ТЕМА. РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА «ВЕСНЯНКА».
ЦЕЛЬ. Научить учащихся самостоятельно изготавливать народную куклу, проявлять творческий подход к делу. Добиться понимания основных художественных качеств народной культуры на примере народной игрушки.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ.
Обогащать представления учащихся о видах древних детских игрушек;
Ознакомить учащихся с историей тряпичной куклы, русской тряпичной куклы «Веснянка»;
Учить изготавливать народную куклу «Веснянка»;
Расширять словарный запас учащихся;
Создавать условия для развития творческих способностей детей, расширения их знаний при работе с разными материалами, формирование технологических умений;
Развивать умения и навыки изготовления тряпичных кукол;
Сохранять любовь к народной культуре, способствовать возрождению забытых народных традиций – тряпичных кукол;
Развивать навыки работы с различными материалами, глазомер и умения работать с лоскутами ткани, творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
Вырабатывать навыки, способствующие развитию аккуратности, чувство к красоте в изделии.
Прививать интерес к шитью, истории народного костюма.
Воспитывать трудолюбие, терпение, старательность настойчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ. Образцы кукол, ткань: лоскуты цветных и однотонных х\б тканей, тесьма различной ширины и цвета, бисер, ножницы, вата, нитки, карандаш, пособие “Традиционная народная кукла”, инструкционно-технологические карты для изготовления куклы, карточки по технике безопасности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. Народная игрушка, кукла-мотанка, тряпичная кукла, кукла-закрутка, шитая кукла, игровая кукла, обереговая кукла, кукла «Веснянка».
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ. История.
М ЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: беседа, рассказ-объяснение, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.
ТИП ЗАНЯТИЯ: комбинированное занятие.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ: каждые 20 минут занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Подготовка дежурными рабочих мест.
Подготовка учащихся к занятию.
Получение сведений об отсутствующих учащихся.
ІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Посмотрите в окно. Звонкой капелью нас приветствует весна. Посмотрите друг на друга, улыбнулись, зарядились хорошим настроением и включились в работу. Весна, замечательное и прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Сообщение темы занятия.
Поэтому тема урока Кукла «Веснянка». Сегодня мы познакомимся с историей куклы, тесно связанной с обычаями и традициями наших предков, а также научимся с вами скручивать весеннюю веселую куклу.
ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Образ куклы Веснянки.
Посмотрите на эту куклу – Веснянку. Кукла Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны. Ростом куколка - с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета.
История народной куклы.
Это изделие пришло к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни: с приходом весны такие украшения принято дарить друг другу. Внешний вид стал немного другим; для его изготовления использовали несколько другие материалы, но приемы работы во многом сохранились, и их мы будем использовать.
Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Но не только этим была обусловлена ее безликость. В процессе игры с такой куклой у детей развивается фантазия и воображение.
Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Применение куклы.
Как вы думаете, как используется такое изделие в наши дни? Это сувенир, украшение, наподобие брошки. Его дарят и носят на одежде, поздравляя с приходом весны. Подарив такую куколку в виде оберега женщине — значит пожелать всегда быть обаятельной и привлекательной, именно такую куклу оберег мы постараемся с вами изготовить.
Цветовая гамма (символические цвета)
Для игрушек использовали обязательно два цвета: белый и красный. Оба цвета символичны: Белый цвет - в народной культуре символизировал весеннюю землю. Красный цвет – символ небесного огня. С приходом весны жаркое солнце согревает землю, и возрождается новая жизнь.
Переходим к выполнению практической работы.
ІV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ НАРОДНОЙ КУКЛЫ «ВЕСНЯНКА».
1. Вводный инструктаж.
Технология изготовления куклы-веснянки
Анализ образца:
Из каких тканей будет выполняться кукла? ( х/б ткань)
Какие особенности имеет х/б ткань? ( натуральные волокна, высокая гигроскопичность, воздухопроницаемость)
Какие инструменты понадобятся для работы? ( ножницы)
- Мы не можем начать выполнять практическую работу, не повторив правил техники безопасности, а также вы должны вспомнить некоторые инструменты, необходимые для выполнения работы.
Ножницы – это инструмент, с которым надо обращаться осторожно, чтобы не пораниться.
М еры безопасности при работе с ножницами
Н а стол кладу я ножницы
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы
Должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми –
Может быть беда.
1. Делаем туловище куклы: складываем ткань к середине – делаем скрутку. Шарик синтепона для головы вкладываем в складку ближе к центру.
2. Формируем голову: скрутку сворачиваем пополам, выпуклость сверху. Делаем обрядовый жест: нитку прижимаем крепко большим пальцем. Это базовая постановка для завязывания узлов - всегда сначала прижимаем нитку большим пальцем, и только потом начинаем оборачивать. Так женщина включает свою силу и волю (их символизирует большой палец).
3. Делаем ручки. С двух сторон складываем ткань к центру (так же, как и скрутку для туловища). Завязываем края, не забывая важный жест - сначала нитку под большой палец, крепко прижать и обмотать вокруг ручки.
4. Теперь нужно куколку нарядить: надеваем юбку. Начинаем сзади, формируем складки, ровняем концы юбки, ставим нитку под большой палец, крепко прижимаем.
5. И последнее - фартучек и пояс. Складки фартучка лучше направить друг к другу к центру. Не забываем обрядовый жест - нитку прижимаем большим пальцем, затем оборачиваем вокруг, и завязываем узелок спереди. Красивый пояс бантиком.
6. Космы (волосы) – от слова «космический», в доказательство «космического» значения волос можно привести множество примеров. В древней Руси не стригли волос. Этот обычай сохранился в современных монастырях даже по отношению к мужчинам. Пропускаем пряжу в петельку головы, и расправляем так, чтобы концы были одинаковые.
7. Формируем прическу. Завязываем ниткой хвост, закругляя личико Веснянки. Кладем ее лицом вниз, отделяем прядку, которая будет закрывать затылок. Эту прядку привязываем к шее красной ниткой. Затем от шеи поднимаем прядь волос вверх, и снова собираем волосы в хвост, уже нитью цвета волос.
8. Заплетаем туго косу. В конце вплетаем в косу ленточку.
9. Завязываем веселый бантик у основания косы.
10. Кукла готова!
2. Текущий инструктаж.
У читель следит за соблюдением правил по технике безопасности, помогает выполнять практическую работу.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Какую куклу вы сегодня изготовили?
Почему она так называется?
Какими инструментами пользовались при выполнении практической работы?
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ (Мини – выставка детских работ).
Сегодня на уроке мы изготовили сувенир по мотивам народных образов. Это чудесные куклы “Веснянки”. П еред вами изображение ранней весны, давайте поможем природе окончательно пробудиться. Оживим эту картину с помощью наших красивых Веснянок. Знаете, когда-то у наших предков кукла изображала не человека, а Дух пробуждающейся природы.
ОЦЕНКИ. Все проявили творчество, все старались
ИТОГ УРОКА. Вам интересно было на занятии? Запомнили историю появления этих кукол? Всем спасибо!
VII. УБОРКА МАСТЕРСКОЙ
4