Предмет: литература
Класс: 9
Тема: А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».
Тип урока: Комбинированный
Форма проведения: урок – дискуссия
Дата проведения: 16.03.22
Цель урока: формирование нравственных ценностей учащихся;
приобщение учащихся к творчеству А. И. Солженицына;
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.И. Солженицына; тему произведения; основные художественные особенности.
-
Уметь анализировать рассказ с точки зрения идейно – художественного своеобразия и в контексте биографии автора.
Метапредметные УУД:
-
Познавательные – уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- выбирать определенный вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи; извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; создавать обобщения; устанавливать аналогии; синтезировать информацию для составления аргументированного ответа на проблемный вопрос; самостоятельно делать выводы; творчески интерпретировать полученную информацию; работать по алгоритму (узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием);
-
Регулятивные
– удерживать сформулированную учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; регулировать свою деятельность; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своих действий; уметь формулировать то, что уже усвоено; работать самостоятельно; определять меру усвоения изученного материала; осуществлять рефлексию.
-
Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; строить монологическое высказывание; проявлять умения диалогической речи; владеть письменной речью; выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные УУД - привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей: бесстрашия, преданности делу, патриотизма, силы духа; развитие эстетического вкуса.
Ход урока:
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Мотивация учебной деятельности
Слово учителя:
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что у вас есть только одна единственная жизнь? Давайте представим себе какого-нибудь человека, продолжительность жизни которого 70 лет, то есть в общей сложности 25550 дней и каждый день его жизни условно обозначим кирпичом. Теперь представим, что наш воображаемый человек стоит на самом верху сооружения, сделанного из этих кирпичей. Высотой оно примерно 25 м, шириной и длиной по 105 м. Он стоит, любуясь открывающимся перед его ВЗОРОМ прекрасным видом.
- Каждое утро появляется некая рука, которая снимает один кирпич. Только один кирпич с края строения.
- «Ну, это совсем неопасно! Если даже исчезнет ряд, ничего страшного не случится», - думает человек.
Рука появляется каждое утро и убирает только один кирпич. С беспечностью
человек любуется окружающим его видом.
- «Все прекрасно», - думает он.
И совсем нескоро, через долгий — долгий отрезок времени, человек с ужасом обнаружит, что он стоит только на одном кирпиче. (отрывок из книги «Одна единственная жизнь»).
- Ребята, какие мысли и чувства возникают у вас при чтении этого отрывка? (Размышления ребят смысле жизни)
Слово учителя:
- Жизнь - это самое дорогое, что есть у человека. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда начинаешь по-новому смотреть на окружающих, на людей, на сверстников, на самого себя.
- Вопрос «Как жить на земле?» рано или поздно встанет перед каждым из вас.
Ответ на этот вопрос мы постараемся с вами найти в рассказе «Матренин двор» А.И. Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже, и таким писателем был А.И. Солженицын.
-
Постановка учебной задачи
«А. И. Солженицын — трудно достигаемый
пример того, что писатель в ответе
перед сегодняшним днем,
как перед вечностью».
Владимир Соколов
- Как вы думаете, о ком и о чем мы будем говорить на уроке, о чем размышлять?
1. Интервью с писателем: «Солженицын писатель, публицист, общественный деятель, патриот своей страны». (заранее подготовленный ученик выступает в роли писателя).
- Сегодня у нас в гостях Александр Исаевич Солженицын. Ребята вы можете задавать вопросы Александру Исаевичу.
- Добрый день, Александр Исаевич!
- Расскажите, где и когда вы родились.
- Я родился в Кисловодске 11 сентября, 1918 года.
- Расскажите о своей семье. Где и как проходило ваше детство?
- Мой отец умер за шесть месяцев до моего рождения. Мы с матерью жили в Ростове-на-Дону, где я провел все мое детство и юность и окончил гимназию в 1936 году.
- Как вы стали писателем?
- Будучи еще ребенком, по собственной воле, без каких-либо внешних причин или чьих-либо подсказок, я мечтал стать писателем, однако в Ростове сделать это не было возможности. Переехать в Москву я не мог, отчасти потому что моя мать была нездорова и осталась бы одна, частью по причине нашей сравнительной бедности. Я поступил на математический факультет Ростовского государственного университета. Позднее мне удалось поступить на факультет литературы, с 1939 по 1941 годы вместе с обучением физике и математике, я учился заочно в Институте философии, литературы и истории в Москве.
- Когда вы закончили учиться, началась Великая Отечественная война, это правда?
- В 1941 году за несколько дней до начала войны, я окончил университет. Зимой 1941-1942 по причине слабого здоровья, я был направлен рядовым в грузовой конный обоз. Позднее, благодаря моим математическим знаниям, меня перевели в артиллерийскую школу, откуда я выпустился экстерном в ноябре 1942 года.
- Расскажите об истории создания рассказа «Матренин двор».
- Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 г., а опубликован в 1964 г.
- Изначально я назвал свое произведение «Не стоит село без праведника...» В 1963 году во избежание трений с цензурой, издатель А. Твардовский изменил название - мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.
2. Буктрейлер (просмотр видеоролика)
Буктрейлер _Матрёнин двор_ А. И. Солженицын.mp4
(заранее подготовленный ученик демонстрирует видео, задает проблемный вопрос)
- Вы просмотрели Буктрейлер. О ком идет речь?
(Речь идет о главной героине рассказа «Матренин двор» - Матрене)
III. Изучение нового материала
1. Беседа по рассказу.
Учитель: Главная героиня рассказа — крестьянка Матрена. В переводе с латинского языка это имя обозначает «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной.
- Как проходит обычный день у Матрены? (обратитесь к тексту, ответьте на вопросы)
-
Какую историю «колотной житенки» Матрены поведал нам рассказчик?
-
Обозлилась ли на этот мир Матрена?
-
Какое было нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
-
Как относится Матрена к работе?
-
Как используют ее труд окружающие: родственники, соседи, колхозная администрация?
-
Как относятся к Матрене окружающие?
Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.
-
Работа по второй главе рассказа.
- Найдите ответы на вопросы в тексте.
- Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
- Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений.
-Кто такой Фаддей? Найдите описание его внешности. На чем акцентирует внимание читателя автор?
3. Рассказ ученика о прошлом Матрены.
Слово — учителя: Рассказчик признает, что и он, породнивший с Матреной душевно, никаких корыстных интересов не преследующей, тем не менее, так до конца не понял ее. Лишь смерть раскрыла перед ним величие и трагический образ простой русской женщины.
-Как вы понимаете слова финала рассказа?
-В чем смысл слова «праведник»?
-
Словарная работа
Праведник — человек с чистой совестью и душой. (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка)
Праведник — праведно живущий, во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
-
Работа в парах
-
пара — расскажите о судьбе Матрены.
-
пара — что сопровождает жизнь праведника и грешника. (составить таблицу)
-
пара — устный словесный портрет Матрены.
4 пара — что позволяет писателю назвать Матрену праведницей.
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью живет».
Учитель: В этом, наверное, есть главная загадка ее лица — в нем отчетливо видна совесть, по — народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу, сохранив свой «двор».
IV. Итог урока
— В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа «Матренин двор»? (Матренин двор — это Матренин мир — это особый мир праведника, мир духовности, добра, милосердия.)
- С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
-Сможет ли кто-то после смерти героини защитить «Матренин двор»?
- Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни и возможно ли праведничестве в современных условиях?
V. Рефлексия
- Составим синквейн к уроку
Праведник Духовный, человечный Сострадает, любит, не осудит Бескорыстно помогает людям. Нравственность. |
IV. Домашнее задание:
Написать сочинение — рассуждение (на выбор)
«О чем заставил меня задуматься рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»?
«О чем бы я спросил(а) героиню»?