Тема: Стихи русских поэтов о зиме.
Цель урока: познакомить с русской классической поэзией о зиме.
Задачи урока: учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.
Организационный момент. Подведение к теме урока. 1. – Сядет тот, кто назовёт стихи каких русских поэтов, вы читали? 2. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима». – Какое время года вы бы озвучили этой музыкой?
Тема урока: Стихи русских поэтов о зиме.
Выставка книг. – Обратите внимание на выставку книг к сегодняшнему уроку. – Я предлагаю вам подойти поближе и рассмотреть книги, которые представлены на выставке. – С чего начинаем рассматривание книг? (С обложки). – О чём нам может рассказать обложка книги? (Автор, название и жанр произведения, сборник это или одно произведение, в каком городе и когда «родилась» книга). – Как найти в книге нужное произведение, к чему нужно обратиться? (К содержанию). – Найдите в книге стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы», С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…».
Изучение темы. 1. Чтение стихотворений. – Предлагаю вам послушать эти два стихотворения. Один ученик читает отрывок из стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы», предложенное учителем заранее. – Каким настроением пропитано стихотворение? (Бодрым, радостным, праздничным). – А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…». (Один ученик читает стихотворение, предложенное учителем заранее). – Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение? (Жалость, тоску по весне). 2. Организация работы в группах. – Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в данных стихотворениях с целью, найти литературные приёмы, которые помогают представить картины зимы, передать настроение стихотворения. – Получите карточки для объединения в группы. (Учащиеся садятся по 4 человека). – Группа №1 работает со стихотворением И.С. Никитина «Встреча зимы». – Группа №2 работает со стихотворением С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…». – Чтобы приятно было работать, скажите друг другу добрые слова («Мне приятно будет работать с тобой группе!», «Я желаю тебе удачи!» и т.д.) – Выберите и представьте своих капитанов. Напоминаю, капитан организует работу в группе, может отвечать сам или поручить любому члену группы. 3. Работа в группах. Задание № 1. – Группа №1 найдите в стихотворении, какие строчки придают праздничное настроение. («Воздух лёгок и чист», «смотрит весело в лес», «Песни севера петь», «Блестит разноцветным огнём».) – Группа №2 найдите в стихотворении, какие строчки придают настроение грусти, жалости. ( «Кругом с тоской глубокою/ Плывут в страну далёкую седые облака», «А вьюга с рёвом бешенным/ Стучит по ставням свешены»; «Озябли пташки малые,/ Голодные, усталые».) Задание № 2. – Какие литературные приёмы используют поэты для выразительности? (Сравнение, олицетворение, эпитеты). – Какие явления природы оживляют, олицетворяют авторы? (№1 Зима поёт песни, гуляет, расстилает ковры, смотрит лес. №2 »Красавица весна», вьюга стучит и «злится», зима «поёт», «баюкает» лес). – Какие сравнения используют поэты? (№ 1»Белый пушок», «…снег лежит полотном», «разноцветным огнём», «Как алмазы. горят» №2 Воробушки, как «детки сиротливые», весна «в улыбках солнца») – Какие яркие эпитеты вам встретились? (№1 Воздух лёгок, … сдержанных слёз. №2 Облака – седые, лес – мохнатый, «ковром шелковым».)
Физкультминутка. – Я приглашаю вас на воображаемую лыжную прогулку. – Для этого надо потеплее одеться. Надеваем штаны, валенки, шубу, шапку, шарф и варежки. – Мы едем, не спеша, скользящим шагом, не обгоняя друг друга, всё-всё наблюдаем на пути. – Посмотрите направо… (В классе по разным местам развешены репродукции картин, иллюстрации с зимними пейзажами. Учитель обращает на них внимание учеников при помощи зачитывания строчек из стихотворений русских поэтов. – Вот прогулка и подошла к концу.
Коллективно-распределительная работа. 1. – Сейчас предлагаю вам поработать в творческих центрах. (Учащиеся слушают задание. Каждый выбирает центр, в котором он хочет работать, а также способ деятельности: один, в паре или группе.) – Студия «Аппликаторов» - выполняют зимнюю композицию в соответствии с заданием (индивидуальная работа). Аппликация к одному из стихотворений. (См. Приложение) – Студия «Поэтов» - вставить пропущенные эпитеты в строчки стихотворений (работа в паре). (См. Приложение) – Студия «Кроссвордистов» - отгадать кроссворд (работа в группе). (См. Приложение). Студии размещены в разных местах класса. На самостоятельную работу отводится 5минут. 2. Защита проектов.
Итоги урока. – Стихи, каких русских поэтов мы сегодня читали? – Какое стихотворение большего всего понравилось? Почему? – Какие приёмы использует поэт, чтобы мы могли ярче представить зимние картины? – Какое у вас сейчас настроение, обозначите его цветом. Учитель выставляет оценки за урок.
В воздухе кружится».
Среди полей, вокруг холмов».
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист.
Разноцветным огнём.
Капли сдержанных слёз.
По лесам и степям.
И ковры расстилай.
Поёт зима – аукает.
Стозвоном сосняка.
Седые облака.
Но больно холодна.
Прижались у окна.
И жмутся поплотней.
И злится всё сильней.
У мёрзлого окна.
Красавица весна.