СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по технологии (девочки) 5 класс "Аппликация и стежка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по технологии (девочки) 5 класс "Аппликация и стежка"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по технологии (девочки) 5 класс "Аппликация и стежка"»

План-конспект урока раздела «Художественные ремесла», 5 класс.

Раздел: «Художественные ремесла»

Тема: «Аппликация, стежка»

Класс: 5

Целеполагание:

  1. Предметные УУД:

    1. Узнать особенности аппликации и стежки в лоскутном шитье;

    2. Познакомиться с технологиями соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой;

    3. Познакомиться с видами обработки срезов лоскутного изделия;

    4. Выполнить декорирование основы куклы-оберега, завершить работу.

  2. Метапредметные УУД:

2.1 Познавательные – развивать эстетический вкус, развивать память, внимание, воображение, мышление, развивать умения и навыки аппликации и стежки, а также декорирования куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)»;

    1. Регулятивные – формировать умения постановки цели, моделирования ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и работу других;

    2. Коммуникативные – развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество, организовать взаимодействие учитель-ученик;

  1. Личностные УУД: формулировать мотивацию и самомотивацию изучении темы, развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, сформулировать основы гражданской и национальной идентичности.

  2. Профориентационные: сформулировать представления о профессии рукодельницы, художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, швеи.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • Кабинет технологии;

  • Компьютер, мультимедийный проектор;

  • Принадлежности для создания аппликации и стежки: ткань, ножницы, иголки, нитки;

  • Принадлежности для декорирования куклы-оберега: ткань, тесьма, кружева, ленты атласные, нитки.

Дидактическое обеспечение:

  • Презентация на тему: «Аппликация, стежка» (Приложение К);

  • Фильм «Аппликация из ткани. Как выполнять аппликацию из ткани на швейной машинке»;

  • Сборник пословиц и поговорок про Родину и труд (Приложение Б);

  • Мобильная выставка кукол в народных костюмах (Приложение В);

  • Технологическая карта декорирования основы куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)» (Приложение М);

  • Учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.:ил.;

  • Рабочие тетради.

Методы обучения: рассказ, демонстрация презентации, демонстрация фильма, показ выставки работ народного творчества.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Словарная работа: лоскутное шитье, узор «спираль», узор «изба», шаблон.

Тип урока: комбинированный урок - урок приобретения новых знаний и урок применения новых знаний на практике.


Ход урока.

    1. Организационный момент (2 мин.)

Учитель входит в класс и приветствует учеников. Затем преподаватель отмечает отсутствующих с помощью дежурных, объявляет на тему занятия и проверяет наличие рабочей одежды, рабочих тетрадей и необходимых принадлежностей для создания шаблонов для лоскутного шитья: картон, карандаш, линейка, ножницы. На прошлом уроке ученикам было задано: просмотреть и ознакомиться с характерными чертами украшения праздничной одежды их народа.

    1. Актуализация новых знаний (3 мин.)

Вид проверки: Устная.

Форма проверки: Фронтальная.

Вопросы:

- Какие основные узоры используются в лоскутном шитье?

(узор «изба», узор «спираль»);

- Установи в верной последовательности технологию выкраивания деталей.

1. Обведи шаблон с внутренней и внешней стороны тонким портновским мелом или простым карандашом.

2. Вырежи деталь по внешним контурам.

3. Наложи рамку на изнаночную сторону ткани.

(1.Наложи рамку на изнаночную сторону ткани. 2.Обведи шаблон с внутренней и внешней стороны тонким портновским мелом или простым карандашом. 3.Вырежи деталь по внешним контурам);

- Для чего в старину делали куклу-оберег «Крупеничка (зерновушка)»?

(верили, что год будет сытым, и в семье будет достаток).

    1. Изложение нового материала (20мин.)

Художественные ремесла.

Технология изготовления лоскутного изделия.

Аппликация.

Часто лоскутные изделия украшают аппликацией (Приложение Л, рис.1). Аппликацией в данном случае является рисунок, изготовленный из нашитых на основу лоскутов ткани (Слайд 5). Для изготовления аппликации подходит любая ткань, но выбор ее определяется назначением изделия и совместимостью тканей во всем изделии.

Ткань для аппликации проклеивают флизелином, чтобы вырезанный орнамент (элемент рисунка) имел устойчивую форму и его срезы не осыпались. Аппликацию лучше всего нашивать вручную – нитки мулине петельными стежками. С помощью швейной машины тоже можно пришить аппликацию шелковой ниткой зигзагообразной строчкой. Цвет ниток обычно подбирают в цвет ткани. Легче и быстрее выполнить аппликацию, используя прокладку флизофикс с двухсторонними клеевым покрытием.

Стежка (выстегивание).

Лоскутные изделия обычно имеют три слоя: лоскутный верх, прокладку из синтепона (или похожего материала) и подкладку (Слайд 6). Их скрепляют вместе прямыми ручными стежками или крупными стежками на швейной машине (Приложение Л, рис.2). Делают это не только для укрепления изделия, но и для создания красивой выпуклой поверхности.

Прежде чем заняться стежкой, изделие нужно подготовить: сметать все слои вместе крупными прямыми стежками. Если изделие большое, это делают в виде лучей, начиная каждый раз из середины изделия, чтобы не образовался воздушный пузырь.

Стегают обычно по швам, которые получились в результате соединения лоскутов между собой. Стараются прокладывать стежки точно в шов, чтобы они были менее заметны. Иногда строчку прокладывают на некотором расстоянии от швов. Большие, красивые лоскутные изделия стегают в виде сложного рисунка, который наносят на изделие по специальным шаблонам. Это трудоемкая работа, но в результате получается произведение искусства. Ручная машина всегда ценится больше машинной.


Обработка срезов лоскутного изделия.

Срезы лоскутного изделия можно обработать различными способами. Самый простой и доступный из них – обметывание срезов вручную петельным швом или зигзагообразной строчкой (Слайд 7). В дальнейшем эту строчку можно замаскировать тесьмой, которая хорошо выкладывается не только по прямым, но и кривым линиям, в углах.

Другой способ, доступный для тебя - обработка срезов швом вподгибку. Особенно красиво получится обработка двойной подгибкой с оформлением уголка «конвертом» (Приложение Л, рис.3). Для этого при раскрое нужно выкроить прокладку размером на 10 мм больше (со всех сторон), чем размер лоскутного верха подкладки. Подкладку следует выкроить с еще большим припуском – на 30 мм больше, чем прокладку. Этот припуск подкладки подгибается дважды так, чтобы был закрыт край лоскутного верха на 5 мм.

В дальнейшем ты научишься другим способам обработки срезов изделия.

    1. Вводный инструктаж (15 мин.)

Тема урока: «Аппликация, стежка»

Цель: Познакомить с основами создания аппликации и стежки, выполнить декорирование куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)».

Критерии оценки:

  • Организация рабочего места

  • Аккуратность выполнения работы

  • Соблюдение дисциплины

  • Соблюдение ТБ(Приложение П)

    1. Практическая работа (15 мин.)

Данная практическая работа посвящена созданию созданию аппликации и стежки для дальнейшего декорирования куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)», декорирование куклы-оберега. Завершение работы (Слайд 9).

Технологическая карта декорирования основы куклы-оберега «Крупеничка (зерновушка)» (Приложение М)

№ п/п

Название операции

Фото операции

Материалы и инструменты

1.

Изготовление нижней рубашки

Кружево, нитки, ножницы.

2.

Создание верхней рубашки. Она надевается не смыкаясь спереди см 3 и на 3-5 мм выше нижней рубашки

Ткань для рубашки, нити, ножницы

3.

Создание повойника, лучше из трикотажной ткани, чтобы хорошо облегал голову.

Трикотажная ткань, нитки, иголки, ножницы

4.

Создание душегрея (зипун) высотой 7 см, длина в зависимости от толщины ткани. С обеих сторон скручиваем рукавчики.

Ткань, зажимы, нити, ножницы

5.

Фиксирование душегрея так, чтобы края скрученных рукавов оказывались снаружи, на уровне плеч и выше верхней рубашки на 2 см.

Душегрей, основа куклы-оберега, нитки, ножницы, зажимы

6.

Декорирование переда рубахи фартуком

Готовый фартук с аппликацией/

стежкой/

вышивкой

7.

Декорирование головы куклы-оберега платком

Ткань, кукла-оберег

    1. Текущий инструктаж (13 мин.)

В ходе практической работы учитель следит за выполнением задания и трудовой дисциплины. Особых проблем при выполнении работы возникнуть не должно. Возможен индивидуальный инструктаж.

    1. Заключительный инструктаж (5 мин.)

Анализ допущенных ошибок при устных ответах на заданные вопросы и при выполнении практического задания.

Домашнее задание. Выполнить стежку детали одежды куклы-оберега «Курпеничка (зерновушка), обработать срезы необходимых деталей.

    1. Уборка рабочих мест (2 мин.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!