СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме : "Гормоны. Причины стресса. Методы борьбы".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии в 8 классе, с применением здоровьесберегающтх методик, по теме "Гормоны". Урок-исследование, с практической частью.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме : "Гормоны. Причины стресса. Методы борьбы".»

План-конспект урока по биологии на тему: «Железы внутренней секреции, гормоны. Методики, позволяющие справляться со стрессом».

Тип учебного занятия: урок-исследование

Здравствуйте, меня зовут Полина Александровна и сегодня на уроке биологии, в рамках курса анатомия человека мы поговорим о самом главном. Как думаете, о чем пойдет речь?

На слайде презентации цитата.

„Безусловное счастье находится в вашей голове, и вы сами определяете его в момент жизни — как только внешние источники стресса не влияют на ваш внутренний мир, и вы остаетесь спокойным — вы обретете гармонию и уверенность в себе. — Марк Орион“

Дети отгадали, что речь пойдет о стрессе, по наводящим вопросам (Какая система организма? Каким образом и что продуцирует стресс?) выясняем, что речь пойдет о гормонах, эндокринной системе, железах внутренней секреции, будем разбирать с научной точки зрения этот вопрос.

Что мы знаем? (что железа должна выделять гормон)

Что нужно узнать? (какие гормоны выделяет каждая из выделенных нами желез, а также роль этих гормонов в организме человека)

Цель: Выяснить с научной точки зрения причину стресса, роль эндокринной системы в этом процессе.

-учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиологические понятия.

-обучающиеся получат возможность научиться объяснять механизм избирательного действия гормонов на конкретные органы.

-обучающиеся убеждаются в необходимости ответственного отношения к собственному здоровью

Исходное состояние обучающихся: знают и называют основные системы органов в организме, в том числе эндокринную систему; имеют представление о гормонах, их влиянии на работу органов.

Задачи: определить значение в организме человека надпочечников. Научиться справляться со стрессом конкретными методиками. Провести эксперимент по выявлению стресса у обучающихся.

Актуализация знаний.

Рассказать обучающимся о кортизоле. Кортизол – это глюкокортикоидный стероидный гормон, вырабатываемый надпочечниками. Его также принято называть «гормоном стресса», так как он активно вырабатывается в ответ на стресс. Показать его химическую формулу. Кроме того, увеличение гормона в крови может быть причиной хронического или внезапного стресса. Повышенный уровень кортизола также приводит к повышению артериального давления, сонливости. Предлагаю провести эксперимент.

Эксперимент:

Предлагаю учащимся замерить и внести в таблицу данные пульса.

Как измерить пульс самому себе? Посчитайте пульс, несильно прижав два пальца к внутренней стороне запястья, под большим пальцем. Считайте удары в течение 30 секунд. Занесем данные в таблицу. Сравним с показателями ЧСС на слайде презентации.

Таблица 1. Частота пульса


До дыхательных методик частота пульса

После дыхательных методик частота пульса




Практическая значимость знаний и способов деятельности.

Теперь я расскажу и покажу дыхательные практики, которые помогут снизить пульс, и тем самым снизят тревожность и гормоны стресса. Дыхательные упражнения не только помогают бороться со стрессом. Они активизируют вентиляцию легкий, снижают кислотность крови, а это вызывает дополнительный приток крови к мозгу. В результате улучшается концентрация внимания, появляется чувство спокойствия.

1. «Нижнее дыхание». Для этого надо сесть, положить руки на колени, на вдохе втянуть живот, на выдохе животом мысленно проталкиваем воздух вниз. Таким образом, глубоко дыша, мы уходим от тревоги. Повторите 5 раз.

2. «Диафрагмальное дыхание». Сядьте на стул со спинкой. Положите одну или обе руки себе на живот. Медленно и глубоко вдохните через нос. Медленно выдохните через сложенные в трубочку губы (будто задуваете свечи). Повторите 5 раз.

Замеряем пульс снова, убеждаемся, что он снизился, вписываем данные в таблицу 1.

Делаем выводы.

Предлагаю учащимся варианты упражнений из йоги, которые можно выполнить дома, для снижения стресса и выработки кортизола надпочечниками. На слайде презентации:

1. Поза ребенка (Баласана). Когда мы сильно вымотаны, то наши надпочечники испытывают сильный стресс, вызывая наше старение. А вот поза ребенка — одна из самых успокаивающих поз для надпочечников, поэтому регулярно практикуя эту позу, мы заботимся о своем будущем.

2. Поза собаки мордой вниз (Адхо Мукха Шванасана). Стимулирует приток крови к мозгу.

3. Поза полного расслабления (Шавасана). Помогает расслабиться каждому мускулу в теле.

Первичное закрепление. Повторяем, что надпочечники обеспечивают мобилизацию организма в стрессовых ситуациях. Показываю картинки из жизни, и разбираем как человек, применяющий методики борьбы со стрессом реагирует на жизненные ситуации, и как возможно реагировать человеку, у которого повышен кортизол ( работа по группам), ситуации две: разбитая ваза, машина обрызгала пешехода.

Информация о домашнем задании читаем параграф «Эндокринная система». Разбираем гормоны «счастья» самостоятельно (эндорфин, серотонин…), какими физическими упражнениями можно его повысить в организме человека. Заполняем таблицу 2.

Таблица 2.

Гормон

Железа

Влияние физических упражнений

Пониженная функция

Повышенная функция

эндорфины





дофамин





серотонин





окситоцин












Рефлексия (подведение итогов занятия). Раздаю эмоджи намасте. Это приветствие, легкий поклон и жест соединенных ладонями рук на уровне шеи – проявление дружественности, доброты и благодарности. Прошу поднять его вверх тем, кто уйдет с новыми знаниями с урока. Говорю всем спасибо, и до новых встреч.


Самоанализ

Содержание урока:

Содержание урока соответствует программе, задачам урока. Биология не входит в «тройку» самых необходимых, приоритетных предметов, и я хотела бы повысить уровень заинтересованности учащихся биологией, используя различные методы стимулирования познавательной активности учащихся на уроке. Исследовательские методы, когда ученики сами добывают знания непосредственно из объектов изучения, ориентированы на развитие личности ученика и его творческих способностей, на устранение авторитарного стиля управления познавательной деятельностью школьников. Я использовала на уроке следующие методы и приёмы: словесные, наглядные и практические. Для повышения уровня формирования умений применять знания, на этапе мотивации я ставлю перед учащимися проблемную задачу, которая приводит к осознанию необходимости постоянного пополнения своего индивидуального опыта. Динамическая смена видов деятельности поддерживает активность учащихся и интерес к выполняемому заданию в течение всего урока. На уроке формировались умения формулировать новые анатомо-физиологические понятия –гормоны, эндокринная система; разъяснять особенности строения и функционирования желёз.


Тип урока: урок-исследование. Его целесообразность обоснована целями урока, вовлечением учащихся в различные виды деятельности: общение, игру, учение и труд. Общение в образовательном процессе создаёт условия для усвоения знаний и активизирует этот процесс. Игра выявляет у детей повышенное внимание к предмету, активно влияет на развитие сознания, общения.


Место урока в системе уроков по данному разделу: это первый урок в общей теме «Эндокринная система». Все этапы урока последовательны и логически связаны между собой. Целостность и завершённость урока обеспечивались на этапе закрепления в ходе эвристической беседы по картинкам. Я подводила учащихся к размышлениям о том, что они сегодня делали на уроке, что поняли, чего достигли в сфере получения новых знаний, развития навыков. Я, как учитель, получала информацию о достижении цели деятельности, об изменениях в сознании учащихся, возникших в процессе осуществления учебной деятельности, выявляла понимание учащимися ценности собственного здоровья и важной роли гормонов в регуляции процессов жизнедеятельности организма.


Практические умения: умения заполнять таблицу.

Интеллектуальные умения: умения формулировать определения понятий, разъяснять особенности строения и функционирования желёз, доказывать важность желёз для процессов жизнедеятельности организма.


Принцип направленности обучения на комплексное решение задач реализовывался на этапе мотивации, когда перед учащимися ставилась проблемная задача, приводящая к осознанию необходимости постоянного наращивания, пополнения своего индивидуального опыта. На этапе изучения нового материала данный принцип реализовывался в ходе групповой исследовательской работы.

Связь с жизнью выражалась в развитии у учащихся навыков определения пульса, дыхательных упражнений.

Применялись методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся - игровая ситуация, содержащая изучаемые знания, умения и навыки, способствующая вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Игровая ситуация ( с картинками) порождает в детях различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.


На этапе актуализации знаний я использовала идеальные средства обучения (средства наглядности - схемы, компьютерную презентацию по теме урока, таблица для заполнения, демонстрационное оборудование – плакаты «Внутренние органы человека». На исполнительном этапе использовались средства ТСО - компьютер, проектор, экран, таблицы, заполненные учащимися в ходе исследовательской работы.


Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался согласно этапам урока.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся на уроке достигалась включением их в игровую ситуацию, при решении проблемной задачи на этапе мотивации, в ходе самостоятельной работы исследовательского типа и на этапе закрепления в процессе эвристической беседы.


На уроке преобладал поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. В ходе групповой работы, эвристической беседы, творческого и индивидуального домашнего задания реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения.


Положительное отношение учащихся к учению стимулировалось похвалой, умением организовывать ситуацию успеха, использованием игрового метода на уроке, демократическим стилем моих отношений с учащимися и доброжелательным эмоциональным фоном урока.

Система работы учащихся: Учащиеся проявляли организованность и активность на разных этапах урока. Демонстрировали уважительное отношение к учителю, положительное отношение к уроку и предмету, добросовестное отношение к выполнению домашнего задания.


Общие результаты урока: Отклонений от плана урока не было. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока реализовались в полной мере.

Список использованной литературы:

1.Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для страшеклассников и поступающих в вузы. / Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова.- М.: АСТ –ПРЕСС КНИГА ,2018.-816 с.: ил.

2.Физиология человека: учебник. [Электронный ресурс]/ Под ред. В. М. Покровского, Г.Ф. Коротько. 3-е изд. 2011. - 664 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785225100087.html

3.Орлов Р.С. Нормальная физиология [Электронный ресурс] / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев. - 2010. - 832 с.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970416624.html

4. Р. Бутера. Йога-антистресс. Мягко успокаивает. Снимает тревогу. / Роберт Бутера.-

Издательский бренд: БОМБОРА,2021.- 320 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!