СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "развитие культуры Казахстана в 19 веке. музыкальное искусство"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

план урока для выполнения заданий в условиях ДО

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "развитие культуры Казахстана в 19 веке. музыкальное искусство"»

План урока ДО

Предмет

История Казахстана 7- 8 класс.

Ф.И.О. учителя

Пунегова Любовь Андреевна

Учебник

История Казахстана 8(7) «Атамура» 2018

Урок № 55

Тема урока Развитие культуры в XIX веке

Цели обучения


7.2.1.1 определять ценность и значимость обычаев и традиций;

7.2.2.1 оценивать ценность народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников;



Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Изучи

Поэтическое искусство казахов. Эпические произведения первой половины XIX века описывают подвиги народных героев Абылая и Кенесары. С песен и кюев, как правило, начинались свадьбы, совещания предводителей родов и племен. Казахи отмечали ими откочевку на жайляу и кыстау. Исполнение песен и кюев было распространено и на степных ярмарках. Песни исполняли во время трудовых процессов, бытовых ритуалов, а также были распространены колыбельные и детские песни. Казахская поэзия XIX–начала XX веков во многом была связана с культурой, традициями и обычаями казахского народа. Произведения акынов получают самое широкое распространение в Степи. Особенностью развития поэзии XIX–начала XX веков стало то, что в творчестве акынов наблюдается переход от патриотических и героических тем к проблемам повседневной жизни, национальноосвободительного движения. В развитие казахского поэтического и музыкального искусства заметный вклад внесли Махамбет Утемисулы, Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шигайулы, Таттимбет, Биржан-сал Кожагулулы, Жаяу Муса Байжанулы и многие другие.

Известные казахские поэты XIX–начала XX веков. Поэт Шернияз Жарылгасулы (1817–1881) родился на территории современной Актюбинской области. Он вырос в бедной семье. С детства отличался талантом красноречия. Очень рано начал слагать стихи. Так же, как и Махамбет, он участвовал в восстании в Бокеевском ханстве. В своих пламенных стихах Шернияз воспевал волю и стремление народа к борьбе. Самым известным произведением поэта было обращение к султану-правителю Баймагамбету Айшуакулы, в котором Шернияз разоблачает его антинародную деятельность. В первой половине XIX века были заложены основы нового течения в поэзии – воспевание жизни человека. К этому литературному направлению относятся произведения Шоже Каржаубайулы (1803–1884), Суюнбая Аронулы (1815–1898). В основе их творчества лежали социальные и экономические проблемы казахского традиционного общества. Яркими представителями поэзии 40–60-х годов XIX века можно назвать Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы. Их относят к поэтам «эпохи скорби» (зар заман). Одной из основных линий их поэзии была скорбь по старым временам, по героическому и легендарному прошлому казахского народа. К примеру, в своей эпической поэме «Три края» Мурат Монкеулы разоблачает колониальную политику царского правительства: Отобрав Едиль, Взяли нас за подол! Отобрав Жайык, Взяли за ворот. Отобрав Уил, Достигли всего. Биржан Кожагулулы (1834–1897) был уроженцем нынешней Северо-Казахстанской области. Он был известен в народе как Биржан-сал. С юношеских лет проявил себя как талантливый композитор, поэт и певец. Получил образование в двухклассной казахско-русской школе, затем обучался в медресе в г. Петропавловске. Знал арабский, персидский и чагатайский языки. Биржан-сал создал немало произведений любовной лирики. Он открыто обличал произвол и вероломство богатых скотоводов, волостных старшин. Поэт открыто выступал против угнетенного положения женщин. Он прославился как мастер айтыса. После себя оставил такие песни, как «Актентек», «Биржан-сал», «Айбозым», «Ѕашыѕым», «Айтбай» и другие. До нас дошло около 40 его песен. Одним из известных поэтов и композиторов был Жаяу Муса Байжанулы (1835–1929). Он родился в местности Акшокы на территории Баянаульского округа Павлодарского Прииртышья. Первоначальное образование получил у аульного муллы. Позднее учился в Омске. Мастерски играл на домбре, скрипке и гармони. Участвовал во многих светских вечеринках. Был знаком с творчеством выдающихся русских писателей и поэтов. В своих произведениях выступал против произвола волостных управителей и колониального режима царского правительства. В частности, его песня «Аксиса» была посвящена протесту против социальной несправедливости. За свои политические убеждения был сослан в Тобольск. Находясь в тюрьме, он обращается к генерал-губернатору Западной Сибири с прошением об отправке его в армию. Эта просьба была удовлетворена. Поэт проходил солдатскую службу в Тобольске, Оренбур ге, Казани, Новгороде, Москве, Владимире и Петербурге, а также в Польше и Литве. Участвовал в военных походах генерала Черняева на территории Южного Казахстана. В это время он сочинил такие песни, как «Суйындук», «Толѕау», «Бозторѕай», «Жанбота», «Ѕашыѕым», «Хаулау» и другие. Поэт оставил после себя более 70 песен. Он был автором как песен, так и музыки. Акжигит Корамсаулы (1843–1913) был известен в народе как Ахан-серэ. Был признанным акыном, певцом и композитором. Родился на территории нынешней Северо-Казахстанской области. Вырос в простой семье кочевников. Первоначальное образование получил у аульного муллы, затем учился в медресе г. Петропавловска. С детских лет он впитал в себя народные песни и кюи. В окружении талантливой молодежи он ездил по аулам, пел и играл на домбре. Многогранный талант принес акыну заслуженную славу. Народ дал ему почетное прозвище «серэ» (щеголь, утонченный). Он оставил богатое музыкально-поэтическое наследие. До нас дошло более 40 песен. Им написаны волнующие лирические песни «Алтыбасар», «Сырымбет», «Макпал», «Актоты» и другие. В песне «Кулагер» акын скорбит о гибели своего любимого скакуна от злодейских рук. Она полна тяжких предчувствий, раскаянья, грусти поэта по ушедшей молодости. Балуан Шолак (Нурмагамбет) Баймырзаулы (1864–1919) – уроженец нынешней Акмолинской области. Был знаменитым народным композитором, певцом, акыном и борцом. С детства учился различным цирковым упражнениям на лошади. Участвовал во многих тоях. С детства пел, играл на домбре. Всенародную славу принесли ему песни «Галия», «Ашылы-айырык». В это время жила и творила целая плеяда других не менее выдающихся поэтов-музыкантов: Шернияз Жарылгасынулы, Мади Бапиулы, Сара Тастанбеккызы, Асет Найманбайулы, Иманжусуп Кутпанулы, Базар-жырау Ондасынулы, Майлыкожа Султанкожаулы, Кемпирбай Богенбайулы и многие другие. 4. Известные кюйши. Нотная запись казахской музыки начала вестись только с конца XIX века. Многие из выдающихся образцов музыкального искусства не дошли до наших дней. В начале XIX века получает развитие творчество хана Младшего жуза Жанторе, который создал один из известнейших кюев «Шалкыма». Выдающимся композитором Казахстана был Курмангазы Сагырбайулы (1806–1879). Он родился в местности Жидели Внутренней Орды в обедневшей казахской семье. С юных лет он проявил музыкальное дарование, самостоятельно заучивал различные кюи. Детство будущего композитора прошло в нужде и скитаниях. Поэтому в своих произведениях он воспевал жизнь простых людей, изобличая богачей. Курмангазы мастерски играл кюи, хорошо исполнял русские песни, например, «Коробейники», «Светит месяц» и другие. Он создал много музыкальных произведений. До нас дошли около 60 его блестящих кюев. Среди его современников наиболее популярны были такие кюи, как «Адай», «Балбырауын» («Изящный»), «Аксак киик» («Хромой кулан»), «Кисен ашкан» («Снятие кандалов»), «Сарыарка» («Золотая степь») и другие. Талантливым и популярным в народе композитором был Даулеткерей Шигайулы (1820– 1887). Он был уроженцем местности Карамола Бокеевского ханства. Родился и вырос в семье хана Младшего жуза Шигая. Для своего времени был образованным человеком. Занимал административную должность султана-правителя, что не мешало ему заниматься и музыкальным творчеством. Среди народа наибольшей популярностью пользовались его кюи «Жигер» («Энергия»), «Булбул» («Соловей»), «Коныр» («Коричневый»). Сохранилось около 40 кюев композитора. Признанным композитором-кюйши был также Таттимбет Казангапулы (1817–1862) – уроженец Каркаралинского края. Происходил из рода каракесек племени аргын. В одно время занимал должность волостного управителя в Нурбике-Шаншаровской волости Каркаралинского внешнего округа. Участвовал в церемонии коронования российского императора Александра II. Находился в тесном общении с Ш. Уалихановым, Г.Н. Потаниным, А. Янушкевичем и другими учеными, исследователями Казахстана. Он оставил после себя популярные музыкальные творения, такие как «Саржайляу», «Былкылдак», «Сылкылдак», «Сары озен», «Бес торе», Таттимбет Казангапулы. Даулеткерей Шигайулы. 19—6906 298 «Косбасар» и др. В своих произведениях композитор передает красоту казахской земли, озер и рек, гор и степей. Кюи композитора заметно обогатили музыкальную культуру казахского народа. Казангап Тилеппергенулы (1854–1921) был непревзойденным мастером кюев. Он родился и вырос в Приаралье. Всю свою жизнь посвятил народной музыке. Получив благословение своих родителей, он много путешествует по Центральному и Западному Казахстану. Исполнял как собственные сочинения, так и произведения выдающихся композиторов прошлого и современников. После себя он оставил такие произведения, как «Ногайлы боскыны» («Ногайский беженец»), «Журтта калган» («Оставшись на месте старой стоянки») и другие. Казахи всегда высоко ценили акынов и певцов. Их приглашали как почетных гостей на важные семейные и общественные праздники и щедро одаривали устроители торжеств. 5. Айтысы. В это время заметное распространение у казахов получил айтыс. Он представлял из себя импровизированное песенное состязание акынов – певцов-импровизаторов. Практически каждый род имел своего акына, который прославлял свой род, его выдающихся представителей – батыров, биев, балуанов и т. д. Во время песенного состязания акыны, без предварительной подготовки сочиняли стихи. Они поочередно вели словесные поэтические состязания, соревнуясь в знаниях, мудрости, остроумии и находчивости. Они должны были хорошо знать историю, генеалогию, обычаи и обряды казахского народа. Айтыс проходил под сопровождение таких музыкальных инструментов, как домбра, гармонь и кобыз. Айтыс проходил в публичной форме. Присутствующие своими возгласами определяли победителя. Слава о таких акынах быстро распространялась по Степи. В XIX веке известными мастерами айтыса были акыны Орынбай, Жанак, Шоже, Биржан, Асет, Сара, Суюнбай и многие другие. С этого же времени айтысы стали записываться исследователями. В айтысах отражались наиболее злободневные проблемы традиционного казахского общества. В них также были затрагивались вопросы любви, разоблачения отживших некоторых обычаев и обрядов, вопросы равноправия женщины.

Послушайте

  1. https://www.youtube.com/watch?v=AUoJmI_YEfg

Посмотрите

2 . https://www.youtube.com/watch?v=R1qtGy9nB2A

Это один из кюев , который исполнял Курмангазы, очень старая и грустная история связана с этим кюем, Курмангазы и сам был прославленным композитором.

Ответь

1.Согласны ли вы с утверждением о том, что кюи – это не просто сложная мелодия со своим музыкальным звучанием, но это еще и история с глубоким смыслом, сказанная языком музыки?

2. Можно ли, зная содержание кюя описать историческое время?

Выполни

5. Проверь себя, пройдя по ссылке, выполни тест https://videouroki.net/tests/922494115/



Обратная связь от учителя

(словесная оценка и/или комментарий)

Ответы можно выполнять в тетради или в листе ответов В этом поле можно написать вопросы, которые вам были неясны. Если работа выполнена в тетради, делаем фото. Результаты тестов фотографировать не нужно. Ответы отправлять на эл.почту Всем удачи и спасибо за работу!




Лист ответа

ФИО.


Ответь

1.Согласны ли вы с утверждением о том, что кюи – это не просто сложная мелодия со своим музыкальным звучанием, но это еще и история с глубоким смыслом, сказанная языком музыки?



2. Можно ли, зная содержание кюя описать историческое время?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!