаем с пальчиками.

2.Речевая разминка

–Ребята, расправим плечи, голову держать прямо. Представим мысленно перед собой свечу, сделав глубокий вдох, с силой дуем на свечу так, чтобы потушить пламя. Молодцы, а теперь откроем тетради, запишем число.

 

 

Показывают готовность.

Выполняют упражнения показываемые учителем.

 

Данное упражнение можно использовать для формирования умения рационально расходовать воздух во время речи. Для этого необходимо представить перед собой не одну, а две или три свечи. И, конечно, постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы задуть их все.

Л: смыслообразование (Я должен посмотреть…).

Р: волевая саморегуляция.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Каллиграфическая минутка

-Как вы думаете, ребята, с чего мы начнём урок?

(минутки чистописания)

Открыли тетради, записали:

25февраля.

Классная работа.

рой

ге

- Посмотрите на слоги. Чем похожи? Чем различаются?

-   Пропишите их.

2.Словарная работа

Составьте слово из этих слогов.

-Запишите. Выделите ударение.

-Назовите ударный слог.

-Назовите опасное место?

- А что означает слово герой?

-Подберите однокоренные  слова к слову «герой».

-    Значит это..?

     -Составьте предложения со словом «герой».

     -Запишите любую пословицу.

(Герой за славой не гонится.

Герой воюет, а трус горюет.)- пословицы на слайде.

 

 

 

 

- А теперь подберите к слову герой синонимы?

3. –Ребята, давайте ответим на вопрос, как называются слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос? (слайд). Являются ли слова смеяться, хихикать, хохотать, смех синонимами?

( слайд)    Почему? Как можно исправить текст, в котором неоправданно повторяются одни и те же слова?

-Прочитайте на доске слова воин и оборонять. Ребята, как можно объяснить значение этих слов? ( слайд)

-Так какую же тему мы сегодня с вами будем изучать?

-Скажите, какую цель поставим перед собой на урок?

-Откроем учебник на странице 53 и прочитаем тему нашего урока, а также рубрику «давай подумаем», подберём синонимы, которыми можно объяснить значение данных слов.

Разделены  на 3 группы:

- Помните о правилах работы в группе.

1) гр. Подобрать синоним к слову гладкий, ( ровный)

зрелый. (спелый)

2) гр. Подобрать синоним к слову мокрый.(сырой, влажный)

3) гр. Подобрать синоним к слову мчаться (бежать, нестись)

 

- Группа, которая готова, поднимает руки. Один от группы выступает.

-Проверим, как вы справились с заданием.(слайд)

 

Работают письменно в тетрадях. Отвечают на вопросы.

 

 

 

Дают характеристику.

 

 

 

«герой»

 

«Рой»

«ге»

Словарное слово.

Герой - тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызываетвосхищение, подражание,удивление)  - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности .

Героизм, геройство, геройский, героический.

Храбрец, удалец, победитель.

 

Синонимы.

Нет.

Заменить синонимами.

 

Подобрать синонимы.

Воин- солдат

Оборонять - защищать

 (Как используются синонимы?)

-Хотим продолжать узнавать больше про синонимы.

Узнать, зачем они.

 

 

 

 

 

Разбиваются на группы и выполняют задание

 

Р: целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3.Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

-Откроем упражнение 1 на стр.54. Заменим выделенные слова синонимами. Одинаковое ли значение у слова резкий в предложениях?

 Как называются такие слова?

-Как вы думаете, почему нельзя сказать: «порывистая боль, крутой ветер», ведь слова резкий, острый, крутой- синонимы?

-Запишем синонимы к каждому предложению со словом резкий

Физминутка

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

 Вправо-влево разведу.

 ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

И как птица полечу.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

 А потом присяду, встану.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

И нисколько не устану.

 ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

И попрыгаю немного.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

И пешком пойду в дорогу.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

Если надо, побегу.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

Всё на свете я смогу!

 

Работают над упражнением. Отвечают на вопросы.

Многозначные .

(обращение к рубрике «подсказка»

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения. П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие

4. Первичное усвоение новых знаний

-Обратимся к упражнению 2.( работа в парах)

-Из слов, помещённых в скобках, подберите синонимы к выделенным словам.

-Почему в разных предложениях к одному и тому же слову подойдут разные синонимы?

 Проверка ( слайд)

Выполняют упражнение устно. Отвечают на вопрос.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов

5.Первичное закрепление

-Выполним упражнение 3. Прочитаем и отгадаем загадку. Выпишем ряд синонимов.

Тьма- темнота, потёмки, мрак

Проверка (слайд)

Отгадывают загадку.

(мрак)

Записывают синонимы к слову в тетрадь.

 

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П: выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упражнение 4, страница 55

Записывают домашнее задание в дневник

Р: волевая саморегуляция. П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Наш урок подошёл к концу. Что нам удалось?

 - Что нового узнали о словах-синонимах? (отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи и могут отличаться оттенками). ( слайд)

-Оцените свою работу на уроке.

 

 

Отвечают на вопросы

П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л: адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка

Резерв заданий.

Самостоятельная работа.

1.Найди пары синонимов. Поставь стрелки.

приятель                                       воин

солдат                                           друг                          

шагать                                           горе

красный                                       идти

печаль                                          труд

работа                                           алый

 

 

2.Напиши, каких зверей так называют?

Косой  -  _____________;

Серый  -  _____________;

косолапый - _________________.

 

 

3.Допиши предложения:

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока по русскому языку УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс. Тема урока: «Как используются синонимы»»

Провела: Мозговая Т.А.

План – конспект урока по русскому языку

УМК «Начальная школа ХХI века»

2 класс, учебник «Русский язык» С.В. Иванов

Тема урока: «Как используются синонимы»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: способствовать формированию деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использованием синонимов в речи.

Задачи: предметные- содействовать развитию умения наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: интерес к познанию русского языка; ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.

Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий(УУД):

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

б) познавательных – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; выделять информацию из сообщений разных видов ( в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

в) коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывания; договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, в паре); адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Оборудование урока: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / [С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.];[под ред.С.В. Иванова]. – 4-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2017, проектор, ноутбук.



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент

1.Прозвенел звонок сейчас

За работу, в добрый час!

Вы готовы ребята? Значит, начинаем! - Сделаем пальчиковую гимнастику. Положите руки перед собой, поработаем с пальчиками.

2.Речевая разминка

–Ребята, расправим плечи, голову держать прямо. Представим мысленно перед собой свечу, сделав глубокий вдох, с силой дуем на свечу так, чтобы потушить пламя. Молодцы, а теперь откроем тетради, запишем число.



Показывают готовность.

Выполняют упражнения показываемые учителем.


Данное упражнение можно использовать для формирования умения рационально расходовать воздух во время речи. Для этого необходимо представить перед собой не одну, а две или три свечи. И, конечно, постараться распределить выдыхаемый воздух так, чтобы задуть их все.

Л: смыслообразование (Я должен посмотреть…).

Р: волевая саморегуляция.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Каллиграфическая минутка

-Как вы думаете, ребята, с чего мы начнём урок?

(минутки чистописания)

Открыли тетради, записали:

25февраля.

Классная работа.

рой

ге

- Посмотрите на слоги. Чем похожи? Чем различаются?

- Пропишите их.

2.Словарная работа

Составьте слово из этих слогов.

-Запишите. Выделите ударение.

-Назовите ударный слог.

-Назовите опасное место?

- А что означает слово герой?

-Подберите однокоренные слова к слову «герой».

- Значит это..?

-Составьте предложения со словом «герой».

-Запишите любую пословицу.

(Герой за славой не гонится.

Герой воюет, а трус горюет.)- пословицы на слайде.





- А теперь подберите к слову герой синонимы?

3. –Ребята, давайте ответим на вопрос, как называются слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос? (слайд). Являются ли слова смеяться, хихикать, хохотать, смех синонимами?

( слайд) Почему? Как можно исправить текст, в котором неоправданно повторяются одни и те же слова?

-Прочитайте на доске слова воин и оборонять. Ребята, как можно объяснить значение этих слов? ( слайд)

-Так какую же тему мы сегодня с вами будем изучать?

-Скажите, какую цель поставим перед собой на урок?

-Откроем учебник на странице 53 и прочитаем тему нашего урока, а также рубрику «давай подумаем», подберём синонимы, которыми можно объяснить значение данных слов.

Разделены на 3 группы:

- Помните о правилах работы в группе.

1) гр. Подобрать синоним к слову гладкий, ( ровный)

зрелый. (спелый)

2) гр. Подобрать синоним к слову мокрый.(сырой, влажный)

3) гр. Подобрать синоним к слову мчаться (бежать, нестись)


- Группа, которая готова, поднимает руки. Один от группы выступает.

-Проверим, как вы справились с заданием.(слайд)


Работают письменно в тетрадях. Отвечают на вопросы.




Дают характеристику.




«герой»


«Рой»

«ге»

Словарное слово.

Герой - тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызываетвосхищение, подражание,удивление) 
- человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности .

Героизм, геройство, геройский, героический.

Храбрец, удалец, победитель.


Синонимы.

Нет.

Заменить синонимами.


Подобрать синонимы.

Воин- солдат

Оборонять - защищать

(Как используются синонимы?)

-Хотим продолжать узнавать больше про синонимы.

Узнать, зачем они.






Разбиваются на группы и выполняют задание


Р: целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. П: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3.Актуализация опорных знаний.








-Откроем упражнение 1 на стр.54. Заменим выделенные слова синонимами. Одинаковое ли значение у слова резкий в предложениях?

Как называются такие слова?

-Как вы думаете, почему нельзя сказать: «порывистая боль, крутой ветер», ведь слова резкий, острый, крутой- синонимы?

-Запишем синонимы к каждому предложению со словом резкий

Физминутка

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

Вправо-влево разведу.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

И как птица полечу.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

А потом присяду, встану.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

И нисколько не устану.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

И попрыгаю немного.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

И пешком пойду в дорогу.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

Если надо, побегу.

ЭТО ТОЖЕ Я МОГУ.

Всё на свете я смогу!


Работают над упражнением. Отвечают на вопросы.

Многозначные .

(обращение к рубрике «подсказка»

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения. П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие

4. Первичное усвоение новых знаний

-Обратимся к упражнению 2.( работа в парах)

-Из слов, помещённых в скобках, подберите синонимы к выделенным словам.

-Почему в разных предложениях к одному и тому же слову подойдут разные синонимы?

Проверка ( слайд)

Выполняют упражнение устно. Отвечают на вопрос.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний. К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов

5.Первичное закрепление

-Выполним упражнение 3. Прочитаем и отгадаем загадку. Выпишем ряд синонимов.

Тьма- темнота, потёмки, мрак

Проверка (слайд)

Отгадывают загадку.

(мрак)

Записывают синонимы к слову в тетрадь.


Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П: выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упражнение 4, страница 55

Записывают домашнее задание в дневник

Р: волевая саморегуляция. П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

-Наш урок подошёл к концу. Что нам удалось?

- Что нового узнали о словах-синонимах? (отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи и могут отличаться оттенками). ( слайд)

-Оцените свою работу на уроке.



Отвечают на вопросы

П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л: адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка

Резерв заданий.

Самостоятельная работа.

1.Найди пары синонимов. Поставь стрелки.

приятель воин

солдат друг

шагать горе

красный идти

печаль труд

работа алый





2.Напиши, каких зверей так называют?

Косой - _____________;

Серый - _____________;

косолапый - _________________.





3.Допиши предложения:

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!