СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формировать умения  обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»»

План-конспект урока русского языка в 3 классе

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»


1.Учитель: Газиева Елена Вячеславна

2. Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области

3. Должность: учитель начальных классов

4. Предмет : Русский язык

5. Класс: 3в

6. Тема и номер урока в теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих», в теме  урок №1

7. Базовый учебник: Русский язык В.П.Канакина  3 класс ; Москва «Просвещение», 2013 год (программа «Школа России»)

8.Цель урока: формировать умения  обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

9.Задачи:

1. -выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

    - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. -развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.

    - формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

    - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3.  - формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

10 .Тип урока: урок открытия новых знаний

11. Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

 









Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

2

4

5

1

Мотивация (Слайд 1)

 

- На уроке я сижу,

Не кричу и не стучу.

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.

Настраиваются на работу.

 

2

Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).

 

Прочитайте слова (запись на доске). (Слайд 2)

В..юга, пал..то, крыл..я, кон..ки, комп..ютер, обез..яна, мебел..

Что общего у этих слов?

По какому признаку можно разделить слова на группы?

Запишите слова в 2 столбика: 1-разделительный мягкий знак,

2 группа - мягкий знак-показатель мягкости.

Проверка.

 (Слайд 3)

Дети читают.

Во всех словах пропущен мягкий знак.

Группируют слова, записывают их в тетрадь.

3

Выявление места затруднения.

 

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Предлагаю вам слово дочь

К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?

Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).

А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе).

Куда определим данное слово? (Слово дочь отнесем в третью группу).

Аналогичная работы со словом рожь.

(Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе).

Возникает проблемная ситуация.

Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”.

Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и  рожь  после шипящих пишется мягкий знак).

Фиксация проблемной ситуации на доске

дочь

рожь ?

- Сегодня мы узнаем еще об одной роли мягкого знака в русском языке.

Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока.

(Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).

 

4

Открытие детьми нового материала

Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ответственного. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы).

           Карточка №1(Слайд 4)

ёж, мышь, кирпич, дочь, плащ, вещь

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам.

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

7. Сделайте вывод, запишите его на листе.

(Слайд 5)

-Какая же тема урока?

Дети работают в группах, делают вывод, записывают на лист.

Формулируют тему урока: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

 

5

Возвращение к проблеме

 

Почему же в словах дочь и рожь  на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается).

Какова роль мягкого знака?

с.31,ч2

Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом

с.31 Ч2

6

Работа с учебником (правило).

 

 Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).

 

Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске

 

7

Составление алгоритма.

 

А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм).

(В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

1. Существительное

2. С шипящим на конце

3. Сущ. ж.р- пишем ь,

Сущ. м. р. - без ь


Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт

Озвучивают алгоритм

 

8

Первичное закрепление

 

Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

красивая брош (?)

золотая рож (?)

серебристый ландыш (?)

новая вещ (?)

Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически.



Работают коллективно, записи делают  в рабочих тетрадях,

Комментируют и    проговаривают “шаги” алгоритма.

9

Закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа в парах

Следующее задание на карточках. Вы по очереди объясняете написание слов и записываете их . При выполнении можете обратиться к алгоритму.

Карточка № 2

Запиши слова, поставив их в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род.

скрипачи- обручи -

моржи - ключи -

печи - ночи -

Проверка .

Дети работают в парах.

10

Физминутка

Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, то нужно присесть.

Слова: ёж, мышь, кирпич, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж, врач, речь, камыш, луч, карандаш.

 

Выполняют упражнение на внимание.

 

11

Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания по выбору.

Карточка № 3

1 уровень: Прочитайте написанные слова. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Борщ.(?), ключ(?), лещ(?), мелоч(?), дич(?), уж(?), лож(?).

2 уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.

Острый _______, резиновый _______, темная _______, золотая _______, кожаный _______.

Слова для справок: брош(?), нож(?), плащ(?), ноч(?), мяч(?).

 Самопроверка, самооценивание.

Выполняют самостоятельную работу

 

12

Включение в систему знаний.

№ 56 стр. 33


13

Рефлексия

Какое открытие вы сегодня сделали?

Что было трудным (интересным, легким)?

Оценивание.

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3.Если не разобрались в теме – голубую.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя

12

Домашнее задание

Правило с 31, упр.57 стр. 33

Желающие - отгадать кроссворд.

 

Записывают д/з в дневник

с.33,упр 57

 

 



Карточка №1

ёж, мышь, кирпич, дочь, плащ, вещь

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5.Запишите слова в два столбика по родам

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

7. Сделайте вывод, запишите его на листок.


Карточка № 2

Запиши слова, поставив их в единственное число. Обозначь орфограмму, укажи род.

скрипачи- ________________ обручи -_______________

моржи - __________________ ключи - _______________

печи - ____________________ ночи - _______________

Карточка № 3


1 уровень: Прочитайте написанные слова. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Борщ.(?), ключ(?), лещ(?), мелоч(?), дич(?), уж(?), лож(?).



Карточка № 4


2 уровень: Прочитайте написанные слова. Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные, используя слова для справок.

Острый _______, резиновый _______, темная _______, золотая _______, новый _______.

Слова для справок: брош(?), нож(?), плащ(?), ноч(?), мяч(?).











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!