Урок №90
Тема урока: Решение текстовых задач.
Цели урока: закрепить знания и умения учащихся в нахождении наибольшего общего делителя; активизировать знания учащихся в решении текстовых задач; развивать логическое мышление и скорость решения устных упражнений.
Формирование УУД:
Познавательные: закрепить знания и умения учащихся в нахождении наибольшего общего делителя чисел; активизировать знания учащихся в решении текстовых задач; развивать логическое мышление и скорость решения устных упражнений.
Личностные и коммуникативные: воспитывать привитие интереса к математике, аккуратность записей; воспитывать уважительное отношение друг к другу; показать обучающимся, что понятие наибольшего общего делителя применимо в обычной жизни.
Регулятивные: способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы, побуждать учеников к само- и взаимоконтролю, вызывать у них потребность в изучении математики.
Планируемые результаты
Предметные: ученик научится находить наибольший общий делитель; научится решать задачи , применяя НОД.
ученик получит возможность применять знания при решении задач с практическим содержанием.
Личностные:
ученик получит возможность контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
Метапредметные: ученик научится определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии с известными правилами;
ученик получит возможность научиться элементам волевой саморегуляции, мобилизации сил к преодолению препятствий.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического настроя на работу.
Проверка домашнего задания. У доски.
Актуализация знаний.
1. Устный счет (распечатанные карточки на партах)
2.Повторение и закрепление изученных тем
Определение как найти НОД в общем случае: Чтобы найти НОД (Наибольший общий делитель) нескольких натуральных чисел надо:
1) Разложить их на простые множители.
2) Выписать множители, входящие в разложение одного из них.
3) Вычеркнуть те, которые не входят в разложение остальных чисел.
4) Перемножить множители, получившиеся в записи. или
а) Разложить числа на простые множители;
б) Найти одинаковые множители и подчеркнуть их;
в) Найти произведение общих множителей.
Применение знаний.
Решение задачи (стр. 149 Задача № 678):
Задача. Для участия в эстафете нужно разделить 36 девочек и 24 мальчика на команды с одинаковым числом участников, состоящие только из мальчиков или только из девочек. Какое наибольшее число участников может быть в каждой команде? Сколько команд получится?
Пример решения задачи на нахождение НОД. Нахождение НОД подбором.
Решение: Каждое из чисел и 36, и 24 должно делиться на количество участников команды девочек или мальчиков.
1) Выпишем делители 36: 36, 18, 12, 9, 6, 3, 2, 1
2) Выпишем делители 24: 24, 12, 8, 6,4, 2, 1
Выбираем наибольший общий делитель. Нашли, это число наборов 12 штук.
3) Найдем количество человек в команде которое получиться, для этого узнаем сколько всего детей и поделим на число команд (36+24):12 =5. Не забываем размерность и пишем ответ:
Ответ: Получится 12 команд по 5 человек в каждой команде.
Пример решения задачи на НОД. Нахождение НОД в общем случае.
Решение: Каждое из чисел и 36, и 24 должно делиться на число участников.
1)Выполним разложение 36 и 24 на простые множители. (Для этого Вам может очень пригодиться Таблица простых чисел.)
24 | 2 | | | | | 36 | 2 |
12 | 2 | | | | | 18 | 2 |
6 | 2 | | | | | 9 | 3 |
3 | 3 | | | | | 3 | 3 |
1 | | | | | | 1 | |
24=2*2*2*3
36=2*2*3*3
2) Выпишем множители, входящие в разложение большего из этих чисел и вычеркнем те, которые не входят в разложение второго числа. Получаем: 2*2*3*3=2*2*3=12. Нашли НОД = 12, т.е. это число команд 12.
3) Найдем количество человек в команде которое получиться, для этого узнаем сколько всего детей и поделим на число команд (36+24):12 =5. Не забываем размерность и пишем ответ:
Ответ: Получится 12 команд по 5 человек в каждой команде.
Физкультминутка
Решение задач.
Работаем в парах. Одна парта-одна пара.
№ | задача | решение |
1 | Заместитель директора Вера Александровна организует проведение дня здоровья. 424 человека повезут на стадион “Спартак” для проведения эстафет, а 477 человек – в плавательный бассейн с морской водой. Для перевозки нужно заказать автобусы. Перевозчик имеет автобусы с одинаковым количеством мест, все места должны быть заняты. Сколько автобусов надо заказать и сколько пассажиров будет в каждом автобусе? | НОД(424,477)=НОД(424;53)=53 53 человека в автобусе, 424:53=8 автобусов, 477:53=9 автобусов Всего 17 автобусов. |
2 | Марина Николаевна, член родительского комитета, закупила для новогодних подарков 84 мандарина, 56 апельсинов, 112 вкуснейших шоколадных конфет, и передала все это для упаковки Светлане Алексеевне, сын которой совсем недавно учится в этом классе и не помнит точно, сколько в нем человек, но знает, что больше 25. Сможет ли Светлана Алексеевна определить, на сколько человек ей распаковывать подарки? | НОД (84; 56; 112) = 28 В классе 28 человек. |
3 | На празднике “Последнего звонка” выступающим первоклассникам принято дарить подарки. Ученики 11 “а” класса купили 58 конфет, ученики 11 “б” класс – 116 “чупа-чупсов”, а ученики 11 “в” класса – по одной мягкой игрушке. Сколько куплено мягких игрушек? | НОД (58;116)=29 Куплено 29 мягких игрушек. |
4 | Продавец цветочного магазина к 8 марта получила с базы 45 тюльпанов, 30 нарциссов и 60 веточек мимозы. Из этих цветов ей надо составить максимально возможное количество одинаковых букетов. Зашедшая к ней в магазин дочка-шестиклассница быстро решила эту задачу, сообщив, сколько надо сделать букетов и какое количество каждого вида цветов в них войдет. Как рассуждала дочь Маша? | НОД(45;30;60)=15 букетов 45:15=3 тюльпана, 30:15=2 нарцисса 60:15=4 веточки мимозы. |
5 | Друзья Алексей Николаевич и Борис Петрович решили заняться гостиничным бизнесом. Для своей гостиницы Алексей Николаевич завез 108 кроватей и 72 шкафа, а Борис Петрович – 128 кроватей и 64 шкафа. Кровати и шкафы распределяются по комнатам поровну. Сколько комнат в гостиницах каждого из друзей? У кого из них остановиться третьему другу Александру Ивановичу, если он отдыхает с семьей, состоящей вместе с ним из 8 человек? | НОД(108;72)=36 – комнат у Алексей Николаевича; 108:36=3 кровати в номере; НОД(128;64)=32- комнат у Бориса Петровича. 128:32=4 кровати в номере. Александру Ивановичу лучше остановиться у Бориса Петровича номера по 4 человека). |
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание: Придумать интересную задачу, которая решается с помощью НОД, и решить ее. Задание выполнить на двойном листочке.
№ | задача |
1 | Заместитель директора Вера Александровна организует проведение дня здоровья. 424 человека повезут на стадион “Спартак” для проведения эстафет, а 477 человек – в плавательный бассейн с морской водой. Для перевозки нужно заказать автобусы. Перевозчик имеет автобусы с одинаковым количеством мест, все места должны быть заняты. Сколько автобусов надо заказать и сколько пассажиров будет в каждом автобусе? |
2 | Марина Николаевна, член родительского комитета, закупила для новогодних подарков 84 мандарина, 56 апельсинов, 112 вкуснейших шоколадных конфет, и передала все это для упаковки Светлане Алексеевне, сын которой совсем недавно учится в этом классе и не помнит точно, сколько в нем человек, но знает, что больше 25. Сможет ли Светлана Алексеевна определить, на сколько человек ей распаковывать подарки? |
3 | На празднике “Последнего звонка” выступающим первоклассникам принято дарить подарки. Ученики 11 “а” класса купили 58 конфет, ученики 11 “б” класс – 116 “чупа-чупсов”, а ученики 11 “в” класса – по одной мягкой игрушке. Сколько куплено мягких игрушек? |
4 | Продавец цветочного магазина к 8 марта получила с базы 45 тюльпанов, 30 нарциссов и 60 веточек мимозы. Из этих цветов ей надо составить максимально возможное количество одинаковых букетов. Зашедшая к ней в магазин дочка-шестиклассница быстро решила эту задачу, сообщив, сколько надо сделать букетов и какое количество каждого вида цветов в них войдет. Как рассуждала дочь Маша? |
5 | Друзья Алексей Николаевич и Борис Петрович решили заняться гостиничным бизнесом. Для своей гостиницы Алексей Николаевич завез 108 кроватей и 72 шкафа, а Борис Петрович – 128 кроватей и 64 шкафа. Кровати и шкафы распределяются по комнатам поровну. Сколько комнат в гостиницах каждого из друзей? У кого из них остановиться третьему другу Александру Ивановичу, если он отдыхает с семьей, состоящей вместе с ним из 8 человек? |
№ | задача |
1 | Заместитель директора Вера Александровна организует проведение дня здоровья. 424 человека повезут на стадион “Спартак” для проведения эстафет, а 477 человек – в плавательный бассейн с морской водой. Для перевозки нужно заказать автобусы. Перевозчик имеет автобусы с одинаковым количеством мест, все места должны быть заняты. Сколько автобусов надо заказать и сколько пассажиров будет в каждом автобусе? |
2 | Марина Николаевна, член родительского комитета, закупила для новогодних подарков 84 мандарина, 56 апельсинов, 112 вкуснейших шоколадных конфет, и передала все это для упаковки Светлане Алексеевне, сын которой совсем недавно учится в этом классе и не помнит точно, сколько в нем человек, но знает, что больше 25. Сможет ли Светлана Алексеевна определить, на сколько человек ей распаковывать подарки? |
3 | На празднике “Последнего звонка” выступающим первоклассникам принято дарить подарки. Ученики 11 “а” класса купили 58 конфет, ученики 11 “б” класс – 116 “чупа-чупсов”, а ученики 11 “в” класса – по одной мягкой игрушке. Сколько куплено мягких игрушек? |
4 | Продавец цветочного магазина к 8 марта получила с базы 45 тюльпанов, 30 нарциссов и 60 веточек мимозы. Из этих цветов ей надо составить максимально возможное количество одинаковых букетов. Зашедшая к ней в магазин дочка-шестиклассница быстро решила эту задачу, сообщив, сколько надо сделать букетов и какое количество каждого вида цветов в них войдет. Как рассуждала дочь Маша? |
5 | Друзья Алексей Николаевич и Борис Петрович решили заняться гостиничным бизнесом. Для своей гостиницы Алексей Николаевич завез 108 кроватей и 72 шкафа, а Борис Петрович – 128 кроватей и 64 шкафа. Кровати и шкафы распределяются по комнатам поровну. Сколько комнат в гостиницах каждого из друзей? У кого из них остановиться третьему другу Александру Ивановичу, если он отдыхает с семьей, состоящей вместе с ним из 8 человек? |