Тема урока: «Слова с удвоенными согласными»
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Задачи:
познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами; способствовать развитию орфографической зоркости;
учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
– Добрый день!
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– А хотите ли вы учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
– Начинаем урок русского языка.
Рассказать секреты слова (СЛАЙД )
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Запись даты урока в тетрадях уч-ся.
– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня .... Классная работа.
II. Чистописание. Актуализация знаний
(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).
мм пп лл рр (сс бб дд жж)
– Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
– Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук)
– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка.
– В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).
– Поиграем в игру «Доскажи словечко»
1) Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (класс)
2) Простудился я вчера
Голова болит с утра
Я закашлялся, охрип
У меня наверно ... (грипп)
3) Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут … (аллея)
– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?
Класс, грипп, аллея
– Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.
– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.
III. Постановка учебной задачи
– Сегодня мы отправимся в город, который называется… (СЛАЙД)
Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.
– Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)
– Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)
– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением). Например, …
– О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …
– О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо). Например, …
Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвоенной согласной?
– Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей)
– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?
– Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу)
– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).
IV. Физминутка для глаз (СЛАЙД )
V. Работа по теме урока
1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными
Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.
– Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?
1) Если в доме много (с, сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.
– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие)
2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?
3) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).
4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
Чем получить ангину или гри (п, пп)
Проверь себя
– Назовите слова, сходные по звучанию.
– В чем их различие? (Написание, лексич. значение)
– Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова.
2. Проблемный вопрос:
Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)
– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)
А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.
3. Классификация слов
– Распредели слова по группам (CЛАЙД )
Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория.
Проверь себя (CЛАЙД )
– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными?
бб суббота
нн Инна, Анна, колонна, ванна, тонна
лл аллея, коллекция, Алла, троллейбус
рр перрон, территория
жж жужжит
4.Работа по учебнику (По буквам рр, лл, нн, мм.)
– А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? (В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро.)
колонна теннис
пассажир класс
телеграмма килограмм
Сделайте вывод. (К первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй — слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднения,
Обрати внимание:
В словах галерея, юный, длина нет
удвоенной согласной!
5. Происхождение слов
– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога. (Зачитать из словаря).
– Есть еще один интересный факт — УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.
МИЛЛИОН БАССЕЙН
ШОССЕ КРОССВОРД
Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.
– Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
VI. Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты сесть.
VI. «Выведение правила переноса слов»
– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.
– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую .
Эти буквы – близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни.
– В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.
шо-ссе
один-надцать
ра-ссказ
хок-кей
акк-уратно
перр-он
груп-па
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се).
Шестой день недели (суб-бота)
Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
Место, где продают билеты (кас-са)
Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)
VII. Творческая работа (в группах)
– Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.
Суббота, Одесса, касса, пассажир.
Класс, теннис, хоккей.
Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи. По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности).
VIIIЗакрепление изученного материала.
Работа в группах: игра “Собери слова” (из конверта достаются карточки со слогами):
мас сум груп шос рас пер хок тен | кей рон па нис са ма се сказ |
- Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в группах. (устно, на карточках)
- Как разделить слова с удвоенной согласной для переноса?
(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)
IX. Итог урока
К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.
– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?
– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)
Проблемный вопрос и правило. (СЛАЙД)
– Как определить, является ли слово жителем города Удвоенные согласные?
Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому-нибудь общему правилу? (Их невозможно проверить)
– Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами) (СЛАЙД )
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?
VII. Рефлексия (СЛАЙД )
– Оцени свою работу на уроке.
X. Домашнее задание (дифференцированное) (СЛАЙД)
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемены ждут ребят,
Поиграть, попрыгать надо!
– Урок окончен, желаю всем успехов!