СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по технологии (девочки) 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по технологии (девочки) 6 класс

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по технологии (девочки) 6 класс»

План-конспект урока технологии

Раздел: «Интерьер жилого дома»;

Тема: «Разновидности комнатных растений»;

Класс: 6

Целеполагание:

  1. Предметные:

    1. Познакомиться с различными видами комнатных растений;

    2. Ознакомиться с технологией выращивания комнатных растений;

II. Метапредметные УУД :

2.1. Познавательные: формулировать умения составлять, анализировать, сравнивать, ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

2.2. Регулятивные: формировать умения постановки цели, моделировать ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и действия;

2.3. Коммуникативные: развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.

III. Личностные УУД:

Формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; сформулировать основы гражданской идентичности.

IV. Профориентационные УУД:

Сформулировать представления о профессии дизайнера интерьера, дизайнера ладшафта.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

- кабинет технологии;

- принадлежности для рисования (альбом, карандаши, линейки)

Дидактическое обеспечение:

- учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М. Вентана-Граф, 2013.- 192 с.: ил.

- рабочие тетради.

Методы обучения: рассказ; беседа; демонстрация презентации.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Словарная работа: фитонциды, полив, опрыскивание, пересадка, кашпо, контейнер, почвенная смесь, дренаж.

Тип урока: комбинированный урок – урок приобретения новых знаний и урок закрепления знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель входит в класс и приветствует учеников. Затем преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет наличие рабочей одежды, рабочей тетради и выполненное домашнее задание.

  1. Актуализация новых знаний.

На сегодняшнем уроке ученики познакомятся с темой «Разновидности комнатных растений. Технология выращивания комнатных растений», поэтому перед изложением нового материала следует задать несколько вопросов, чтобы узнать начальный уровень учащихся по этой теме.

Вопросы:

  1. Какие приемы размещения комнатных растений вам известны?

  2. Каковы способы размещения цветов в жилой комнате, Какие растения для этого используют?

  3. Какие цветочные композиции есть у вас дома, в кабинете технологии?

  1. Изложение нового материала.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новой темой «Разновидности комнатных растений. Технология выращивания комнатных растений». Цель урока: получить начальное представление о комнатных растениях, дать определение; ознакомиться с различными видами комнатных растений; узнать что такое – перевалка; научиться технологии выращивания комнатных цветов.

План изложения нового материала:

  1. Разновидности комнатных растений;

  2. Технология выращивания комнатных растений;

-подбор растения;

-приобретение и транспортировка;

-подбор и подготовка почвы для посадки;

-подбор и подготовка емкости;

-посадка;

-полив и опрыскивание;

-очистка;

-подкормка.

Разновидности комнатных растений

Требования растений к окружающим условиям неодинаковы. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим — влаги (субтропические); некоторые растения хорошо переносят слабую освещённость (теневыносливые), а многие требовательны к свету (светолюбивые). В тёплых помещениях хорошо растут такие растения, как бальзамин, папоротник, традесканция, комнатный виноград, в прохладных — герани, гортензия, розы, лавр, цитрусовые.

По требованиям к освещённости все растения можно условно разделить на три группы: светолюбивые (алоэ, аспарагус, бальзамин, лимон); теневыносливые (традесканции, монстера, большинство бегоний и др.) и тенелюбивые (плющ, драцена, кливия и др.). Для озеленения жилых помещений чаще используют теневыносливые растения.

Различают четыре основные группы растений.

• Декоративнолистные. Их выращивают ради красивых листьев или стеблей. При правильном уходе они могут очень долго произрастать в комнатных условиях.

• Декоративноцветущие комнатные (долговечные). Растения сохраняют декоративность круглый год. Их выращивают не только из-за красивых цветков, но и из-за привлекательной листвы.

• Декор ативноцветущие горшечные (недолговечные). Эти растения используют для создания временных композиций; после цветения они блекнут, их убирают и сохраняют до следующего периода цветения.

• Кактусы и суккуленты. Растения с мясистыми стеблями, покрытыми колючками или пушистыми волосками, способны очень долго жить в комнатных условиях. Многие из них при благоприятных условиях цветут.

При выборе растения большое значение имеют его внешний вид и размеры. Низкое, небольшое растение будет неуместно на фоне голой стены, а высокое древовидное вряд ли поместится на узком подоконнике. По внешним данным комнатные растения можно разделить на шесть групп (исключение составляют пограничные случаи).

1. Злаковидные (рис. 10, а) отличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями (аир, осока). Наиболее популярны среди них виды с более широкими листьями (хлорофитум, нарцисс, валлота).

2. Растення с прямостоячими стеблями (рис. 10, б) могут иметь различную высоту. Существуют три разновидности растений этой группы: столбовидные (клейстокактус Штрауса, цере- ус перуанский), деревья (лавр, фикус каучуконосный) и ложные пальмы (драцена, юкка).

3. Лианы и ампельные растения (рис. 10, в). Их стебли свисают по сторонам горшка, поэтому нуждаются в опоре. Разновидностями этой группы являются пассифлора, стефанотис (лианы) и бегония повислая, зигокактус (ампельный).

4. Розеточные (рис. 10, г) растения имеют листья, сближенные к одной точке. Эти растения невысокие. Среди них различают плоские (глоксиния, примула), суккулентные (алоэ карликовое) и воронкообразные (гусмания, эхмея).

5. Шаровидные (рис. 10, д) растения не имеют плоских листьев, стебель у них почти гладкий либо покрыт волосками или колючками (астрофитум, ребуция).

6. Кустистые (рис. 10, е) — это виды растений, которые нельзя отнести ни к одной из перечисленных групп. У таких растений из земли обычно растут несколько стеблей (ахименес, маранта).

Технология выращивания комнатных растений.

Растения не только украшают помещения, но и позволяют улучшить атмосферу (экологию) в доме, очищают воздух от пыли, вредных примесей и многих болезнетворных микробов. Некоторые растения выделяют в воздух фитонциды — летучие вещества, благотворно влияющие на здоровье человека.

Чтобы растения дольше сохраняли свои декоративные качества и были здоровыми, за ними необходимо правильно ухаживать. А для этого нужно знать особенности каждого растения и требования к условиям его содержания.

Технология выращивания комнатных цветов

1. Подбор растения по следующим критериям:

• температура, необходимая растению для нормального роста;

• освещённость;

• влажность воздуха;

• водный режим;

• почва;

• влияние соседних растений;

• сочетаемость с элементами интерьера.

Изучить виды растений и требования к их содержанию можно в различных справочниках и Интернете.

2. Приобретение и транспортировка. При приобретении растения в зимнее время, чтобы уберечь его от сквозняков и низких температур, растение необходимо тщательно упаковать сначала в бумагу, а затем в полиэтиленовый пакет, затем снова в бумагу и снова в пакет. Чем больше слоёв будет в упаковке, тем лучше растение перенесёт транспортировку. Летом заворачивать растение в полиэтилен нельзя — оно может задохнуться.

3. Подбор и подготовка почвы для посадки. На уроках биологии вы уже узнали, что почва является не только местом закрепления корней, но и источником питания, поэтому важно подобрать растению соответствующую почвенную смесь, которая состоит из листовой (торфяной и перегнойной) и дерновой земли, песка. Различают тяжёлые, средние и лёгкие смеси, в зависимости от количества дерновой земли, входящей в их состав. Для растений, корневая система которых развита слабо (папоротники), используют лёгкую смесь, для быстро растущих (аспарагус) — среднюю, а для растений с мощной корневой системой (цитрусовые) — тяжёлую. Любую смесь можно приобрести в специализированном магазине или приготовить самостоятельно. Важно, чтобы она была достаточно питательной, хорошо пропускала воздух и влагу.

4. Подбор и подготовка ёмкости. Промышленность выпускает разнообразные по материалу и оформлению ёмкости для цветов: горшки, кашпо, контейнеры из фарфора, керамики, жести, пластмасс и древесины.

Горшок — ёмкость с одним или несколькими дренажными отверстиями в дне — используется для высадки одного или нескольких растений. Его ставят на поддон или помещают в кашпо. Кашпо — ёмкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которую ставят горшок. Контейнер — водонепроницаемая ёмкость со сплошным дном, используемая для размещения нескольких горшков или высаживания нескольких растений.

Для молодого растения обычно выбирают горшок размером 7 х 7 см (7 см — глубина и 7 см — диаметр). Для посадки взрослых растений диаметр нового горшка должен быть больше предыдущего на 2 см. Подготовка ёмкости заключается в следующем:

• сделать в дне отверстие (если его нет);

• промыть ёмкость горячей водой с моющим веществом;

• сделать дренаж для стока лишней воды при поливе: закрыть отверстие кусочком черепка, положив его выпуклой стороной вверх; насыпать мелкие черепки или керамзит и крупнозернистый речной песок (толщина дренажа должна быть не больше четверти высоты горшочка, но не меньше 1,5-2 см).

5. Посадка:

• на дренаж насыпать почвенную смесь слоем 1,5-2 см;

• поместить растение в центр горшка;

• досыпать почву, постепенно уминая её и постукивая о стол до тех пор, пока верхние корни не покроются слоем 1-2 см и от краёв горшка до поверхности почвы не останется 1-2 см;

• полить растение и опрыскать несколько раз; поставить в тень на 10-12 дней.

6. Полив и опрыскивание.

Частота полива и количество воды зависят от многих факторов:

• вида растения;

• фазы развития (в период роста растение нуждается в большем поливе, чем в период покоя);

• времени года (летом полив обильный, зимой — умеренный).

Поливают растения по-разному: ежедневно — частый полив (бегония, лимон, плющ), через день-два — умеренный (сенпо- лия, пальмы, маранта), раз в не-| делю, в месяц — редкий (кактусы, алоэ).

Большинство комнатных растений следует поливать так, чтобы вода пропитала землю и немного стекла в поддон горшка. Для полива используют лейку с длинным носиком, при этом носик лейки должен касаться края горшка (рис. 11). Некоторые растения, такие как цикламен, сенполия, поливают с поддона.

Поливать растение следует отстоявшейся (не менее суток) водой. Температура воды должна быть на 2-3 °С выше комнатной.

Зимой, когда растения приостанавливаются в росте, применяют «сухой полив». Это означает, что растения реже поливают, но чаще опрыскивают и рыхлят землю, чтобы воздух лучше поступал к корням.

7. Очистка. В 5 классе на уроках биологии вы узнали, что такое фотосинтез. Чтобы этот процесс шёл активнее, необходимо регулярно очищать (промывать) листья растений.

8. Подкормка. Для нормального роста необходимо периодически (раз в 10-14 дней с весны до осени) подкармливать растение питательными веществами. Для этого лучше использовать готовое удобрение для цветов.

По мере роста растения увеличивается его корневая система, растению становится тесно в горшке. В таком случае необходима пересадка — замена почвы без сохранения кома.

Технология пересадки растения

1. Вынуть растение из старого горшка.

2. Поместить в посуду с водой, осмотреть корни.

3. Подготовить новый горшок с дренажом.

4. Насыпать в горшок часть новой почвы. Сделать углубление.

5. Поместить в углубление растение, расправить корни, в. Засыпать корни почвой, уплотняя её.

7. Полить растение (кроме кактусов).

8. Поставить в тень.

В случаях, когда растения плохо переносят пересадку (например, пальмы) или необходимо ускорить цветение, применяют перевалку.

Технология перевалки растения

1. Осторожно выбить растение из старого горшка, сохраняя I земляной ком (рис. 12).

2. Подготовить новый горшок с дренажом.

3. Насыпать в горшок небольшой слой новой почвы.

4. Поставить растение в горшок, сохраняя земляной ком

(рис. 13).

5. Заполнить пустые места почвой, уплотняя её.

6. Полить и опрыскать растение.

7. Поставить в тень.

Существуют технологии выращивания цветов без почвы на искусственных питательных средах, в которых все необходимые элементы питания содержатся в легкоусвояемой форме, нужных соотношениях и концентрациях.

В зависимости от характера питательной среды различают водную культуру (гидропоника) (рис. 14), субстратную культуру (растения выращивают на твёрдых заменителях почвы — субстратах, которые периодически смачивают питательным раствором) и воздушную культуру (аэропоника).

  1. Вводный инструктаж.

На сегодняшнем уроке ученики напишут рассказ о своих комнатных растениях, ответив на следующие вопросы :

- какие растения у меня дома?

- как я ухаживаю за своими растениями?

Критерии оценки:

«5»- ставиться, если работа выполнена правильно в заданное время, самостоятельно, с соблюдением техники безопасности.

«4»-работа выполнена правильно в заданное время, аккуратно и экономно, но с нарушениями при выполнении некоторых операций.

«3»-работа выполнена в заданное время, есть нарушения в последовательности выполнения, образец оформлен небрежно.

«2»-ученик самостоятельно не справился с работой, работа неаккуратная, нарушение в технологической последовательности.

  1. Практическая работа.

  2. Текущий инструктаж.

В ходе работы учитель следит за выполнением СГТ и ПТБ, трудовой дисциплины. Могут возникнуть проблемы с выполнением данной работы, поэтому сначала учитель показывает, как правильно выполнить эскиз. В ходе работы возможен групповой и индивидуальный инструктажи .

  1. Завершение практической работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!