СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока Решение логических задач.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный урок на тему: "Решение логических задач". В документе имеется презентация к конспекту и раздаточные карточки

Просмотр содержимого документа
«конспект»

План-конспект урока

Решение логических задач.

Цель урока: продолжать знакомить учащихся с методом решения логических задач с помощью таблиц истинности.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Повторение и систематизация пройденного материала;

  • Научить учащихся решать логические задачи с помощью таблиц истинности;

Развивающие:

  • Развитие мотивации к изучению информатики;

  • Развитие творческих способностей детей;

Воспитывающие:

  • Воспитание культуры умственного труда.

Тип урока: освоение и закрепление нового материала.

План урока

  1. Организационный момент (2 мин.).

  2. Активизация опорных ЗУН учащихся (3мин.).

  3. Приобретение новых умений и навыков (15мин.).

  4. Практическая работа (15 мин.).

  5. Подведение итогов, выставление оценок (5 мин.).

Ход урока

I. Организационный момент

  • приветствие;

  • проверка отсутствующих;

  • постановка целей урока.


- Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать как строили таблицы истинности.

II. Активизация опорных ЗУН учащихся

- Для этого нам необходимо повторить все логические операции, которые мы изучали на прошлом уроке.

Отвечаем на вопросы:

  • Когда инверсия истинна и когда инверсия ложна? (Если высказывание истинно, то инверсия ложна и, наоборот. Если высказывание ложно, то инверсия истинна.)

  • В каком случае дизъюнкция ложна? (Если оба высказывания ложны, то дизъюнкция ложна, в остальных случаях дизъюнкция будет истинна.)

  • В каком случае конъюнкция истинна? ( Если оба высказывания истинны, то конъюнкция тоже истинна. В остальных случаях конъюнкция будет ложна.)

  • В каком случае импликация ложна? ( Импликация ложна только в одном случае: если первое высказывание истинно, а второе ложно. В остальных случаях будет истинна.)

  • В каком случае эквиваленция истинна и в каком ложна? (Эквиваленция истинна, если оба высказывания либо истинны, либо ложны. В остальных случаях ложна.) (Слайд 2)


III. Приобретение новых умений и навыков

Понятие таблицы истинности: таблица истинности — это таблица, в которой перечислены все возможные значения входящих логических переменных и соответствующие им значения функции. (Cлайд 3)

Определим для начала алгоритм наших действий:

  1. Определить число переменных.

  2. Определить число строк в таблице истинности.

  3. Записать все возможные значения переменных.

  4. Определить количество логических операций и их порядок.

  5. Записать логические операции в таблицу истинности и определить для каждой значение.

  6. Подчеркнуть значения переменных, для которых F = 1. (Cлайд 4)

Число строк определяются по формуле: N = 2q, где q — количество переменных. (Cлайд 5)

Порядок действий в таблицах определяется следующим образом:

  1. Действия в скобках.

  2. Инверсия (отрицание).

  3. Конъюнкция (умножение).

  4. Дизъюнкция (сложение).

  5. Импликация (следование).

  6. Эквиваленция (равенство).

(Cлайд 6)

Разберем алгоритм на конкретном примере. В) С (Слайд 7)

А

В

С

В

С

А В

В) С

0

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

0

1

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

1



  1. Определим число переменных. Три буквы следовательно, три переменные

  2. Число строк определяются по формуле: N = 2q, где q — количество переменных. Значит, 8 строк

  3. Запишем все возможные варианты наших переменных. Это когда 3 единицы; 2 единицы и 1 ноль; 2 нуля и 1 единица; 3 нуля.

  4. Определим порядок действий: Сначала “не В”, затем “А и не В”, после “не С”,в конце из выражения “А и не В” следует “не С”.

  5. Запишем для каждой операции её значение

  6. Подчеркнём в последнем столбце значения “1”.

Решаем вместе с доской. ВС) (Cлайд 8)



А

В

С

С

ВС

АВС

ВС)

0

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

0

1

0

0

1

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1

0

IV. Практическая работа

Решаем самостоятельно с карточек (Cлайд 9) (Приложение 1)

Проверяем вместе с доской (Слайд 10)

V. Подведение итогов, выставление оценок

Домашнее задание записываем в тетрадь. (Слайд 11)

Составьте таблицу истинности:

  1. (А В)   (С В);

  2. (АВ)(СА)




Просмотр содержимого презентации
«pril1»

Решение логических задач

Решение логических задач

Когда инверсия истинна и когда инверсия ложна?      В каком случае дизъюнкция ложна?  В каком случае конъюнкция истинна?  В каком случае импликация ложна?  В каком случае эквиваленция истинна и в каком ложна?
  • Когда инверсия истинна и когда инверсия ложна?

  • В каком случае дизъюнкция ложна?
  • В каком случае конъюнкция истинна?
  • В каком случае импликация ложна?
  • В каком случае эквиваленция истинна и в каком ложна?

Если высказывание истинно, то инверсия ложна и, наоборот,

Если высказывание ложно, то инверсия истинна.

Если оба высказывания ложны, то дизъюнкция ложна, в остальных случаях дизъюнкция будет истинна.

Если оба высказывания истинны, то конъюнкция тоже истинна. В остальных случаях конъюнкция будет ложна.

Импликация ложна только в одном случае: если первое высказывание истинно, а второе ложно. В остальных случаях будет истинна.

Эквиваленция истинна, если оба высказывания либо истинны, либо ложны. В остальных случаях ложна.

Понятие таблицы истинности

Понятие таблицы истинности

  • Таблица истинности – это таблица, в которой перечислены все возможные значения входящих логических переменных и соответствующие им значения функции.
Алгоритм построения таблиц

Алгоритм построения таблиц

  • Определить число переменных;
  • Определить число строк в таблице истинности;
  • Записать все возможные значения переменных;
  • Определить количество логических операций и их порядок;
  • Записать логические операции в таблицу истинности и определить для каждой значение;
  • Подчеркнуть значения переменных, для которых F = 1 .
Определение количества строк в таблице. Где N – количество строк в таблице  q – количество логических переменных, участвующих в данном высказывании.

Определение количества строк в таблице.

Где N – количество строк в таблице

q – количество логических переменных, участвующих в данном высказывании.

Порядок выполнения действий

Порядок выполнения действий

  • Инверсия (отрицание)
  • Операции в скобках
  • Конъюнкция (логическое умножение)
  • Дизъюнкция (логическое сложение)
  • Импликация (следование)
  • Эквиваленция(равенство)
Пример: (А    В)    С А А А А А А В В В В В В 0 0 0 0 0 0 С 0 0 С С С 0 0 0 С 0 0 0 С 0   В 0   В 0 0   В   В 0   В 0   В 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0   С 1 1 1 1 1 1 1 1   С 1 1 1 1 1   С   С 1 1 1 1   С 1 1   С 0 0 1 0 А    В 1 1 А    В А    В А    В А    В А    В 0 1 0 1 1 0 0 0 0 1 0 1 1 1 1 1 0 0 (А    В)    С 0 0 1 1 (А    В)    С 0 (А    В)    С 1 (А    В)    С 1 1 0 1 (А    В)    С 0 (А    В)    С 0 0 0 0 1 1 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 1 0 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1

Пример: (А В) С

А

А

А

А

А

А

В

В

В

В

В

В

0

0

0

0

0

0

С

0

0

С

С

С

0

0

0

С

0

0

0

С

0

В

0

В

0

0

В

В

0

В

0

В

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

С

1

1

1

1

1

1

1

1

С

1

1

1

1

1

С

С

1

1

1

1

С

1

1

С

0

0

1

0

А В

1

1

А В

А В

А В

А В

А В

0

1

0

1

1

0

0

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

0

В) С

0

0

1

1

В) С

0

В) С

1

В) С

1

1

0

1

В) С

0

В) С

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

 (А  В  С) А А А А А В В В В В 0 0 0 0 0 0 0 С С С 0 0 0 0 0 0 С С 0 0 0 0 0   С 0   С   С 0   С   С 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 В  С 1 1 1 1 В  С 1 В  С 1 1 1 В  С 1 1 1 1 1 1 В  С 1 1 1 1 1 0 0 0 А  В  С 0 А  В  С А  В  С 0 0 0 0 А  В  С А  В  С 0 0 1 0 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 0   (А  В  С) 0 0 0 1 1 0   (А  В  С) 1 1 0 1   (А  В  С)   (А  В  С) 1 1 0 1 1   (А  В  С) 1 0 1 0 0 1 1 1 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 0 0 1 1 1 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 0

В  С)

А

А

А

А

А

В

В

В

В

В

0

0

0

0

0

0

0

С

С

С

0

0

0

0

0

0

С

С

0

0

0

0

0

С

0

С

С

0

С

С

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

В  С

1

1

1

1

В  С

1

В  С

1

1

1

В  С

1

1

1

1

1

1

В  С

1

1

1

1

1

0

0

0

А В  С

0

А В  С

А В  С

0

0

0

0

А В  С

А В  С

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

0

В  С)

0

0

0

1

1

0

В  С)

1

1

0

1

В  С)

В  С)

1

1

0

1

1

В  С)

1

0

1

0

0

1

1

1

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

0

0

0

0

1

1

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

0

Самостоятельная работа Вариант1 Вариант2 Расставьте над символами логических операций номера в порядке выполнения операций при вычислении выражения. Расставьте над символами логических операций номера в порядке выполнения операций при вычислении выражения.  а)  А  (В  С)  б)А  (В  С)  D 2. Составьте таблицу истинности  ((А  В)  С)  а) А  В  С)  б)  (А  В)  С 2. Составьте таблицу истинности  А  В  С

Самостоятельная работа

Вариант1

Вариант2

  • Расставьте над символами логических операций номера в порядке выполнения операций при вычислении выражения.
  • Расставьте над символами логических операций номера в порядке выполнения операций при вычислении выражения.

а)  А  (В  С)

б)А  (В  С)  D

2. Составьте таблицу истинности  ((А  В)  С)

а) А  В  С)

б)  (А  В)  С

2. Составьте таблицу истинности  А  В  С

2 1 3 2 1 4  а)  А  (В  С)  б)А  (В  С)  D  а) (А  В  С) б)  (А  В)  С 5 3 1 2 3 4 1 2 F =  ((А  В)  С) F =  А  В  С А A В 0 B 0 0 0 С 0 C 0 0 0 0 А  В 0  A 0 1 1 ((А  В)  С) 1 0 0 1 1 0 1 1 1 0 F 1 0  B 1  А  В 1 0 0 1 1 1 1 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 F 1 1 0 1 1 1 1 1 0 1 0 0 1 0 0 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 1 0 1 1 0 0 1 1 0 1 1 1 0 0 1 0 1 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0

2

1

3

2

1

4

а)  А  (В  С)

б)А  (В  С)  D

а) (А  В  С) б)  (А  В)  С

5

3

1

2

3

4

1

2

F =  ((А  В)  С)

F =  А  В  С

А

A

В

0

B

0

0

0

С

0

C

0

0

0

0

А В

0

A

0

1

1

((А В) С)

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

F

1

0

B

1

А  В

1

0

0

1

1

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

F

1

1

0

1

1

1

1

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

Домашнее задание Составьте таблицу истинности:

Домашнее задание

Составьте таблицу истинности:

  • (А  В)   (С  В);
  • (А  В)  (  С  А)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!