СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта урока по теме «Железо и его соединения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект предназначен для проведения урока по химии в 9 классе общеобразовательной школы. Используется для объяснения нового материала. Тема : " Железо и его соединения". Цель урока: сформировать представление о положении элемента в ПС, о строении атома, физических и химических свойствах простого вещества железа и его соединениях.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока по теме «Железо и его соединения»»

План-конспект урока по теме «Железо и его соединения»

8 класс, УМК О.С. Габриелян



Технологическая карта урока



  • УМК: «Химия. 8-9 классы», под редакцией

О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова.

М: Просвещение, 2019г.


Цель: Формирование представлений о положении элемента в Периодической системе. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества, соединений железа.

Задачи:

Формирование личностных результатов: самостоятельная постановка учащимися учебной задачи, развитие навыков самооценки, умение вести диалог.

Формирование метапредметных результатов: дальнейшее развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, экспериментально решать задачи и делать выводы.

Формирование предметных результатов: продолжить работу над понятиями «вещество» на примере железа, на основе строения атома познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами железа;

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология: технология развития критического мышления

Ресурсы урока: учебник (текст и задания), кластер, лабораторное оборудование и реактивы, ЭОР.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор; лабораторное оборудование: пробирки, спиртовка, пробиркодержатель

Реактивы: азотная кислота (конц.), серная кислота (конц. и разб.), соляная кислота (конц. и разб.), сульфат меди(р-р)









Технологическая карта для урока по теме «Железо и его свойства».

Этапы урока

Содержание

деятельности

учителя.

Содержание

деятельности

ученика.

Формирование УУД.




Личностные


Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

1.Организационный

момент.

(2 мин)

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.



Готовность к уроку, настрой на изучение темы.

Умение сконцентрироваться

Слушать и слышать.




Проблематизация, мотивация

(3 мин)


«Мозговой штурм».

1.Какое положение занимают металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

2.Сколько электронов на последнем энергетическом уровне в атомах металлов?

3.Чем являются металлы в окислительно- восстановительных реакциях?

4.Какая химическая связь и кристаллическая решетка у металлов?

Стадия вызова

У каждого химического элемента есть свой дом.

Сегодня мы познакомимся с одним из «жильцов».

В этом ящике находится тело, сделанное из этого металла.

Угадайте:

Очень древний я металл,

Счет столетьям потерял;

Наблюдатель египтянин имя дал «небесный камень»

Был нескромным я не в меру,

Тысячи лет до нашей эры.

А за блеск, мерцавший холодом,

Люди там платили золотом!

Я давно в названии века,

В организме человека.

Называют мной характер,

Из меня почти весь трактор.

Очень в яблоке полезно,

И зовут меня… (Железо.)




Внимательно слушают, отвечают на вопросы.


Выражать своё мнение, формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


Умение: моделировать, сравнивать, выражать свои мысли, составлять целое из частей, строить логические цепи рассуждений, сопоставлять, формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель


Умение сотрудничать с учителем и сверстниками формируем умение оформлять свои мысли в устной форме,

Формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Первичное ознакомление с материалом

2 мин – объяснение учителя

15 мин – самостоятельная работа

(17 мин)

 

Кластер для каждого учащегося.

Объясняет ход работы, устанавливает ограничительный период времени на выполнение заданий... Напоминает о ТБ и ОТ.


(учитель – консультант, помощник).





Работают самостоятельно, используя учебник, оформляют результат на отдельных листах. В это же время заполняют кластер по своему вопросу. (Приложение 1)

1 вопрос: Положение в ПСХЭ.

а) порядковый номер;

б) период;

г) подгруппа;

д) простое вещество.

е) Ar (Fe) =

2 вопрос: Строение атома

а) Электронно-графическая формула

б) p =

n =

e =

Высказывание своего мнения, самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению




Умение структурировать текст, выделяя главное;

Умение работать в группе, исследовать, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов.


Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, принимать решения на основе переговоров.

3.Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.


Объясняет ход работы, устанавливает ограничительный период времени на выполнение заданий...


(учитель – консультант, помощник).




3вопрос.

Физические свойства.

а) вид кристаллической решетки;

б) вид химической связи;

в) физический свойства: цвет, запах, металлический блеск, твердость, теплопроводность, электропроводность, температура плавления, плотность

























Высказывание своего мнения, самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению




Умение структурировать текст, выделяя главное;

Умение работать в группе, исследовать, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов.


Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, принимать решения на основе переговоров.

4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
















Учитель проводит демонстрационный опыт

«Горение железной стружки в кислороде»




Учитель проводит демонстрационный опыт

«Взаимодействие железа с конц. азотной и серной кислотами при нагревании и при обычной температуре (пассивация)»


4 вопрос: Химические свойства

Взаимодействие с простыми веществами:

кислородом, галогенами, серой и др.) со сложными веществами: водой, растворами кислот, солей, (проведение опыта с солью меди и растворами серной и соляной кислот)

5 вопрос:

В виде каких соединений железо встречается в природе

6 вопрос: Применение железа

7 вопрос: Биологическая роль железа

8 вопрос: Способы получения железа







Высказывание своего мнения, самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению




Умение структурировать текст, выделяя главное;

Умение работать в группе, исследовать, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов.


Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, принимать решения на основе переговоров.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Отработка и закрепления

(10 мин)

Организатор, слушатель (слушает учащихся, дополняет их ответ, если требуется)

Защищают свои результаты работы, выступая перед классом. Обсуждают. Слушатели дополняют свой кластер.






Формируем умение работать с новой

информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

Умение сотрудничать формируем умение слушать и понимать других, работать в парах, учитывая позицию собеседника


Умение делать вывод. Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение, систематизация, применение

(5 мин)








Предлагает учащимся составить синквейн к понятию - железо

Составляют синквейн


Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)


Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.






7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Обратная связь

(3 мин)



Стадия рефлексии.

Учитель предлагает оценить работу других групп.

Дает дифференцированное домашнее задание на выбор. Параграф п. 34,

На «3» - упр.2,3

На «4» - упр.4

На «5» - упр.5

Дополнительное задание для сдающих ОГЭ:

Cделать мини-проект: получить в две стадии Fe(OH)2,

если даны вещества: Fe, Mg, K2SO4 ,HCl, KOH,СuCl2 , Mg(OH)2

Творческое задание:

составьте текст рекламы железа или изделий из него, либо подготовьте вопрос для интервью у железа, ребус по теме или кроссворд.

Оценивают работу других групп.

(приложение2) Формулируют и комментируют домашнее задание

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.


Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества

Оценка своей деятельности.








Физические свойства

Ц растворимость металлический блеск

В t плавления твёрдость

З плотность тип связи

кристаллическая решетка

тепло- электропроводность







КЛАСТЕР «ЖЕЛЕЗО И ЕГО СВОЙСТВА» Приложение 1

Характеристика ПСХЭ

Группа, подгруппа

Ряд, период

Порядковый номер

Аr =





Строение атома

Z =

e- =

p+ =

n0 =

Электоронно - графическая формула атома

Степени окисления















Биологическая роль



Feжелезо











Как получить

В промышленности

ратории



Нахождение в природе











Химические свойства железа , указать условия протекания реакций

С простыми веществами:

Fe + О2 = Fe + Cl2 = Fe + Вr2= Fe + S =

Со сложными веществами:

Fe + H2О= Fe + CuSO4=

Fe + H2SО4 (разб.). = Fe + HCl(разб.).= Fe + HNО3 (разб.)=

Fe + H2SО4(конц.) = Fe + HCl(конц.).= Fe + HNО3 (конц.)=





Применение

1 4

2 5

3 6

4













Приложение 2



Рефлексия.



На листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

  • большой –для меня это важно и интересно …

  • указательный- неожиданностью для меня было…

  • средний- мне было трудно ( не понравилось)…

  • безымянный –моя оценка психологической атмосферы…

  • мизинец- для меня было недостаточно (хочу ещё узнать)



















Приложение 3

ЖЕЛЕЗО В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Француз Мери в XIX веке сделал сенсационное открытие — обна­ружил железо в крови человека. Несведущие в медицине люди были поражены сообщением Мери. Кто-то даже предложил чеканить медали из железа, выделен­ного из крови знаменитых людей, для увековечивания их памяти. В истории медицины известен такой печальный случай. Один студент-химик решил пода­рить своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа собственной крови. Выпуская время от вре­мени кровь, он получал соединение, из которого химическим путем выделял железо. Юноша погиб от наступившего малокровия. Он так и не собрал нужного количества железа для изго­товления кольца. Бедняга не знал, что общее содержание же­леза в крови взрослого человека невелико и составляет в сред­нем 3—4 грамма, чего хватит разве что на два сапожных гвоздика.

Входя в состав гемоглобина, железо определяет красную окраску этого вещества и, сле­довательно, цвет крови человека и животных. Железо необходимо каждому из нас, поскольку оно участвует во всех окислительно-восстановительных процессах, происходящих в организме.

Железо поступает в организм с продуктами питания, главным образом в виде животных бел­ков. В день из организма вы­деляется 1 миллиграмм железа, столько же должно поступить с продуктами питания. Однако ор­ганизм усваивает обычно не бо­лее одной десятой от принятого с пищей железа. Следовательно, суточная норма пищи должна содержать не менее …… миллиграммов этого элемента.



Содержание железа в продуктах питания

(на 100 г съедобной части продуктов)


Продукт

Железо (мг)

Крупа гречневая

Крупа рисовая

6650

1020

Пшено

6980

Хлеб ржаной

Хлеб пшеничный

3600

3950

Фундук

3000

Молоко коровье

67

Сыр голландский

1100

Картофель

900

Капуста белокочанная

625

Яблоки

630

Смородина чёрная

1300

Говядина

2900

Печень свиная

20200

Печень говяжья

6900

Приложение 4

ПАМЯТКА по теме «ЖЕЛЕЗО И ЕГО СВОЙСТВА»


ОВР с участием сульфидов и йодидов с соединениями железа(III) и меди(II)


2CuSO4 + 4KI = 2CuI + I2↓+ 2K2SO4 2FeCl3 + 6KI = 2FeI2 + I2↓ + 6KCl

2CuSO4 + 4НI = 2CuI + I2↓+ 2Н2SO4 Fe2O3 + 6HI = 2FeI2 + I2↓ + 3H2O

2CuCl2 + 4KI = 2CuI + I2↓ + 4KCl 2FeCl3 + 3Na2S = 2FeS↓ + S↓ + 6NaCl

2CuCl2 + 4HI = 2CuI + I2↓+ 4HCl 2FeCl3 + 3Н2S = 2FeСl2 + S↓ + 2НCl

Fe2(SO4)3+ 3K2S =2FeS↓+ S↓+ 3K2SO4


Соединения железа

1. Валентность железа (II) 2. Валентность железа (III)

1. С растворами кислот (исключение -HNO3) 1. С конц. и разб. HNO3, с конц. H2SO4

Fe + 2HCl(разб) = FeCl2 + H2 Fe + 6HNO3(конц)=t Fe(NO3)3 + 3NO2↑ + 3H2O

Fe + 2HCl(конц) = FeCl2 + H2 Fe + 4HNO3(разб)= Fe(NO3)3 + NO↑ + 2H2Oии

Fe + H2SO4 (разб) = FeSO4 + H2 2Fe + 6H2SO4 (конц) =t Fe2(SO4)3 + 3SO2↑ +6H2O

2.С растворами cолей 2.С галогенами- сильными окислителями

Fe + СuSO4 = FeSO4 + Cu↓ 2Fe + 3Сl2 = 2FeCl3

Fe + NiСl2 = FeCl2 + Ni ↓ 2Fe + 3Br2 = 2FeBr3

3. С серой Fe + S= FeS


3. Валентность железа (II и III)

3Fe+ 2O2 =t Fe3O4 3Fe+ 4H2O =t Fe3O4 +4H2↑ Fe3O4+8HCl = 2FeCl3 + FeCl2 +4H2O

(Fe2O3 FeO) (Fe2O3 FeO) (Fe2O3 FeO)

4.Особенности свойств соединений железа

Fe2O3 + 2NaOH =tcплвл. 2NaFeO2 + H2O Fe2O3 + Na2CO3 =tcплвл. 2NaFeO2 + CO2


2FeCl3 + Сu = 2FeCl2 + CuСl2 Fe3O4 + Fe =t 4FeO Fe2O3 + Fe =t 3FeO

2Fe(OH)3 + 10NaOH + 3Cl2 = 2Na2FeO4 + 6NaCl + 8H2O

4Fe(NO3)3 =t 2Fe2O3 + 12NO2↑ + 3O2↑ 4FeS + 7O2 = 2Fe2O3 + 4SO2

4FeCl3 + 6H2O = 2Fe+ 3H2 + 6Cl2 + 2Fe(OH)3↓(электролиз раствора)

4Fe(OH)2(белый) + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3(бурый) 4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2

Белый осадок быстро зеленеет, затем становится бурым FeS2 - серный колчедан (пирит) – сырьё для производства H2SO4



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!