СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«План-конспект урока по теме «Витамины» - расчитано на 2 часа занятия. (с использованием здоровьесберегающих технологий ) 8 класс Разработала: учитель географии и биологии МОУ Державинский лицей Кобец Анжелика Владиславовна.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме Витамины - направлен на исследавание и с основами сдоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
««План-конспект урока по теме «Витамины» - расчитано на 2 часа занятия. (с использованием здоровьесберегающих технологий ) 8 класс Разработала: учитель географии и биологии МОУ Державинский лицей Кобец Анжелика Владиславовна.»

«План-конспект урока по теме «Витамины» - расчитано на 2 часа занятия.

(с использованием здоровьесберегающих технологий )

8 класс

Разработала: учитель географии и биологии МОУ Державинский лицей Кобец Анжелика Владиславовна.


Цели и задачи урока:

Цели:

1.Формирование понятия о витаминах как биологически активных веществах, о группах витаминов, о последствиях неправильного употребления витаминов.
2. Формирование умения подбирать «правильные» продукты с учётом значения конкретных видов витаминов для нормального роста и развития организма.
3. Формирование умения осознанно подходить к выбору продуктов и витаминных комплексов.

Тип урока - Урок Исследование
Используемые приемы, методы, технологии обучения

Приемы: постановка проблемной ситуации, Лабораторный практикум.

Форма урока: беседа, объяснение нового материала с привлечением учащихся для игры по ролям “Работа в Лаборатории НИИ ”.

Для проведения этого урока ученики заранее готовят выступления по теме “Витамины”, беседуют с мамами и бабушками по различным способам заготовок овощей, ягод, фруктов и зелени, готовят презентации своих рецептов. Эта деятельность способствует развитию индивидуальных творческих особенностей, реализации личностных качеств.

Задачи

: Образовательные:
- сформировать понятие "Витамины";
- дать представление о группах витамин: Жирорастворимые и водорастворимые";
- сформировать умения описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма;
- раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания в продуктах питания;
- сформировать у учащихся представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.

Воспитательные:
- совершенствовать навыки общения;
- прививать навыки здорового образа жизни.


Развивающие:
- формировать умения работы с таблицами, формировать умения работы с схемами, продолжить развитие умения приводить примеры;
- научить работать с сетевыми ресурсами;
- формировать умения работы с лабораторным оборудованием для проведения эксперемента и литературными источниками;


Задачи здоровьесбережения:

увеличение двигательной активности у обучающихся на уроке;

тренировка зрительного восприятия;

предупреждение нарушений осанки у обучающихся.



Методы: лабораторный практикум, исследовательский, поисковый, проблемный, использование ИКТ.

Используемые формы познавательной деятельности индивидуальная, групповая.
Оборудование ПК учителя, медиапроектор , учебник, раздаточный материал: кластер «Витамины», инструкции к работе, лабораторное оборудование.

Прогнозируемый результат - В результате лабораторных исследований определить наличие витаминов в продуктах питания.


Универсальные учебные действия

Коммуникативные:
1. Формировать умения слушать и понимать других.
2. Формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
3. Формировать умения оформлять свои мысли в устной форме.
4. Формировать умение работать в паре.


Познавательные:
1. Формировать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Формировать умения выявлять сущность, особенности объектов.
3. Формировать умения на основе анализа делать выводы.
4. Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.


Регулятивные:
1. Формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
2.Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3. Целеполагание.

Ход урока:

На сегодняшний день пользуются популярностью различные центры здоровья.

Мы с Вами работаем в НИИ здоровья. У нас есть представители 4 лабораторий и центров.

-Давайте сразу вспомним правила работы в группах…
- Молодцы!
-Предлагаю выбрать руководителей своих центров, которые будет помогать в работе и координировать её.(На выборы полминуты) – В группе определим – Химика, Лаборанта, Руководителя практикума, Теоретика, Ответсвенного за результаты в таблицах и отчетах, Контролер правильности выполнения опытов.

Класс условно делится на 4 зоны, по группам витаминов: А, В, С, Д.

Учитель проводит вводную беседу по теме урока, об открытии Лунина Н.И. Витамины – регуляторы обмена веществ. Просмотр презентации с элементами беседы с учащимися.

Витамины – это… Они были открыты Н. И. Луниным в 1880 году. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь". Сейчас известно около 50 видов витаминов. По растворимости делят на жирорастворимые и водорастворимые. Недостаток витаминов может вызвать такое заболевание, как гипоавитаминозы.

Витамин А.

Ученик-экскурсовод показывает свою экспозицию по теме: плакаты, фотографии и рисунки, муляжи перца, абрикоса, продукты- морковь, яйца, упаковка от сливочного масла, сыра, упаковка от препарата витамина А или рыбьего жира. Рассказывает о жирорастворимом витамине А, об авитаминозах “куриная слепота” - неспособность видеть в слабоосвещенном помещении.

Витамины группы В.

Ученик-экскурсовод показывает экспозицию: плакаты, рисунки, упаковки от молока, кисломолочных продуктов, сыра, яиц, мяса, печени, черный хлеб в полиэтиленовой упаковке, рис, гречневая крупа, овес. Рассказывает о водорастворимых витаминах группы В, об авитаминозах “бери-бери”, что означает “оковы”, которая сопровождается параличами и судорогами.

Витамин С.

Ученик-экскурсовод показывает свою экспозицию: плакаты, рисунки, муляжи лимона, яблока, помидор, овощи картофель, лук, банка с квашенной капустой, варенье из смородины, витаминные препараты аскорбиновой кислоты. Рассказывает о витамине С, об авитаминозах – цинга, которым болели большинство мореплавателей во время своих путешествий, При этом заболевании кровоточат десны, зубы начинают шататься и выпадать, человек слабеет и может погибнуть.





Витамин Д.

Ученик-экскурсовод показывает свою экспозицию: плакаты, рисунки, фотографии, упаковки от витаминных препаратов витамина Д, продуктов – масла сливочного, яиц, печени. Рассказывает о витамине Д, об авитаминозах – рахите, когда кости теряют прочность и искривляются, снижается тонус мышц, организм становится менее устойчивым к инфекционным заболеваниям.

Добавляет к выступлению ребят сведения о витамине Е, который необходим для нормального функционирования органов размножения. Содержится в яичном желтке, печени, рыбьем жире.

Затем проводится “подвижная пауза”, в течении которой увеличивается двигательная нагрузка, снимается мышечное напряжение. Каждый ученик встает и со стола своей группы перекладывает продукты, упаковки от продуктов, овощи, муляжи на стол другой группы, т.е. наводит “путаницу”. Ученики друг за другой в быстром темпе наводят путаницу на столах-выставках.На протяжении всего урока учитель создает благоприятную атмосферу урока, что способствует созданию ситуации успеха, хорошему самочувствию, продуктивности урока и оптимальной мотивации. Учитель следит за правильной осанкой учеников.

Динамическая разгрузка предлагается ученикам в следующем виде:

- закрыть глаза;

-положить руки на парту перед собой, отклонившись на стуле;

-представить мысленно зимний лес, солнечный день, спокойная обстановка, где-то вдалеке стучит дятел, на душе легко и спокойно.

-открыть глаза, встать из-за парты,


-Готовы к началу работы в НИИ? Руководители, поднимите руки ... отлично.
-Сегодня нам с вами предстоит решить очень актуальную для данного времени года проблему. Какую?... давайте определим. Зима, мороз, ослабленный иммунитет…к чему приводят данные факторы? (частые болезни)
-какие меры профилактики мы можем предпринять для снижения уровня заболеваемости? (закаливание, приём витаминов…).
-Точно, витамины. А может, кто-то скажет, что такое витамины?(попытки детей сформулировать)
-Оказывается, пока мы с вами не очень много о них знаем. Так давайте определим тему работы наших лаборатории, нашего занятия…

- Наличие Витаминов в продуктах питания, которые мы используем в пищу каждый день.
-Результатом работы нашего НИИ сегодня будет изучение продуктов питания и определение в них витаминов.




Безопасность

  • Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.

  • Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.

  • Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 12 лет.

  • Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.

  • Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.

  • Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.

  • Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.

  • Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.

  • В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.

  • В случае проглатывания промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.

  • В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.

  • В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.

  • В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.

  • В случае травм всегда обращайтесь к врачу.

  • Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.

  • Данный набор опытов предназначен только для детей 12 лет и старше.

  • Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.

  • Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.

  • Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.

  • Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.





Группа 1 - Исследовательская работа «Где содержится витамин С» - опоределение наличия витамина в овощах и фруктах.

Аскорбиновая кислота (витамин С) играет в организме человека огромную роль. Она необходима для нормального развития соединительной ткани, процессов регенерации и заживления, устойчивости к различным видам стресса, укрепление иммунной системы и поддержания процессов кроветворения. Считается, что витамин С – злейший враг всех болезней, но в организме человека это жизненно важное вещество не синтезируется. Поэтому человек должен получать аскорбиновую кислоту с пищей.

Проверить наличие аскорбиновой кислоты в продуктах, которые мы часто употребляем в пищу.

Объект исследования:

Пищевые продукты: овощи, соки, фрукты.

Метод исследования: наблюдения, эксперименты.

Гипотеза: Не все продукты богаты содержанием витамина С, поэтому для укрепления иммунитета человека необходимо употреблять в пищу те продукты питания, которые содержат много витамина С.

1. Экспериментальным путем установить содержится ли витамин С в овощах, соках и фруктах.

2. Выявить самый богатый витамином С : овощ, сок и фрукт.

3. Составить таблицы и предоставить фотографии, отражающие проведенные опыты.

4. Сделать выводы о содержании аскорбиновой кислоты в различных пищевых продуктах, которые входят в наш повседневный рацион.

Организм «не умеет» самостоятельно синтезировать витамины или же производит их слишком мало и потому должен получать их в готовом виде вместе с пищей.

Витамин С обладает мощным противовоспалительным действием, положительно влияет на кожные покровы, способствует укреплению кровеносных сосудов, способствует восстановлению повреждённых тканей. Главная функция витамина С — это укрепление иммунной системы.

Аскорбиновая кислота образуется почти во всех растениях и животных. Наиболее богаты аскорбиновой кислотой плоды киви, шиповника, красного перца, цитрусовых, чёрной смородины, лук, томаты, листовые овощи (например, салат и капуста).

Методика проведения исследования.

Приготовить вытяжку из разных продуктов: для этого растереть мякоть с речным песком в ступке и залить водой. Через 10 мин смесь отфильтровать и провести серию опытов.

Вначале сделать контрольный опыт с чистой аскорбиновой кислотой (купленной в аптеке) для того, чтобы сравнивать интенсивность окраски растворов. Обесцвечивание раствора индикаторов (раствора йода) указывает на присутствие аскорбиновой кислоты. ….

Если окраска только бледнеет, то кислоты в данном продукте мало. Если окраска не меняется, то аскорбиновой кислоты в данном продукте питания или очень мало, или совсем нет.

Ход эксперимента:

Определение содержания витамина С в овощах.

1. Взять овощи: чеснок, лук, капуста, картофель, морковь.

2. Приготовить вытяжки их этих продуктов.

3. Готовые вытяжки овощей налить в пронумерованные пробирки.

4. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке №1 (чеснок)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается

В пробирке №2 (лук)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается

В пробирке №3 (капуста)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается

В пробирке №4 (картофель)— окраска раствора индикатора (йода) бледнеет

В пробирке №5 (морковь)— окраска не меняется.

Вывод: окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается в пробирках№1,№2,№3 — значит в чесноке, луке и капусте содержится витамин С, окраска раствора индикатора (йода) бледнеет в пробирке №4- значит в картофеле незначительное количество витамина С, в пробирке №5 окрашивание отсутствует- значит морковь витамин С не содержит.

Сравнить в каком овоще наибольшее содержание витамина С.

1. Приготовленные вытяжки овощей налить в пронумерованные пробирки.

2. Подсчитать сколько капель раствора йода уйдет для получения синей неисчезающей окраски.

3. Сравнить количество капель йода в каждой пробирке.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке №1 (чеснок) – неисчезающая окраска появилась после 7 капель йода.

В пробирке №2 (лук) – неисчезающая окраска появилась после 10 капель йода.

В пробирке №3 (капуста) – неисчезающая окраска появилась после 6 капель йода.

Значит, в пробирке №2 с луком содержится больше витамина С, так как ушло наибольшее количество капель йода на окисление аскорбиновой кислоты.

Эксперименты с фруктами:

Определение содержания витамина С в фруктах.

1. Взять фрукты: апельсин, банан, лимон, яблоко, грушу.

2. Приготовить вытяжки их этих продуктов.

3. Готовые вытяжки фруктов налить в пронумерованные пробирки.

4. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке №1 (апельсин)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается.

В пробирке №2 (банан)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.

В пробирке №3 (лимон)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается.

В пробирке №4 (яблоко)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.

В пробирке №5 (груша)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.

Значит, в пробирке №1 (апельсин) и №3 (лимон) содержится витамин С, в пробирке №2 (банан, №4 (яблоко, №5 (груша) содержание витамина С не обнаружено.

Сравнить в каком фрукте наибольшее содержание витамина С.

1. Приготовленные вытяжки фруктов налить в пронумерованные пробирки.

2. Подсчитать сколько капель раствора йода уйдет для получения синей неисчезающей окраски.

3. Сравнить количество капель йода в каждой пробирке.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке № 1 (апельсин)— неисчезающая окраска появилась после 7 капель йода.

В пробирке №2 (лимон)— неисчезающая окраска появилась после 15 капель йода.

Значит, в пробирке №2 (лимон) содержится больше витамина С, так как ушло наибольшее количество капель йода на окисление аскорбиновой кислоты.

Экспериментально мы изучили, где содержится аскорбиновая кислота и доказали выдвинутую нами гипотезу, что витамин С содержится не во всех продуктах.

Самым богатым содержанием витамина С из овощей обладает лук…

Свежевыжатые соки богаче витамином С, чем соки купленные в магазине…

Из фруктов самым богатым- считается лимон, в нем содержится самое большое количество витамина С.

Лимон обладает целым рядом свойств: тонизирующим, антисептическим, бактерицидным, общеукрепляющим, восстанавливающим, отбеливающим, ароматизирующим. Ни одно растение не может соперничать по своим целебным свойствам и волшебной силе с лимоном.

Попробуйте начинать день с чашки тёплой воды с лимонным соком, т. к. он бодрит и повышает иммунитет. Запах лимона способен повысить работоспособность, снизить сонливость. Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы.

Аскорбиновая кислота играет фундаментальную биохимическую и физиологическую роль. Она не синтезируется в организме человека и поступает только с пищей. Поэтому мы считаем, что необходимо ежедневно потреблять продукты, богатые витамином С.



Группа 2 Определение содержания витамина С в соках.





1. Взять соки: апельсиновый, яблочный, томатный.

2. Разлить соки в пронумерованные пробирки.

3. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке №1 (яблочный сок)— обесцвечивание окраски раствора индикатора (йода) не произошло.

В пробирке №2 (томатный сок)— окраска раствора индикатора (йода) бледнеет.

В пробирке №3 (апельсиновый сок)— окраска раствора индикатора (йода) обесцвечивается.

Значит, в пробирке №1 (яблочный сок)витамина С нет в пробирке №2 (томатный сок) содержание витамина С не значительное, в пробирке №3 (апельсиновый сок) содержится витамин С,

Сравнить где больше содержится витамина С: в свежевыжатом или купленном соке.

1. Приготовить свежевыжатый сок.

2. В пронумерованные пробирки налить магазинный и свежевыжатый соки.

3. Сравнить количество капель йода в каждой пробирке.

Экспериментальным путем было установлено:

В пробирке №4 (купленный апельсиновый сок)— неисчезающая окраска появилась после 7 капель йода.

В пробирке №5 (свежевыжатый апельсиновый сок)— неисчезающая окраска появилась после 15 капель йода.

Значит, в пробирке №5 (свежевыжатый апельсиновый сок) содержится больше витамина С, так как ушло наибольшее количество капель йода на окисление аскорбиновой кислоты.

Определение витамина С в яблочном соке – Подробная инструкция проведения лабораторного опыта.

Для выполнения работы вам необходимо взять несколько сортов яблочного сока и яблоко.

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавте воды 8 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера ( 1 г крахмала на стакан воды.) Далее по каплям добавляйте 5 % — ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника определения основана на том , что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля окрасит раствор в синий цвет.

Витамин С( аскорбиновая кислота). Суточная потребность 50- 100 мг. Участвует в окислительно- восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма.

Он единственный связан с белковым обменом. Мало аскорбиновой кислоты- нужно много белка. Напротив ,при хорошей обеспеченности аскорбиновой кислотой можно обойтись минимальным количеством белка. Для предупреждения С- авитаминоза требуется 20 мг в сутки. Чтобы бороться с витаминной недостаточностью, необходимо повысить содержание свежих овощей и фруктв в пищевом рационе.

(шиповник -1200 мг, смородина -200 мг).



Часто задаваемые вопросы

Как рассчитать содержание витамина С в соке?

Для тех, кому не терпится узнать ответ, сразу приведём формулу:

В 100 мл сока содержится 3.3мг *(количество капель)=X мг витамина С.

Если же вам стало интересно, откуда появилось число «3.3», ниже приведены расчёты. Они будут непростыми. Готовы? Поехали!

Концентрация раствора йода составляет 0.05 моль на литр. В одном миллилитре содержится 0.05/1000= 0.00005 моль йода. 1 мл вмещает примерно 33 капли. Значит, в 1 капле содержится 0.00005/33=0.0000015 моль или 0.0015 ммоль йода.

Йод реагирует с витамином С (аскорбиновой кислотой) в соотношении 1:1, т.е. одна капля йода реагирует с 0.0015 ммоль кислоты. Молярная масса кислоты =176 г/моль. Отсюда масса аскорбиновой кислоты = 0.0015 ммоль*176 г/моль =0.27мг.

Обычно содержание питательных веществ в продуктах приводится на 100 мл объёма. Объём пробы составляет 8 мл, т.е. полученное нами число надо умножить на 100/8=12.5. Получается 0.27мг*12.5=3.3мг.

Итоговая формула: в 100 мл сока содержится 3.3мг *(количество капель)=X мг витамина С.

Пипетка забилась натёртым картофелем, и я не могу набрать раствор.

Промойте пипетку под проточной водой и удалите засор. Когда будете отбирать раствор снова, немного наклоните стакан, чтобы избежать повторного всасывания картофеля. Если в пипетку всё же попали маленькие частички – ничего страшного, проведению опыта это не навредит.

Для чего мы готовили второй образец?

При титровании раствора очень важно иметь под рукой исходный образец, с которым анализируемая проба будет сравниваться после добавления каждой капли. Дело в том, что при монотонной работе глаз быстро теряет чувствительность к изменениям цвета – другими словами, «замыливается». Чтобы не упустить «конечную точку титрования», после каждой добавленной капли йода перемешивайте содержимое стаканчика и сравнивайте его по цвету с раствором в пробирке (исходным образцом). Когда раствор в стаканчике станет грязно-зелёным, запишите количество добавленных капель.

Что делать, если цвет сока резко поменялся, и я не успел посчитать точное количество капель?

Приготовьте новую пробу: возьмите чистую пробирку и отмерьте ей цитрусовый сок. Перелейте его в новый стаканчик. Продолжайте опыт с шага 7. На этот раз тщательно перемешивайте содержимое стаканчика после каждой добавленной капли и не забывайте сравнивать цвет исследуемого раствора с образцом в пробирке.

Пошаговая инструкция

Измельчите на тёрке сырой очищенный картофель. Переложите в стеклянный стакан получившееся «пюре» до нижней отметки «50».

Наберите в стакан холодной воды до нижней отметки «50».

Наполните пробирку цитрусовым соком.

Перелейте сок из пробирки в пластиковый стаканчик.

Приготовьте образец для сравнения: снова наполните пробирку цитрусовым соком.

Закройте пробирку крышкой.

Отмерьте пипеткой 1 мл жидкости из стеклянного стакана.

Вылейте содержимое пипетки в пластиковый стаканчик с соком.

Добавьте в стаканчик 1 каплю 0.05М раствора йода.

Перемешайте смесь, покачивая стакан.

Сравните содержимое стаканчика и пробирки: если после добавления раствора йода I2 цвет жидкостей остался одинаковым, повторяйте шаги 9–11. Внимательно считайте, сколько раз вы добавляли йодный раствор!

Когда цвет раствора в стаканчике изменится на грязно-зелёный, запишите число добавленных капель I2 и завершите эксперимент.

Утилизация

Утилизируйте твёрдые отходы эксперимента вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте её водой.





Что произошло

Как определить содержание витамина С в соке?

Постарайтесь предельно внимательно посчитать количество капель, понадобившихся для изменения цвета раствора. После этого полученное число нужно умножить на 3,3 (этот множитель был вычислен нами специально для этого опыта и подходит для расчетов только при строгом следовании инструкции к эксперименту). Так вы и определите количество миллиграммов витамина C в 100 мл сока.

Проведённый эксперимент является непростым. Это – самое настоящее количественное определение вещества методом титрования. Смысл титрования состоит в том, что реагент известной концентрации (в нашем случае это раствор йода) по каплям добавляется к реагенту неизвестной концентрации (витамин C в соке) до прекращения химической реакции. Чтобы определить момент прекращения реакции, в раствор анализируемого вещества очень часто добавляют индикатор, изменяющий цвет в этой точке (мы использовали крахмал из картофеля).

Специально для того чтобы провести точный расчет концентрации витамина С, мы произвели все необходимые вычисления. Мы учли количество йода в каждой добавляемой капле, объем пробы сока и то, что одна молекула йода реагирует с одной молекулой аскорбиновой кислоты. В результате и было получено магическое число «3,3», на которое мы рекомендуем умножить количество «потраченных» капель йода и определить таким образом точное количество витамина С в соке.

Вы можете получить это число самостоятельно. Концентрация I2 указана на баночке с раствором (0,05 М, т.е. 0,05 моль йода в 1 литре, т.е. 1 000 мл раствора). Молярная масса витамина С равна 176 г/моль. Будем считать, что весь витамин С полностью прореагировал с йодом, причем на каждую молекулу йода по реакции расходуется одна молекула аскорбиновой кислоты (витамина С). Объем капли мы считаем равным 0,03 мл (значит, 1 мл – это целых 33 капель!). Присылайте свои расчеты на адрес [email protected] – мы с удовольствием их обсудим! Не забудьте указать в теме сообщения: «#витаминС». Успехов!

Зачем в эксперименте использовать картофель?

В картофеле содержится большое количество крахмала. Благодаря этому он не только питателен и сладковат на вкус в вареном виде, но и может стать участником нашего опыта!

Крахмал способен реагировать с йодом I2, который мы по каплям добавляем в сок. При этом образуется окрашенное в темно-синий цвет соединение. Вы можете это легко проверить, капнув раствор йода на сырой картофель: на коричневом «йодном» фоне практически сразу появятся темно-синие, почти черные пятна.

В эксперименте нам нужно точно определить, когда в растворе окажется свободный молекулярный йод I2. Он там может появиться, только когда закончится весь витамин C (он же – аскорбиновая кислота). Ведь йод достаточно быстро взаимодействует с витамином С, и после этого его уже нельзя будет обнаружить с помощью крахмала.

Но это взаимодействие (между йодом и аскорбиновой кислотой) происходит не мгновенно. Поэтому мы можем наблюдать изменение цвета при добавлении каждой капли йода. Однако йод образует с крахмалом достаточно неустойчивое соединение –клатрат, или соединение включения.

Объяснить это явление можно довольно просто. Крахмал – это достаточно большая молекула со сложной пространственной структурой. Она длинная и гибкая. Цепочки атомов переплетаются в молекуле крахмала, примерно как наушники запутываются в кармане. Когда таких переплетений становится много, они формируют канальцы и полости, в которые йод проникает подобно тому, как мы с вами можем пролезть сквозь ветки и кустарники на небольшую полянку в лесу. Там йод может оставаться достаточно долго. Однако, если предложить йоду более интересную альтернативу (например, реакцию с витамином С), он незамедлительно выберет именно ее.

В итоге йоду несложно покинуть такой «канал» ради того, чтобы вступить во взаимодействие с витамином С, и тогда синяя окраска вновь исчезает.

Для чего мы добавляем к соку йод?

Наверняка вы слышали, что в цитрусовом соке содержится витамин C – аскорбиновая кислота C6H8O6. Она является антиоксидантом, а это означает, что при попадании в организм окислителей аскорбиновая кислота принимает на себя их удар первой. В том числе и поэтому цитрусовые соки весьма полезны, если их пить в разумных количествах.

Йод I2 – тоже окислитель, а значит, аскорбиновая кислота может вступить с ним в реакцию. Это и происходит в нашем случае!

В цитрусовом соке при добавлении йода витамин C окисляется (то есть отдает свои электроны йоду):

Или же (с точки зрения йода):

Что же такое антиоксиданты? Это самые разные природные химические вещества, совершенно не похожие друг на друга по строению. Но зато у них есть общие отличительные свойства.

• Во-первых, они находятся в тканях тех или иных живых организмов (синтезируются внутри растений, животных и человека или же поступают в организм вместе с пищей).

• Во-вторых – участвуют в различных химических процессах, протекающих в ходе жизнедеятельности.

• В-третьих – легко вступают во взаимодействие с опасными для организма агрессивными окислителями, поступающими извне или образующимися в ходе естественных процессов.

Собственно, именно из-за свойства легко окисляться, принимая первый удар на себя, эти соединения и называются антиоксидантами (буквально: против окислителей). Самыми агрессивными и опасными окислителями в организме человека являются вещества, называемые свободными радикалами. В норме они образуются в процессе клеточного дыхания, а также под действием солнечного света. К нейтрализации таких опасных продуктов жизнедеятельности организм всегда готов. Но, помимо «штатных» свободных радикалов, в организм часто попадают чужеродные токсичные вещества, в ходе нейтрализации которых образуются «непредусмотренные» агрессивные радикалы. Витамин С и другие антиоксиданты способствуют «обезоруживанию» этих веществ.

Какие же вещества, помимо аскорбиновой кислоты, обладают антиоксидантными свойствами? Это некоторые витамины, например, токоферол (витамин Е), бета-каротин (витамин А) и близкие к нему по строению каротиноиды, содержащиеся в оранжевых и красных плодах. Близким родственником каротиноидов является и ликопин, придающий красный цвет помидорам и арбузам – он также обладает антиоксидантной активностью. Пигменты, окрашивающие цветки, плоды и листья некоторых растений в сиреневый, розовый, фиолетовый и синий цвета – антоцианы – также относятся к антиокислительным агентам. Для получения нужного количества антиоксидантов из пищи не стоит игнорировать овощи, зелень, ягоды и фрукты – старайтесь употреблять их в достаточных количествах.

https://youtu.be/eAMj4lm5B5I - ссылка на видео ресурс опыта – Есть в папке с презентацией.



Группа 3 - Определение витамина Д в рыбьем жире, курином желтке.

Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

Для выполнения работы вам необходимо взять рыбий жир и куриный желток.

Выберите главного химика и дайте название команде.

В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома при наличии витамина D появляется зеленовато- голубое окрашивание.

Витамин D ( кальциферол). Суточная потребность 2,5- 10 мкг. Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей , зубов. Отсутствие приводит к развитию рахита у детей и размягчению костей ( остеопороз) у взрослых. Кальциферол содержится в рыбьем жире-125 мкг, печени трески- 100 мкг говяжей печени 2, 5 мкг. Витамин D почти не разрушается при кулинарной обработке.

Определение – Витамина Д

Рыбий жир, куриное яйцо, раствор брома.

В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома при наличии витамина D появляется зеленовато- голубое окрашивание.

Наблюдали зеленовато-голубое окрашивание раствора.

Куриное яйцо содержит витамин Д, что свидетельствует о качественном и полезном продукте.

В прмежутках опыта делаем упражнения для разгрузки

- по команде учителя перемещать взгляд по опорным зрительно-двигательным траекториям В.Ф. Базарного, расположенным на потолке классной комнаты по 8-10 раз по каждой линии.



Группа 4 - Определение витамина А в подсолнечном масле.

Оборудование и реактивы: коллекция витаминных препаратов , аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl 3- 1%, крахмальный клейстер, 5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи ( Na OH).

Определять содержание витамина А в подсолнечном масле,

Определять содержание витамина С в соке яблок, витамина Д в рыбьем жире, проводить анализ лекарственных препаратов.

Определение витамина А в подсолнечном масле

Для выполнения работы необходимо взять несколько сортов растительного масла.

Выберите главного химика, лаборанта, теоретика, ответствнного за запись всего опыта, лектор для теоретической информации и дайте название команде.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавте 2-3 капли 1 % — ного раствора Fe CL3 ( хлорид железа – 3 ). При наличии витамина А появится ярко – зеленое окрашивание.

Витамин А ( ретинол ) суточная потребность 0,5- 2,5 мг.

При его недостатке ухудшается зрение, замедляется рост молодого организма, особенно костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительной системы.

Определение витамина А в подсолнечном масле

Растительное масло, 1%- раствор Fe Cl 3

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавте 2-3 капли 1 % — ного раствора Fe CL3 ( хлорид железа – 3 ).

В домашнем растительном масле появляется зеленое окрашивание .

В масле торговой марки « Подсолнышко « зеленого окрашивания не наблюдается.

В масле торговой марки « Олейна» наблюдается окрашивание раствора.

Необходимо употреблять в пищу , и полезнее масла под торговой маркой « Олейна « и домашнее.

Сок торговой марки « Приве», и «Джей севен», крахмальный клейстер, 5% раствор йода

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавте воды 8 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера ( 1 г крахмала на стакан воды.) Далее по каплям добавляйте 5 % — ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с.

В соке торговой маркой « Джей севен « не наблюдается изменение окраски раствора .

В соке торговой марки « Привет « наблюдается интенсивное изменение окраски раствора.

В соке « Привет « наибольшее содержание витамина С, а « Джей севен « незначительное количество .

Итог урока – 4 представителя от каждой группы НИИ зачитывают результат практического исследования в итоговом листе и ставят оценки друг другу за степень участия в лабораторных опытах.

Итоговые вопросы для ГРУППЫ 1 и 2.

Проделав данную лабораторную работу ответьте на вопросы:

1.Почему чтобы быть красивым необходимо получать достаточное количество витаминов и питательных веществ?

2.Почему витамин С является излюбленным компонентом косметических лабораторий?

3.Почему снижение гемоглобина в крови может быть причиной недостатка витамина С?

4.Почему стресс легче преодолеть с помощью витамина С?



Группа 1 и 2 ответьте письменно на вопросы:

1.Какие овощи содержат наибольшее количество витамина С?

2.Какие фрукты и ягоды содержат наибольшее количество витамина С?

3.Какие молочные продукты содержат наибольшее количество витамина С?

4.Перечислите факторы, приводящие к разрушению витамина С в организме?

5.Перечислите факторы, от которых зависит суточная потребность человека в витамине С. Какова средневзвешенная суточная норма витамина С?

6.Почему с возрастом потребность в витамина С повышается?

Вывод учителя

Витамин С важен для здоровья человека. Поступает с растительной пищей.

Предотвращает цингу. Помогает укреплять стенки капилляров. Участвует в формировании гемоглобина крови, способствует усвоению железа. Помогает пережить стресс. Сохраняет упругость кожи.





Подведение итогов. Рефлексия для групп 3 и 4.

Какие утверждения верны?

1.Витамины – это биологически активные вещества, действующие на организм в ничтожно малых количествах.(+)

2.Витамины необходимы для нормального обмена веществ в организме, так как входят в состав почти всех ферментов, являющихся катализаторами – ускорителями процессов обмена веществ.(+)

3.Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.(+)

4.Гиповитаминоз – отсутствие того или иного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.(-)

5.Авитаминоз – недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем.(-)

6.Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма.(+)



Заполните Индивидуальный лист ученика. Итог работы и проверка, оценка результатов.

Слово учителя:

- Ребята! Вы сегодня узнали на уроке много нового и интересного, знания о витаминах пригодятся вам на всю жизнь. Вы сегодня прекрасно работали на уроке, поэтому многие заработали очень хорошие отметки.

Я вам желаю творческих успехов! Урок завершен, спасибо!



















Список литературы:

1.Биология. Человек. Культура здоровья.8класс». Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я Колесникова. М.»Просвещение», 2010 г.
2. Сухорукова Л.Н. Человек. Культура здоровья. Методические рекомендации для учителя. Москва, Просвещение,2010
3. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Разнообразие живых организмов. Тетрадь-тренажер. 8 класс. Москва, «Просвещение» 2014 г.
4. Э. Гроссе, X. Вайсмантель Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты.

5.Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. – Методическое пособие. – Часть 2. – Физиологические и психологические аспекты здоровьесберегающего урока. – Под общей редакцией Казина Э.М., Заруба Н.А., Ред. Коллегия: Никифорова О.А., Федоров А.И. – Кемерово: 2004. – 193 с. – С.50, С.90.

6.Зверева, И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – Пособие для учащихся. – М.: “Просвещение”: 1983. – 223 с. – С. 119-124.

7.Колесов, Д.В. (и др.). Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. \ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа: 2002. – 332 с. – С.188.

8.Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье. – Книга для учителя. – М.: “Просвещение”: 1989. – 192 с. – С.125.

9.Хрипкова, А.Г. Пособие для учителя.- М.: “Просвещение”:1975. – 403 с.- С.226-231.

10.Энциклопедический словарь юного биолога. Для среднего и старшего школьного возраста. Составитель Аспиз, М.Е. – М.: Педагогика: 1986. – 352 с. – С.65-67.

11.Интернет-ресурсы http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/schkola6koxma2009.narod.ru/vitamini.docОпорный конспект






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!