СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по технологии (девочки) 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по технологии (девочки) 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по технологии (девочки) 5 класс»

План-конспект урока технологии

Раздел: «Кулинария».

Тема: «Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание».

Класс: 5.

Целеполагание:

1. Предметные:

  1. Усвоить основные понятия раздела «Кулинария»;

  2. Узнать, что такое санитарно-гигиенические требования;

  3. Познакомиться с понятиями «здоровое питание», «режим питания».

2. Метапредметные УУД:

2.1. Познавательные: формулировать умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, ставить и формулировать проблему самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

2.2. Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и одноклассников;

2.3. Коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.

3. Личностные УУД: формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; сформулировать основы гражданской идентичности.

4. Профориентационные УУД: сформулировать представления о профессии повар, официант.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

- кабинет технологии.

Дидактическое обеспечение:

- учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М. Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.

- презентация по теме «Санитария и гигиена кухни. Здоровое питание»;

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация презентации, игра.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Словарная работа: санитарно-гигиенические требования, кухонная столовая и чайная посуда, столовые приборы, правила безопасной работы на кухне; пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, пищевая пирамида, режим питания.

Тип урока: комбинированный урок – урок приобретения новых знаний и урок закрепления знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Начало урока. Учитель входит в класс и приветствует учащихся. Педагог отмечает отсутствующих. Учитель проверяет у учащихся наличие рабочей одежды, рабочих тетрадей, инструментов и материалов для урока. Если все есть, то можно начинать урок.

2. Актуализация новых знаний.

На сегодняшнем уроке ученики познакомятся с новой темой «Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание», поэтому перед изложением нового материала следует задать несколько вопросов, дабы узнать начальный уровень знаний по этой теме учащихся.

Вопросы:

1. Давайте подумаем что же означает слово «Кулинария»? – Слово кулинария происходит от латинского culina – «кухня» и означает искусство приготовления пищи.

2. Что такое режим питания? – Количественная и качественная характеристика питания, включающая кратность, время приема пищи и распределение ее по калорийности и химическому составу, а также поведение человека во время приёма пищи.

Ответы на вопросы получены, теперь можно начать изложение нового материала.

3. Изложение нового материала.

На сегодняшнем уроке мы будем изучать новую тему «Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание». Цель урока: познакомиться с основными базовыми понятиями раздела «Кулинария», составить пищевую пирамиду на основе полученных знаний.

В конце урока у учащихся должна быть сделана пищевая пирамида.

План изложения нового материала:

1.Введение;

2.Посуда для кухни и уход за ней;

3.Уход за поверхностью стен и пола;

4.Безопасные приёмы работы на кухне;

5.Первая помощь при порезах и ожогах;

6.Пищевые (питательные) вещества;

7. Пищевая пирамида.

8.Первая помощь при пищевых отравлениях;

9. Режим питания.

1.Введение;

К помещению кухни и столовой принадлежности предъявляются особые требования – это прежде всего чистота. Так было всегда: и в прошлом, когда пищу готовили на открытом огне очага, и теперь, в условиях высокой технической оснащённости домашнего хозяйства.

Уход за кухней довольно трудоёмок и сложен, потому что на ней сосредоточено много важных объектов. Это и продукты питания, которые надо уметь сохранить и правильно перерабо­тать, и электрическая или газовая плита основное оборудо­вание для тепловой обработки продуктов, и многочисленная кухонная утварь, посуда, разнообразные технические приспо­собления и электроприборы.

Приготовление пищи не терпит присутствия грязи на руках, одежде, продуктах, посуде, так как болезнетворные микробы мо­гут вызвать пищевые отравления. Вот почему при кулинарных работах нужно соблюдать санитарно-гигиенические требова­ния. Ознакомимся с ними и будем в дальнейшем неукоснительно им следовать.

Санитарно-гигиенические требования:

К лицам, приготовляющим пищу:

  1. Готовить пищу надо в специальной одежде.

  2. Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вы­мыть руки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены.

К приготовлению пищи:

  1. До тепловой обработки продукты должны быть вымыты.

  2. Если фрукты и овощи не будут подвергаться тепловой об­работке, их надо мыть тщательно, а по окончании мытья ополоснуть кипячёной водой.

  3. Различные виды продуктов следует обрабатывать на раз­ных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

  4. Нельзя готовить пищу в посуде с повреждённой эмалью.

К хранению продуктов и готовых блюд:

  1. Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоро­портящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

  2. Продукты и готовые блюда можно хранить не больше оп­ределённого срока.

  3. Продукты, готовые к употреблению, хранить в закрытом виде и отдельно от сырых.

  4. Перед загрузкой в холодильную или морозильную камеру все продукты заворачивать в пищевую плёнку.

  5. Различные продукты и готовые блюда требуют опреде­лённой температуры хранения, поэтому в холодильнике их размещают на соответствующих полках, предусмотренных его конструкцией (см. инструкцию к нему).

  6. Приготовленные блюда помещать в холодильник остыв­шими в стеклянной или фаянсовой посуде под крышкой.

2.Посуда для кухни и уход за ней;

На кухне необходимо иметь набор посуды (рис. 14). Мини­мальный набор состоит из четырёх предметов: кастрюли, сотей­ника и двух сковород различного размера.

Но для того чтобы готовить быстро, качественно и разнооб­разно, желательно иметь на кухне: 4—5 кастрюль разного разме­ра и формы; набор разных по величине сковород (для мяса, ры­бы, блинов и т. д.); казан или гусятницу с толстыми стенками для тушения; противни и формы для выпечки в духовом шкафу и специальную посуду для приготовления в СВЧ-печи.

Посуда может быть чугунная, эмалированная, из нержаве­ющей стали, стеклянная с антипригарным покрытием. Для за­пекания продуктов в духовом шкафу применяют посуду из огне­упорного стекла или глиняную (керамическую).

Для облегчения работы на кухне нужно иметь разнообраз­ный инвентарь и приспособления: несколько разделочных до­сок для нарезки хлеба, овощей, мяса, рыбы; набор столовых но­жей, тёрку, скалку, овощечистку, пресс для чеснока; кухонный набор: лопаточку, ложку, шумовку, половник и др.; кухонные ве­сы, таймер, фольгу или рукав плёнки для запекания.

Для подачи готовых блюд используют фаянсовую или фарфо­ровую столовую посуду — тарелки закусочные, пирожковые, де­сертные; столовые приборы — ножи, вилки, ложки и чайную посу­ду — чашки, блюдца, заварочный чайник, молочник и др. (рис. 15).

Кухонную посуду надо мыть сразу после её использования. Пригоревшую пищу нужно отмывать, а не соскабливать.

Столовую и чайную посуду также моют сразу после еды, так как остатки пищи могут засохнуть, и потребуется больше усилий для их удаления. Следует пом­нить, что грязная посуда привле­кает мух и тараканов — перенос­чиков опасных заболеваний.

Мытьё посуды можно выпол­нять в следующей последова­тельности.

  1. Удалить остатки пищи с посуды губкой или куском бу­мажного полотенца.

  2. Отсортировать посуду: от­дельно поставить стаканы, та­релки и т. д. (рис. 16).

  3. Замочить посуду с приго­ревшей пищей в горячей воде.

  4. Вымыть посуду в горячей воде с использованием специ­альных приспособлений: губки, щётки, ёршика — и безопасных для здоровья моющих средств, которые растворяют жир и облегчают мытьё.

Помни! Перед использованием моющих и чистящих средств следует ознакомиться со способом их применения.

Вначале нужно вымыть менее загрязнённую чайную посуду, затем столовую и кухонную.

  1. Промыть посуду в проточной воде. В случае, если на кух­не нет мойки с проточной водой, посуду моют в специальной ёмкости.

  2. Поставить чистую посуду на сушку. Нежелательно выти­рать посуду полотенцем.


3.Уход за поверхностью стен и пола;

Поскольку для отделки поверхностей кухни используют ги­гиенические, легко моющиеся материалы (керамическую плит­ку, линолеум, пластиковые панели, моющиеся обои), ухаживать за кухней несложно. Влажную уборку можно проводить с использованием чистящих и моющих средств, после чего обрабо­танные поверхности нужно промыть чистой водой и насухо вы­тереть мягкой тряпкой или специальной салфеткой.

4.Безопасные приёмы работы на кухне;

Работа на кухне таит в себе опасности. При неумелом пользо­вании ножом или колющими приспособлениями можно порезать­ся. Горячей водой или о раскалённую посуду можно обжечься. Поэтому во время работы на кухне дома и в кабинете кулинарии в школе нужно строго соблюдать правила безопасной работы.

Правила безопасного пользования:

Газовыми плитами:

  1. До зажигания газа на горелках газовой плиты провет­рить помещение.

  2. Правильно зажигать горелки газовой плиты: зажечь спичку, поднести её к одной из горелок плиты. Слегка нажав на ручку крана горелки, открыть его. Для розжига горелки рекомендуется применять электрические или кремниевые зажигалки.

  3. Перед пользованием духовым шкафом проветрить его в течение 3-5 минут неоднократным открыванием и закры­ванием дверки шкафа.

  4. Не оставлять зажжённую газовую плиту без присмотра.

  5. По окончании работы закрыть краны конфорочных горе­лок плиты, а также кран горелки духового шкафа.

Электронагревательными приборами:

  1. Перед работой проверить исправность соединительного шнура.

  2. Устанавливать электронагревательный прибор на огне­упорную подставку.

  3. Подключать в сеть электроприбор только сухими руками, держась за его вилку (рис. 17).

  4. По окончании работы выключать электроприбор.

Горячей посудой и жидкостью:

  1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края.

  2. Когда жидкость закипит, уменьшить нагрев.

  3. Снимая крышку с горячей посуды, приподнять её от себя (рис. 18).

  4. Засыпать в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно.

  5. На сковороду с горячим жиром продукты класть аккурат­но, от себя, чтобы не разбрызгивался жир.

  6. Снимая горячую посуду с плиты, пользоваться прихватка­ми, а если сковорода без ручки, то сковородником — при­способлением для перемещения посуды.

  7. Не использовать посуду с прогнувшимся дном и сломан­ными ручками.

Ножом и приспособлениями:

  1. Пользоваться правильными приёмами работы ножом (рис. 19, а).

  2. Работать только хорошо заточенным ножом.

  3. Передавать нож и режущие инструменты только ручкой вперёд, лезвием от себя (рис. 19, б).

  4. При работе мясорубкой проталкивать продукт пестиком.

5.Первая помощь при порезах и ожогах;

Первая помощь при порезах

  1. Промыть рану струёй кипячёной воды, затем обработать раствором перекиси водорода, поливая из пузырька тонкой струйкой, или слабым бледно-розовым раствором марганцово­кислого калия.

  2. Смазать кожу вокруг раны настойкой йода.

  3. Наложить стерильную повязку.

  4. Если рана глубокая или сильно загрязнена, обратиться в травмпункт или ближайшую поликлинику.

Первая помощь при ожогах паром или кипятком

  1. Погрузить обожжённый участок тела в холодную воду или подставить под струю холодной воды на 10-15 минут.

  2. Приложить к нему холодную влажную марлю или бинт.

  3. Нанести на поверхность противоожоговую мазь или спе­циальную противоожоговую повязку из аптечки.

Ни в коем случае нельзя применять бактерицидный плас­тырь, вскрывать пузырь, накладывать тугие повязки, приклады­вать лёд, касаться обожжённой поверхности руками, смазывать жиром или маслом.

6.Пищевые (питательные) вещества;

Здоровое питание

Для того чтобы жить, человеку нужно питаться. Это — фи­зиологическая потребность. Но не вся пища, которой мы уто­ляем голод, нужна и полезна организму. Какое же питание яв­ляется здоровым?

Пищевые (питательные) вещества

В состав пищи входят пищевые вещества растительное и животного происхождения. К их числу относятся белки, жиры, углеводы. Кроме того, в пище имеются необходимые человеку витамины, минеральные вещества и вода.

Белки — это строительный материал клеток и тканей opганизма. Белки содержатся в яйцах, молоке и молочных продукта мясе, рыбе, а также в растительных продуктах — сое, пророщенных зёрнах пшеницы, морских водорослях, чечевице, белой с соли, хлебе с отрубями, макаронных изделиях из муки грубого помола, коричневом рисе, грецких орехах. Растительные 6eлки не могут полностью обеспечить организм незаменимыми вещствами, поэтому человеку нужно обязательно есть мясо. Недостаток белка в организме приводит к тяжёлым заболеваниям. Любые способы хранения белковых продуктов (замораживание и оттаивание, длительная тепловая обработка, консервирование) снижают их пищевую ценность. Полезные натуральные продукты, содержащие белки, — парное мясо, свежая рыба, яйца, белое мясо птицы, зерновые, бобовые, овощи, фрукты.

Углеводы являются главным поставщиком энергии для организма, помогают работать нашим мышцам. Они содержатся во фруктах, ягодах и мёде, в крупах, муке, картофеле, макаронных изделиях. Особо способствуют лучшему усвоению пищи углево­ды, содержащиеся в сырых овощах.

Жиры — тоже источник энергии. Жиры бывают животного происхождения — сливочное масло, говяжий, свиной и бараний жир — и растительного — подсолнечное, оливковое, кукурузное масло, орехи. Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Однако они трудно сгорают в организме, поэтому могут накапливаться в нём и при переедании вызывать ожирение. Витамины - это вещества, необходимые нам для роста, жизнеспособности. Они усиливают сопротивляемость организ­ма болезням и повышают его тонус. Витамины поступают с пищей животного и растительного происхождения.

Жителям северных регионов, которым свежие фрукты и ово­щи не всегда доступны, а также людям, испытывающим большие физические нагрузки (например, при спортивных тренировках), а также перенёсшим тяжёлые заболевания, требуется при­ём специальных витаминных препаратов.


Минеральные вещества в небольших количествах входят во все продукты питания. Всего насчитывают более 30 минералов и микроэлементов, без которых невозможно нормальное функционирование организма.

Вода является таким же важным компонентом питания, как и все перечисленные питательные вещества. Она жизненно необходима организму для переваривания пищи, выведения шлаков (вредных веществ) и поддержания нормальной температуры тела.

Очень важно, чтобы в организм чело­века попадала только чистая вода. К сожа­лению, даже водопроводная вода не явля­ется идеальной питьевой водой.

Очистить воду можно с помощью про­стого устройства — фильтра для очистки воды (рис. 20).

Человеку необходимо сбалансирован­ное питание, т. е. достаточное количество белков, жиров, углеводов и других веществ.

Количество и состав пищи зависят от воз­раста человека и его деятельности. При­вычки в питании формируются с детства, поэтому тебе уже сей­час нужно понимать, что есть полезно, а что вредно.

7. Пищевая пирамида.

Понять правила здорового (рационального) питания тебе поможет пищевая пирамида (см. рис. 21). Продуктов, изоб­ражённых в основании пирамиды, нужно употреблять в пищу больше, а изображённых на самой вершине пирамиды — упот­реблять ограниченно или избегать их. А вот чистую питьевую воду нужно пить в большом количестве: взрослым людям не ме­нее двух литров в сутки.

Всю полученную из еды энергию люди расходуют на движе­ние, обмен веществ, а дети — ещё и для роста.


Пищей можно отравиться!

В некоторых случаях некачественная пища может нанести | вред организму человека, вызвать пищевое отравление. Как предупредить это?

  • Нельзя использовать просроченные продукты. В магазине нужно обращать внимание на дату изготовления и срок год­ности продукта.

  • Употреблять как можно меньше продуктов, содержащих консерванты, стабилизаторы, вкусовые добавки, красители.

  • Нельзя есть овощи и фрукты, выращенные в экологиче­ски загрязнённых зонах: вблизи автомобильных дорог, на за­грязнённой почве; обработанные излишним количеством химических удобрений. Нельзя ловить рыбу в водоёмах, за­грязнённых сточной водой промышленных предприятий.

  • Нельзя есть копчёную рыбу и мясо, потому что при копче­нии в них образуются очень вредные вещества.

  • Если на продукте появилась плесень, его нужно немедлен­но выбросить, а не удалять повреждённый слой. Исключение составляют специальные сыры с плесенью — бри, камамбер и другие.

  • Нельзя употреблять в пищу позеленевший или проросший картофель, потому что в нём образовалось ядовитое ве­щество соланин, который может вызвать отравление.

  • Фрукты и овощи нужно тщательно мыть, так как на их по­верхности могут быть пестициды — ядохимикаты, которыми их обрабатывали, защищая от вредителей.

8.Первая помощь при пищевых отравлениях;

До приезда «скорой помощи»:

  1. Дать пострадавшему выпить 3-4 стакана кипячёной воды комнатной температуры.

  2. Вызвать рвоту, надавив пальцами на корень языка. Повто­рить процедуру несколько раз.

  3. Растолочь 20 таблеток активированного угля, размешать в стакане питьевой воды комнатной температуры и дать выпить.

  4. Воздержаться от приёма пищи.

9. Режим питания.

Режим питания

Для того чтобы пища приносила наибольшую пользу, нужно принимать её в необходимых количествах и в определённое время. В день рекомендуется пять приёмов пищи: завтрак, вто­рой завтрак, обед, полдник, ужин. Завтрак — один из главней­ших приёмов пищи. Он снабжает организм энергией для успеш­ной учёбы и занятий спортом. Для перекусов (второго завтрака, полдника) нужно выбирать полезную и питательную пищу — све­жие или сушёные фрукты, овощи, йогурт, творог, хлеб, сок.

Общие положения по правилам безопасности на уроке труда
  • К уроку допускаются только школьники, одетые в специальную рабочую форму;

  • Нельзя приступать к выполнению задания без ознакомления с техникой безопасности и разрешения учителя;

  • Нельзя пользоваться инструментами и оборудованием не по назначению, а также поврежденными предметами;

  • Задания надо выполнять внимательно и аккуратно, чтобы не нанести вред себе и окружающим;

  • Рабочее место надо содержать в чистоте, предметы хранить в соответствии с техникой безопасности;

  • При получении травмы немедленно прекратить выполнения учебного задания и сообщить об этом учителю;

  • По окончанию урока труда необходимо убрать рабочее место, сложить инструменты на места и тщательно вымыть руки с мылом.


5. Практическая работа.

На сегодняшнем уроке ученики будут выполнять плакат «Пищевая пирамида». Учитель раздает раздаточный материал (пустая пирамида), ученики должны на каждом ярусе нарисовать продукты.

6. Текущий инструктаж:

В ходе работы учитель следит за выполнением СГТ и ПТБ, трудовой дисциплины. Могут возникнуть проблемы с выполнением пирамиды. В ходе работы возможен группой и индивидуальный инструктажи.

  1. Завершение практической работы.

  2. Заключительный инструктаж.

По завершению практической работы учитель выставляет оценки по следующим критериям:

  1. соблюдение СГТ и ПТБ;

  2. норма времени;

  3. качество выполненной работы.

Домашнее задание:

1. Составить свою пирамиду и на ее основе составить дневной рацион.

9.Уборка рабочих мест.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!