План-конспект урока раздела «Художественные ремесла», 5 класс.
Раздел: «Художественные ремесла»
Тема: «Аппликация, стежка»
Класс: 5
Целеполагание:
Предметные УУД:
Узнать особенности аппликации и стежки в лоскутном шитье;
Познакомиться с технологиями соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой;
Познакомиться с видами обработки срезов лоскутного изделия;
Выполнить декорирование основы куклы-оберега, завершить работу.
Метапредметные УУД:
2.1 Познавательные – развивать эстетический вкус, развивать память, внимание, воображение, мышление, развивать умения и навыки аппликации и стежки, а также декорирования куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)»;
Регулятивные – формировать умения постановки цели, моделирования ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и работу других;
Коммуникативные – развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество, организовать взаимодействие учитель-ученик;
Личностные УУД: формулировать мотивацию и самомотивацию изучении темы, развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, сформулировать основы гражданской и национальной идентичности.
Профориентационные: сформулировать представления о профессии рукодельницы, художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, швеи.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
Кабинет технологии;
Компьютер, мультимедийный проектор;
Принадлежности для создания аппликации и стежки: ткань, ножницы, иголки, нитки;
Принадлежности для декорирования куклы-оберега: ткань, тесьма, кружева, ленты атласные, нитки.
Дидактическое обеспечение:
Презентация на тему: «Аппликация, стежка» (Приложение К);
Фильм «Аппликация из ткани. Как выполнять аппликацию из ткани на швейной машинке»;
Сборник пословиц и поговорок про Родину и труд (Приложение Б);
Мобильная выставка кукол в народных костюмах (Приложение В);
Технологическая карта декорирования основы куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)» (Приложение М);
Учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.:ил.;
Рабочие тетради.
Методы обучения: рассказ, демонстрация презентации, демонстрация фильма, показ выставки работ народного творчества.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.
Словарная работа: лоскутное шитье, узор «спираль», узор «изба», шаблон.
Тип урока: комбинированный урок - урок приобретения новых знаний и урок применения новых знаний на практике.
Ход урока.
Организационный момент (2 мин.)
Учитель входит в класс и приветствует учеников. Затем преподаватель отмечает отсутствующих с помощью дежурных, объявляет на тему занятия и проверяет наличие рабочей одежды, рабочих тетрадей и необходимых принадлежностей для создания шаблонов для лоскутного шитья: картон, карандаш, линейка, ножницы. На прошлом уроке ученикам было задано: просмотреть и ознакомиться с характерными чертами украшения праздничной одежды их народа.
Актуализация новых знаний (3 мин.)
Вид проверки: Устная.
Форма проверки: Фронтальная.
Вопросы:
- Какие основные узоры используются в лоскутном шитье?
(узор «изба», узор «спираль»);
- Установи в верной последовательности технологию выкраивания деталей.
1. Обведи шаблон с внутренней и внешней стороны тонким портновским мелом или простым карандашом.
2. Вырежи деталь по внешним контурам.
3. Наложи рамку на изнаночную сторону ткани.
(1.Наложи рамку на изнаночную сторону ткани. 2.Обведи шаблон с внутренней и внешней стороны тонким портновским мелом или простым карандашом. 3.Вырежи деталь по внешним контурам);
- Для чего в старину делали куклу-оберег «Крупеничка (зерновушка)»?
(верили, что год будет сытым, и в семье будет достаток).
Изложение нового материала (20мин.)
Художественные ремесла.
Технология изготовления лоскутного изделия.
Аппликация.
Часто лоскутные изделия украшают аппликацией (Приложение Л, рис.1). Аппликацией в данном случае является рисунок, изготовленный из нашитых на основу лоскутов ткани (Слайд 5). Для изготовления аппликации подходит любая ткань, но выбор ее определяется назначением изделия и совместимостью тканей во всем изделии.
Ткань для аппликации проклеивают флизелином, чтобы вырезанный орнамент (элемент рисунка) имел устойчивую форму и его срезы не осыпались. Аппликацию лучше всего нашивать вручную – нитки мулине петельными стежками. С помощью швейной машины тоже можно пришить аппликацию шелковой ниткой зигзагообразной строчкой. Цвет ниток обычно подбирают в цвет ткани. Легче и быстрее выполнить аппликацию, используя прокладку флизофикс с двухсторонними клеевым покрытием.
Стежка (выстегивание).
Лоскутные изделия обычно имеют три слоя: лоскутный верх, прокладку из синтепона (или похожего материала) и подкладку (Слайд 6). Их скрепляют вместе прямыми ручными стежками или крупными стежками на швейной машине (Приложение Л, рис.2). Делают это не только для укрепления изделия, но и для создания красивой выпуклой поверхности.
Прежде чем заняться стежкой, изделие нужно подготовить: сметать все слои вместе крупными прямыми стежками. Если изделие большое, это делают в виде лучей, начиная каждый раз из середины изделия, чтобы не образовался воздушный пузырь.
Стегают обычно по швам, которые получились в результате соединения лоскутов между собой. Стараются прокладывать стежки точно в шов, чтобы они были менее заметны. Иногда строчку прокладывают на некотором расстоянии от швов. Большие, красивые лоскутные изделия стегают в виде сложного рисунка, который наносят на изделие по специальным шаблонам. Это трудоемкая работа, но в результате получается произведение искусства. Ручная машина всегда ценится больше машинной.
Обработка срезов лоскутного изделия.
Срезы лоскутного изделия можно обработать различными способами. Самый простой и доступный из них – обметывание срезов вручную петельным швом или зигзагообразной строчкой (Слайд 7). В дальнейшем эту строчку можно замаскировать тесьмой, которая хорошо выкладывается не только по прямым, но и кривым линиям, в углах.
Другой способ, доступный для тебя - обработка срезов швом вподгибку. Особенно красиво получится обработка двойной подгибкой с оформлением уголка «конвертом» (Приложение Л, рис.3). Для этого при раскрое нужно выкроить прокладку размером на 10 мм больше (со всех сторон), чем размер лоскутного верха подкладки. Подкладку следует выкроить с еще большим припуском – на 30 мм больше, чем прокладку. Этот припуск подкладки подгибается дважды так, чтобы был закрыт край лоскутного верха на 5 мм.
В дальнейшем ты научишься другим способам обработки срезов изделия.
Вводный инструктаж (15 мин.)
Тема урока: «Аппликация, стежка»
Цель: Познакомить с основами создания аппликации и стежки, выполнить декорирование куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)».
Критерии оценки:
Организация рабочего места
Аккуратность выполнения работы
Соблюдение дисциплины
Соблюдение ТБ(Приложение П)
Практическая работа (15 мин.)
Данная практическая работа посвящена созданию созданию аппликации и стежки для дальнейшего декорирования куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)», декорирование куклы-оберега. Завершение работы (Слайд 9).
Технологическая карта декорирования основы куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)» (Приложение М)
№ п/п | Название операции | Фото операции | Материалы и инструменты |
1. | Изготовление нижней рубашки | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/21/s_5c45dd349229b/1060082_1.jpeg) | Кружево, нитки, ножницы. |
2. | Создание верхней рубашки. Она надевается не смыкаясь спереди см 3 и на 3-5 мм выше нижней рубашки | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/21/s_5c45dd349229b/1060082_2.jpeg) | Ткань для рубашки, нити, ножницы |
3. | Создание повойника, лучше из трикотажной ткани, чтобы хорошо облегал голову. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/21/s_5c45dd349229b/1060082_3.jpeg) | Трикотажная ткань, нитки, иголки, ножницы |
4. | Создание душегрея (зипун) высотой 7 см, длина в зависимости от толщины ткани. С обеих сторон скручиваем рукавчики. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/21/s_5c45dd349229b/1060082_4.jpeg) | Ткань, зажимы, нити, ножницы |
5. | Фиксирование душегрея так, чтобы края скрученных рукавов оказывались снаружи, на уровне плеч и выше верхней рубашки на 2 см. | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/21/s_5c45dd349229b/1060082_5.jpeg) | Душегрей, основа куклы-оберега, нитки, ножницы, зажимы |
6. | Декорирование переда рубахи фартуком | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/21/s_5c45dd349229b/1060082_6.jpeg) | Готовый фартук с аппликацией/ стежкой/ вышивкой |
7. | Декорирование головы куклы-оберега платком | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/21/s_5c45dd349229b/1060082_7.jpeg) | Ткань, кукла-оберег |
Текущий инструктаж (13 мин.)
В ходе практической работы учитель следит за выполнением задания и трудовой дисциплины. Особых проблем при выполнении работы возникнуть не должно. Возможен индивидуальный инструктаж.
Заключительный инструктаж (5 мин.)
Анализ допущенных ошибок при устных ответах на заданные вопросы и при выполнении практического задания.
Домашнее задание. Выполнить стежку детали одежды куклы-оберега «Курпеничка (зерновушка), обработать срезы необходимых деталей.
Уборка рабочих мест (2 мин.)