СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Реки Чувашской Республики"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по изучению рек Чувашской Республики.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Реки Чувашской Республики"»

Тема урока «Реки Чувашской Республики»

Цель урока:

формирование знаний у учащихся о реках Чувашской Республики, их значении.

Задачи урока:

  1. дать понятие о размещении рек по территории Чувашии;

  2. формирование умений извлекать нужную информацию и делать выводы о реках Чувашской Республики и Ибресинского района;

  3. продолжение экологического воспитания школьников;

  4. воспитание бережного отношения к водным объектам своего района.


Планируемые результаты.


1) называть особенности рек Чувашской Республики, уметь показывать их на карте;

2) называть особенности рек Ибресинского района, уметь показывать их на карте.

Тип урока:

комбинированный

Необходимое оборудование и материалы:

учебник Трифоновой З.А. «География Чувашской Республики», атласы, контурные карты, компьютер, презентация.


Этап урока

Ход урока


1. Организационный момент.


Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствие.

Проверка подготовки рабочих мест к уроку.


2. Проверка знаний домашнего задания.

Работа по карточке. Бассейн, какой реки изображен на карточке, подпишите ее название и покажите, в каком направлении она течёт? (Приложение №1).

«Слепая карта». На карте отмечены цифрами объекты. На отдельном листе вы должны написать названия 16 географических объектов, имеющих отношение к внутренним водам. Пользоваться картами запрещено. (Приложение №2).

«Блиц-опрос» (Приложение №3)

  1. На какой равнине расположена Чувашская Республика? (Русская)

  2. Чему равна площадь Республики? (18 300 км² )

  3. С какими субъектами РФ Чувашская Республика (Марий Эл, Мордовия, Нижегородская область, Татарстан, Ульяновская область)

  4. В какой части света находится Чувашия? (Европа)

  5. Что такое бассейн реки? (весь участок земной поверхности, с которого вода стекает в реку, и ее притоки)

  6. Чем горные реки отличаются от равнинных?



3. Объявление темы урока и постановка целей урока совместно с учащимися.


Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок и ребуса:

1. Течет, течет – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

2. Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

3.

- Вы уже поняли, что тема урока …(Река )

- Но говорить мы сегодня будем не обо всех реках, а только о реках нашей Республики.

- Итак, открываем тетради, записываем тему «Реки Чувашии».


4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.


Сегодня мы с вами постараемся выявить особенности рек нашей республики, определить их хозяйственное значение.



5. Объяснение нового материала учителем при помощи учащихся.


- Какие виды поверхностных вод вам известны?

- Вспомним, что означают понятия: русло, терраса, долина, плес, падение реки, режим и питание реки?

Реки традиционно использовались населением в хозяйстве и потому, первые люди селились рядом с реками. В питании чувашей значительную роль играла речная рыба.

- Назовите основную реку, которая формирует речную сеть в Чувашии?

Волга протекает на севере республики на протяжении 124 км, образуя Чебоксарское и Куйбышевское водохранилище, в нее впадают многочисленные большие и малые притоки.

- Доклад учащихся о Куйбышевском и Чебоксарском водохранилищах.


- Общее число рек в Чувашии – 2356. Из них 87,8 % - малые реки, длиной меньше 5 км, 2% реки длиной от 25 до 100 км, а более 100 км – 0,2 %. Некоторые реки имеют притоки восьмого порядка (Большой Цивиль). Общая протяженность рек в Чувашии – 8652 км.

Режим рек неравномерный. Основная масса воды приходится на весеннее половодье. Самый низкий уровень воды весной наблюдается в юго-западной части.

- Почему? (песчаные грунты способствуют просачиванию талых вод).

Летние паводки – редки. В реках, протекающих по лесным массивам, зимний уровень воды низкий. Замерзают реки в первой половине ноября. Ледостав длится 140 – 150 дней. Питание рек снеговое и грунтовыми водами.

Левые притоки Волги протекают по слабозаселенным территориям и выносят в водохранилище относительно чистую воды. Крупнейших приток – река Парат (46,9 км).

Самый крупный правы приток Волги – река Сура, длина которой 841 км. Протекает она вдоль западной границы республики. Русло извилостое, шириной 110 – 260 м. Средний уклон реки 8 см. Скорость реки в среднем течения – 0,5 – 0,6 м/с, а в нижнем – 0,2 – 0,3 м/с. Сура – мутный приток Волги. Она уникальна. От устья реки Алатырь, до реки Алгашка Сура течет вдоль высокого крутого левого берега. А крупные реки в северном полушарии имеют высокий правый берег.


6. Практическая работа «Характеристика притока Суры».

Охарактеризовать реку Кубня по плану:

1. Географическое положение (исток и устье, по какой территории протекает).

2. Характер течения.

3. Питание реки.

4. Режим реки.

5. Хозяйственное значение.

Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы и поиск способов её решения

– Как вы считаете, может ли Чувашская Республика, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка пресной воды и почему?



7. Активизация навыков работы с картой. (приложение №4,5)


Выполнение заданий.

Задание 1. Отметьте на контурной карте:

Реки: Волга, Цивиль, Большой Цивиль, Малый Цивиль, Карла, Киря, Алатырь, Кубня, Була, Рыкша, Унга, Аниш

А где крупных водных объектов больше всего? С чем это связано?



8.Формирование навыка работы с учебником, поиска необходимой информации


На основе данных учебника и карт заполните таблицу. Сделайте выводы о густоте речной сети в разных районах и факторах, ее определяющих

Природные районы

Основные реки

Густота речной сети

Факторы обуславливающие

густоту речной сети








9.Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы и поиск способов её решения


Для каких целей население использует воду? Используя текст учебника составьте схему «Водопотребление населения ЧР»

- Да, действительно вода играет в жизни человека большую роль, но ее запасы, тем более чистой не бесконечны. А теперь давайте подумаем, какие методы очистки воды могут применяться в Чувашии?

Процесс очистки делится на 4 этапа: механический, биологический, дезинфекция сточных вод, обработка осадка. Очищенные таким образом сточные воды переходят на первичные отстойники. В результате механической очистки удаляется до 60-70% минеральных загрязнений. Следующий этап биологический, т.е. находящиеся в воде органические и неорганические составляющие обрабатываются за счёт биологического окисления, в этом процессе задействованы разные микроорганизмы – простейшие бактерии. На данном этапе происходит минерализация сточных вод, удаление органического азота и фосфора, главной целью, которой является снижение биологического потребления кислорода.



10.Формирование знаний о водных ресурсах своего района путем обсуждения вопроса и самостоятельного поиска информации, работа в группах.

А теперь давайте рассмотрим реки нашего района.

1. Какие реки вы знаете? Какие из них относятся к крупным, а какие к малым?

2. Какие еще виды водных объектов у нас представлены?



11. Домашнее задание


Изучить параграф учебника «Поверхностные и подземные воды» (с. 47 – 52), подготовить доклады по одной из рек нашей местности и сделать презентацию.

Задание 1. По литературным данным и картографическим источникам дайте характеристику одной из рек нашей местности по следующему плану:

1) Название реки и его происхождение

2) Географическое положение реки и ее бассейна, выраженность водораздела в рельефе

3) Место впадения

4) Длина, площадь бассейна, исток и его высота, падение, уклон.

5) Источники питания и водный режим реки

6) Ледовый режим (начало ледостава и весеннего ледохода, длительность ледостава)

Задание 2. Сделать презентацию по данной реке.

Презентация оценивается по следующим критериям:

-количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов)

- текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список), без полных предложений

- иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания

- иллюстрации хорошего качества, с четким изображением

- используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)

- текст легко читается

- презентация не перегружена эффектами

- презентация отражает основные этапы изучения

- содержит ценную, полную, понятную информацию по теме доклада

Требования к выступающему:

- выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает идеи

- электронная презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его

- в выступлении отражен вклад каждого участника в работу группы (по возможности)









Приложение №1

Бассейн, какой реки изображен на карточке, подпишите ее название и покажите, в каком направлении она течёт?





Название реки : ____________________________________________________________________

К бассейну, какого океана принадлежит? ______________________________________________

__________________________________________________________________________________

Направление течения (на схеме показать стрелкой) ______________________________________

Приложение №2



Приложение №3

«Блиц-опрос»

  1. На какой равнине расположена Чувашская Республика?

  2. Чему равна площадь Республики?

  3. С какими субъектами РФ Чувашская Республика?

  4. В какой части света находится Чувашия?

  5. Что такое бассейн реки?

  6. Чем горные реки отличаются от равнинных?







































Приложение №4







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!