СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме: «Социальные и экономические последствия промышленного переворота» Класс:8,всеобшая история

Нажмите, чтобы узнать подробности

Капитализм – это система социально-экономической организации общества, основанная на господстве частной собственности, свободном рынке и конкуренции как главных механизмах распределения ресурсов и регулирования экономической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: «Социальные и экономические последствия промышленного переворота» Класс:8,всеобшая история»

План-конспект урока по теме: «Социальные и экономические последствия промышленного переворота»

Класс:8

Цель: 

создание условий для анализа условий и особенностей промышленного переворота в европейских странах

Задачи:

Образовательные – рассмотреть предпосылки промышленного переворота, рассмотреть его причины и последствия, систематизировать знания о главных научных и технических достижениях, раскрыть сущность экономических и социальных последствий промышленной революции;

Развивающие – развивать навыки универсальных познавательных учебных действий, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из прочитанного текста.

Воспитательные - стимулировать интерес к изучению истории; - воспитывать у учащихся стремление к самообразованию, к самосовершенствованию, воспитывать уважительное отношение к труду, сочувствие людям.

Тип урока: урок изучения нового материала

План:

1. Лидерство Европы в мире.

2. Население, демография.

3. Капитализм.

4. Транспортная революция.

5. Мировая торговля.

6. Трансформация сословий.


Актуализация знаний:

В течении года, говоря об экономическом развитии как в Европе , так и в России, мы все время употребляли термин мануфактура. Давайте еще раз вспомним определение (мануфактура – это предприятие, основанное на ручном производстве или при помощи силы ветра и воды).

А теперь вдруг промышленная революция. Что же это такое? Давайте попробуем сформулировать определение (слайд 3, промышленная революция или промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному производству).

Организация познавательной деятельности:

Сегодня мы проследим, а какие же предпосылки послужили для начала этого процесса, как эти перемены отразились на экономике, и главное, на жизни людей, и какие это имело последствия. 

До середины 18 века европейская экономика развивалась благодаря росту количества мануфактурного производства, что способствовало росту числа наемных рабочих, развитию торговли и увеличению прибыли, т.е. накоплению капитала. И конечно. Росла конкуренция (слайд 4).

Подумаем, что надо сделать, чтобы преодолеть конкуренцию?

(ответы учащихся: продавать по низким ценам, повышать качество, ассортимент, повышать количество товара, выходить на импорт).

Правильно, а для того чтобы это организовать, надо развивать производство. Конкуренция требовала постоянного внедрения новейших достижений науки и техники в производство. Например, в текстильной промышленности использовались прялки (изобретение 1765 года), а в 1785 году в Англии был запатентован первый механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта. И через 16 лет открылась первая механическая ткацкая фабрика. В 1765 году Джеймс Уатт построил паровую машину. Такие изобретения требовали развития угольной и металлургической промышленности, что влекло за собой развитие транспорта и строительства железных дорог. Так Англия к 1850 году покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км.

Итак, аграрное общество уходит в прошлое. На смену ему приходит общество индустриальное. Давайте сформулируем определение индустриального общества (слайд 5). Индустриальное общество – это общество, определяемое уровнем промышленности и ее технической базы. Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности, совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала. В Англии процесс первоначального накопления капитала сочетался с образованием слоя наемных рабочих и созданием внутреннего рынка.

Капитал – это деньги или иная собственность, приносящая доход.

Возникает промышленный пролетариат – люди, работающие на фабриках.

Рабочий день – 18 часов в сутки, низкая зарплата, внедрение машин приводило к сокращению рабочих, люди ломали машины, а  по английским законам порча машин каралась смертью (слайд 7).

Теперь более подробно разберемся с особенностями становления индустриализации в Англии, Франции и в Германии.

Практическая  деятельность:

Работа по группам: группа получает пазлы (разрезанный на кусочки лист) с текстом, собирает в целостный лист, анализирует информацию и выдает аудитории (приложение А).

Как мы понимаем, в экономике в передовых странах Европы происходили дальнейшие перемены. Они связаны с зарождением монополий. Вы наверняка сталкивались с таким понятием, давайте сформулируем определение, что такое монополия  (учащиеся высказывают свои варианты и ассоциации с этим словом, приводят примеры)? Монополии – это крупные хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над отраслями, экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления повышенных цен и извлечения повышенной прибыли. (слайд 8)

Давайте представим, что у нас 20 предприятий по производству обуви, как мне стать монополистом? (рассуждение учащихся, высказывают свои предложения)

Как вариант, можно объединиться. Так и стало происходить. ускорился процесс сращивания производства и капитала. Возникли разные типы монополий: картель, синдикат, трест и концерн (слайд 9). (запись определений в тетрадь). Картель – это объединение самостоятельных предприятий, основанное на временном соглашении между собой с целью установления контроля сбыта, повышения цен и обеспечения высокой прибыли. Синдикат – объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли, основанное на соглашении о совместном сбыте. Трест – это такая форма организации, когда объединяющиеся предприятия теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению. Концерны – объединения предприятий, банков и торговых фирм на основе общей финансовой зависимости от определенной группы капиталистов.

Мы понимаем, что развитие производства влечет за собой и увеличение прибыли и капитала, которые ведут к высокому экономическому уровню государства, что в свою очередь в интересах самого государства. Но с другой стороны рабочие подвержены кабальной эксплуатации. (слайд 10). В первой половине XIX века государственное вмешательство в экономику резко сократилось.

Во второй половине XIX века государственное вмешательство заключалось во введении фабричного законодательства.

Наиболее сильное влияние государства в экономику было в Германии – огосударствление железных дорог, табачная монополия.



ЛИДЕРСТВО ЕВРОПЫ В МИРЕ.

К концу XVIII века Европа стала мировым лидером в экономическом развитии!

Причины:

1. ____________________________________

2. ____________________________________

3. ____________________________________

4. ____________________________________

5. ____________________________________

6. ____________________________________

7. ____________________________________

8. _____________________________________

9. ____________________________________

 

 

НАСЕЛЕНИЕ, ДЕМОГРАФИЯ.

 

Сопоставьте причины с тенденциями: (устно)

Тенденции

Причины

1. Высокая рождаемость

 

2. Высокая смертность

 

 

 

А. эпидемии

Б. войны

В. семейные ценности

Г. холодный климат

Д. низкий уровень санитарии и гигиены

Е. отсутствие абортов и других инструментов планирования рождаемости

Ж. низкий уровень медицины

З. недостаток продовольствия

В XVIII веке наблюдается постепенное снижение смертности: 110 млн.                      187 млн.

Причины: ______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 

К АПИТАЛИЗМ.

Предпосылки: _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Капиталистические методы: _________________________________________________________

_

БЫЛО

ПОЧЕМУ?

СТАЛО

Крестьянское натуральное хозяйство

Мануфактура

Техника, машины

Фермерское товарное хозяйство

Фабрика

ТРАНСПОРТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

Прочитайте стр. 16-17 учебника. Кратко ответьте на вопросы:

1. Определение «транспортной революции»: _______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

2. Какие изменения произошли с транспортными сетями А. Дорожной  Б. Речной

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

М ИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ.

Развитие транспорта привело к развитию торговли.

Специализация европейских государств в производстве.

Развитие колониальной торговли.

Открытие новых бирж (крупнейшие в Амстердаме, Лондоне, Париже)

«Атлантический треугольник»

В XVIII веке европейцы: голландцы, англичане, французы и т.д. развили по-настоящему огромную мировую морскую торговлю, поставляя азиатские товары в Европу и Африку, вывозя африканских рабов в Вест-Индию, Южную и Северную Америку, ввозя продукцию колоний в Европу, где она имела востребованность и платёжеспособный спрос.

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОСЛОВИЙ.

Дворянство

Третье сословие

Крестьянство

Власть, служба государю

 

Предпринимательство, лишение привилегий, разрушение феодальных порядков

 

Торговля, работа на мануфактурах




 



Приобретение земли, строительство фабрик, международная торговля или разорение

 

Ведение личного хозяйства




 

 



Разорение, уход на работу в город (неквалифицированный труд на фабриках или обнищание, жизнь на подаяние и случайные заработки)

БУРЖУАЗИЯ

НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ

ГОРОДСКИЕ НИЗЫ






 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Причины европейского лидерства

1. удачное географическое расположение

2. благоприятный для сельского хозяйства климат

3. отсутствие внешней угрозы

4. отсутствие всеобъемлющей государственной власти (общественная инициатива)

5. конкуренция

6. приток ресурсов с новых земель

7. реформация (дух капитализма)

8. научная революция

9. разрыв с традициями (модернизация)

 

Причины снижения смертности: улучшение санитарии и гигиены, улучшение климата (потепление), увеличение сельскохозяйственного производства.

 

Капитализм – это система социально-экономической организации общества, основанная на господстве частной собственности, свободном рынке и конкуренции как главных механизмах распределения ресурсов и регулирования экономической деятельности.

Предпосылки: рост количества денег в экономике, рост количества потребителей, аграрная революция, промышленная революция

Капиталистические методы: применение наемного труда, инвестиции, кредитование.

Приложение

Основные понятия урока:

  • Промышленный переворот – переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному.

  • Традиционное общество – общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способами социального регулирования, основанными на традициях

  • Индустриальное общество – общество с преобладанием в экономике промышленности, с машинизацией и автоматизацией производства, массовым производством товаром, высоким уровнем мобильности, урбанизацией, возрастанием государственного регулирования.

  • Индустриализация – создание крупной, технически развитой промышленности, значительное увеличение доли промышленности в экономике

Промышленный переворот начался в Англии в последней трети ХVIII века. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретении в области механики – прядильной машины, механического ткацкого станка, парового двигателя. Значительные технические открытия были сделаны и в XIX веке.

Первым современным станком из металла считается механический токарно-винторезный станок Генри Модсли. Станок заменил ручной труд в тех операциях, где требовалась точность.

В текстильном производстве большим прорывом стало изобретение Жозефом Мари Жаккаром станка, позволяющего изготавливать узорчатые ткани.

В 1842 году Джеймс Несмит сконструировал паровой молот, который позволял выковывать крупные металлические детали целиком.

Развитие машиностроения требовало всё больше металла. Английский инженер Генри Бессемер изобрел конвертер – вращающуюся печь для выплавки стали. Через жидкий чугун продувался сжатый воздух. Он окислял примеси, удаляя их из чугуна и превращая его в сталь.

Французский ученый Пьер Эмиль Мартен сконструировал печь, в которой выплавлялась сталь более высокого качества. Кроме того, в печь подавался не жидкий, как в конвертере, чугун, а твердый, что значительно облегчило процесс литья. Сталь открывала новые возможности для увеличения прочности и мощности машин. А потому стремительно вытесняла железо и дерево. Уже в 1870-х гг. выплавка стали являлась важнейшим показателем промышленного потенциала страны.

Совершенствование станков и оборудования позволило повысить производительность труда и перейти к промышленному выпуску машин. Еще в XVIII веке в Англии начинается процесс замены мануфактур фабриками – крупными капиталистическими предприятиями. Как и на мануфактуре, здесь существовало разделение труда, но физический труд людей был заменен машинным. К началу 1860-х гг. в Англии существовало более 5 тыс. фабрик.

Сама природа производства в ту эпоху требовала большой концентрации производства. В последней четверти XIX века мелкие и средние предприятия стали поглощаться крупными компаниями. Зарождался монополистический капитализм.

Монополиями называют объединения капиталистов, которые сосредотачивают в своих руках производство или продажу какого-либо товара для того, чтобы установить свое господство в той или иной отрасли экономики. Господство монополий в экономике приходится на конец XIX – начало XX века.

В XIX веке происходят значительные изменения в области транспорта. В 1807 году американский изобретатель Роберт Фултон построил пароход, получивший название «Клермонт». Пароход удачно прошел испытания на реке Гудзон. Разработал Фултон и подводную лодку, которую назвал «Наутилус», но ей в те годы не нашлось применения.

В 1819 году пароход «Саванна» проделал путь через Атлантику от Нью-Йорка до Ливерпуля всего за 20 дней. Морские плавания перестали зависеть от ветра. Усовершенствование водного транспорта способствовало росту миграции. С 20-х гг. XIX века началось массовое переселение европейцев на другие континенты. Большинство эмигрантов направлялось в США – «страну больших возможностей».

Наибольшее влияние на ускорение темпов промышленного переворота имело появление железнодорожного транспорта. Главная заслуга в этом принадлежит англичанину Джорджу Стефенсону. С 1814 г. он занимался строительством паровозов. Под его руководством в 1825 строилась железная дорога Дарлингтон-Стоктон. Первый паровоз «Блюхер» был построен для рудничной рельсовой дороги.

В 1830 году была построена железная дорога, длиной 50 км, соединяющая Манчестер и Ливерпуль. На этой дороге паровоз Стефенсона «Ракета» выиграл соревнование, развив скорость 48 км/ч. Уже в 1860 году длина железнодорожных линий составила 110 тыс. км, а к концу XIX века – 790 тыс. км. В 1888 году между Парижем и Стамбулом начал курсировать знаменитый Восточный экспресс.

Промышленность вовремя и в достаточном количестве получала сырье и могла обеспечить бесперебойный сбыт продукции.

Родоначальником современного автомобиля считают созданный еще в 1769 году «дорожный локомотив» французского артиллерийского офицера Никола-Жозефа Кюньо – трехколесный тягач с паровым котлом и машиной. В 1803 году американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии автомобиль с паровым двигателем, английский конструктор Ричард Тревитик сделал это в 1802 году в Лондоне. Его экипаж двигался с грохотом и чадом, пугая прохожих, за что его прозвали «пышущим дьяволом». Предложенные конструкции были слишком несовершенными и не создали конкуренции конной тяге.

В 1876 году в Германии был создан принципиально новый, лёгкий и мощный двигатель внутреннего сгорания. Недаром там же в 1886 году появились первые автомобили. Заслуга их изобретения принадлежит немцу Готлибу Даймлеру и Карлу Бенцу. В Европе почти сразу вспыхнула «автомобильная эпидемия».

Появление двигателя внутреннего сгорания дало мощный импульс развитию нефтедобычи и нефтепереработки. В 90-е годы «ископаемое топливо» начало доминировать во всемирном масштабе.

Последняя треть XIX века стала эпохой электричества, которое дало производству новую энергетическую базу. В 1882 году известный американский учёный Томас Эдисон построил первую в мире электростанцию для освещения городских улиц. Электрическое освещение стали активно использовать на предприятиях, на транспорте, а с 1895 г. и в работе кинопроекционного аппарата. Опыты учёных показали, что электроэнергию можно передавать на большие расстояния.

С конца 1830-х годов изобретатели разных стран включились в работу по созданию эффективной электрической лампочки. Наиболее успешными были опыты Павла Николаевича Яблочкова, Александра Николаевича Лодыгина и Томаса Эдисона.

В 1840-е гг. Сэмюэл Морзе сконструировал первое средство дальней связи – телеграф, которому нашлось применение и в диспетчерских пунктах железнодорожных станций, и в системе государственного управления. В середине столетия трансатлантический телеграфный кабель впервые связал Америку и Европу, позволив передавать информацию между континентами с невиданной ранее скоростью.

1876 года Александром Беллом был получен патент на изобретение телефона. Он на час опередил другого изобретателя Йлайю Грея.

Практически одновременно, в 1897 г., и, как принято считать, независимо друг от друга русский инженер Александр Степанович Попов и работающий в Великобритании итальянец Гулельмо Маркони изобрели радио. Вскоре его стали использовать в военном деле и различных областях хозяйственной деятельности.

Свои изобретения в области вооружения сделали Сэмюэль Кольт, создавший револьвер, Хайрем Мэксим, сконструировавший пулемет, Альфред Нобель – изобретатель динамита.

«Железный век» преобразил облик городов, быт человека, его труд, изменил представления людей о расстоянии, расширил поток информации. Строятся новые и растут старые города, появляется необходимость в общественном транспорте. В первой половине XIX века эту роль выполняли омнибусы – большие экипажи, следовавшие по определенному маршруту. В 1863 году в Лондоне открыли первую в мире подземную железную дорогу – метрополитен.

Строились туннели, каналы, мосты. Знаменитый Бруклинский мост в США был возведен на высоте 41 метр.

Немец Вернер фон Сименс изобрел электрический трамвай. Он был способен развивать скорость до 20 км в час, мощность двигателя равнялась 5 Квт, напряжение – 180 вольт. Первая электрическая трамвайная линия длиной 2,5 км соединила в 1881 г. пригород Лихтерфельд с Берлином.

С возникновением промышленной цивилизации рухнули вековые принципы жизненного устройства. В Средние века и в раннее Новое время место человека в общественной иерархии определялось при рождении. В эпоху промышленного переворота сформировалось общество, поощряющее инициативу и предприимчивость.

Сословное деление общества уходили в прошлое, увеличивалась численность буржуазии и рабочего класса. В XIX веке во главе крупной промышленности и банков стояли представители буржуазии, нажившие миллионные состояния.

В индустриально развитых странах рабочий класс был дифференцирован на группы: квалифицированные рабочие, которые часто имели образование, могли подняться по социальной лестнице до служащих и неквалифицированные рабочие, выполнявшие самую тяжелую работу. Широко использовался женский и детский труд.

В XIX веке формируется средний класс, куда включают мелкую буржуазию, служащих частных и государственных учреждений.

Таким образом, открытия и изобретения XIX века послужили основой для бурного развития промышленности ведущих стран мира и способствовали становлению крупного производства. Развитие машиностроения, новые изобретения в металлургии, переворот в транспорте и средствах связи, новые дороги, туннели, мосты – всё меняло жизнь человека.

Быстро растут города и численность городского населения. В ряде стран разрушается традиционная сословная структура, формируются новые социальные группы – классы. В экономической и политической жизни всё больше о себе заявляла буржуазия.

Индустриализация сопровождается модернизацией в политической сфере, изменениями вековых устоев и ценностей. В результате этого процесса происходит смена традиционного общества индустриальным.

фабричном регламенте.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!