Тема: «Предельные (насыщенные) углеводороды на примере метана»
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для формирования представлений о предельных углеводородах на примере метана методом проблемно-деятельностного обучения.
Образовательная цель : добиться осознания и усвоения понятий: предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, гомологическая разность; составлять молекулярные и структурные формулы предельных углеводородов, исходя из общей формулы алканов; характеризовать физические и химические свойства метана, его применение.
Воспитательная цель: воспитывать потребность в получении знаний, в самовыражении и самореализации;навыки сотрудничества, умения слушать, общаться в паре, группе.
Развивающая цель: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, выстраивать логические цепочки, сравнивать, анализировать и обобщать полученные знания, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные: знают, какие углеводороды называют предельными; умеют составлять молекулярные и структурные формулы предельных углеводородов, исходя из общей формулы алканов; характеризовать физические и химические свойства метана, его применение.
Метапредметные
ЛичностныеУУД: умеют управлять своей познавательной деятельностью; осуществляют самоконтроль и самооценку.
Регулятивные УУД: самостоятельно ставят учебные цели и задачи; планируют пути достижения целей; адекватно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы; оценивают уровень достижения результата.
Коммуникативные УУД: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью; строят монологическое высказывание; организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, умеют убеждать; работают в группе — устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают.
Познавательные УУД: умеют выделять существенные характеристики объектов; устанавливают причинно-следственные связи; решают учебно-практические задачи, требующие критического понимания текста, умеют преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска.
Применяемые элементы технологий: методы проблемно-деятельностного обучения.
Учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химии 9 класс. М.: Просвещение, 2014.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УДД, формирующиеся на данном этапе |
1. | Мотивация учебной деятельности. | Организационный момент. Приветствие учащихся. Создание условий для возникновения индивидуальной внутренней потребности осуществлять деятельность. Здравствуйте! Я рада вас всех видеть. Сегодня на уроке мы будем говорить о первом классе органических веществ. Я уверена, что наша продуктивная работа поможет нам достичь целей сегодняшнего урока. | Проверяют готовность к уроку Приветствуют учителя | - самоопределение (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) - мотивационная основа учебной деятельности (Л); |
2. | Целеполагание и мотивация изучения данного материала ( выход на тему урока, определение целей и задач урока) | Тему нашего урока вы сможете сформулировать, прослушав отрывок из стихотворения и вставив пропущенные слова. Уголь лихо били пики, Рокотали молотки, И мерцали на них лики, Как на солнце лепестки.
И работа текла гладко, Но не спал в пласте метан, И готовился украдкой Брызнуть в лаву, как фонтан.
Оставался час до смены, И потом шабаш – домой, Но метан внёс перемены, Вспышкой грозной огневой. Без цвета и запаха, очень летучий, Он в шахте «суфляром» идёт из угля. А может, в мгновение, взрывом могучим Рвануть с такой силой, что вздрогнет земля! _______________ Метан относится к предельным или насыщенным углеводородам. Он является простейшим представителем этого класса. Сформулируйте тему нашего урока. «Предельные (насыщенные углеводороды) на примере метана» Итак, предельные углеводороды мы будем изучать на примере метана, а что вам известно про это вещество? ( газ, который входит в состав природного; используется в качестве топлива; его формула – CH4 и др.) Каковы цель и задачи нашего урока? Для чего нужны нам эти знания? | Слушают стихотворение, определяют пропущенное слово Высказывают предположения и с помощью учителя формулируют тему урока Называют уже известные сведения о метане Формулируют цель и задачи урока, объясняют важность данного материала | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Регулятивные: самостоятельно ставят учебные цели и задачи Коммуникативные УУД: адекватно используют речевые средства |
3 | Этап открытия (усвоения) новых знаний. | Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идёшь за кем- то в след, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. 1.Понятие о предельных углеводородах. Индивидуальная работа с текстом учебника (стр.181) Какие углеводороды называют алканами? Какова общая формула предельных углеводородов? Подчеркните формулы алканов: C6H6; C5H10; C7H16; CH4 ; C6H10; C10H22 2. Метан – представитель предельных углеводородов Работа в группах Задание группе № 1 Почему в природе так много метана? Изучив материал § 52, а так же проработав информацию из других источников составьте схему « Источники метана» Задание группе № 2 Каковы важнейшие химические свойства метана? Ответ подтвердите уравнениями хим. реакций. Задание группе № 5 По предложенным схемам (Приложение № 1) Расскажите о применение метана и его производных |
Работают с текстом учебника (выборочное чтение) Отвечают на поставленные вопросы
Применяют знания общей формулы алканов и умения по ней работать
Работают в группе над поставленными заданиями Представляют отчёт о выполненном задании в виде схем, уравнений реакций | - учебно-познавательный интерес (Л); - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) - поиск и выделение необходимой информации (П); - умение структурировать знания (П); - смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П); - построение речевых высказываний (П); - планирование учебного сотрудничества (К); |
4. | Первичный контроль уровня освоения знаний | Выполнение тестовых заданий с последующей самопроверкой. Выполнение тестовых заданий. ( Приложение № 2) | Самостоятельно выполняют тестовые задания и осуществляют самоконтроль по ключу | - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - волевая саморегуляция (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, |
5. | Коррекция знаний и способов действий | Фронтальная работа 1) Беседа: - «Если вы почувствовали запах газа, звоните по телефону 104». Какие особенности метана обусловили необходимость такого предупреждения? - В каменноугольных шахтах обязательно используют датчики, которые фиксируют концентрацию метана в воздухе. Почему их устанавливают под самой кровлей забоя? - Составьте (устно) молекулярные формулы алканов, содержащих в своём составе: А) 12 атомов углерода; Б) 30 атомов водорода; 2) Анализ тестовых заданий 3) Работа у доски - Составьте структурные формулы пропана и бутана - Составьте уравнения реакций А) горение этана; Б) горения пропана; В) хлорирование этана; | Высказывают мнения, аргументируют их на основе полученных знаний и способов действий Мr(воздуха) = 29 Мr(CH4) =16
| - анализ, сравнение, классификация (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - использование общих приемов решения задач (П); внесение необходимых корректив (Р); - выделение и формулирование проблемы (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий, доказательство (П); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) |
6. | Закрепление | Работа в группах Определить плюсы и минусы свойств метана при использовании его человеком Составьте вывод по теме урока Составьте синквейн «Метан» | Работают в группе над поставленными заданиями Высказывают мнения, аргументируют их на основе полученных знаний Предположительный ответ группы № 1 -Выделяет при сгорании большое количество теплоты. -Сгорает без образования золы; -Метан – ценное химическое сырье -В соответствии с уравнением реакции смеси метана с кислородом в соотношении 1:2 и с воздухом (1:10) взрывоопасны;
Предположительный ответ группы № 2 Алканы - углеводороды, в молекулах которых между атомами углерода имеются только одинарные связи. Общая формула предельных углеводородов - CnH2n+2 . Для них характерны реакции замещения. Простейший представитель – метан CH4 Предположительный ответ группы № 3 Метан Газообразный, бесцветный Горит, взрывается, разлагается Метан – главная составная часть природного газа. Алканы
| - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); - подведение под понятие (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) |
7. | Домашнее задание | 1. Составить краткий конспект § 52 2.Задания на выбор: № 2, № 4, тестовые задания стр.183 3.Для тех, кто хочет знать больше: Используя электронное приложение, ознакомьтесь с дополнительным материалом и выполните тесты 4.Творческие задания (по желанию): Подготовьте устное сообщение на одну из тем: « Роль метана в создании парникового эффекта» «Канарейки – живые датчики метана» | Записывают в дневники домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению | |
8. | Подведение итогов. Рефлексия. | Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? Что вы раньше знали? Что вам понравилось больше всего на уроке? Что не понравилось? Оценивание работы в группе: Если Вы были не очень активны на уроке и плохо выполнили тестовые задания – хлопните 1 раз в ладоши Если Вы были довольно активны во время урока, но есть ещё много «белых пятен» в этой теме для вас и пока что не всё у вас получается – хлопните 2 раза в ладоши. Если Вы были активны во время урока и внесли весомый вклад в выполнение заданий в группе, справились с тестовыми заданиями – хлопните 3 раза в ладоши. А теперь давайте похлопаем друг другу! Выставление отметок в дневники | Критически оценивают свою включённость в работу группы и общую работу на уроке. Оценивают работу своих товарищей | - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - формулирование и аргументация своего мнения (К); |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
1) Формула газа, который образуется в болотах, накапливается в каменноугольных шахтах
1. CO2 2. CO 3. CH4 4.C2H4
2)Общая формула предельных углеводородов
1. CnH2n 2. CnH2n-2 3. CnH2n+2 4. CnH2n-6
3) Не является предельным углеводородом
1.C2H6 2.C3H8 3. C5H10 4.C6H14 5. CH4
4) Какой объём кислорода необходим для сжигания метана количеством вещества 2 моль
1. 22,4 л 2. 4,48 л 3. 44, 8 л 4. 112 л
5) Выберите три верных утверждения
1.Метан – газ без цвета и запаха 2. Предельные углеводороды могут вступать в реакции присоединения
3.Метан используют как топливо 4. Для метана и его гомологов характерны реакции замещения
5. Природный газ имеет резкий неприятный запах
6. Вещество, структурная формула которого CH3-CH=CH-CH3 , относится к классу Алканы

5,5 – 5 б. – Вы молодец! Предельные углеводороды и их роль - не тайна для вас!
4,5 - 3,5 б. – Вы хорошо потрудились, но вам ещё придётся приложить усилия, чтобы овладеть прочными знаниями по данной теме.
3 б. и меньше - Ваши знания о предельных углеводородах и их простейшем представителе – метане на данный момент недостаточны!