План-конспект урока технологии
Раздел: «Кулинария».
Тема: «Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание».
Класс: 5.
Целеполагание:
1. Предметные:
Усвоить основные понятия раздела «Кулинария»;
Узнать, что такое санитарно-гигиенические требования;
Познакомиться с понятиями «здоровое питание», «режим питания».
2. Метапредметные УУД:
2.1. Познавательные: формулировать умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, ставить и формулировать проблему самостоятельно создавать алгоритм деятельности;
2.2. Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и одноклассников;
2.3. Коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.
3. Личностные УУД: формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; сформулировать основы гражданской идентичности.
4. Профориентационные УУД: сформулировать представления о профессии повар, официант.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- кабинет технологии.
Дидактическое обеспечение:
- учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М. Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
- презентация по теме «Санитария и гигиена кухни. Здоровое питание»;
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация презентации, игра.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.
Словарная работа: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевая пирамида, режим питания.
Тип урока: комбинированный урок – урок приобретения новых знаний и урок закрепления знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начало урока. Учитель входит в класс и приветствует учащихся. Педагог отмечает отсутствующих. Учитель проверяет у учащихся наличие рабочей одежды, рабочих тетрадей, инструментов и материалов для урока. Если все есть, то можно начинать урок.
2. Актуализация новых знаний.
На сегодняшнем уроке ученики познакомятся с новой темой «Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание», поэтому перед изложением нового материала следует задать несколько вопросов, дабы узнать начальный уровень знаний по этой теме учащихся.
Вопросы:
1. Давайте подумаем что же означает слово «Кулинария»? – Слово кулинария происходит от латинского culina – «кухня» и означает искусство приготовления пищи.
2. Что такое режим питания? – Количественная и качественная характеристика питания, включающая кратность, время приема пищи и распределение ее по калорийности и химическому составу, а также поведение человека во время приёма пищи.
Ответы на вопросы получены, теперь можно начать изложение нового материала.
3. Изложение нового материала.
На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему «Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание». Цель урока: познакомиться с основными базовыми понятиями раздела «Кулинария», составить пищевую пирамиду на основе полученных знаний.
В конце урока у учащихся должна быть сделана пищевая пирамида.
План изложения нового материала:
1.Введение;
2.Посуда для кухни и уход за ней;
3.Уход за поверхностью стен и пола;
4.Безопасные приёмы работы на кухне;
5.Первая помощь при порезах и ожогах;
6.Пищевые (питательные) вещества;
7. Пищевая пирамида.
8.Первая помощь при пищевых отравлениях;
9. Режим питания.
1.Введение;
К помещению кухни и столовой принадлежности предъявляются особые требования – это прежде всего чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда пищу готовили на открытом огне очага, и теперь, в условиях высокой технической оснащённости домашнего хозяйства.
Уход за кухней довольно трудоёмок и сложен, потому что на ней сосредоточено много важных объектов. Это и продукты питания, которые надо уметь сохранить и правильно переработать, и электрическая или газовая плита основное оборудование для тепловой обработки продуктов, и многочисленная кухонная утварь, посуда, разнообразные технические приспособления и электроприборы.
Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, продуктах, посуде, так как болезнетворные микробы могут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требования. Ознакомимся с ними и будем в дальнейшем неукоснительно им следовать.
Санитарно-гигиенические требования:
К лицам, приготовляющим пищу:
Готовить пищу надо в специальной одежде.
Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены.
К приготовлению пищи:
До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.
Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой обработке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипячёной водой.
Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.
Нельзя готовить пищу в посуде с повреждённой эмалью.
К хранению продуктов и готовых блюд:
Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.
Продукты и готовые блюда можно хранить не больше определённого срока.
Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.
Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивать в пищевую плёнку.
Различные продукты и готовые блюда требуют определённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией (см. инструкцию к нему).
Приготовленные блюда помещать в холодильник остывшими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.
2.Посуда для кухни и уход за ней;
На кухне необходимо иметь набор посуды (рис. 14). Минимальный набор состоит из четырёх предметов: кастрюли, сотейника и двух сковород различного размера.
Но для того чтобы готовить быстро, качественно и разнообразно, желательно иметь на кухне: 4—5 кастрюль разного размера и формы; набор разных по величине сковород (для мяса, рыбы, блинов и т. д.); казан или гусятницу с толстыми стенками для тушения; противни и формы для выпечки в духовом шкафу и специальную посуду для приготовления в СВЧ-печи.
Посуда может быть чугунная, эмалированная, из нержавеющей стали, стеклянная с антипригарным покрытием. Для запекания продуктов в духовом шкафу применяют посуду из огнеупорного стекла или глиняную (керамическую).
Для облегчения работы на кухне нужно иметь разнообразный инвентарь и приспособления: несколько разделочных досок для нарезки хлеба, овощей, мяса, рыбы; набор столовых ножей, тёрку, скалку, овощечистку, пресс для чеснока; кухонный набор: лопаточку, ложку, шумовку, половник и др.; кухонные весы, таймер, фольгу или рукав плёнки для запекания.
Для подачи готовых блюд используют фаянсовую или фарфоровую столовую посуду — тарелки закусочные, пирожковые, десертные; столовые приборы — ножи, вилки, ложки и чайную посуду — чашки, блюдца, заварочный чайник, молочник и др. (рис. 15).
Кухонную посуду надо мыть сразу после её использования. Пригоревшую пищу нужно отмывать, а не соскабливать.
Столовую и чайную посуду также моют сразу после еды, так как остатки пищи могут засохнуть, и потребуется больше усилий для их удаления. Следует помнить, что грязная посуда привлекает мух и тараканов — переносчиков опасных заболеваний.
Мытьё посуды можно выполнять в следующей последовательности.
Удалить остатки пищи с посуды губкой или куском бумажного полотенца.
Отсортировать посуду: отдельно поставить стаканы, тарелки и т. д. (рис. 16).
Замочить посуду с пригоревшей пищей в горячей воде.
Вымыть посуду в горячей воде с использованием специальных приспособлений: губки, щётки, ёршика — и безопасных для здоровья моющих средств, которые растворяют жир и облегчают мытьё.
Помни! Перед использованием моющих и чистящих средств следует ознакомиться со способом их применения.
Вначале нужно вымыть менее загрязнённую чайную посуду, затем столовую и кухонную.
Промыть посуду в проточной воде. В случае, если на кухне нет мойки с проточной водой, посуду моют в специальной ёмкости.
Поставить чистую посуду на сушку. Нежелательно вытирать посуду полотенцем.
3.Уход за поверхностью стен и пола;
Поскольку для отделки поверхностей кухни используют гигиенические, легко моющиеся материалы (керамическую плитку, линолеум, пластиковые панели, моющиеся обои), ухаживать за кухней несложно. Влажную уборку можно проводить с использованием чистящих и моющих средств, после чего обработанные поверхности нужно промыть чистой водой и насухо вытереть мягкой тряпкой или специальной салфеткой.
4.Безопасные приёмы работы на кухне;
Работа на кухне таит в себе опасности. При неумелом пользовании ножом или колющими приспособлениями можно порезаться. Горячей водой или о раскалённую посуду можно обжечься. Поэтому во время работы на кухне дома и в кабинете кулинарии в школе нужно строго соблюдать правила безопасной работы.
Правила безопасного пользования:
Газовыми плитами:
До зажигания газа на горелках газовой плиты проветрить помещение.
Правильно зажигать горелки газовой плиты: зажечь спичку, поднести её к одной из горелок плиты. Слегка нажав на ручку крана горелки, открыть его. Для розжига горелки рекомендуется применять электрические или кремниевые зажигалки.
Перед пользованием духовым шкафом проветрить его в течение 3-5 минут неоднократным открыванием и закрыванием дверки шкафа.
Не оставлять зажжённую газовую плиту без присмотра.
По окончании работы закрыть краны конфорочных горелок плиты, а также кран горелки духового шкафа.
Электронагревательными приборами:
Перед работой проверить исправность соединительного шнура.
Устанавливать электронагревательный прибор на огнеупорную подставку.
Подключать в сеть электроприбор только сухими руками, держась за его вилку (рис. 17).
По окончании работы выключать электроприбор.
Горячей посудой и жидкостью:
Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края.
Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев.
Снимая крышку с горячей посуды, приподнять её от себя (рис. 18).
Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.
На сковороду с горячим жиром продукты класть аккуратно, от себя, чтобы не разбрызгивался жир.
Снимая горячую посуду с плиты, пользоваться прихватками, а если сковорода без ручки, то сковородником — приспособлением для перемещения посуды.
Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками.
Ножом и приспособлениями:
Пользоваться правильными приёмами работы ножом (рис. 19, а).
Работать только хорошо заточенным ножом.
Передавать нож и режущие инструменты только ручкой вперёд, лезвием от себя (рис. 19, б).
При работе мясорубкой проталкивать продукт пестиком.
5.Первая помощь при порезах и ожогах;
Первая помощь при порезах
Промыть рану струёй кипячёной воды, затем обработать раствором перекиси водорода, поливая из пузырька тонкой струйкой, или слабым бледно-розовым раствором марганцовокислого калия.
Смазать кожу вокруг раны настойкой йода.
Наложить стерильную повязку.
Если рана глубокая или сильно загрязнена, обратиться в травмпункт или ближайшую поликлинику.
Первая помощь при ожогах паром или кипятком
Погрузить обожжённый участок тела в холодную воду или подставить под струю холодной воды на 10-15 минут.
Приложить к нему холодную влажную марлю или бинт.
Нанести на поверхность противоожоговую мазь или специальную противоожоговую повязку из аптечки.
Ни в коем случае нельзя применять бактерицидный пластырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, прикладывать лёд, касаться обожжённой поверхности руками, смазывать жиром или маслом.
6.Пищевые (питательные) вещества;
Здоровое питание
Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это — физиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы утоляем голод, нужна и полезна организму. Какое же питание является здоровым?
Пищевые (питательные) вещества
В состав пищи входят пищевые вещества растительное и животного происхождения. К их числу относятся белки, жиры, углеводы. Кроме того, в пище имеются необходимые человеку витамины, минеральные вещества и вода.
Белки — это строительный материал клеток и тканей opганизма. Белки содержатся в яйцах, молоке и молочных продукта мясе, рыбе, а также в растительных продуктах — сое, пророщенных зёрнах пшеницы, морских водорослях, чечевице, белой с соли, хлебе с отрубями, макаронных изделиях из муки грубого помола, коричневом рисе, грецких орехах. Растительные 6eлки не могут полностью обеспечить организм незаменимыми вещствами, поэтому человеку нужно обязательно есть мясо. Недостаток белка в организме приводит к тяжёлым заболеваниям. Любые способы хранения белковых продуктов (замораживание и оттаивание, длительная тепловая обработка, консервирование) снижают их пищевую ценность. Полезные натуральные продукты, содержащие белки, — парное мясо, свежая рыба, яйца, белое мясо птицы, зерновые, бобовые, овощи, фрукты.
Углеводы являются главным поставщиком энергии для организма, помогают работать нашим мышцам. Они содержатся во фруктах, ягодах и мёде, в крупах, муке, картофеле, макаронных изделиях. Особо способствуют лучшему усвоению пищи углеводы, содержащиеся в сырых овощах.
Жиры — тоже источник энергии. Жиры бывают животного происхождения — сливочное масло, говяжий, свиной и бараний жир — и растительного — подсолнечное, оливковое, кукурузное масло, орехи. Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Однако они трудно сгорают в организме, поэтому могут накапливаться в нём и при переедании вызывать ожирение. Витамины - это вещества, необходимые нам для роста, жизнеспособности. Они усиливают сопротивляемость организма болезням и повышают его тонус. Витамины поступают с пищей животного и растительного происхождения.
Жителям северных регионов, которым свежие фрукты и овощи не всегда доступны, а также людям, испытывающим большие физические нагрузки (например, при спортивных тренировках), а также перенёсшим тяжёлые заболевания, требуется приём специальных витаминных препаратов.
Минеральные вещества в небольших количествах входят во все продукты питания. Всего насчитывают более 30 минералов и микроэлементов, без которых невозможно нормальное функционирование организма.
Вода является таким же важным компонентом питания, как и все перечисленные питательные вещества. Она жизненно необходима организму для переваривания пищи, выведения шлаков (вредных веществ) и поддержания нормальной температуры тела.
Очень важно, чтобы в организм человека попадала только чистая вода. К сожалению, даже водопроводная вода не является идеальной питьевой водой.
Очистить воду можно с помощью простого устройства — фильтра для очистки воды (рис. 20).
Человеку необходимо сбалансированное питание, т. е. достаточное количество белков, жиров, углеводов и других веществ.
Количество и состав пищи зависят от возраста человека и его деятельности. Привычки в питании формируются с детства, поэтому тебе уже сейчас нужно понимать, что есть полезно, а что вредно.
7. Пищевая пирамида.
Понять правила здорового (рационального) питания тебе поможет пищевая пирамида (см. рис. 21). Продуктов, изображённых в основании пирамиды, нужно употреблять в пищу больше, а изображённых на самой вершине пирамиды — употреблять ограниченно или избегать их. А вот чистую питьевую воду нужно пить в большом количестве: взрослым людям не менее двух литров в сутки.
Всю полученную из еды энергию люди расходуют на движение, обмен веществ, а дети — ещё и для роста.
Пищей можно отравиться!
В некоторых случаях некачественная пища может нанести | вред организму человека, вызвать пищевое отравление. Как предупредить это?
Нельзя использовать просроченные продукты. В магазине нужно обращать внимание на дату изготовления и срок годности продукта.
Употреблять как можно меньше продуктов, содержащих консерванты, стабилизаторы, вкусовые добавки, красители.
Нельзя есть овощи и фрукты, выращенные в экологически загрязнённых зонах: вблизи автомобильных дорог, на загрязнённой почве; обработанные излишним количеством химических удобрений. Нельзя ловить рыбу в водоёмах, загрязнённых сточной водой промышленных предприятий.
Нельзя есть копчёную рыбу и мясо, потому что при копчении в них образуются очень вредные вещества.
Если на продукте появилась плесень, его нужно немедленно выбросить, а не удалять повреждённый слой. Исключение составляют специальные сыры с плесенью — бри, камамбер и другие.
Нельзя употреблять в пищу позеленевший или проросший картофель, потому что в нём образовалось ядовитое вещество соланин, который может вызвать отравление.
Фрукты и овощи нужно тщательно мыть, так как на их поверхности могут быть пестициды — ядохимикаты, которыми их обрабатывали, защищая от вредителей.
8.Первая помощь при пищевых отравлениях;
До приезда «скорой помощи»:
Дать пострадавшему выпить 3-4 стакана кипячёной воды комнатной температуры.
Вызвать рвоту, надавив пальцами на корень языка. Повторить процедуру несколько раз.
Растолочь 20 таблеток активированного угля, размешать в стакане питьевой воды комнатной температуры и дать выпить.
Воздержаться от приёма пищи.
9. Режим питания.
Режим питания
Для того чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно принимать её в необходимых количествах и в определённое время. В день рекомендуется пять приёмов пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Завтрак — один из главнейших приёмов пищи. Он снабжает организм энергией для успешной учёбы и занятий спортом. Для перекусов (второго завтрака, полдника) нужно выбирать полезную и питательную пищу — свежие или сушёные фрукты, овощи, йогурт, творог, хлеб, сок.
Общие положения по правилам безопасности на уроке труда К уроку допускаются только школьники, одетые в специальную рабочую форму;
Нельзя приступать к выполнению задания без ознакомления с техникой безопасности и разрешения учителя;
Нельзя пользоваться инструментами и оборудованием не по назначению, а также поврежденными предметами;
Задания надо выполнять внимательно и аккуратно, чтобы не нанести вред себе и окружающим;
Рабочее место надо содержать в чистоте, предметы хранить в соответствии с техникой безопасности;
При получении травмы немедленно прекратить выполнения учебного задания и сообщить об этом учителю;
По окончанию урока труда необходимо убрать рабочее место, сложить инструменты на места и тщательно вымыть руки с мылом.
5. Практическая работа.
На сегодняшнем уроке ученики будут выполнять плакат «Пищевая пирамида». Учитель раздает раздаточный материал (пустая пирамида), ученики должны на каждом ярусе нарисовать продукты.
6. Текущий инструктаж:
В ходе работы учитель следит за выполнением СГТ и ПТБ, трудовой дисциплины. Могут возникнуть проблемы с выполнением пирамиды. В ходе работы возможен группой и индивидуальный инструктажи.
Завершение практической работы.
Заключительный инструктаж.
По завершению практической работы учитель выставляет оценки по следующим критериям:
соблюдение СГТ и ПТБ;
норма времени;
качество выполненной работы.
Домашнее задание:
1. Составить свою пирамиду и на ее основе составить дневной рацион.
9.Уборка рабочих мест.