СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по внеклассному чтению "Стихи русских поэтов о зиме".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал план - конспект  "Стихи русских поэтов о зиме" можно использовать на уроках внеклассного чтения в начальной школе 2- 4 класс. В урок включены коррекционные приёмы, поэтому данный материал можно применить при работе с детьми ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по внеклассному чтению "Стихи русских поэтов о зиме".»

Тема: Стихи русских поэтов о зиме.


Цель урока: познакомить с русской классической поэзией о зиме.

Задачи урока: учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: для групповой работы распечатать два стихотворения: С.Есенина – «Поёт зима, аукает…» и И.Никитина – «Встреча зимы»; выставка книг С.Есенина, И.Никитина, Ф.Тютчева и др.; аудиозапись «Детский альбом П.И.Чайковского. Времена года»


Ход урока

  1. Организационный момент. Подведение к теме урока. 1. – Сядет тот, кто назовёт стихи каких русских поэтов, вы читали? 2. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима». – Какое время года вы бы озвучили этой музыкой?

  2. Тема урока: Стихи русских поэтов о зиме.

  3. Выставка книг. – Обратите внимание на выставку книг к сегодняшнему уроку. – Я предлагаю вам подойти поближе и рассмотреть книги, которые представлены на выставке. – С чего начинаем рассматривание книг? (С обложки). – О чём нам может рассказать обложка книги? (Автор, название и жанр произведения, сборник это или одно произведение, в каком городе и когда «родилась» книга). – Как найти в книге нужное произведение, к чему нужно обратиться? (К содержанию). – Найдите в книге стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы», С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…».

  4. Изучение темы. 1. Чтение стихотворений. – Предлагаю вам послушать эти два стихотворения. Один ученик читает отрывок из стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы», предложенное учителем заранее. – Каким настроением пропитано стихотворение? (Бодрым, радостным, праздничным). – А теперь я предлагаю вам послушать стихотворение С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…». (Один ученик читает стихотворение, предложенное учителем заранее). – Какие чувства вы испытали, слушая это стихотворение? (Жалость, тоску по весне). 2. Организация работы в группах. – Я предлагаю вам провести исследовательскую работу в данных стихотворениях с целью, найти литературные приёмы, которые помогают представить картины зимы, передать настроение стихотворения. – Получите карточки для объединения в группы. (Учащиеся садятся по 4 человека). – Группа №1 работает со стихотворением И.С. Никитина «Встреча зимы». – Группа №2 работает со стихотворением С.А.Есенина «Поёт зима, аукает…». – Чтобы приятно было работать, скажите друг другу добрые слова («Мне приятно будет работать с тобой группе!», «Я желаю тебе удачи!» и т.д.) – Выберите и представьте своих капитанов. Напоминаю, капитан организует работу в группе, может отвечать сам или поручить любому члену группы. 3. Работа в группах. Задание № 1. – Группа №1 найдите в стихотворении, какие строчки придают праздничное настроение. («Воздух лёгок и чист», «смотрит весело в лес», «Песни севера петь», «Блестит разноцветным огнём».) – Группа №2 найдите в стихотворении, какие строчки придают настроение грусти, жалости. ( «Кругом с тоской глубокою/ Плывут в страну далёкую седые облака», «А вьюга с рёвом бешенным/ Стучит по ставням свешены»; «Озябли пташки малые,/ Голодные, усталые».) Задание № 2. – Какие литературные приёмы используют поэты для выразительности? (Сравнение, олицетворение, эпитеты). – Какие явления природы оживляют, олицетворяют авторы? (№1 Зима поёт песни, гуляет, расстилает ковры, смотрит лес. №2 »Красавица весна», вьюга стучит и «злится», зима «поёт», «баюкает» лес). – Какие сравнения используют поэты? (№ 1»Белый пушок», «…снег лежит полотном», «разноцветным огнём», «Как алмазы. горят» №2 Воробушки, как «детки сиротливые», весна «в улыбках солнца») – Какие яркие эпитеты вам встретились? (№1 Воздух лёгок, … сдержанных слёз. №2 Облака – седые, лес – мохнатый, «ковром шелковым».)

  5. Физкультминутка. – Я приглашаю вас на воображаемую лыжную прогулку. – Для этого надо потеплее одеться. Надеваем штаны, валенки, шубу, шапку, шарф и варежки. – Мы едем, не спеша, скользящим шагом, не обгоняя друг друга, всё-всё наблюдаем на пути. – Посмотрите направо… (В классе по разным местам развешены репродукции картин, иллюстрации с зимними пейзажами. Учитель обращает на них внимание учеников при помощи зачитывания строчек из стихотворений русских поэтов. – Вот прогулка и подошла к концу.

  6. Коллективно-распределительная работа. 1. – Сейчас предлагаю вам поработать в творческих центрах. (Учащиеся слушают задание. Каждый выбирает центр, в котором он хочет работать, а также способ деятельности: один, в паре или группе.) – Студия «Аппликаторов» - выполняют зимнюю композицию в соответствии с заданием (индивидуальная работа). Аппликация к одному из стихотворений. (См. Приложение) – Студия «Поэтов» - вставить пропущенные эпитеты в строчки стихотворений (работа в паре). (См. Приложение) – Студия «Кроссвордистов» - отгадать кроссворд (работа в группе). (См. Приложение). Студии размещены в разных местах класса. На самостоятельную работу отводится 5минут. 2. Защита проектов.

  7. Итоги урока. – Стихи, каких русских поэтов мы сегодня читали? – Какое стихотворение большего всего понравилось? Почему? – Какие приёмы использует поэт, чтобы мы могли ярче представить зимние картины? – Какое у вас сейчас настроение, обозначите его цветом. Учитель выставляет оценки за урок.
















Приложение №1

Вставьте пропущенные эпитеты в строчки стихотворений


« Белый снег …

В воздухе кружится».


«Поёт зима – аукает,

… лес баюкает»


«Легла … коврами

Среди полей, вокруг холмов».


«А по двору метелица

Ковром … стелется»


«Смотрит весело лес

Из-под … кудрей»


«Брега с недвижною рекою

Сровняла … пеленою;»




















Приложение №2



Кроссворд


По горизонтали:

  1. Белое покрывало всю землю одевало.


  1. О чём говорится в стихотворении Д.Хармса: «Я шёл зимою вдоль болота В галошах, шляпе и очках. Вдруг по реке промчался кто-то На металлических крючках».


  1. Окутала пушистую ель Снегом стремительная …


  1. Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери. И вдруг – вспорхнули яблоки. Ведь это …


  1. Что за художник На окна нанёс Ветви, деревья И заросли роз?


  1. Вставь в пословицу подходящее слово: Два друга – мороз да …


  1. Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные-вырезные, А возьмёшь – вода в руке?


  1. Красавица какая Стоит, светло сверкая, Как пышно убрана, Скажите, кто она?

СРАВНЕНИЕ


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ


ЭПИТЕТ


Приложение №3

Приложение №4


ВСТРЕЧА ЗИМЫ


Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист.

И замёрзла река


На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.


На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей,


Словно рад он чему,-

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.


Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.


Есть раздолье у нас, -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.


Нам не стать привыкать, -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!


***


Поёт зима – аукает.

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.


А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.


И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясного

Красавица весна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!