СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока- погружения по химии 8 класс "Пока горит свеча"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать  для проведения внеклассного мероприятия, например, во время декады естественных наук.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока- погружения по химии 8 класс "Пока горит свеча"»

План-конспект урока - погружения
в 8 классе
по химии
«Пока горит свеча…Гармония музыки и света».



Автор, разработчик:


Царственная О. И.

Предмет

Химия

Класс

8 класс

Школа

МАОУ СОШ №19, город Калининград, ул. Менделеева,13

Тип урока

Практическая работа, мини - проект.

Тема

Пока горит свеча…Гармония музыки и света

Базовый учебник

О.С Габриелян. Химия 8

Цели урока

Показать взаимосвязь естественнонаучных дисциплин с предметами гуманитарного цикла;

познакомиться с правилами ТБ, изучить строение пламени, химический состав свечей; используя интернет – ресурсы, найти художественные произведения о свечах, сделать выводы о единстве духовных и естественных жизненных категориях. Познакомиться с краткой биографией М. Фарадея и его книгой «История свечи».


Оборудование и реактивы

1. Выставка свечей, на которой представлены свечи разные по форме и окраске, ароматизированные и плавающие, сувенирные и для торта.

2. Репродукции картин и рисунков, на которых изображены свеча или свечи.

3. Свечи, спички, стеклянные трубки, пробирка, кусочки жести, держатели, известковая вода, стеклянные банки или химические стаканы разной вместимости.

Методы и приёмы

Применение компьютерных технологий, сообщения учащихся, работа с химическим оборудованием, наблюдение за горящей свечой, лабораторный практикум.


ХОД УРОКА

  1. Оргмомент. Учитель приветствует учеников.

  2. Основное содержание урока.

  1. Определение темы и целей урока:

Учитель: Они бывают разные: красные, синие, зеленые, белые; большие и маленькие, бывают даже с запахом. Без них не бывает Новый год. Их всегда бывает много в церкви. При них всегда гадают. Они придают таинственность, и с ними связано любое волшебство. Мужчины и женщины проводят при них романтический ужин. Их ставят в торт на день рождения.



Ими пользовались, когда не было электричества. А сейчас их тоже зажигают, когда отключают свет. О чём мы сегодня будем говорить?

Ученики определяют тему: о свечах. Слайд 1.

Учитель: но не просто о свечах, послушайте песню в исполнении Аллы Пугачёвой на стихи Бориса Пастернака «Свеча горела».

Звучит фрагмент песни. Ученики записывают тему «Свеча горела…гармония музыки и света» и определяют цели: изучить строение пламени, химический состав свечей; используя интернет – ресурсы, найти художественные произведения о свечах.

2.Изучение правил работы в химическом кабинете и правил техники безопасности.

Учитель: вы знаете, что химия - это наука, изучающая состав, строение, свойства веществ, а также превращения этих веществ и законы, которым подчиняются эти превращения. Развитие химии началось задолго до начала нашей эры. Самое древнее ее направление – металлургия. Именно тогда люди начали изучать превращения различных веществ при различных условиях и стали использовать химию для своих нужд. Сначала научились получать металлы (в первую очередь медь) и смешивать ее с оловом для получения бронзы. Позже было получено из руды и железо. Значит, химия – наука экспериментальная. Леонардо да Винчи сказал ««Науки, которые не родились из эксперимента, этой основы всех познаний, бесполезны и полны заблуждений…»

И, прежде чем приступить к выполнению какого-нибудь эксперимента, нам, прежде всего, необходимо познакомиться с правилами работы в химическом кабинете, правилами техники безопасности и лабораторным оборудованием.

Учащиеся работают с текстом учебника, учитель показывает плакаты с правилами, с предупреждающими и запрещающими знаками. Правила работы в химической лаборатории регулируются специальными знаками.

Слайды 6, 7, 8.

3.Изучение устройства лабораторного штатива.

Учитель объясняет устройство лабораторного штатива и приёмы работы с ним.

Лабораторными штативами называют специальные механические устройства, приспособленные для надежного закрепления лабораторной химической посуды по горизонтали/вертикали. Элементы устройства – зажимы (лапки), крепления зажимов, кольцо – изготовлены из стали и покрыты стойкой к химическим воздействиям порошковой краской. Штатив имеет основание, выполненное из чугуна, также покрытого стойкой порошковой краской или креозолом.

Учащиеся проделывают манипуляции сами, зарисовывают и обозначают все части. Слайд 9.

4. А теперь познакомимся с устройством спиртовки и изучим строение пламени.

Спиртовка состоит из стеклянного резервуара 1, который заполняют спиртом не более чем на 2/3 объема. В спирт погружен фитиль 2, который сделан из хлопчатобумажных нитей. Он удерживается в горлышке резервуара с помощью специальной трубочки с диском 3. Зажигают спиртовку только с помощью спичек, для этой цели нельзя использовать другую горящую спиртовку, т. к. при этом может разлиться и вспыхнуть пролитый спирт. Фитиль необходимо ровно обрезать ножницами, в противном случае он начинает обгорать. Чтобы потушить спиртовку, нельзя дуть на пламя, для этой цели служит стеклянный колпачок 4. Он же предохраняет спиртовку от быстрого испарения спирта. Слайд 10.

Прежде, чем приступить к выполнению работы, проверьте:

правильность заполнения спиртовки (на 2/3 её объёма);

состояние фитиля (ровно подрезан, его длина 1,5 см над диском);

положение фитиля в трубке (неплотно прилегает к трубке).

Учащиеся проделывают манипуляции со спиртовкой, зарисовывают её строение.

5. Проведение химического эксперимента: наблюдение за горящей свечой.

Учитель читает стих. Учащиеся зажигают свечи. Слад 3.

Учитель: Однажды я сделал необычное наблюдение, которое не могу понять и объяснить. Вот как это случилось. В новогоднюю ночь мы сидели за столом, а на нем стояла свеча. Мама сказала: «Давайте выключим свет! Ведь в темноте сидеть перед зажженной свечой очень приятно». Тут открылась дверь, и зашла моя сестра. Свет из комнаты упал на стол, и у свечи появилась тень. Но она была какая-то странная: самое яркое место в пламени отбрасывало тень, а нижняя темная часть пламени тени не давала. Давайте вместе подумаем и разберёмся в этой тайне свечи.

Легче всего убедиться в этом, выставив горящую свечу на свет и рассматривая ее тень, полученную на белом экране. Не правда ли, удивительно: пламя, обладающее достаточным светом, чтобы образовать тень других предметов, само дает тень? При этом ясно видно, как что-то такое, не принадлежащее самому пламени, обтекает его, поднимается кверху и увлекает за собой пламя. Слайды 11,12.

6. Физические и химические явления, происходящие при горении свечи. Строение пламени.

Учитель: казалось бы, что можно написать о таком простом объекте наблюдения, как горящая свеча? Однако наблюдательность – это не только способность видеть, это способность обращать внимание на детали, сосредоточенность, умение анализировать, порой даже обыкновенная настойчивость. Великий английский физик и химик М.Фарадей писал: «Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания».

Наблюдая за горящей свечой, учащиеся делают вывод о явлениях, проходящих при горении свечи: горение свечи сопровождается физическим явлением – плавлением парафина, он поднимается по фитилю, фитиль играет роль насоса. Затем парафин испаряется и горит. Нижняя часть пламени состоит из паров парафина. Процесс испарения парафина сопровождается охлаждением, поэтому нижняя часть пламени холодная. Там горение не происходит.

Средняя часть пламени состоит из частичек сажи – чистого углерода, они раскаляются и светятся, поэтому средняя часть пламени яркая, светящаяся.

Верхняя часть пламени состоит из паров воды и углекислого газа, она невидимая, прозрачная.

Процесс горения происходит при наличии кислорода, поэтому его длительность зависит от объема кислорода (воздуха).

Учащиеся зарисовывают строение пламени и обозначают его зоны, делают вывод о составе парафина. Слайды 13,14,15,16, 17.

7.Разминка. Ответьте на вопросы.

1.Почему твердые вещества при плавлении поглощают тепло?

2.Почему при горении свечи выделятся тепло?

3.Почему свеча при взаимодействии с воздухом образует углекислый газ и воду, а вода и углекислый газ не реагируют между собой с образованием свечи и кислорода?

4.Почему не реагирует с воздухом свеча, лежащая в ящике стола, пока вы ее не зажжете?

5.Для чего свече фитиль?

6.Почему пламя свечи окрашено?

7.Что представляет собой темная зона пламени свечи?

7. А теперь мы переходим к творческой части нашего урока.

Вам необходимо, используя интернет – источники, найти стихи, пословицы и произведения художников о свечах, затем прочитать стихи, объяснить смысл пословиц, а в презентацию к уроку добавить слайды с репродукциями картин. Приступайте к выполнению задания.

Задание по группам:1 группа – стихи о свечах; 2 группа – пословицы;3 группа – картины; 4 группа – рекомендации по изготовлению свечей.

8.Подведём итоги. Рефлексия.

Ученики читают стихи о свечах, объясняют смысл пословиц и поговорок, дополняют презентацию к уроку. Делают обобщающий вывод, согласно поставленной цели урока и представляют продукт – рекомендацию, как самим можно изготовить свечи.



Урок заканчивается песней Андрея Макаревича «пока горит свеча».

Интернет – источники, использованные при разработке урока:

http://uping.at.ua/news/prakticheskaja_rabota_stroenie_spirtovki_nabljud/2014-01-09-226

http://him.1september.ru/article.php?ID=200600202

http://www.bst3m.ru/stsp/indexstsp.html












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!