План-конспект урока русского языка в 3 классе
«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
1.Учитель: Газиева Елена Вячеславна
2. Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области
3. Должность: учитель начальных классов
4. Предмет : Русский язык
5. Класс: 3в
6. Тема и номер урока в теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих», в теме урок №1
7. Базовый учебник: Русский язык В.П.Канакина 3 класс ; Москва «Просвещение», 2013 год (программа «Школа России»)
8.Цель урока: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»
9.Задачи:
1. -выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
2. -развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.
- формировать умение работать в парах, группах;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. - формирование умения адекватно оценивать свою работу;
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
10 .Тип урока: урок открытия новых знаний
11. Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | 2 | 4 | 5 |
1 | Мотивация (Слайд 1) | - На уроке я сижу, Не кричу и не стучу. Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю. Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на восприятие учебного материала. | Настраиваются на работу. |
2 | Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке). | Прочитайте слова (запись на доске). (Слайд 2) В..юга, пал..то, крыл..я, кон..ки, комп..ютер, обез..яна, мебел.. Что общего у этих слов? По какому признаку можно разделить слова на группы? Запишите слова в 2 столбика: 1-разделительный мягкий знак, 2 группа - мягкий знак-показатель мягкости. Проверка. (Слайд 3) | Дети читают. Во всех словах пропущен мягкий знак. Группируют слова, записывают их в тетрадь. |
3 | Выявление места затруднения. | Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. Предлагаю вам слово дочь К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему? Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий). Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак). А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце). Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе). Куда определим данное слово? (Слово дочь отнесем в третью группу). Аналогичная работы со словом рожь. (Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе). Возникает проблемная ситуация. Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”. Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак). Фиксация проблемной ситуации на доске дочь рожь ? - Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака в русском языке. | Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока. (Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак). |
4 | Открытие детьми нового материала | Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ответственного. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу. Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы). Карточка №1(Слайд 4) ёж, мышь, кирпич, дочь, плащ, вещь 1. Прочитайте слова. 2. Определите, какие это части речи. 3. Какие звуки слышатся на конце слов? 4. Определите род. 5. Запишите слова в два столбика по родам. 6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется. 7. Сделайте вывод, запишите его на листе. (Слайд 5) -Какая же тема урока? | Дети работают в группах, делают вывод, записывают на лист. Формулируют тему урока: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" |
5 | Возвращение к проблеме | Почему же в словах дочь и рожь на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается). Какова роль мягкого знака? с.31,ч2 | Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом с.31 Ч2 |
6 | Работа с учебником (правило). | Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника). | Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске |
7 | Составление алгоритма. | А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм). (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм). 1. Существительное 2. С шипящим на конце 3. Сущ. ж.р- пишем ь, Сущ. м. р. - без ь Так запомним — род мужской Гонит Мягкий Знак метлой. Женский род — наоборот, Мягкий Знак в друзья берёт | Озвучивают алгоритм |
8 | Первичное закрепление | Работа со словосочетаниями. Запись на доске: красивая брош (?) золотая рож (?) серебристый ландыш (?) новая вещ (?) Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически. | Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях, Комментируют и проговаривают “шаги” алгоритма. |
9 | Закрепление с проговариванием во внешней речи | Работа в парах Следующее задание на карточках. Вы по очереди объясняете написание слов и записываете их . При выполнении можете обратиться к алгоритму. Карточка № 2 Запиши слова, поставив их в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род. скрипачи- обручи - моржи - ключи - печи - ночи - Проверка . | Дети работают в парах. |
10 | Физминутка | Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, то нужно присесть. Слова: ёж, мышь, кирпич, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж, врач, речь, камыш, луч, карандаш. | Выполняют упражнение на внимание. |
11 | Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания по выбору. Карточка № 3 1 уровень: Прочитайте написанные слова. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Борщ.(?), ключ(?), лещ(?), мелоч(?), дич(?), уж(?), лож(?). 2 уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок. Острый _______, резиновый _______, темная _______, золотая _______, кожаный _______. Слова для справок: брош(?), нож(?), плащ(?), ноч(?), мяч(?). Самопроверка, самооценивание. | Выполняют самостоятельную работу |
12 | Включение в систему знаний. | № 56 стр. 33 | |
13 | Рефлексия | Какое открытие вы сегодня сделали? Что было трудным (интересным, легким)? Оценивание. - В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую. 3.Если не разобрались в теме – голубую. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя |
12 | Домашнее задание | Правило с 31, упр.57 стр. 33 Желающие - отгадать кроссворд. | Записывают д/з в дневник с.33,упр 57 |
Карточка №1
ёж, мышь, кирпич, дочь, плащ, вещь
1. Прочитайте слова.
2. Определите, какие это части речи.
3. Какие звуки слышатся на конце слов?
4. Определите род.
5.Запишите слова в два столбика по родам
6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.
7. Сделайте вывод, запишите его на листок.
Карточка № 2
Запиши слова, поставив их в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род.
скрипачи- ________________ обручи -_______________
моржи - __________________ ключи - _______________
печи - ____________________ ночи - _______________
Карточка № 3
1 уровень: Прочитайте написанные слова. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Борщ.(?), ключ(?), лещ(?), мелоч(?), дич(?), уж(?), лож(?).
Карточка № 4
2 уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.
Острый _______, резиновый _______, темная _______, золотая _______, новый _______.
Слова для справок: брош(?), нож(?), плащ(?), ноч(?), мяч(?).