Цель урока: | формирование знаний у учащихся о реках Чувашской Республики, их значении. |
Задачи урока: | дать понятие о размещении рек по территории Чувашии; формирование умений извлекать нужную информацию и делать выводы о реках Чувашской Республики и Ибресинского района; продолжение экологического воспитания школьников; воспитание бережного отношения к водным объектам своего района. |
Планируемые результаты. | 1) называть особенности рек Чувашской Республики, уметь показывать их на карте; 2) называть особенности рек Ибресинского района, уметь показывать их на карте. |
Тип урока: | комбинированный |
Необходимое оборудование и материалы: | учебник Трифоновой З.А. «География Чувашской Республики», атласы, контурные карты, компьютер, презентация. |
|
Этап урока | Ход урока | |
1. Организационный момент. | Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Приветствие. Проверка подготовки рабочих мест к уроку. | |
2. Проверка знаний домашнего задания. | Работа по карточке. Бассейн, какой реки изображен на карточке, подпишите ее название и покажите, в каком направлении она течёт? (Приложение №1). «Слепая карта». На карте отмечены цифрами объекты. На отдельном листе вы должны написать названия 16 географических объектов, имеющих отношение к внутренним водам. Пользоваться картами запрещено. (Приложение №2). «Блиц-опрос» (Приложение №3) На какой равнине расположена Чувашская Республика? (Русская) Чему равна площадь Республики? (18 300 км² ) С какими субъектами РФ Чувашская Республика (Марий Эл, Мордовия, Нижегородская область, Татарстан, Ульяновская область) В какой части света находится Чувашия? (Европа) Что такое бассейн реки? (весь участок земной поверхности, с которого вода стекает в реку, и ее притоки) Чем горные реки отличаются от равнинных? | |
3. Объявление темы урока и постановка целей урока совместно с учащимися. | Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок и ребуса: 1. Течет, течет – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит. 2. Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. 3. - Вы уже поняли, что тема урока …(Река ) - Но говорить мы сегодня будем не обо всех реках, а только о реках нашей Республики. - Итак, открываем тетради, записываем тему «Реки Чувашии». | |
4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. | Сегодня мы с вами постараемся выявить особенности рек нашей республики, определить их хозяйственное значение. | |
5. Объяснение нового материала учителем при помощи учащихся. | - Какие виды поверхностных вод вам известны? - Вспомним, что означают понятия: русло, терраса, долина, плес, падение реки, режим и питание реки? Реки традиционно использовались населением в хозяйстве и потому, первые люди селились рядом с реками. В питании чувашей значительную роль играла речная рыба. - Назовите основную реку, которая формирует речную сеть в Чувашии? Волга протекает на севере республики на протяжении 124 км, образуя Чебоксарское и Куйбышевское водохранилище, в нее впадают многочисленные большие и малые притоки. - Доклад учащихся о Куйбышевском и Чебоксарском водохранилищах. - Общее число рек в Чувашии – 2356. Из них 87,8 % - малые реки, длиной меньше 5 км, 2% реки длиной от 25 до 100 км, а более 100 км – 0,2 %. Некоторые реки имеют притоки восьмого порядка (Большой Цивиль). Общая протяженность рек в Чувашии – 8652 км. Режим рек неравномерный. Основная масса воды приходится на весеннее половодье. Самый низкий уровень воды весной наблюдается в юго-западной части. - Почему? (песчаные грунты способствуют просачиванию талых вод). Летние паводки – редки. В реках, протекающих по лесным массивам, зимний уровень воды низкий. Замерзают реки в первой половине ноября. Ледостав длится 140 – 150 дней. Питание рек снеговое и грунтовыми водами. Левые притоки Волги протекают по слабозаселенным территориям и выносят в водохранилище относительно чистую воды. Крупнейших приток – река Парат (46,9 км). Самый крупный правы приток Волги – река Сура, длина которой 841 км. Протекает она вдоль западной границы республики. Русло извилостое, шириной 110 – 260 м. Средний уклон реки 8 см. Скорость реки в среднем течения – 0,5 – 0,6 м/с, а в нижнем – 0,2 – 0,3 м/с. Сура – мутный приток Волги. Она уникальна. От устья реки Алатырь, до реки Алгашка Сура течет вдоль высокого крутого левого берега. А крупные реки в северном полушарии имеют высокий правый берег. | |
6. Практическая работа «Характеристика притока Суры». | Охарактеризовать реку Кубня по плану: 1. Географическое положение (исток и устье, по какой территории протекает). 2. Характер течения. 3. Питание реки. 4. Режим реки. 5. Хозяйственное значение. Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы и поиск способов её решения – Как вы считаете, может ли Чувашская Республика, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка пресной воды и почему? | |
7. Активизация навыков работы с картой. (приложение №4,5) | Выполнение заданий. Задание 1. Отметьте на контурной карте: Реки: Волга, Цивиль, Большой Цивиль, Малый Цивиль, Карла, Киря, Алатырь, Кубня, Була, Рыкша, Унга, Аниш А где крупных водных объектов больше всего? С чем это связано? | |
8.Формирование навыка работы с учебником, поиска необходимой информации | На основе данных учебника и карт заполните таблицу. Сделайте выводы о густоте речной сети в разных районах и факторах, ее определяющих № | Природные районы | Основные реки | Густота речной сети | Факторы обуславливающие густоту речной сети | | | | | | | |
9.Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы и поиск способов её решения | Для каких целей население использует воду? Используя текст учебника составьте схему «Водопотребление населения ЧР» - Да, действительно вода играет в жизни человека большую роль, но ее запасы, тем более чистой не бесконечны. А теперь давайте подумаем, какие методы очистки воды могут применяться в Чувашии? Процесс очистки делится на 4 этапа: механический, биологический, дезинфекция сточных вод, обработка осадка. Очищенные таким образом сточные воды переходят на первичные отстойники. В результате механической очистки удаляется до 60-70% минеральных загрязнений. Следующий этап биологический, т.е. находящиеся в воде органические и неорганические составляющие обрабатываются за счёт биологического окисления, в этом процессе задействованы разные микроорганизмы – простейшие бактерии. На данном этапе происходит минерализация сточных вод, удаление органического азота и фосфора, главной целью, которой является снижение биологического потребления кислорода. | |
10.Формирование знаний о водных ресурсах своего района путем обсуждения вопроса и самостоятельного поиска информации, работа в группах. | А теперь давайте рассмотрим реки нашего района. 1. Какие реки вы знаете? Какие из них относятся к крупным, а какие к малым? 2. Какие еще виды водных объектов у нас представлены? | |
11. Домашнее задание | Изучить параграф учебника «Поверхностные и подземные воды» (с. 47 – 52), подготовить доклады по одной из рек нашей местности и сделать презентацию. Задание 1. По литературным данным и картографическим источникам дайте характеристику одной из рек нашей местности по следующему плану: 1) Название реки и его происхождение 2) Географическое положение реки и ее бассейна, выраженность водораздела в рельефе 3) Место впадения 4) Длина, площадь бассейна, исток и его высота, падение, уклон. 5) Источники питания и водный режим реки 6) Ледовый режим (начало ледостава и весеннего ледохода, длительность ледостава) Задание 2. Сделать презентацию по данной реке. Презентация оценивается по следующим критериям: -количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов) - текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список), без полных предложений - иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания - иллюстрации хорошего качества, с четким изображением - используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) - текст легко читается - презентация не перегружена эффектами - презентация отражает основные этапы изучения - содержит ценную, полную, понятную информацию по теме доклада Требования к выступающему: - выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает идеи - электронная презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его - в выступлении отражен вклад каждого участника в работу группы (по возможности) | |
Бассейн, какой реки изображен на карточке, подпишите ее название и покажите, в каком направлении она течёт?
Название реки : ____________________________________________________________________
К бассейну, какого океана принадлежит? ______________________________________________
__________________________________________________________________________________
Направление течения (на схеме показать стрелкой) ______________________________________