Тема: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» (Урок 2)
Цели:
1) Способствовать формированию знаний написанию парных звонких и глухих согласных в корне слова;
2)Содействовать развитию орфографической зоркости, связной речи учащихся;
3)Создать условия для воспитания культуры речи в общении.
Методическое обеспечение: Учебник «Русский язык,2( 2 часть)» иллюстрации с изображением Дюймовочки; муз. видеозапись для физкультминутки, презентация «Путешествие по сказке», памятки «Подарок от Дюймовочки.
План урока :
1. Организация начала урока
2. Проверка домашнего задания
1.2. Фронтальная устная проверка упр. 150;
3. Сообщение темы и целей урока
4. Минутка чистописания
5. Закрепление изученного материала
1.5. «Задание Жабы» (работа по упр.153 стр. 89);
1.6. «Дорога по воде» (упр.152,с. 88);
2.6. Задание Жука (работа с пословицами);
Физкультминутка;
3.6. Задание Мыши (диктант);
6. Домашнее задание.
упр.154, с.90
7. Подведение итогов. Рефлексия
1.7 Просмотр фрагмента мультфильма «Дюймовочка»
Ход урока:
1.Организация начала урока:
- Встали все у парт красиво,
Поздоровайтесь учтиво. (ученики здороваются)
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна. Сегодня урок русского языка буду вести у вас я.
2. Проверка домашнего задания:
-А теперь проверим ваше домашнее задание.Какие подобрали проверочные слова
(Учащиеся называют буквы,которые подчеркнули, а также проверочные слова)
-Молодцы. Видно, что дома вы проделали большую работу.
3.Сообщение темы и целей урока:
-Ребята, а вы любите путешествовать?
-Сегодня мы отправляемся в сказку.
-Если все ребята справятся с заданиями, то в конце урока вас ждет сюрприз.
-Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Будем продолжать учиться писать слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова. Подарите друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.
-А вы знаете какими мы должны быть, чтобы попасть в сказку?
-Что за сказка ждёт нас в гости? Отгадайте загадку:
Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зернышка,
Родной дом ее цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
-Откройте тетради. Положите их с наклоном. Запишите сегодняшнее число и «Классная работа»
4. Минутка чистописания:
-С какой буквы начинается слово Дюймовочка?
+С большой
-Почему это слово надо писать с заглавной буквы?
+Потому что это имя девочки
-Какую ещё орфограмму вы встретили в этом слове?
+ЧК\ЧН пишется без мягкого знака.
-Давайте напишем по образцу букву Д и слово Дюймовочка. Внимание на доску.
-Сначала проследим за правильным написанием буквы Д заглавной, затем д строчной и словом Дюймовочка. Обратите внимание на соединение букв в слове.
-Какой тип соединения?
+Верхний
-Правильно, молодцы. Приступайте к работе.
5.Закрепление изученного материала:
-Чтобы нам попасть в сказку необходимо пройти по тропинке правил и ответить на вопросы. Приготовьтесь к проверке:
-Что надо делать, чтобы не ошибиться при написании парных согласных в корне слова?
-А что это за звонкие согласные?
-А глухие –это какие ?
-Привидите примеры таких слов
-Верно, молодцы.
-Вот мы и в сказке!
- Вспомним начало сказки. Что произошло с Дюймовочкой, когда она в своей скорлупке из-под грецкого ореха спала на подоконнике?
+Жаба похитила Дюймовочку.
-Дюймовочка испугалась, но она вспомнила, что у неё есть хорошие друзья, которые помогут ей. Конечно же, это вы, ребята.
-Итак, ребята, чтобы Дюймовочке уйти от жабы, ей надо выполнить её задание.
Задание Жабы:
-Нам свами необходимо вставить противоположные по смыслу слова в предложения. А предложения эти находятся в упр. 153
-Молодцы, ребята! От жабы Дюймовочка ушла. Поплыла она в своей скорлупке по реке. Плывёт она и вдруг здесь ей тоже повстречалось препятствие. Не пускают её слова с парными звонкими и глухими согласными. Чтобы с ней здесь не случилось беды, мы поможем ей быстрее добраться до берега. Сейчас мы должны выполнить упр 152. Надо их правильно выписать, тогда Дюймовочка сможет плыть дальше.
-А как вы понимаете значение слова САЛАЗКИ
салазки [салазки] мн. 1) Маленькие санки для катания с гор или перевозки грузов вручную. 2) Подвижная, скользящая деталь некоторых машин и аппаратов, внешним видом напоминающая такие санки.
-Молодцы ребята.
-Но не успела Дюймовочка выйти на берег, как её тут же схватил Жук, который пролетал мимо и унёс к себе. Уж больно она ему понравилась, и захотел он на ней жениться.
-Давайте поможем Дюймовочке уйти от жука. Выполним его задание.
-Посмотрите на доску.
-Догадайтесь, какие буквы убежали? Прочитайте (хором) и объясните значение пословиц:
1) Береги но…(с) в большой моро….(з)
2) Сне…(г) глубо…(к) – го…(д) хорош
3) Зимой шу…(б)ка не шу…(т)ка.
4) В зимний холо…(д) всякий моло…..(д)
-Прочитайте слова с пропусками и скажите, какие звуки пропущены? (Звонкие и глухие парные согласные)
-А какие слова будут проверочными (устно)?
нос-носы,
мороз-морозец.
холод-холода,
глубок-глубокий,
снег-снега,
шубка-шуба,
шутка-шутить,
молод-молодость
-Правильно, молодцы. И сейчас вы помогли Дюймовочке. Кого встретила потом Дюймовочка? (Мышь)
-Мышь была добрая. Обогрела и накормила она девочку. Дюймовочка наконец-то смогла отдохнуть. Давайте и мы отдохнём.
(Физкультминутка)
-Мышь решила помочь Дюймовочке, чтобы та счастливо жила и решила выдать её замуж за богатого, но скупого крота. Дюймовочка опять расстроилась. И теперь надо помочь Дюймовочке уйти от жадного слепого крота.
-А задание мыши очень сложное. Мы с вами должны написать диктант
1. Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.
На траве нет росы. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!
Слово для справки: осветились.
2. Компас
Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.
Слова для справок: компас, к палатке.
7 Домашнее задание.
- Ребята, ласточка, которая помогла Дюймовочке добраться до дому на своих крылышках, принесла вам домашнее задание. Выполните его дома в тетрадях. Откройте дневники и запишите домашнее задание: упр. 154. В нём вам необходимо списать, вставляя пропущенные буквы и записать проверочные слова.
-Кто не понял, как выполнять домашнее задание?
8. Итог урока. Рефлексия.
- Вот мы и помогли Дюймовочке.
-Чем же закончилась эта сказка, смогли ли мы Дюймовочке помочь? Давайте посмотрим фрагмент мультфильма.
(Дети просматривают фрагмент мультфильма «Дюймовочка»)
-Мы смогли помочь девочке-Дюймовочке?
-А что мы для этого делали?
-А какие качества мы сегодня с вами совершенствовали?
-Какими мы должны быть ?
-А если вы попадёте в беду, что вы должны делать?
-А какие качества в себе должен развивать человек, чтобы стать добрым и отзывчивым человеком?
-Ребята, у вас на партах есть две картинки — солнышко и тучка.
-Какое настроение у вас осталось после сегодняшнего урока? Покажите это с помощью одной из картинок.
-Мы на уроке выполняли много разных заданий. Какой отметкой вы оценили бы свою работу.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Дорогие ребята, за помощь Дюймовочка передала вам на память памятки.
- Урок закончен. До новых встреч!